Содержание
Введение…………………………………………………………..…...…………..3
Глава 1.
1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4
1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4
1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5
1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5
Глава 2
2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9
2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9
2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9
2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12
2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13
2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16
Глава 3.
3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19
Глава 4.
4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18
Глава 5.
5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20
Глава 6.
6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24
6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24
6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24
6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26
Заключение………………………………………………………………....…...28
Список использованной литературы…………………………………..…….…30
Введение
Малое предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малыхпредприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую социально-экономическую задачу. Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ. Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса. Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в города Москве на 2007 - 2009гг.Особенности малых предприятий
Виды малых предприятий
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
Малый бизнес в Москве
Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.
Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.
В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.
Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.
Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.
Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.
Таблица 1
Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.
Наименование вида деятельности | количество предприятий, ед. | % к итогу | изменение | ||
2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | ||
Всего (по всем видам деятельности) | 201 651 | 207 834 | 100,0 | 100,0 | 6 182 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 789 | 878 | 0,4 | 0,4 | 90 |
рыболовство, рыбоводство | 61 | 78 | 0,0 | 0,0 | 17 |
добыча полезных ископаемых | 495 | 688 | 0,2 | 0,3 | 194 |
обрабатывающие производства | 19 660 | 20 439 | 9,7 | 9,8 | 779 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 364 | 563 | 0,2 | 0,3 | 199 |
Строительство | 16 835 | 17 194 | 8,3 | 8,3 | 359 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 99 676 | 101 350 | 49,4 | 48,8 | 1 674 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 5 232 | 7 081 | 2,6 | 3,4 | 1 849 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 82 094 | 81 146 | 40,7 | 39,0 | -948 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 12 350 | 13 123 | 6,1 | 6,3 | 773 |
гостиницы и рестораны | 4 112 | 3 599 | 2,0 | 1,7 | -513 |
транспорт и связь | 7 607 | 9 069 | 3,8 | 4,4 | 1 462 |
финансовая деятельность | 4 809 | 5 778 | 2,4 | 2,8 | 969 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 38 780 | 38 829 | 19,2 | 18,7 | 49 |
Образование | 477 | 474 | 0,2 | 0,2 | -3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2 163 | 2 124 | 1,1 | 1,0 | -39 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 5 789 | 6 663 | 2,9 | 3,2 | 874 |
Таблица 2
Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.
Наименование вида деятельности | Средняя численность работников - всего
| % к итогу
| среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед.
| |||
2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | |
Всего (по всем видам деятельности) | 1 987 757 | 2 001 840 | 100,0 | 100,0 | 9,9 | 9,6 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 8 808 | 7 257 | 0,4 | 0,4 | 11,2 | 8,3 |
рыболовство, рыбоводство | 303 | 658 | 0,0 | 0,0 | 5,0 | 8,5 |
добыча полезных ископаемых | 2 095 | 2 080 | 0,1 | 0,1 | 4,2 | 3,0 |
обрабатывающие производства | 293 547 | 333 485 | 14,8 | 16,7 | 14,9 | 16,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2 353 | 2 647 | 0,1 | 0,1 | 6,5 | 4,7 |
строительство | 246 002 | 223 156 | 12,4 | 11,1 | 14,6 | 13,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 668 776 | 727 605 | 33,6 | 36,3 | 6,7 | 7,2 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 47 569 | 60 373 | 2,4 | 3,0 | 9,1 | 8,5 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 552 870 | 585 214 | 27,8 | 29,2 | 6,7 | 7,2 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 68 336 | 82 019 | 3,4 | 4,1 | 5,5 | 6,3 |
гостиницы и рестораны | 38 736 | 20 948 | 1,9 | 1,0 | 9,4 | 5,8 |
транспорт и связь | 61 856 | 69 556 | 3,1 | 3,5 | 8,1 | 7,7 |
финансовая деятельность | 23 593 | 46 571 | 1,2 | 2,3 | 4,9 | 8,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 494 085 | 420 031 | 24,9 | 21,0 | 12,7 | 10,8 |
образование | 2 183 | 1 468 | 0,1 | 0,1 | 4,6 | 3,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 38 934 | 43 887 | 2,0 | 2,2 | 18,0 | 20,7 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 106 361 | 102 063 | 5,4 | 5,1 | 18,4 | 15,3 |
Формы финансовой поддержки
-Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:
- субвенций юридическим лицам;
- субсидий физическим и юридическим лицам;
- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений.
Имущественная поддержка:
- Льготы по аренде нежилых помещений
- Льготы по аренде земельных участков
- Аукционы по аренде помещений
- Прочие конкурсы
- Целевой фонд нежилых помещений
- База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО
Иные формы поддержки:
- Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ
- Льготы при получении дистанционного образования
- Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене
- Льготы по размещению информационных указателей
- Льготы на размещение наружной рекламы
Заключение
В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.
На сегодняшний день в нашей стране идет продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Список использованной литературы
1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80
2. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999
3. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7
4. «Человек и труд» № 9/2007 стр 67.
5. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе
6. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5
7. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6
8. www.dmpmos.ru
9. www.mbm.ru
[1] http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=000525
[2] http://www.comch.ru/~voronezh/htm/lows/baselow.htm
[3] http://www.mbm.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=112714
Содержание
Введение…………………………………………………………..…...…………..3
Глава 1.
1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4
1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4
1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5
1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5
Глава 2
2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9
2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9
2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9
2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12
2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13
2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16
Глава 3.
3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19
Глава 4.
4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18
Глава 5.
5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20
Глава 6.
6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24
6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24
6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24
6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26
Заключение………………………………………………………………....…...28
Список использованной литературы…………………………………..…….…30
Введение
Малое предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малыхпредприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую социально-экономическую задачу. Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ. Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса. Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в города Москве на 2007 - 2009гг.Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек; в оптовой торговле 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.