Критерии выделения малых предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...…………..3

Глава 1.

1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4

1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4

1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5

1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5

Глава 2

2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9

2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9

2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9

2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12

2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13

2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16

Глава 3.

3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19

Глава 4.

4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18

Глава 5.

5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20

Глава 6.

6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24

6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24

6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24

6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26

Заключение………………………………………………………………....…...28

Список использованной литературы…………………………………..…….…30



Введение

Малое предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малыхпредприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую социально-экономическую задачу. Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.  Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.  Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в города Москве на 2007 - 2009гг.
1.Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты

Особенности малых предприятий

Виды малых предприятий

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.



Малый бизнес в Москве

 

Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.

Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.

В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.

Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.

Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.

Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.

 

Таблица 1

Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.

Наименование вида деятельности

количество предприятий, ед.

% к итогу

изменение

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

Всего (по всем видам деятельности)

201 651

207 834

100,0

100,0

6 182

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

789

878

0,4

0,4

90

рыболовство, рыбоводство

61

78

0,0

0,0

17

добыча полезных ископаемых

495

688

0,2

0,3

194

обрабатывающие производства

19 660

20 439

9,7

9,8

779

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

364

563

0,2

0,3

199

Строительство

16 835

17 194

8,3

8,3

359

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

99 676

101 350

49,4

48,8

1 674

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

5 232

7 081

2,6

3,4

1 849

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

82 094

81 146

40,7

39,0

-948

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

12 350

13 123

6,1

6,3

773

гостиницы и рестораны

4 112

3 599

2,0

1,7

-513

транспорт и связь

7 607

9 069

3,8

4,4

1 462

финансовая деятельность

4 809

5 778

2,4

2,8

969

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

38 780

38 829

19,2

18,7

49

Образование

477

474

0,2

0,2

-3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

2 163

2 124

1,1

1,0

-39

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5 789

6 663

2,9

3,2

874

 

Таблица 2

Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.

Наименование вида деятельности

Средняя численность работников - всего

 

% к итогу

 

среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед.

 

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

Всего (по всем видам деятельности)

1 987 757

2 001 840

100,0

100,0

9,9

9,6

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

8 808

7 257

0,4

0,4

11,2

8,3

рыболовство, рыбоводство

303

658

0,0

0,0

5,0

8,5

добыча полезных ископаемых

2 095

2 080

0,1

0,1

4,2

3,0

обрабатывающие производства

293 547

333 485

14,8

16,7

14,9

16,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2 353

2 647

0,1

0,1

6,5

4,7

строительство

246 002

223 156

12,4

11,1

14,6

13,0

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

668 776

727 605

33,6

36,3

6,7

7,2

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

47 569

60 373

2,4

3,0

9,1

8,5

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

552 870

585 214

27,8

29,2

6,7

7,2

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

68 336

82 019

3,4

4,1

5,5

6,3

гостиницы и рестораны

38 736

20 948

1,9

1,0

9,4

5,8

транспорт и связь

61 856

69 556

3,1

3,5

8,1

7,7

финансовая деятельность

23 593

46 571

1,2

2,3

4,9

8,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

494 085

420 031

24,9

21,0

12,7

10,8

образование

2 183

1 468

0,1

0,1

4,6

3,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

38 934

43 887

2,0

2,2

18,0

20,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

106 361

102 063

5,4

5,1

18,4

15,3



Формы финансовой поддержки

 -Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:

 - субвенций юридическим лицам;

 - субсидий физическим и юридическим лицам;

 - оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

 - средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;

 - ассигнований на содержание бюджетных учреждений.

Имущественная поддержка:

 - Льготы по аренде нежилых помещений

 - Льготы по аренде земельных участков

 - Аукционы по аренде помещений

 - Прочие конкурсы

 - Целевой фонд нежилых помещений

 - База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО

Иные формы поддержки:

 - Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ

 - Льготы при получении дистанционного образования

 - Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене

 - Льготы по размещению информационных указателей

 - Льготы на размещение наружной рекламы



Заключение

 

В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.

На сегодняшний день в нашей стране идет продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

 занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

 объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

 сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

 массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.



Список использованной литературы

 

1.  Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80

2.  Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999

3.  Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7

4. «Человек и труд» № 9/2007 стр 67.

5.  Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе

6. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5

7. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6

8. www.dmpmos.ru

9. www.mbm.ru


[1] http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=000525

[2] http://www.comch.ru/~voronezh/htm/lows/baselow.htm

[3] http://www.mbm.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=112714


Содержание

Введение…………………………………………………………..…...…………..3

Глава 1.

1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4

1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4

1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5

1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5

Глава 2

2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9

2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9

2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9

2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12

2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13

2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16

Глава 3.

3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19

Глава 4.

4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18

Глава 5.

5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20

Глава 6.

6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24

6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24

6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24

6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26

Заключение………………………………………………………………....…...28

Список использованной литературы…………………………………..…….…30



Введение

Малое предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малыхпредприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую социально-экономическую задачу. Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.  Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.  Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в города Москве на 2007 - 2009гг.
1.Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты

Критерии выделения малых предприятий

 

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:  в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек;  в оптовой торговле 50;  в розничной торговле и бытовом обслуживании 30;  в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.  Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.  



Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.