В современной российской действительности среди множества проблем на одно из первых мест все больше выходит проблема массовой наркотизации населения. Имеется достаточно оснований утверждать, что сегодня наркотики проникли во все социальные слои, категории и возрастные группы граждан. На сегодняшний день ситуация с употреблением наркотических средств среди молодежи ухудшилась настолько, что можно говорить о наркотической эпидемии, охватившей не только Россию, но и весь мир. Степень информированности всего населения об этой проблеме достаточно низка, несмотря на глобальный характер, который она приняла. Взрослые люди зачастую не знают самого основного и элементарного, не говоря о подростках. А ведь именно эта категория является основной массой, употребляющей наркотики.
Профилактика наркомании среди подростков – эта работа всех тех, кто связан с подрастающим поколением – учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе. Причем чем компетентнее, слаженнее и качественнее будет организована профилактическая работа, тем выше вероятность того, что она в конечном счете приведет к действительным, долгосрочным изменениям. В то же время подростки и молодежь сами должны иметь возможность влиять на процесс принятия решений, непосредственно затрагивающих их интересы. У них также достаточно сил для того, чтобы оказывать помощь своим сверстникам, другим членам общества. Для периода юности характерны как особые потребности, так и большой созидательный потенциал. Имея доступ к необходимой информации и услугам, а также активно участвуя в общественной жизни, подростки и молодежь реализуют свой потенциал и вырастают гражданами своей страны.
В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.
Региональная общественная организация «Центр профилактики наркомании» (г. Санкт-Петербург) реализует исследовательскую программу по разработке территориальной модели профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляет экстренную психологическую помощь молодым людям, в том числе и по горячей телефонной линии «Линия жизни», организует работу специализированного социально-реабилитационного подростково-молодежного клуба.
Центр профилактики наркомании «Ровесник – ровеснику» (г. Санкт-Петербург) появился после того, как был завершен первый из крупных проектов – социологическое исследование «Уровень наркотизации среди молодежи Санкт-Петербурга», в котором приняли участие около 10000 подростков в возрасте от 14 до 20 лет. Результаты исследования позволили выделить в подростковом сообществе три основные группы.
- Подростки, имеющие позитивное отношение к употреблению наркотиков – в эту группу вошли подростки, у которых или был опыт употребления наркотических средств (36,6%), или была мотивация для первой пробы наркотиков (16%).
- Подростки, не имеющие четко сформированного отношения к употреблению наркотиков. Составляющие эту группу молодые люди не обладали достаточной информацией о проблеме, и у них не было мотивации для повышения уровня своей информированности, а также личного опыта и эмоциональных переживаний, связанных с проблемой наркомании (36%).
-Подростки, имеющие негативное отношение к употреблению наркотиков. Эту группу составили подростки и молодежь, у которых такое отношение сформировано в результате воспитания и под влиянием собственного жизненного опыта. Их всего 12%, в которые вошли: а) равнодушные противники употребления наркотиков; б) активные противники употребления.
Таким образом, опыт показал, что наиболее перспективной с точки зрения предполагаемых результатов работы оказалась группа активных противников. То, что она на момент начала проекта была самой немногочисленной из всех перечисленных групп и при этом наиболее защищенной от влияния сторонников употребления наркотиков, поначалу отвлекало внимание. Но на деле именно эта группа за счет наличия у нее выраженной и активной позиции оказалась реальной силой для изменения соотношения сил в подростковом сообществе.
Другой проект, успешно осуществленный Центром наркологической помощи детям и подросткам при Новосибирском муниципальном городском наркологическом диспансере, предполагал проведение медико-социальной реабилитации девушек с наркотической зависимостью с целью профилактики распространения наркотиков в подростковой среде: обучение навыкам парикмахера-визажиста и швеи приобрели 15-20 девочек-подростков с наркотической зависимостью. Обучено начальным навыкам профессий 25 человек, 15 человек находятся в ремиссии свыше трех месяцев, из них 11 человек в ремиссии 6-9 месяцев. Распространены информационные материалы для родителей: книга «Шаг за шагом от наркотиков», брошюра «Изменим жизнь к лучшему», буклет «Подсказка для подростков». Осуществляется индивидуальная и групповая тренинговая психологическая и психотерапевтическая коррекция девушек с наркотической зависимостью, обучающие семинары, психологическая поддержка для находящихся в ремиссии. Налажено сотрудничество и осуществляется поддержка продолжения действия проекта со стороны Управления здравоохранения и образования, Комитета по делам молодежи мэрии города и администрации Новосибирской области.
В республике Мордовия проблемой профилактики занимается Молодежная группа Красного Креста ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева (г. Саранск). Молодежная группа Красного креста (МГКК) была создана в 1998 году по инициативе дирекции Историко-социологического института Мордовского регионального отделения Российского Красного Креста. Волонтерами являются студенты университета.
Одним из приоритетных направлений деятельности МГКК является профилактика наркомании в молодежной среде. Работа состоит из двух этапов. Вначале волонтеры проводят профилактические семинары-тренинги. Работа ведется в школах и средних учебных заведениях города Саранск, а также среди студентов первого курса ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. За время существования МГКК ее работой были охвачены почти все школы города Саранска, средняя общеобразовательная школа пос. Луховка, Саранский государственный экономическо-промышленный колледж. Семинары ведутся по принципу «равный обучает равного». На втором этапе проводится отчетное мероприятие, которое дает возможность закрепить результаты семинаров. Работу Молодежной Группы с удовольствием освещают СМИ республики Мордовия, что, несомненно, также вносит вклад в профилактику молодежной наркомании.
Таким образом, проблема наркотизации в подростковой среде не остается без внимания. Огромное количество сил, времени, материальных средств и других ресурсов вложено в проекты, посвященные этой цели. Каждый проект решает проблему своим способами, затрагивает различные стороны вопроса и пытается найти оптимальное решение задачи. То есть можно с уверенностью говорить о том, что в Российской Федерации накоплен уникальный опыт по решению данной проблемы (37, с. 76-78).
В нашем городе Магнитогорске вся современная профилактическая работа так или иначе сосредотачивается в школах. Важную роль в профилактике наркомании в школе играют рядовые учителя, которые видят детей каждый день и лучше знакомы с их семьями. На классного руководителя возлагается задача проведения тематического классного часа, который включается в план школьной программы по профилактике наркомании.
Организация работы по профилактике наркомании в условиях муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Магнитогорск включает в себя такие приоритетные направления как:
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни;
- в школе ежегодно проводится опрос и анкетирование учащихся, целью которого является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества);
- информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ;
- ежегодно в школе проводятся конкурсы на лучший плакат или антирекламу под девизом «Мир без наркотиков».
На наш взгляд данные меры направлены непосредственно на первичную антинаркотическую профилактику, организацию здорового досуга, вовлечение подростков в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством. Чтобы сделать вывод о том, эффективна ли проводимая работа в МОУ СОШ №34 мы проведем исследование, результаты которого представим в параграфе 2.2, оно покажет отношение подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ.
2.2 Ход и результат исследования. Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе
Наркомания и токсикомания – проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности к наркотическим и токсическим средствам обусловлено в определенной степени особенностями ее физиологического и психического развития. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. В России насчитывается более 2,5 млн. наркоманов. 20% от общего числа - это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет.
Для изучения отношения подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ нами было проведено исследование в средней общеобразовательной школе №34 г. Магнитогорск в 9 классах. Основным методом нашего исследования стало анкетирование. В нем приняло участие 50 подростков. Ученикам задавалось 15 вопросов, на которые им необходимо было ответить. Средний возраст респондентов 15 лет.
Условия воспитания в семье на наш взгляд существенно влияют на развитие и становление подростка как личности. 60% респондентов воспитываются в неполных семьях. Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У 55% опрошенных взаимоотношения с родителями дружеские, 25% отмечают непонимание в семье, остальные 20% видят конфликт с родителями. Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает пубертатный кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В этот период подросток стремиться быть независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля. Поэтому для подростка характерна конфликтность взаимоотношений с родителями.
Досуг - одна из важнейших составляющих структуры свободного времени. По результатам исследования почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет. 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени. На организацию досуговой деятельности оказывают влияние множество факторов, в том числе, общекультурные тенденции, экономический, образовательный статус семьи.
На вопрос по какой причине молодые люди чаще всего пробуют наркотики 90% опрошенных поставили четыре предложенных варианта ответа. Это были: 1) чтобы не отставать от сверстников, 2) для снятия напряжения, ухода от проблемы, 3) из любопытства, 4) это модно. На сегодняшний день подростки подвергаются огромному влиянию моды. В магазинах продавцы предлагают аксессуары с наркосимволикой, наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек. Федеральный закон РФ «О наркотических и психотропных веществах» гласит, что «запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, в том числе пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья; реклама наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и обоснованной ее частью, они входят в моду, как в неотделимую часть медиа-индустрии, шоу- и кинобизнеса, несмотря на то, что популяризация образов всех популярных наркотиков запрещена (28).
Негативное, осуждающее отношение подростков к людям, употребляющим наркотики отмечают 26%, 70% относятся безразлично, 4% испытывают жалость к людям, больным наркоманией.
Диаграмма 1. Отношение подростков к людям, употребляющим наркотики.
У 38% опрошенных есть знакомые, употребляющие наркотики – это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет.
Диаграмма 2. Наличие у подростков знакомых людей, употребляющих наркотики.
Средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14-14,5 лет. Наше исследование показывает, что 30% опрошенных попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики, из них 60% мальчиков и 40% девочек.
Диаграмма 3. Случаи употребления наркотиков подростками.
В качестве причин, которые способствовали употреблению наркотиков, школьники указывают любопытство и веяние моды. 24% респондентов впервые попробовали наркотики на дискотеках, именно в клубах бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу.
98% детей на вопрос о том, куда бы они обратились при возникновении проблем с наркотиками, выбрали три варианта: друзьям, родителям, врачам. Подростку нужен кто-то, к кому можно прийти за пониманием, одобрением и советом.
Проанализировав результаты проведенного нами исследования можно сказать, что несмотря на проводимую в школе профилактическую работу, 30% опрошенных нами учеников хотя бы раз пробовали наркотики в виду различных причин. Мы предлагаем помимо осуществляемых мер ввести следующие:
1) предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;
2) убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье;
3) применять приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: - охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних; - формирование устойчивых антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; - развитие чувства самоуважения и ответственности; - формирование навыков, важных для взрослой жизни;
4) постоянно развивать систему дополнительного образования, где ребята смогут посещать кружки по интересам, спортивные секции, художественно-музыкальные студии;
5) регулярно на базе школы для учащихся, родителей и педагогов проводить просмотр видеофильмов и антирекламных роликов по данной проблеме;
6) каждую четверть библиотекарем школы проводить обзор новых журналов, книг, специальной литературы, посвящённых профилактике наркомании.
На наш взгляд эти весьма простые рекомендации не только усовершенствуют профилактическую работу с подростками в школе, но и принесут весьма положительные результаты.
Выводы
Изучение опыта решения проблемы подростковой наркомании в регионах России и проведенное исследование позволило нам сформулировать основные выводы:
1) профилактика наркомании среди подростков – эта работа всех тех, кто связан с подрастающим поколением – учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе;
2) региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения;
3) результаты исследования показали, что 60% респондентов воспитываются в неполных семьях, 25% подростков отмечают непонимание в семье, 20% видят конфликт с родителями. Отсутствие гармонии в семье является фактором риска для приобщения ребенка к наркотикам;
4) почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет, 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени;
5) причинами, по которым молодые люди начинают употреблять наркотики по мнению опрошенных являются: любопытство, пример сверстников, уход от проблем и мода;
6) наше исследование показывает, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет;
7) нами были разработаны некоторые рекомендации по профилактической работе с родителями, педагогами и учениками.
Заключение
Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии и государство начало серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании. Ни одна семья уже не уверена в том, что их ребенок не попробовал хоть раз наркотик. Теперь наркотики можно купить везде, даже в школах. Способы вовлечения стали более агрессивны. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Поэтому наркоманы идут добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством, распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией - это крайне важная задача.
Проанализировав научную литературу, мы изучили понятие, причины, факторы и тенденции роста подростковой наркомании. Такие авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н.,Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологические факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основными причинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука, компания сверстников и уход от реальности и проблем.
Мы изучили направления социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.
Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных - социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было более эффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне - сложный и длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.
Обобщив опыт социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ мы пришли к выводам, что региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения. В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.
Мы разработали и провели анкету, результаты которой показали, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет. Таким образом, наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
2. Аксенова А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия. – 2007. - № 2. – С. 6-7.
3. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19-29.
4. Андреева М. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. – 1989. - № 4.
5. Анохина И. П., Векшина Н. Л., Веретинская А. Г. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ // Журнал неврологии и психиатрии. – 1997. - № 12.
6. Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
7. Боев Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. - 2002. - №3.
8. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
9. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
10. Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
11. Двойменный И. А. Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. – 1999.-№ 5
12. Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №1. - С. 166-179
13. Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. - №2. - С.46-53.
14. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. - 2000. - №7.
15. Иванец Н. Н., Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению // Журнал неврологи и психиатрии. – 1999. - № 9.
16. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ. - 2007. — 416 с.
17. Козлов А. А. Бузина Т. С. Психологические особенности больных наркоманиями // Журнал неврологи и психиатрии. -1999. - №10.
18. Козлов А. А., Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии. – 2000. - № 7. - С. 23-27.
19. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]: http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html
20. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
21. Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001.- 220с.
22. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. - 2001. - №9. - С. 15 - 18.
23. Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.
24. Медведева Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. – Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. – С.134-136.
25. Мирошниченко Л. Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. - 2000. №3.
26. Мосенкова О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки и образования : тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.- Магнитогорск, 2005. – С. 76-77.
27. Наркомания и общество [Электронный ресурс]: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php
28. Наркотики как бренд [Электронный ресурс]:
http://www.narkotiki.ru/research_6600.html
29. Общественность в профилактике наркомании [Электронный ресурс]: http://www.bechterev.ru/papers/52.html
30. Панина Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. – 2001. - №9.- С.54-60.
31. Плющ И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008.- №4.- С. 41-52.
32. Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html
33. Пузыревская Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. - №7. - С. 54-58.
34. Пятунин В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. – Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с. 6-39.
35. Рубан Л. С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. -1999. - № 5.
36. Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№1.- С. 79-82.
37. Социальные проблемы современной молодежи : сборник материалов международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.ред.), С. Н. Испуловой, Г. А. Кудрявцевой, О. Л. Потрикеевой.- Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 476с.
38. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах».
39. Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. – 2000. - №7. - С.114-122.
40. Фурсова Ю. А. Профилактика наркомании – дело общее / Ю. А. Фурсоа // NOTA Bene. – 2002. - №4. – С. 11-14.
41. Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.
42. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Приложение
Дорогой друг!
Просим принять участие в социологическом исследовании по проблеме отношения подростков к наркотикам и причин употребления наркотических веществ. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий вариант и отметьте его. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1. Ваш пол:
□ мужской □ женский.
2. Ваш возраст:_______(укажите полное число лет на день опроса).
3. Условия воспитания:
□ в полной семье □ в неполной семье.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.