Обязательные работы: понятие и краткая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

 

Предмет: "Уголовно-исполнительное право"

Тема:

"Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ"

 

 

Абакан 2008



Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Обязательные работы: понятие и краткая характеристика....................... 7

2. Исполнение наказания в виде обязательных работ................................. 10

2.1 Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ 10

2.2 Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы.................................................................................... 19

2.3 Ответственность осужденных к обязательным работам....................... 20

2.4 Злостное уклонение от отбывания обязательных работ....................... 21

Заключение.................................................................................................... 24

Список литературы....................................................................................... 26

 

 



Введение

 

Актуальность темы. Объективная необходимость всемерного расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного вызвала к жизни международную реформу системы наказаний. Она базируется на ряде международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, а также других международных документах по правам человека, из которых вытекает необходимость гуманизации системы уголовных наказаний. В США, Англии, Франции, Германии, Австрии и многих других странах переполненность тюрем привела к небезопасным условиям в тюрьмах и освобождению заключенных после отбывания ими лишь небольшой части срока первоначально назначенного наказания. В ответ на это зарубежные страны стали применять виды наказаний, альтернативные лишению свободы с тем, чтобы снизить нагрузку тюрем и гарантировать отбывание «большинства своих наказаний опасным преступникам». Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые в 1990 году на XVIII Конгрессе ООН, ориентировали страны мирового содружества на расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и сокращение назначения лишения свободы. Кроме того, они рекомендовали органам, выносящим приговоры, назначать ряд санкций, в том числе постановление о выполнении общественных работ.

Состоявшаяся в 1998 году 7 сессия Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию подготовила проект резолюции «Международное сотрудничество, направленное на сокращение переполненности тюрем и содействие применению альтернативных мер наказания». В ней, в частности отмечено, что общественно полезные работы являются новым, альтернативным тюремному заключению видом наказания и что в этой области наметились многообещающие изменения, в связи с чем необходимо принятие законодательства, обеспечивающего применение наказания в виде направления на общественно-полезные работы.

Характерной чертой уголовной политики на современном этапе является сокращение объема применения наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от прежней социальной среды к лицам, осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, исправление которых возможно при сохранении привычных им условий жизнедеятельности.

Вместе с тем, введение в действие обязательных работ, как и ограничения свободы и ареста, отсрочено Федеральными законами до создания необходимых условий для их применения, но не позднее, чем до 2001 года. Таким образом, в сфере применения уголовных наказаний сложилась сегодня весьма неоднозначная ситуация. В современном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве с учетом отечественного и международного опыта борьбы с преступностью созданы правовые основы, позволяющие более эффективно бороться с преступностью. Однако, из числа мер уголовно-правовой репрессии выпадает группа весьма серьезных наказаний. С учетом исключительно неблагоприятных тенденций состояния, структуры и динамики преступности в стране, а также роста безработицы в стране и крайне низкого уровня жизни значительной части населения, наказанием, которое способно обеспечить на должном уровне борьбу с преступностью и достижение целей наказания остается лишение свободы. Значительный рост числа приговоров к этому наказанию отрицательно скажется на состоянии борьбы с преступностью, а также деятельности исправительных учреждений, которые уже сейчас переполнены.

Если осужденный не представляет опасности для общества, следовательно, цели наказания могут быть достигнуты и без применения к нему изоляции от прежней социальной среды. Очевидно, что в этом случае целесообразнее было сразу назначить ему наказание без элемента изоляции. Таким образом, сегодня лишение свободы отбывают и те лица, которые могли бы быть исправлены более мягкими наказаниями, что противоречит не только принципам уголовного права, но и букве уголовного закона. Выходом из такого положения может быть только скорейшее создание условий для введения отложенных наказаний, в том числе обязательных работ. В связи с этим особую актуальность приобретают научные предложения по организации исполнения обязательных работ на практике. Введение в перечень наказаний нового вида наказания, не связанного с лишением свободы, вызывает необходимость комплексного научного исследования данного института, в том числе его соответствия социальным потребностям общества на современном этапе развития. Таким образом, тема настоящей работы является актуальной.

Цель данной работы – изучение исторического и сравнительно – правового аспектов уголовного наказания в виде обязательных работ. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:

1. Рассмотреть организационно – правовые вопросы назначения и исполнения наказаний в виде обязательных работ.

2. Изучить вопрос применения наказания в виде обязательных работ в историческом аспекте, рассмотреть его правовую, социальную и экономическую целесообразность.

3. Рассмотреть практику применения наказания в виде обязательных работ в зарубежном законодательстве.

Объект исследования – обязательные работы как вид санкций за уголовное преступление.

Предмет исследования – общественные отношения, возникающие по поводу назначения и исполнения наказания в виде общественных работ.

В ходе исследования применялись такие методы научного познания, как сбор и анализ эмпирических данных, анализ нормативно – правовой базы и методологической основы путем изучения учебной, научной, монографической и периодической литературы.

 

 



Заключение

 

Таким образом, проанализировав литературу на тему исполнения наказания в виде обязательных работ, можно сделать следующие выводы: обязательные работы являются одним из основных видов наказания. Они были предусмотрены в России впервые УК РФ, однако стали применяться только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ.

Данный вид наказания назначается на срок от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним – от 40 до 160 часов.

Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России.

Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями[8]. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение).

УИК РФ дает определение злостного уклонения от отбывания обязательных работ. Злостно уклоняющимся считается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

 

 



Список литературы

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005) / Правовая система Консультант.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 63-ФЗ / Правовая система Консультант.

3. Закон РФ от 18.04.1991 1026–1 (ред. от 01.04.2005) «О милиции» / Правовая система Консультант.

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / Правовая система Консультант.

5. Федеральный закон от 28.03.1998 53-ФЗ (ред. от 01.04.2005) «О воинской обязанности и военной службе» / Правовая система Консультант.

6. Антонов О.А., Коновалова С.И., Осадчая Н.Г. Система наказаний в российском уголовном праве и проблемы применения отдельных видов наказаний: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

7. Данилов Е. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: постатейный комментарий. – М., 2003. – 766 с.

8. Козаров В. Обязательные работы – на благо общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006, 1. С. 29

9. Кручинина Н.В. Исполнение приговора. Лекция. – М.: МЮИ МВД России, 2002 г. – 17 с.

10. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): Учебное пособие. – М.: Зерцало, 2000.

11. Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном судопроизводстве. Самара, 2004.

12. Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: лекции-очерки. Самара, 2003.

13. Лупинская П.А. Судебные решения: содержание и формы. Российская юстиция. 2001, 11.

14. Михайловская И.Б. Права личности – новый приоритет уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Российская юстиция. 2002. 7.

15. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. М.: Юридическая литература, 2000.

16. Уголовное право России: Учебник Общая и Особенная части / Под ред. проф. В.П. Ревина. М.: Издательство «Брандес», 2004.

17. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юр. наук, проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, д-ра юр. наук, проф. А.И. Рарога, д-ра юр. наук, проф. А.И. Чуева. М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004.

18. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть. Учебник. / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2000.

19. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. И.Д. Козочкина. – М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2001.

20. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англия, США, Франция, Германия, Япония). Сборник законодательных материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. – М.: Зерцало, 2001.

21. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003.

22. Усачев В., Уваров О. Опыт исполнения наказания в виде обязательных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №7. С. 15

23. Уткин В.А. Развитие альтернатив лишению свободы в рамках эксперимента // Содействие становлению реализации альтернативных мер наказания в Российской Федерации. Материалы международного семинара. Самара. 24–27 марта 2002 г. М., 2002. С. 15 – 16.


[1] Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" // Российская газета. 2004. 30 дек.

[2] Данилов Е. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: постатейный комментарий. - М., 2003. - 346 с.

[3] Козаров В. Обязательные работы - на благо общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006, 1. С. 29

[4] Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.

[5] Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.

[6] Данилов Е. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: постатейный комментарий. - М., 2003. - 346 с.

[7] Данилов Е. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: постатейный комментарий. - М., 2003. - 346 с.

[8] Данилов Е. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: постатейный комментарий. - М., 2003. - 346 с.


Курсовая работа

 

Предмет: "Уголовно-исполнительное право"

Тема:

"Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ"

 

 

Абакан 2008



Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Обязательные работы: понятие и краткая характеристика....................... 7

2. Исполнение наказания в виде обязательных работ................................. 10

2.1 Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ 10

2.2 Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы.................................................................................... 19

2.3 Ответственность осужденных к обязательным работам....................... 20

2.4 Злостное уклонение от отбывания обязательных работ....................... 21

Заключение.................................................................................................... 24

Список литературы....................................................................................... 26

 

 



Введение

 

Актуальность темы. Объективная необходимость всемерного расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного вызвала к жизни международную реформу системы наказаний. Она базируется на ряде международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, а также других международных документах по правам человека, из которых вытекает необходимость гуманизации системы уголовных наказаний. В США, Англии, Франции, Германии, Австрии и многих других странах переполненность тюрем привела к небезопасным условиям в тюрьмах и освобождению заключенных после отбывания ими лишь небольшой части срока первоначально назначенного наказания. В ответ на это зарубежные страны стали применять виды наказаний, альтернативные лишению свободы с тем, чтобы снизить нагрузку тюрем и гарантировать отбывание «большинства своих наказаний опасным преступникам». Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые в 1990 году на XVIII Конгрессе ООН, ориентировали страны мирового содружества на расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и сокращение назначения лишения свободы. Кроме того, они рекомендовали органам, выносящим приговоры, назначать ряд санкций, в том числе постановление о выполнении общественных работ.

Состоявшаяся в 1998 году 7 сессия Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию подготовила проект резолюции «Международное сотрудничество, направленное на сокращение переполненности тюрем и содействие применению альтернативных мер наказания». В ней, в частности отмечено, что общественно полезные работы являются новым, альтернативным тюремному заключению видом наказания и что в этой области наметились многообещающие изменения, в связи с чем необходимо принятие законодательства, обеспечивающего применение наказания в виде направления на общественно-полезные работы.

Характерной чертой уголовной политики на современном этапе является сокращение объема применения наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от прежней социальной среды к лицам, осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, исправление которых возможно при сохранении привычных им условий жизнедеятельности.

Вместе с тем, введение в действие обязательных работ, как и ограничения свободы и ареста, отсрочено Федеральными законами до создания необходимых условий для их применения, но не позднее, чем до 2001 года. Таким образом, в сфере применения уголовных наказаний сложилась сегодня весьма неоднозначная ситуация. В современном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве с учетом отечественного и международного опыта борьбы с преступностью созданы правовые основы, позволяющие более эффективно бороться с преступностью. Однако, из числа мер уголовно-правовой репрессии выпадает группа весьма серьезных наказаний. С учетом исключительно неблагоприятных тенденций состояния, структуры и динамики преступности в стране, а также роста безработицы в стране и крайне низкого уровня жизни значительной части населения, наказанием, которое способно обеспечить на должном уровне борьбу с преступностью и достижение целей наказания остается лишение свободы. Значительный рост числа приговоров к этому наказанию отрицательно скажется на состоянии борьбы с преступностью, а также деятельности исправительных учреждений, которые уже сейчас переполнены.

Если осужденный не представляет опасности для общества, следовательно, цели наказания могут быть достигнуты и без применения к нему изоляции от прежней социальной среды. Очевидно, что в этом случае целесообразнее было сразу назначить ему наказание без элемента изоляции. Таким образом, сегодня лишение свободы отбывают и те лица, которые могли бы быть исправлены более мягкими наказаниями, что противоречит не только принципам уголовного права, но и букве уголовного закона. Выходом из такого положения может быть только скорейшее создание условий для введения отложенных наказаний, в том числе обязательных работ. В связи с этим особую актуальность приобретают научные предложения по организации исполнения обязательных работ на практике. Введение в перечень наказаний нового вида наказания, не связанного с лишением свободы, вызывает необходимость комплексного научного исследования данного института, в том числе его соответствия социальным потребностям общества на современном этапе развития. Таким образом, тема настоящей работы является актуальной.

Цель данной работы – изучение исторического и сравнительно – правового аспектов уголовного наказания в виде обязательных работ. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:

1. Рассмотреть организационно – правовые вопросы назначения и исполнения наказаний в виде обязательных работ.

2. Изучить вопрос применения наказания в виде обязательных работ в историческом аспекте, рассмотреть его правовую, социальную и экономическую целесообразность.

3. Рассмотреть практику применения наказания в виде обязательных работ в зарубежном законодательстве.

Объект исследования – обязательные работы как вид санкций за уголовное преступление.

Предмет исследования – общественные отношения, возникающие по поводу назначения и исполнения наказания в виде общественных работ.

В ходе исследования применялись такие методы научного познания, как сбор и анализ эмпирических данных, анализ нормативно – правовой базы и методологической основы путем изучения учебной, научной, монографической и периодической литературы.

 

 



Обязательные работы: понятие и краткая характеристика

 

Впервые уголовное наказание в виде общественных работ было закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года (ст. ст. 44, 49). Обязательные работы относятся к основным видам наказания. Они предусмотрены, в основном, за преступления небольшой тяжести, в частности, за ряд преступлений против собственности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях и некоторых других.

Обязательные работы – это новый вид наказания, который заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ определен порядок исполнения обязательных работ, согласно которому они исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, список которых должен согласовываться с уголовно-исполнительными инспекциями. Работы могут быть любого качества, в том числе и трудоемкие, они не связаны с основной работой и специальностью осужденного, от их выполнения осужденный не может отказаться без уважительных причин. Обязательные работы не должны унижать честь и достоинство осужденного или носить характер мучения. В то же время следует признать, что уборка улиц, выполнение иных работ по благоустройству не могут считаться унизительными работами и при необходимости должны выполняться осужденными. Выходные дни и предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливают исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они могут быть заменены ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При замене обязательных работ другими видами наказания отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов. Например, осужденный будет приговорен к ста двадцати часам обязательных работ, из которых сорок часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. При его задержании, которое может продолжаться сорок восемь часов и по решению суда может быть продлено до тридцати суток, оставшиеся восемьдесят часов ему могут быть заменены лишением свободы из расчета соответствия одного дня лишения свободы восьми часам обязательных работ, т.е. они могут быть заменены десятью днями лишения свободы.

Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы.

Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае наступления беременности женщины, которой будет назначено наказание в виде обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 №177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» положения УК РФ о наказании в виде обязательных работ введены в действие с 10 января 2005 г. и с этого времени начали применяться за все преступления, по которым этот вид наказания предусмотрен в санкциях норм Особенной части УК РФ.

На территории Радищевского района судами наказание в виде обязательных работ в 2006, 2007 и 1 квартале 2008 года не применялась. В настоящее время судами назначаются такие виды наказания как штраф, исправительные работы и лишение свободы.

 

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.