Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991—1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно повлияло на ее становление. Существующая российская налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики.
Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РСФСР 27 декабря 1991 года, определил структуру и общий механизм функционирования налоговой системы, установил перечень налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обозначил обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. Однако в процессе становления новой налоговой системы законодателем не было сформулировано ни одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-терминологический инструментарий и т. д., что в дальнейшем негативно сказалось на становлении всей финансовой системы России, а также на развитии налоговой политики в стране.
Основу российской налоговой модели 1992 года составили две пары налогов, удельный вес которых в доходах государственного бюджета стал подавляющим. Первая пара налогов была привязана к доходу (прибыли), получаемому юридическими и физическими лицами в процессе их трудовой и предпринимательской деятельности, а вторая — к выручке от реализации продукции и услуг, т. е. обороту. Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть, около 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета, составляют налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, а также НДС и акцизы. В 1996 году по консолидированному бюджету в общих налоговых поступлениях доля налога на прибыль составила около 26%, косвенных налогов на товары и услуги —43% (в том числе НДС — 30%), подоходного налога с физических лиц — около 10%. Между тем доля имущественных налогов составила около 8%, а платежей за пользование природными ресурсами —только 4%. На местные и региональные налоги приходится не более 5% совокупных налоговых поступлений. Следует отметить, что в вопросах распределения налогов между бюджетами различных уровней и контроля за их установлением по-прежнему ведущее место занимают интересы федерального бюджета.
Важнейшим элементом налоговой системы стал новый для России налог — налог на добавленную стоимость (НДС), который вместе с акцизами заменил налог с оборота и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми. Введение в действие системы косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28%. Однако в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции.
Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц (в странах ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР — примерно 7% общего объема налоговых поступлений). Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций на граждан.
Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.
Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется. В ближайшее время планируется создание глобальной системы персонального налогового учета всех физических лиц, проживающих, получающих доходы и имеющих иные объекты налогообложения на территории России.
Права налогоплательщиков как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.
Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и административных санкций за нарушения налогового законодательства. Привлечение к ответственности преследует исключительно фискальные цели и не учитывает требований обоснованности, виновности и справедливости. Ответственность государства перед налогоплательщиком в случае неправомерных действий государственных органов и должностных лиц практически отсутствует и существует лишь в декларативном состоянии.
С другой стороны, повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины. Приведенные основные характеристики свидетельствуют о том, что, несмотря на динамичное развитие в течение последних пяти лет, уровень налоговой системы России по сравнению с налоговыми системами развитых стран остается невысоким. Все это говорит о необходимости качественного реформирования сложившейся налоговой системы Российской Федерации.
По словам И. Горского, наша налоговая система по набору налогов отвечает мировым стандартам. Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов ведущее место занимают налоги с предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов.
При рассмотрении вопроса о системе налогов Российской Федерации необходимо обратиться непосредственно к ст. 18 Закона об основах налоговой системы, которая предусматривает следующие виды налогов, взимаемых на территории России:
а) федеральные налоги;
б) налоги республик, находящихся в составе Российской Федерации, и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;
в) местные налоги.
Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Статья 14. Региональные налоги и сборы
1. К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
2. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Статья 15. Местные налоги и сборы
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления.
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции России и в Законе об основах налоговой системы. Многие организационные принципы были сформулированы в Постановлении Конституционного Суда России от 21 марта 1997 г. «О проверке конституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
1) принцип единства;
2) принцип подвижности (эластичности);
3) принцип стабильности;
4) принцип множественности налогов;
5) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
И. Горский, характеризуя организационные принципы российской налоговой системы, справедливо отмечает, что «нет идеальных налоговых систем, тем более только что появившихся». Однако, пишет далее И. Горский, налоговая система должна иметь такую организационную основу, которая позволяла бы ей развиваться с наименьшими издержками. При этом необходимо учитывать социально-историческую обусловленность налогов национальными традициями, общественной психологией, а также имеющийся опыт зарубежных стран.
1. Принцип единства налоговой системы
Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подл. «б» ст. 114, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России — принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).
Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.
Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.
Именно поэтому, согласно Конституции России, не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, что позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий, либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.
2. Принцип подвижности (эластичности)
Данный принцип был сформулирован в конце XIX века немецким экономистом А.Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия.
Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление (так, с 1992 года в Закон о налоге на добавленную стоимость было внесено 16 изменений и дополнений, в Закон о налоге на прибыль – 14), но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем. В частности, в 1992 году в Германии в законодательству по подоходному налогу было внесено 125 поправок.
Тем не менее реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. Так по мнению многих иностранных экспертов частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым они отказываются работать в России. Это вызвано тем, что «налоговая нестабильность» не позволяет произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в Россию, что существенно снижает ее инвестиционный рейтинг.
3. Принцип стабильности.
Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводится только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года. Именно такое правило предполагается установить в налоговой системе России путем внесения в соответствующих изменений и дополнений в Закон «Об основах налоговой системы».
Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно повлечет за собой резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет, и для восстановления равновесия потребуется несколько лет.
4. Принцип множественности налогов.
Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической и политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.
Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государства, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнить и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.
5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов
Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление государственно–правовой идеи фискального федерализма как основного способа разделения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления. Стержень идеи – распределение налоговых доходов между различными уровнями бюджета на оптимальной научной основе.
В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 года «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» п.2 ст.18 Закона «Об основах налоговой системы» был дополнен положением согласно которому органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Иными словами, данный принцип означает ограничение по введению дополнительных налогов и обязательных платежей, непредусмотренных Законом «Об основах налоговой системы», а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. Кроме того, этот принцип составляет основу разграничения полномочий вы налоговой сфере.
III Экономическая сущность налогообложения.
Возникновение налогообложение было вызвано появление государства и государственного аппарата. Однако налоги - это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория. Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит название валового общественного продукта. В свою очередь, ВОП в стоимостной форме состоит из ст0ти потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (m). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД проходят 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление.
Экономический принципы налогообложения. Принципы - это основополагающие и руководящие идеи, ведущее положение, определяющие начало чего-либо. Применительно налогообложения принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.
Условно можно выделить три таких принципа:
- экономические принципы налогообложения;
- юридический принципы налогообложения (налогового права);
- организационные принципы налоговой системы.
Подробнее рассмотрим экономические принципы налогообложения. Представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатсва народов». Он выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларация прав плательщика».
1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А.Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
4) принцип удобства, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
5) принцип экономии, в соответствие с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
Принципы, предложенные А.Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развития общества система принципов претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономический принципа налогообложения:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
4) принцип экономичности (эффективности).
Согласно принципу справедливости, каждый подданный государству обязан принимать участие в финансирование расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Принцип соразмерности заключается в соотношение наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера - при построение кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Д
Нормальная Запретительная
Зона шкалы зона шкалы
Т1
О Т
В
На рис.1 представлена графически следующая концепция. Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не затрагиваются, заинтересованность в легальном заработке, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Следовательно, поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают. Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается. Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налога приобретает массовый характер. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты налога. Задача законодателя – на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности. Налоговый предел – условная точка налогообложения, в который достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономический положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложения должно характеризоваться определенность и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика – обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть информирован за ранее, - а также простота исчисления и уплаты налога. Одним из проявлений данного принципа можно считать возможность выбора плательщиком того или иного способа поведения из предложенных налоговым законодательством. Однако в ряде случаев современное российское налоговое законодательство вступает в противоречия с данным принципом.
Принцип экономичности (эффективности), по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Условия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению граждан и контролю едва покрывается суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налогом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратно.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.