Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культуры, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. [24] Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. История игрушек имеет довольно длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. [25]
Археологические исследования донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.
Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это “Крокодил" и “Тигр". Древние мастера пытались "оживить" игрушку, передать в ней характерные движения. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. “Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку “Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. [26]
Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н.э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.
Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка “Троянский конь”, которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.
Как и сегодня, одной из первых игрушек ребенка в древности была погремушка. Ее считали важным средством воспитания. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. [27]
В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и в античном мире. Например, любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства - изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы - из слоновой кости. Также вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Игрушки Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии того времени.
Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. [28]
На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н.э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся в VI-VII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек средневековья можно судить по музейным коллекциям. Есть игрушки для знати, военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи и т.д.). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла. [29]
Издавна традиционной игрушкой и в русских семьях была кукла. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки, затем дети их делали сами. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии - ее вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов. [30]
В летописях XII в. содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде, а промышленное производство началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в., где стали применять штамповку при изготовлении игрушек. Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. [31]
Со временем кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек.
Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки, которые быстро завоевали мировой рынок.
Виды игрушек
Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. [32]
Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).
Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.
2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.
3. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO". [33]
4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.
5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).
6. Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам. К ним относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.
7. Звучащие и музыкальные игрушки.
Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. [34]
8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает в самих видах игр: для театров дети мастерят фигурки "артистов", элементы декораций; для сюжетно-ролевой игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.
Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое развитие личности ребенка, позволили подвергнуть разделению по классам и этот отдельно взятый вид игрушек.
Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:
образы людей,
образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),
образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),
образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),
образы быта (посуда, мебель и т.д.);
сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).
С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:
по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);
по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);
по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);
по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);
по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)
по художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.). [35]
В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.
К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.
К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.
Таким образом, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные игрушки более склонны к позиции лидера, у них более гибкое мышление, они не пугаются и ищут выходы из нестандартных ситуаций. Это творческие люди и даже яичницу они могут готовить особенным способом. Дети, которым нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям. Они коммуникабельны, стабильны, легко <вписываются> в рамки ролей и делают то, чего от них ожидают. Менее склонны к самостоятельному решению задач, чаще ведомые, чем ведущие. Неконфликтны, соблюдают правила и законы.
Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр.
Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. [36] Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.
Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.
Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр. [37]
Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия с ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными качествами. В образных игрушках важно наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность. [38]
В-третьих, привлекательность определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре. [39]
Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:
привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.
А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева. ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением. [40]
Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);
наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.
Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:
провоцирует ребенка на агрессивные действия;
вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;
вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.
Такие критерии отбора игрушек важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.
Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:
полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
возможность применения игрушки в совместной деятельности;
дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. [41]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 276.