Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие целей и приемов аудита
2. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности
2.1 Понятие аудиторской деятельности
2.2 Цели и задачи аудита
3. Виды аудита
3.1 Внутренний аудит
3.2 Управленческий аудит
3.3 Аудит хозяйственной деятельности
3.4 Аудит на соответствие требованиям
3.5 Аудит финансовой отчетности и специальный аудит
3.6 Обязательный и инициативный аудит
3.7 Первоначальный аудит
3.8 Согласованный аудит
3.9 Классификация с точки зрения аудитора
3.10 Классификация с точки зрения направления
4. Виды аудиторских услуг
4.1 Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение
Введение
В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.
Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных компаниях Англии, затем в Америке, Германии, Франции. В России самая первая аудиторская фирма была создана в 1987году и называлась АО «Инаудит». Создание фирмы было связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и, прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Цели и задачи аудита
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Цель проверки финансовых отчетов:
-подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
-контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
-проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
-выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации
Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм?
Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?
Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны?
Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана?
Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены?
Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?
Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним? Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации. Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
-общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;
-обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса; -законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
-оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;
-классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
-разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;
-аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;
-раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
• проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
• помощь в организации бухгалтерского учета;
• помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
• консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
• экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
• консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
• разработка учредительных документов и др.;
• предоставление информации о будущих партнерах;
• информационное обслуживание клиентов;
• другие услуги.
Виды аудита
Внутренний аудит
Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.
Основная задача внутреннего аудита — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит[1] - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:
• содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
• объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
• сложившейся системы управления экономического субъекта;
• состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
• проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
• проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее! основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
• проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
• проверку деятельности различных звеньев управления;
• оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
• проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
• работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
• оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
• специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
• разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что оп подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
• проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
• оценку экономичности и эффективности операций компании;
• проверку уровня достижений программных целей;
• подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются. В таблице 1(Приложение 1) перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Управленческий аудит
Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Первоначальный аудит
Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.
Согласованный аудит
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.). Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту. Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
К перечисленным видам аудита необходимо добавить:
• налоговый аудит;
• ценовой аудит;
• экологический аудит.
Виды аудиторских услуг
Заключение
Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное число методов их получения. Основные методы описаны в документе, называемом "Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства". Но метод как таковой не даст никакой информации для выводов, если не знать, какие именно арифметические расчеты необходимо проверить, а какие нет, в инвентаризации каких актов, каких активов и каких обязательств следует поучаствовать. Существует проблема ограниченности числа новых методов, поскольку зачастую в литературе рассматриваются только способы и приемы, используемые при проведении аудиторских проверок, а эти приемы, в свою очередь, взяты из арсенала сложившихся процедур проведения ревизий.
Таким образом, метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых познается и оценивается состояние изучаемых объектов. Их структурно можно объединить в три группы:
-определение (состояния) объектов в натуральном виде;
- выявление противоречий, причинно-следственных связей, то есть основных факторов, воздействующих на объекты;
-оценка.
Приемы первой группы позволяют определить количественное и качественное состояние объекта. Вторая группа позволяет определить динамику и возникшие отклонения действительного состояния объектов от норм и нормативов, прогнозных показателей, многих других критериев, в соответствии с которыми они должны функционировать. Приемы третьей группы связаны с оценкой прошлого, настоящего и будущего состояния. Метод аудита отличается от метода ревизии финансово-хозяйственной деятельности, хотя и использует отработанные процедуры и приемы ревизии.
Аудиторский метод существенно шире контрольно-ревизионного, и его сущность состоит в том, что:
1) в аудите используется система постулатов, что позволяет доказать, что при определенных условиях в качестве результата можно получить объективную картину;
2) допустимый уровень аудиторского риска определяет состав и количество аудиторских процедур;
3) предполагает применение выборочных проверок, обеспечивающих допустимый уровень аудиторского, риска, построение выборки осуществляется с использованием математических методов статистики;
4) проводит исследование взаимосвязей и координации информационных единиц;
5) проводит обобщение и систематизацию доказательств, полученных на основе выполнения аналитических процедур;
6) на основе аудиторских доказательств формирует новую сущность - мнение аудитора;
7) использует планирование аудита осуществляющегося в непрерывном цикл-возобновлении, что позволяет наиболее эффективно обеспечить выполнение цели аудита;
8) планирование аудита предполагает использование системно-ориентированного подхода, включающего анализ системы внутрихозяйственного контроля (СВК).
9) цель аудита является основополагающим фактором для определения состава и последовательности выполнения аудиторских процедур, но эффективное выполнение работ аудитором возможно, во-первых, при выполнении рекомендаций аудиторских стандартов, во-вторых, при использовании современных методов информационных технологий, предполагающих применение средств вычислительной техники, а также внутрифирменных методик.
Глоссарий
№п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Аудиторская деятельность- аудит | Представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе. |
2 | Внутренний аудит | Один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. |
3 | Аудит хозяйственной деятельности | Заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. |
4 | Аудит на соответствие требованиям | Заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. |
5 | Аудит финансовой отчетности и специальный аудит | Заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. |
6 | Системно-ориентированный аудит | Аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля |
7 | Операционный аудит | Проверка методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности |
8 | Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности | Аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам. |
9 | Фактическая проверка | Проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными. |
10 | Наблюдение | Получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения) |
11 | Документационная проверка | Проверка документов и записи операций в учетных регистрах. |
Библиографический список
Приложение 1
Источник: Богомолов А.М. Голощаков Н.А.
Внутренний аудит. Организация и методика
проведения: метод. пос. М.:Экзамен, 1999
Таблица 1.1 «Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита»
Факторы | Внутренний аудит | Внешний аудит | |
Постановка задач | Определяется руководством исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом | Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) | |
Объект | Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия | Главным образом система учета и отчетности предприятия | |
Цель | Определяется руководством предприятия | Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства | |
Средства | Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) | Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами | |
Вид деятельности | Исполнительская деятельность | Предпринимательская деятельность | |
Организация работы | Выполнение конкретных заданий руководства | Определяется аудитором, самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки | |
Взаимоотношения | Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него | Равноправное партнерство, независимость | |
Субъекты | Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия | Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства | |
Квалификация | Определяется по усмотрению руководства предприятия | Регламентируется государством | |
Оплата | Начисление заработной платы по штатному расписанию | Оплата предоставленных услуг по договору | |
Ответственность | Перед руководством за выполнение обязанностей | Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами | |
Методы | Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности. | ||
Отчетность | Перед руководством | Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть | |
передается клиенту | |||
Приложение 2
Источник: Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация.
Методика проведения”, Москва, 1996.
Таблица 2.1 « Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита»
Критерии | Экономические субъекты, показатели отчетности |
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта | Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала |
2. Вид деятельности экономического субъекта | 1. Банки и другие кредитные учреждения 2. Страховые организации и общества взаимного страхования 3. Товарные и фондовые биржи 4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании) 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования — обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц) 6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования — добровольные пожертвования юридических и физических лиц) 7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ |
3. Источники формирования уставного капитала | Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов |
4. Финансовые показатели экономического субъекта | (Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) 1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ |
Приложение 3
Источник:
Аудита”, Москва, 1996.
Таблица 3.1 «Фазы процесса консультирования»
Фазы | Этапы в фазе |
Подготовка | Первый контакт с клиентом Предварительный диагноз проблемы Планирование задания Предложения клиенту относительно задания Контракт на консультирование |
Диагноз | Обнаружение фактов Анализ и синтез фактов Детальное изучение проблемы |
Планирование действий | Выработка решений Оценка альтернативных вариантов Предложение клиенту Планирование осуществления решений |
Внедрение | Помощь в осуществлении Корректирование предложений Обучение |
Завершение | Оценка Конечный отчет Расчет по обязательствам Планы на будущее Заключительный контакт |
Приложение 4
Источник:
Подольского М.,
Аудит, ЮНИТИ, М.:1997.
Аудиторские услуги | Аудит | Другие виды проверок | Сопутствующие работы |
Цель оказания услуг | Выражение мнения о достоверности отчетности | Обзор допущенных предприятием нарушений | В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выборки | До 100% с учетом величины (уровня) существенности | В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком | Не установлена |
Доказательства типичных нарушений | Аудиторские доказательства на все нарушения | Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть — аудиторская информация | |
Доказательства отдельных нарушений | Аудиторские доказательства | Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства | |
Уровень гарантии достоверности отчетности | Больший уровень гарантии | Меньший уровень гарантии | |
Формы отчета | Аудиторское заключение | Отчет аудиторской фирмы (аудитора) | Отчет аудиторской фирмы (аудитора) |
Виды аудиторской деятельности | Аудиторская проверка | Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка | Другие услуги, разрешенные действующим законодательством |
[1] Богомолов А.М. Голощаков Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: метод. пос. М.:Экзамен, 1999.
[2] Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996.
[3] Смолянский А. Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.
[4] Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. «Аудит: общий, банковский, страховой» Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
[5] Аренс, Лоббек “Аудит” – 1995.
[6] Чекин В. Д. “Курс лекций по аудиту”, Москва, 1997.
Смолянский А. Развитие новых методов аудита. //Аудит, 1998, №6.
[7] Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”, Москва, 1996.
Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие целей и приемов аудита
2. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности
2.1 Понятие аудиторской деятельности
2.2 Цели и задачи аудита
3. Виды аудита
3.1 Внутренний аудит
3.2 Управленческий аудит
3.3 Аудит хозяйственной деятельности
3.4 Аудит на соответствие требованиям
3.5 Аудит финансовой отчетности и специальный аудит
3.6 Обязательный и инициативный аудит
3.7 Первоначальный аудит
3.8 Согласованный аудит
3.9 Классификация с точки зрения аудитора
3.10 Классификация с точки зрения направления
4. Виды аудиторских услуг
4.1 Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение
Введение
В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.
Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных компаниях Англии, затем в Америке, Германии, Франции. В России самая первая аудиторская фирма была создана в 1987году и называлась АО «Инаудит». Создание фирмы было связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и, прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Возникновение и развитие целей и приемов аудита
Аудит принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.
В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.
Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений. Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета. Письменные памятники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к 13-14 вв. Приемы аудита в то время составляли преимущественно в детальной проверке каждой операции. Тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.
В истории развития аудита можно выделить несколько периодов:
до 1500 г.;
1500 – 1830 (1860) г.;
1830 (1860) – 1905 г.;
1905 – 1933 г.;
1933 – 1940 г.;
с 1940 г. по настоящее время. Первый период заканчивался в 1500 г. Эта дата отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает состояние «перелома» в общей экономической ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе. Другая причина – 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи (Лука Пачолли).
1500 – 1830 (1860) гг. Цели и приемы аудита не были изменены и состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. В это время существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время. Пришло понимание необходимости и важности существования системы внутреннего контроля. Причиной, по которой датой окончания данного периода был выбран 1860 г., явилось то, что Крымская война вызвала определенные изменения в экономике всех стран, а это привело к изменению целей и приемов аудита.
1860 – 1905 гг. Период отличается бурным экономическим ростом. Огромные по своим масштабам сделки привели к созданию корпораций. Этот период отмечен появлением консолидированного баланса (1904 г.).
Все это повышало роль и значение института аудиторства. Была признана необходимость внутреннего контроля. Но ему отводилась роль органа, участвовавшего не в проверке и обнаружении ошибки, а в создании единой стандартной системы учета. Основной акцент был направлен на систему контроля денежных потоков. Поскольку и учетная система, и организационная структура претерпели значительные изменения в сторону усиления, то и аудиторы могли уже применять приемы выборки. Тестирование стало использоваться только в последние десятилетия 19 века. В условиях быстрорастущего производства аудитор больше не мог проверять каждую операцию огромной корпорации. Вплоть до 1905 г. ограничивающим фактором объема тестирования являлись изменения и нововведения в системе учета и внутреннего контроля. Цели аудита в это время состоят в обнаружении разного рода ошибок намеренного характера. Исторически основным центром развития аудита явились Великобритания и США.
Первые работы по американскому аудиту характеризуют изменение целей следующим образом: обнаружение и предотвращение ненамеренных ошибок. Позже целями аудита стали:
-установление финансового состояния и доходности предприятия;
-предотвращение намеренных и ненамеренных ошибок – второстепенная цель.
В соответствии с изменением целей произошли и значительные изменения в приемах. Наблюдается переход от детальной проверки к тестированию. Стало ясно, что для того, чтобы получить фактические суммы, проверяемые в процессе аудита, нет необходимости проводить детальную проверку каждой проводки за изучаемый период. Получает признание важность внутреннего контроля. В опубликованных в 1909 г. «Программах аудита» отмечено, что в качестве первой ступени аудита должно выступать «установление системы внутренней проверки».
С 1940 года до настоящего времени цели аудита претерпели незначительные изменения. Акцент делался на подтверждение верности финансовой отчетности. Официально это положение было провозглашено в документах «Американского Института Присяжных Бухучета»: «первая цель проверки отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной финансовой отчетности». Часть вновь разработанных приемов аудита имела строгую ориентацию на обнаруженные ошибки. В 1961 г. в «Положении об аудиторских процедурах №30» было установлено, что аудитор определяет ошибку, и в случае, если она материальна, может оказать отрицательное влияние на его мнение о верности представленной финансовой отчетности и проведении проверки в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, он должен оценить степень ее вероятности.
Другая точка зрения на цели аудита состоит в том, что задача независимого рассмотрения состоит в выражении мнения об информации, включаемой в финансовые отчеты. Что касается ответственности аудитора, то она состоит лишь в проведении тестов, в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, разработанными таким образом, чтобы обнаружить саму возможность определения рода несоответствий, т.е. аудитор не отвечает за необнаруженные ошибки, но с него не должна сниматься ответственность за проверку «узкого места» в процессе аудита.
После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 242.