Оглавление
Введение
Глава I. Сущность идеологического многообразия
1.1 Функции и уровни идеологии
1.2 Сущность идеологического многообразия
Глава II. Политические идеологии и организационно-правовые формы общественных объединений
2.1 Понятие общественных объединений
2.2 Виды общественных объединений
2.3 Политические общественные объединения
2.4 Современные политические идеологии
Заключение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы звучит следующим образом: «Идеологическое многообразие РФ». Следует определить ряд мотивов, которые закреплены именно в таком названии, оговорить актуальность, новизну, основную идею работы.
Актуальность темы исследования: Примечательно, что за последний год идеологическая проблематика уходит на «второй план» в области официальных социально-философских дискуссий в нашей стране.
1. Связано ли это со смутным ощущением нарождающейся национальной идеи (которую пока еще не ясно, как нужно формулировать в условиях становящейся «вертикали» власти), или же явная популярность вопроса «какой должна быть идеология в современной России».
2. Привела к исчерпанности поверхностных решений этой проблемы, и сейчас последуют серьезные теоретические разработки - судить пока рано.
Однако актуальность любых работ по идеологии очевидна и связана; с двумя моментами:
во-первых, существует определенный вакуум теоретических исследований феномена идеологии как проблемы. И дело, не только и не столько в том, что совсем недавно мы получили возможность открыто обсуждать этот вопрос или просто не успеваем включать в свой арсенал работы западных теоретиков. Проблема гораздо глубже: существенные сдвиги в самоопределении философии, онтологический поворот, произошедший в двадцатом веке, проблематизирует целую традицию рассмотрения ряда ключевых понятий.
Во-вторых, именно наше общество за последние полтора десятилетия претерпевает значительные изменения. Произошедший сдвиг во всех сферах жизни порождает ряд внутренних проблем, характерной особенностью которых оказывается несоответствие между новыми условиями жизни, старыми схемами деятельности и несформированность общих ориентиров и критериев для выработки новых схем. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные и взаимоопределяемые понятия места и функции, самореализации и социальной роли. Это приводит к дезориентированности, «бессмысленности», некачественности общественной деятельности, к сбоям, поломкам, «непростроенности» форм ее протекания: Именно на этом? фоне актуализируется проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного «организма» в целом. Ситуация осложняется тем, что мы сталкиваемся с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (статья 13 Конституции РФ гласит: «В России признается идеологическое многообразие»). Наконец, изменения, происходящие в современном мире и связанные с формированием общего социального - пространства, «становлением мировой цивилизации», делают чрезвычайно актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных культур, различных обществ, вопрос об основаниях и средствах интеграции различных ценностей и идеологий. Таким образом, идеология; фактически перестает быть периферийной темой, научных рассуждений — она, предстает в качестве конкретного предмета социально - исследования.
Степень научной разработанности темы: Идеологическая проблематика стала предметом исследования получившая свое освещение в трудах: А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, В.К. Кантора; А.А. Кара-Мурзы, В. А. Козлова, И.А. Косолапова, М.А. Краскова, Д.С. Львова, Э.М. Мирского, Ж.Т. Тощенко, Г.В. Осипова, В.Б. Пастухова, Н.С. Розова, И.Г. Яковенко, Ю.Г. Волкова, В.С. Малицкого, В.В. Панину, В.И. Сороковикову, О.Д. Волкогонову, И.М. Попову.
В ходе написания курсовой работы были использованы такие методы как: анализ, синтез, сравнение, а так же изучение литературы и нормативно-правовых актов.
Объект исследования: ряд концепций и теорий, проблематизирующих и описывающих, идеологию с точки зрения ее происхождения, сущности, функций, ее отношения к другим идеологиям, науке, религии, выявляющих ее, связь с типами общества, сознанием, познанием.
Предмет исследования: сущностные характеристики, тенденции и перспективы развития идеологии.
Цель исследования: Раскрыть сущность идеологического многообразия, функции и уровни идеологии. Рассмотреть понятие и виды общественных объединений, дать характеристику политической идеологии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
· на основании анализа развития понятия «идеология» дать определение вышеназванного понятия, используемое в курсовом исследовании;
· исследовать идеологическую ситуацию в современном мире посредством теоретического анализа наиболее распространенных идеологических концепций;
· проанализировать идеологическую ситуацию в современной России;
· провести историко-теоретический анализ предпосылок возникновения и развития идеологии;
· провести анализ основного содержания идеологии, истории и перспектив ее развития.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Функции и уровни идеологии
Для более четкого понимания сущности идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы, необходимо определить ее функции.
Познавательная функция идеологии означает, что в различных теоретических формах идеологии осуществляется познание Вселенной, общества, человека, а также систематизация полученного знания. Таким образом происходит творческое развитие идеологии. Никто же не станет отрицать, что в таких теоретических формах идеологии, как философия, политология, социология, политэкономия, этика, эстетика и др., осуществляется познание мира, места и роли человека в мироздании и т.д.
Оценочная (аксеологическая) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения, а именно: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и др.
Программно-целевая функция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе (например, шариат как норма поведения мусульманина).
Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться всем гражданам.
Интегрирующая функция предполагает, что идеологии интегрируют знания и на основе высших знаний и ценностей объединяют личностей в большие социальные группы, придавая целостность и устойчивое состояние обществу, как социальному организму.
Регулятивная функция идеологии. Идеология регулирует поведение, деятельность индивида и групп людей во всех сферах общества.
Защитная функция идеологии проявляется в борьбе идеологий, когда ведется бескомпромиссная идеологическая борьба и психологическая война идеологий. В настоящее время осуществляется конкуренция и сосуществование идеологий в условиях столкновения цивилизаций Востока и Запада.
Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.
Кроме перечисленных функций современные идеологоведы выделяют и другие. Например, В.Н. Кузнецов отмечает теоретическую, прогностическую, эвристическую, практическую функции, причем, как он пишет: «…практическая функция идеологических практик четко ориентирована на поддержку людей, семей, общества и государства:
· идеология способствует пониманию людьми общих целей и целей другого человека;
· идеология снижает духовную и социальную напряженность;
· идеология помогает понять необходимость назревших перемен в обществе и государстве;
· идеология содействует сохранению и развитию традиций, идеалов, ценностей, норм и пониманию обязанностей, ответственности и долга;
· идеология помогает пониманию и усвоению сути смысла жизни каждого человека;
· идеология формирует и разъясняет значимость и содержание российской мечты, важной для конкретного человека и общества в целом;
· идеология поддерживает понимание достоинства и честности для отдельного человека, для семьи, для общества и для государства»[1].
Кроме характерных черт и функций идеологии следует также выделять уровни идеологии.
Теоретический уровень идеологии предполагает разработку, внедрение и функционирование в сознании личностей фундаментальных знаний и ценностей, являющихся основой той или иной идеологии. В большей степени этот уровень развития и функционирования идеологического учения связан с профессиональными идеологами, специально занятыми разработкой основополагающих идей и принципов идеологии.
Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового изучения и внедрения в сознание масс народа. Часто данный уровень отождествляют с массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователей этот уровень определяют как пропагандистский.
Третий уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов.
Обыденные идеологические представления образуются двумя путями: первый означает, что идеологи - профессионалы, особенно пропагандисты, разрабатывают примитивные, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей. Второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представления вырабатываются самостоятельно индивидами в их повседневной жизни. Это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).
В любой идеологической системе необходимо выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическая психология. Этот уровень обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться самостоятельно индивидами.
Во время противостояния идеологических систем отношение между идеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война в бескомпромиссной борьбе идей. К данному уровню следует отнести также элементы бессознательного, проявляющиеся в идеологических чувствах и эмоциях.
Общественная организация.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественное движение.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно -государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Общественное учреждение.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заключение
В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство - это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом и идеологическом плюрализме, свободе прессы и т. п.
В ходе изучения данной работы можно увидеть актуальность данной проблемы, которая определяется тем, что плюрализм политической, идеологической жизни стал реальностью современного российского общества.
Политическая дифференциация России выдвигает проблему использования накопленного теоретического потенциала для осмысления происходящих в обществе процессов, для вовлечения в демократические преобразования различных социальных сил.
При анализе идеологической ситуации выявляются проблемы переходного состояния современного общества. Социально-экономическое развитие страны сопровождается резкой поляризацией общества, политической нестабильностью. Переходное состояние всех сфер жизни приводит к несформированности социальных интересов и путей их реализации, неоднородности политической элиты. Существенное влияние оказывает динамизм в развитии политической ситуации, меняющаяся расстановка сил, смена той или иной группой идеологических ориентиров. С точки зрения необходимых предпосылок гражданского мира, в стране отсутствует согласие относительно прошлого, согласие по поводу будущего. Конфронтационный характер политической, идеологической жизни проявляется в противопоставлении либеральных, социалистических идей; борьбе либеральной и националистической идеологий; противостоянии приверженцев демократии и диктатуры.
Решением проблемы на наш взгляд является смена общественного строя, объективно приводящего к необходимости замены старой идеологии новой, но - какой? Этот вопрос является предметом дальнейших размышлений, дискуссий, как представителей теоретической мысли, так и практических политиков. Несомненно, одно: переход от идеологического монизма к плюрализму является отличительной чертой современного этапа общественной жизни России.
Список литературы
1. Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)3. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. С. 654. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 165. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. С. 20 – 216. Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 225 – 2677. Богданов А.А. Наука об общественном сознании. Пг., 1923.8. Малицкий В.С. Идеология: история и современность. М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2005. – 250 с.9. Лапаев В.В. Становление российской многопартийности // СОЦИС. 1996. № 8.10. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. М.,2001.
11. Политическая история России. Хрестоматия. Сост. Коваленко В.И., Медушевский А.Н. М.,1995.
12. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12
13. Тощенко Ж.Т. Какой быть российской национальной идее // Куда идет Россия? М. 1997. С. 36014. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. "Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие", М., 1996 г.15. http://www.niiss.ru/rus1996_5_ideolog.shtml[1] Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. С. 65.
[2] Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16.
[3] Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. С. 20 – 21. [3] Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16
[4] Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 225 – 267.
[5] Богданов А.А. Наука об общественном сознании. Пг., 1923.
Оглавление
Введение
Глава I. Сущность идеологического многообразия
1.1 Функции и уровни идеологии
1.2 Сущность идеологического многообразия
Глава II. Политические идеологии и организационно-правовые формы общественных объединений
2.1 Понятие общественных объединений
2.2 Виды общественных объединений
2.3 Политические общественные объединения
2.4 Современные политические идеологии
Заключение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы звучит следующим образом: «Идеологическое многообразие РФ». Следует определить ряд мотивов, которые закреплены именно в таком названии, оговорить актуальность, новизну, основную идею работы.
Актуальность темы исследования: Примечательно, что за последний год идеологическая проблематика уходит на «второй план» в области официальных социально-философских дискуссий в нашей стране.
1. Связано ли это со смутным ощущением нарождающейся национальной идеи (которую пока еще не ясно, как нужно формулировать в условиях становящейся «вертикали» власти), или же явная популярность вопроса «какой должна быть идеология в современной России».
2. Привела к исчерпанности поверхностных решений этой проблемы, и сейчас последуют серьезные теоретические разработки - судить пока рано.
Однако актуальность любых работ по идеологии очевидна и связана; с двумя моментами:
во-первых, существует определенный вакуум теоретических исследований феномена идеологии как проблемы. И дело, не только и не столько в том, что совсем недавно мы получили возможность открыто обсуждать этот вопрос или просто не успеваем включать в свой арсенал работы западных теоретиков. Проблема гораздо глубже: существенные сдвиги в самоопределении философии, онтологический поворот, произошедший в двадцатом веке, проблематизирует целую традицию рассмотрения ряда ключевых понятий.
Во-вторых, именно наше общество за последние полтора десятилетия претерпевает значительные изменения. Произошедший сдвиг во всех сферах жизни порождает ряд внутренних проблем, характерной особенностью которых оказывается несоответствие между новыми условиями жизни, старыми схемами деятельности и несформированность общих ориентиров и критериев для выработки новых схем. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные и взаимоопределяемые понятия места и функции, самореализации и социальной роли. Это приводит к дезориентированности, «бессмысленности», некачественности общественной деятельности, к сбоям, поломкам, «непростроенности» форм ее протекания: Именно на этом? фоне актуализируется проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного «организма» в целом. Ситуация осложняется тем, что мы сталкиваемся с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (статья 13 Конституции РФ гласит: «В России признается идеологическое многообразие»). Наконец, изменения, происходящие в современном мире и связанные с формированием общего социального - пространства, «становлением мировой цивилизации», делают чрезвычайно актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных культур, различных обществ, вопрос об основаниях и средствах интеграции различных ценностей и идеологий. Таким образом, идеология; фактически перестает быть периферийной темой, научных рассуждений — она, предстает в качестве конкретного предмета социально - исследования.
Степень научной разработанности темы: Идеологическая проблематика стала предметом исследования получившая свое освещение в трудах: А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, В.К. Кантора; А.А. Кара-Мурзы, В. А. Козлова, И.А. Косолапова, М.А. Краскова, Д.С. Львова, Э.М. Мирского, Ж.Т. Тощенко, Г.В. Осипова, В.Б. Пастухова, Н.С. Розова, И.Г. Яковенко, Ю.Г. Волкова, В.С. Малицкого, В.В. Панину, В.И. Сороковикову, О.Д. Волкогонову, И.М. Попову.
В ходе написания курсовой работы были использованы такие методы как: анализ, синтез, сравнение, а так же изучение литературы и нормативно-правовых актов.
Объект исследования: ряд концепций и теорий, проблематизирующих и описывающих, идеологию с точки зрения ее происхождения, сущности, функций, ее отношения к другим идеологиям, науке, религии, выявляющих ее, связь с типами общества, сознанием, познанием.
Предмет исследования: сущностные характеристики, тенденции и перспективы развития идеологии.
Цель исследования: Раскрыть сущность идеологического многообразия, функции и уровни идеологии. Рассмотреть понятие и виды общественных объединений, дать характеристику политической идеологии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
· на основании анализа развития понятия «идеология» дать определение вышеназванного понятия, используемое в курсовом исследовании;
· исследовать идеологическую ситуацию в современном мире посредством теоретического анализа наиболее распространенных идеологических концепций;
· проанализировать идеологическую ситуацию в современной России;
· провести историко-теоретический анализ предпосылок возникновения и развития идеологии;
· провести анализ основного содержания идеологии, истории и перспектив ее развития.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Сущность идеологического многообразия
Статья 13 Конституции РФ 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Согласно приведенной статьи устанавливается мера и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.
Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений.
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом.
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации.
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями.
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое Многообразие.
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.
Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993г.
Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.
Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч.3 данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.
Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.
Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.
Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, в уставе, положении или ином основополагающем акте общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура и территория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.
Равенство общественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.
Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.
Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.
В ч.5 ст.13 Конституции предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещаются создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются цели общественного объединения, то после регистрации — его действия. И то и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.
Федеральным законом «Об общественных объединениях», принятым Государственной Думой Российской Федерации 14 апреля 1995г., предусматриваются обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанные принципы и нормы международного права, свои уставы и иные учредительные документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, представлять данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае нарушения общественными объединениями ч.5 ст.13 Конституции, а также совершения иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления прокурора.
Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом как основанные на законе.
В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации; ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия; принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.
Если в течение установленного срока общественное объединение устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение вправе возобновить свою деятельность.
Функции и уровни идеологии
Для более четкого понимания сущности идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы, необходимо определить ее функции.
Познавательная функция идеологии означает, что в различных теоретических формах идеологии осуществляется познание Вселенной, общества, человека, а также систематизация полученного знания. Таким образом происходит творческое развитие идеологии. Никто же не станет отрицать, что в таких теоретических формах идеологии, как философия, политология, социология, политэкономия, этика, эстетика и др., осуществляется познание мира, места и роли человека в мироздании и т.д.
Оценочная (аксеологическая) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения, а именно: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и др.
Программно-целевая функция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе (например, шариат как норма поведения мусульманина).
Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться всем гражданам.
Интегрирующая функция предполагает, что идеологии интегрируют знания и на основе высших знаний и ценностей объединяют личностей в большие социальные группы, придавая целостность и устойчивое состояние обществу, как социальному организму.
Регулятивная функция идеологии. Идеология регулирует поведение, деятельность индивида и групп людей во всех сферах общества.
Защитная функция идеологии проявляется в борьбе идеологий, когда ведется бескомпромиссная идеологическая борьба и психологическая война идеологий. В настоящее время осуществляется конкуренция и сосуществование идеологий в условиях столкновения цивилизаций Востока и Запада.
Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.
Кроме перечисленных функций современные идеологоведы выделяют и другие. Например, В.Н. Кузнецов отмечает теоретическую, прогностическую, эвристическую, практическую функции, причем, как он пишет: «…практическая функция идеологических практик четко ориентирована на поддержку людей, семей, общества и государства:
· идеология способствует пониманию людьми общих целей и целей другого человека;
· идеология снижает духовную и социальную напряженность;
· идеология помогает понять необходимость назревших перемен в обществе и государстве;
· идеология содействует сохранению и развитию традиций, идеалов, ценностей, норм и пониманию обязанностей, ответственности и долга;
· идеология помогает пониманию и усвоению сути смысла жизни каждого человека;
· идеология формирует и разъясняет значимость и содержание российской мечты, важной для конкретного человека и общества в целом;
· идеология поддерживает понимание достоинства и честности для отдельного человека, для семьи, для общества и для государства»[1].
Кроме характерных черт и функций идеологии следует также выделять уровни идеологии.
Теоретический уровень идеологии предполагает разработку, внедрение и функционирование в сознании личностей фундаментальных знаний и ценностей, являющихся основой той или иной идеологии. В большей степени этот уровень развития и функционирования идеологического учения связан с профессиональными идеологами, специально занятыми разработкой основополагающих идей и принципов идеологии.
Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового изучения и внедрения в сознание масс народа. Часто данный уровень отождествляют с массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователей этот уровень определяют как пропагандистский.
Третий уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов.
Обыденные идеологические представления образуются двумя путями: первый означает, что идеологи - профессионалы, особенно пропагандисты, разрабатывают примитивные, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей. Второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представления вырабатываются самостоятельно индивидами в их повседневной жизни. Это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).
В любой идеологической системе необходимо выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическая психология. Этот уровень обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться самостоятельно индивидами.
Во время противостояния идеологических систем отношение между идеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война в бескомпромиссной борьбе идей. К данному уровню следует отнести также элементы бессознательного, проявляющиеся в идеологических чувствах и эмоциях.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.