Виды резьбы и техника ее выполнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

    Стр.
1. Введение 2
2. Материал 3
3. Оборудование, инструмент и приспособления 8
4. Виды резьбы и техника ее выполнения 10
5. Виды орнамента 21
6. Техника безопасности 24
7. Заключение 25
8. Литература 26

1. Введение

Резьба по дереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в руки истинного мастера, дерево приобре­тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко­рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус­ство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек­турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето­писи, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неис­черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной иг­рушки — создавать подлинные произведения искусства.

 

Материал

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы – древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха – наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.

Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,

 

2.1. Подготовка материала

 

Заготовку древесины для резных работ нужно произ­водить с октября по январь, когда прекращается движе­ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива­ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми.

Доски, предназначенные для резных работ, высу­шивают до влажности 8—10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс­мусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашива­нии водными красителями получают бруски раз­ных оттенков.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть аб­разивные зерна, которые быстро затупят инструмент

2.2. Сушка древесины

 

Любая древесина очень чутко реагирует на измене­ние влажности окружающей среды. Это свойство явля­ется одним из недостатков лесоматериалов. При повы­шенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыха­ет и коробится. Сушка древесины — очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и сма­зывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходя­щий по размерам чан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протоп­ленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв ее заслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричнева­то-золотистый цвет.

Вываривание в масле. Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.

Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород.

Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слой чистого речного песка, уклады­вают изделие и засыпают новым слоем песка. При этом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным рассто­янием емкости по отношению к огню.

Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку вынимали и досушивали при комнатной температуре.

Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2—3 часа переворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала к цементному полу.

Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки — атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.

 При сушке на солнце внешняя поверхность древе­сины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15—20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.

При сушке изделий очень часто возникают трещи­ны. Самый лучший способ заделки крупной трещи­ны — это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориен­тированного таким же образом к центру. После высы­хания клея место соединения строгают и зачищают ру­банком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.

 

 

Инструменты

Для успешной работы резчику по дереву необходи­мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству­ющие инструменты и приспособления.

Для работы резчиков необходимо сухое светлое по­мещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы­крашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от ха­рактера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит вер­стак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спе­реди и слева. Лучшее освещение — естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном осве­щении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.

Прямые стамески с шириной по­лотна 3—30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в кон­турной резьбе.

Косые стамески, называемые так­же резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древе­сины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кон­чиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с раз­ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодос­тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре­льефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:      

- отлогие с большим радиусом кривизны;

- средние или полукруглые;

- крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5—15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50—70°. Та­кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2—3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал­лические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

- коловорот или дрель с набором сверл для свер­ления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорез­ной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столяр­ный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.


Виды орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы рит­мических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению укра­шаемого предмета, а также природной красоте ма­териала.

Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набо­ра мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гипербо­лизации.

Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране отно­сится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского моза­ичного орнамента одним из наиболее часто используе­мых мотивов является так называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.

Известно много разновидностей орнамента.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

- ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;

- сетчатым - сплошной геометрический узор, за­полняющий всю поверхность;

-  замкнутым - узор, заполняющий площадь опре­деленной геометрической формы (квадрата, ромба, тре­угольника).

 

 

Основные мотивы в орнаменте

По используемым мотивам орнамент может быть:

- геометрическим — из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром;

- растительным - из стилизованных раститель­ных форм;

- зооморфным - из стилизованных фигур реаль­ных или фантастических животных и птиц;

- геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

- гротескным - из фантастических сочетаний де­коративных мотивов;

- комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительных мотивов (арабески) и др.).

Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачей при выполнении геометрического ор­намента является подбор гармоничных сочетаний древесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы рит­орических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнамента следует прежде всего про­думать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой, композиционно орга­низованной, в ней будут выделены главные и подчинен­ные части, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработке характера деталей, оп­ределяют степень их контраста и прием образования этого контраста.

Наиболее характерной чертой построения орнамен­та является контраст, представляющий собой разницу между смежными элементами. Достигается он разно­стью цвета, тона или сопоставлением различной фор­мы элементов.

 При выполнении орнамента из квадратов и окруж­ностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, при­цел направление волокон этих вставок должно совпа­дать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадра­ты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.

  Выполнение геометрического орнамента из прямых и округлых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полос должно совпа­дать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений — одна к другой.

При выполнение геометрического орнамента в круге сначала из фонового шпона вырезают круг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно, а затем по четыре, получая поло­винки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а в них врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатого орнамента требует большой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпон из пород древесины контрастных цветов.

Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок. Это облегчает обра­ботку поверхности набора (шлифование) после прикле­ивания его к основе.

Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическо­му. Нередко геометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами. Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапа­зон, поэтому растительный орнамент может быть са­мым разнообразным по характеру композиции.

При выполнении растительного орнамента необхо­димо правильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбрать технические приемы изготовления элементов.

 

Литература

1. Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.
2. Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.
3. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.  

 

 

Содержание

    Стр.
1. Введение 2
2. Материал 3
3. Оборудование, инструмент и приспособления 8
4. Виды резьбы и техника ее выполнения 10
5. Виды орнамента 21
6. Техника безопасности 24
7. Заключение 25
8. Литература 26

1. Введение

Резьба по дереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в руки истинного мастера, дерево приобре­тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко­рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус­ство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек­турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето­писи, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неис­черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной иг­рушки — создавать подлинные произведения искусства.

 

Материал

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы – древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха – наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.

Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,

 

2.1. Подготовка материала

 

Заготовку древесины для резных работ нужно произ­водить с октября по январь, когда прекращается движе­ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива­ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми.

Доски, предназначенные для резных работ, высу­шивают до влажности 8—10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс­мусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашива­нии водными красителями получают бруски раз­ных оттенков.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть аб­разивные зерна, которые быстро затупят инструмент

2.2. Сушка древесины

 

Любая древесина очень чутко реагирует на измене­ние влажности окружающей среды. Это свойство явля­ется одним из недостатков лесоматериалов. При повы­шенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыха­ет и коробится. Сушка древесины — очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и сма­зывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходя­щий по размерам чан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протоп­ленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв ее заслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричнева­то-золотистый цвет.

Вываривание в масле. Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.

Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород.

Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слой чистого речного песка, уклады­вают изделие и засыпают новым слоем песка. При этом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным рассто­янием емкости по отношению к огню.

Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку вынимали и досушивали при комнатной температуре.

Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2—3 часа переворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала к цементному полу.

Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки — атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.

 При сушке на солнце внешняя поверхность древе­сины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15—20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.

При сушке изделий очень часто возникают трещи­ны. Самый лучший способ заделки крупной трещи­ны — это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориен­тированного таким же образом к центру. После высы­хания клея место соединения строгают и зачищают ру­банком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.

 

 

Инструменты

Для успешной работы резчику по дереву необходи­мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству­ющие инструменты и приспособления.

Для работы резчиков необходимо сухое светлое по­мещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы­крашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от ха­рактера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит вер­стак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спе­реди и слева. Лучшее освещение — естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном осве­щении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.

Прямые стамески с шириной по­лотна 3—30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в кон­турной резьбе.

Косые стамески, называемые так­же резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древе­сины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кон­чиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с раз­ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодос­тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре­льефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:      

- отлогие с большим радиусом кривизны;

- средние или полукруглые;

- крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5—15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50—70°. Та­кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2—3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал­лические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

- коловорот или дрель с набором сверл для свер­ления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорез­ной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столяр­ный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.


Виды резьбы и техника ее выполнения

Существующие виды резьбы по дереву можно под­разделить на группы. Основные из них следующие:

- плосковыемчатая, или углубленная;

- плоскорельефная;

- рельефная;

- прорезная, или ажурная;

- скульптурная, или объемная;

- домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углуб­ления — выемки. В зависимости от формы вы­емок и характера рисунка плосковыемчатая резьба мо­жет быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент уг­лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает­ся плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго­товки, называется контурной резьбой.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-кося­ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу­лярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ­альных знаний теории рисунка. Еще одним преимущест­вом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из­делия.

Геометрическая резьба состоит из различных ком­бинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Двугранные выемки прямолинейной или кри­волинейной формы различной ширины и глубины счи­таются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен­ных вертикально или под углом, создается узор, полу­чивший название лесенки.

Трехгранные выемки (треугольники) получи­ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.

Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо­угольными или ромбическими.

Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элемен­тами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Комбинируя основные элементы геометрической резь­бы, можно построить бесконечное множество орнамен­тальных композиций.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 180.