Большое количество операций на исследуемом предприятии осуществляется наличными деньгами, поэтому необходим наиболее хорошо организованный и действенный контроль за сохранностью, а также поступлением и расходованием денежных средств в хозяйстве.
Для совершенствования контроля за сохранностью и использованием денежных средств в хозяйстве можно применить примерную программу внутрихозяйственного контроля. Данная программа позволит усилить контрольные функции всех должностных и материально-ответственных лиц, которые обязаны отвечать за сохранность и целевое использование денежных средств.
Программа состоит из 3-х разделов. В первом разделе рассмотрен контроль условий, обеспечивающих сохранность наличных денег в хозяйстве. Во втором разделе - контроль за сохранностью и состоянием учета денежных средств. Третий раздел отражает контроль за целевым использованием денежных средств. В каждом из разделов оговариваются вопросы проверки, сроки проведения контроля и конкретно лица, которые проверяют тот или иной вопрос.
Таблица 19. - Примерная программа внутрихозяйственного контроля за учетом и сохранностью денежных средств в ТОО «КазФосфат»
№№ пп | Вопросы проверки | Сроки проведения | Кто проверяет |
1. | Контроль условий, обеспечивающих сохранность наличных денег в хозяйстве | ||
1.1. | Проверка помещения кассы, прочность закрепления решеток на окнах, состояние печатей на сейфе | ежедневно | кассир |
1.2. | Проверка состояния предупредительной сигнализации и средств противопожарной безопасности | ежеквартально, ежедневно | гл. бухгалтер, гл. инженер, кассир |
1.3. | Контроль за опечатыванием сейфа и помещения кассы | ежедневно | гл. бухгалтер |
1.4. | Контроль за обеспечением сохранности денег при их доставке в ТОО и его структурные подразделения | в день получения денег | гл. бухгалтер, руководитель |
2. | Контроль за сохранностью и состоянием учета денежных средств | ||
2.1. | Проверка наличия (инвентаризация) | ежемесячно | гл. бухгалтер, |
денег и ценных бумаг | ревиз. комиссия | ||
2.2. | Проверка полноты и своевременности оприходования в кассу наличных денег: | ежемесячно | гл. бухгалтер |
а) полученных из банка б) за реализованную продукцию, услуги и работы | по плану работы систематически; | ревизионная комиссия, гл. бухгалтер | |
2.3. | Проверка соответствия фактического наличия денежных средств на счетах в банке данным бухгалтерского учета | ежемесячно по плану | гл. бухгалтер, ревизионная комиссия |
2.4. | Проверка порядка регистрации приходных и расходных кассовых ордеров | ежедневно | гл. бухгалтер |
2.5. | Проверка соблюдения кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных Положением о ведении кассовых операций. | систематически | гл. бухгалтер, ревизионная комиссия |
3. | Контроль за использованием денежных средств. | ||
3.1. | Проверка использования полученных из банка наличных денег по целевому назначению | ежедневно, по плану | гл. бухгалтер, ревизионная комиссия |
Продолжение таблицы 19.
3.2. | Проверка своевременности и полноты взноса в банк выручки | ежемесячно | гл. бухгалтер |
3.3. | Проверка законности и целесообразности расходования средств подотчетными лицами | систематически по плану | бухгалтер материальной группы, ревиз. комиссия |
3.4. | Проверка достоверности выписок банка, наличие первичных документов с отметками банка об исполнении и их соответствие выпискам | ежемесячно | зам.гл. бухгалтера |
3.5. | Проверка состояния расчетов с бюджетом, с органами соцстраха | систематически | гл. бухгалтер, зам.гл. бухгалтера |
3.6. | Проверка состояния учета расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба, погашения этой задолженности | систематически | гл. бухгалтер, ревизионная комиссия |
Следует отметить, что исключение выявленных замечаний и применение рекомендаций позволит значительно улучшить организацию бухгалтерского учета на предприятии, избежать различных штрафных санкций и усилить контроль за наличием и движением используемых денежных средств, что во многом способствует улучшению финансового состояния предприятия.
Как недостаток в организации бухгалтерского учёта дебиторской задолженности на предприятии можно отметить то, что в учётной политике не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.
ТОО «КазФосфат» рекомендуется создавать резерв по сомнительным долгам. Учитывая, что отражение резерва в бухгалтерском учёте законодательно не прописано, считаем целесообразным ТОО «КазФосфат» предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте.
Преимущество будет заключаться в том, что:
1. Для начисления налога на прибыль можно использовать данные бухгалтерского учёта, не корректируя их;
2. Уменьшится количество разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, что во многом облегчит учет данного участка.
Изучение организации системы внутреннего контроля ТОО «КазФосфат» позволяет оценить её эффективность как среднюю. Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов производится только 1 раз год, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии.
Организация бухгалтерского учета расчетов в ТОО «КазФосфат» осуществляется в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями с учетом действующего законодательства.
В результате своевременного исправления ошибок, допущенных в организации бухгалтерского учета расчетов, предприятие избежало штрафных санкций, что является экономическим эффектом данной дипломной работы.
В целом же организация бухгалтерского учета на данном предприятии велась в соответствии с требованиями законодательства РК и всех законодательных и нормативных актов.
Рекомендации, сформулированные по результатам выполненной работы с разработанными на их основе практических мероприятий, должны обеспечить значительное улучшение организации бухгалтерского учета на предприятии, избежать различных штрафных санкций, что во многом способствует улучшению финансового состояния предприятия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.