ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ                  5
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

______________________________________________________

 

 

Кафедра «____________________________»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология»

 

На тему «Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы»

 

 

Выполнил студент __ курса

специальности____________

_________________________

Проверил:________________

 

 

г. ______________

2006 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                               3

ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ                  5

Особенности межличностного конфликта                              5

Межличностные конфликты в семье                             9

Межличностные конфликты в педагогическом

Процессе                                                                                     11

ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ                    13

Специфика конфликта в организации                          13

Производственные конфликты                                       15

ГЛАВА 3. МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ                                17

Особенности межгрупповых конфликтов                    17

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов    19

 

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

КОНФЛИКТАМИ                                                                    22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                        25

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                       26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликты возникают повсюду. Мы обнаруживаем их в личной жизни, они возникает между родителями и ребенком, между супружескими парами. Мы встречаем их на службе между работодателем и подчиненными, между мужчиной и женщиной. Мы видим, как религия идет против религии, нация против нации. Это глубинная тема всей человеческой истории. Я выбрал темой своего реферата «Психологическую специфику конфликтов на различных уровнях социальной системы», чтобы лучше познать конфликт и выходы из него. Я надеюсь рассмотренная мною тема, а следовательно и накопленный опыт помогут мне и в дальнейшем преодолевать сложные ситуации в жизни, сглаживать углы назревающих конфликтов.

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социально-психологический феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государ­ства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причи­нам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена посто­янным противоречиям и психологическим стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется и колется» (стремле­ние начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной сторо­ны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с дру­гой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конф­ликтов и обусловливает трудность определения его понятия и со­здания типологии конфликтов.

Существует даже целый раздел в психологии - конфликтология, который занимается изучением конфликтов. Надо отметить, что до сих пор сущность конфликт так и не изучена. Существует огромное количество различных мнений и суждений.

Еще древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Со временем стало быстро увеличиваться число работ и с конфликтной тематикой. Наряду с социологией конфликта появилась и психология конфликта.

Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конф­ликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на ис­следовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспек­тов межгрупповых столкновений, например, межнациональных кон­фликтов.

Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживае­мый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьма болезненным может быть внутренний конф­ликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятно­стями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяюшей его, неприятной работы, но вместе с тем одновре­менно он может бояться стать безработным.

Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

 

Производственные конфликты

 

Производственные конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.

Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Мож­но выделить следующие типы производственных конфликтов:

1) конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые конфликты):

· конфликт между рядовыми работниками;

· конфликт между руководителями и подчиненными;

· конфликт между работниками различной квалификации, воз­раста;

2) конфликты между малыми производственными группами (меж­групповые конфликты);

3) конфликты между производственными группами и админис­тративно-управленческим аппаратом;

Внутригрупповые конфликты:

4) конфликты между совладельцами предприятий (организаций). Они возникают в малых группах (бригадах, звеньях, отделах), между людьми, осуществ­ляющими совместную деятельность. Для них характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность фун­кций и ролей; они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.

Руководитель является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается с их мнением — может возникнуть конфликт.

Бывают ситуации, когда одна из сторон не приемлет норм и принципов другой стороны, но об этом не говорит открыто и не добивается изменения сложившегося положения. Это особенно час­то проявляется в отношениях между руководителем и подчинен­ным. Последний возмущается (негласно) поведением своего руково­дителя, но не хочет портить с ним отношения. Например, фирма занимается изготовлением и реализацией вино – водочной продук­ции. Часть продукции реализуется, но средства от нее поступают не на счет фирмы, а расходуются в личных интересах руководителя. Это становится известно сотрудникам и вызывает их резкое недо­вольство. Они осуждают действия своего руководителя, но открыто его не критикуют, так как существует определенная зависимость подчиненного от руководителя. Отсутствие возможности открыто высказывать критические замечания, зажим критики — отрицатель­ные факторы, способные привести к конфликту в организации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей курсовой работе я рассмотрел психологическую специфику конфликтов на различных уровнях социальной системы. Из чего я сделал выводы: конфликт необходим, где бы он не возникал. В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, меж­доусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт пред­ставляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрица­тельными, так и положительными.

Для объяснения функций социального конфликта следует обра­титься прежде всего к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или инте­ресов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим

под функцией конфликта мы будем понимать ту роль. которую выпол­няет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ 1996.

2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука. 1999.

3. Гительмахер Р. Б. Конфликт: социально-психологический аспект — Иваново: ИГУ 2005.

4. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики. 2000.

5. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. – М.: 1993.

6. Донцов А. И. Психология коллектива. — М.: МГУ. 2004.

7. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс. 1996.

8. Ильин В. И. Структура конфликта в организации. // Социальный конфликт 1999. №3.

9. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. — М.: Экономика. 2000.

10. Мейерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер. 1997.

11. Олейник А. Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО. 1992.

12. Психология экстремальных ситуаций. – Минск: Харвет. 1999.

13. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни. – Минск: Амалфея. 1997.

14. Шербак В. Е. Конфликтные ситуации па предприятии // ЭКО. 1999, № 11.


[1] Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, – С. 30 – 35.

[2] Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.: ACADEMIA, 2000. – С. 223 – 224.

[3] Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1993. — С. 31.

 

[4] Методика социологического анализа и прогнозирования тенденций развития социальных процессов в трудовом коллективе. — Харьков, 1990.— С. 9.

 

[5] Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999, №3. – С. 28 – 29.

 

[6] Щербак В. Е.. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО, 1999, № 11. – С. 162.

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

______________________________________________________

 

 

Кафедра «____________________________»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология»

 

На тему «Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы»

 

 

Выполнил студент __ курса

специальности____________

_________________________

Проверил:________________

 

 

г. ______________

2006 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                               3

ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ                  5

Дата: 2019-07-30, просмотров: 149.