Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.
Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.
В старости у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция. Часто жизненная позиция зрелого возраста к старости обостряется под влиянием новых обстоятельств. Знание особенностей поведения, психологических и эмоциональных черт необходимо социальным работникам, чтобы принять их душевное, физическое и психологическое состояние. Перечислим некоторые характерные признаки поведения пожилого человека, которые важно предвидеть при общении.
Главное - не попасть в ситуацию одиночества, не попасть в самоизоляцию. Пожилому человеку необходимы социальные контакты, даже, если он не работает; не поддаваться апатии, бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Личностно- бытовой уход за собой, за близкими людьми вызывает сознание определенной полезности и важности для пожилого человека.
Не проникаться жалостью к себе. Лучше отдавать силы и время другим людям.
Очень тяжелое состояние пожилых людей - безнадежность и отчаяние. Важно у таких лиц формировать установку: жизнь продолжается, пусть с трудностями, болезнями, лишениями, но продолжается и надо жить сегодняшним днем и радоваться имеющемуся.
Практика показывает, что существуют различные категории пожилых людей:
- не нуждающиеся в помощи;
- частично утратившие трудоспособность;
- нуждающиеся в обслуживании;
- требующие ухода.
В зависимости от принадлежности к той или иной категории разрабатываются программы социальной помощи, выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности. Необходимо принимать клиента таким каков он есть со всеми достоинствами и недостатками. Профессиональная компетентность социального работника заключается в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к определенной социальной и профессиональной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов дают возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и путь ее решения. У пожилых людей должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым.[9]
Для этого используются различные приемы: выяснив проблему, помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы, принять меры к конкретной помощи действием: навести порядок в комнате немощной старушки, доставить медикаменты, слабослышащим - новый слуховой аппарат, - пригласить к участию в конкурсах творческих работ (по пошиву, вязанию, цветоводству и т.д.)
Интерес к личности пожилого клиента, акцент надо ставить на нужность и полезность его опыта, вызывает подъем энергии у такого человека и могут быть полезными для окружающих, особенно подростков и молодых людей.
В социальной работе с пожилыми следует руководствоваться принципами корректности и тактичности. «Не навреди!», «Не лезь в чужую душу». Пусть висят портреты и старые картины в комнатах пожилых, пусть их окружают любимые вещи до тех пор, пока они сами с ним не расстанутся.
Важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогает определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите.
Наблюдения подтверждают, что такой метод служит импульсом для улучшения как физического, так и духовного самочувствия людей «третьего возраста». Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен
нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.
Каждая встреча - беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, определить выбор места для приема пожилого человека.
Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.
Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и «бурная атака» в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).
Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.
Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.
Часто пожилой клиент излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Положительно действует обращение социального работника к клиенту: «Давайте познакомимся, как мне Вас называть?», но если клиент растерян, его можно подбодрить репликами: «Слушаю Вас, Иван Дмитриевич», «какие у Вас проблемы?» и т.д. Социальный работник должен обладать такими коммуникативными качествами как наблюдательность, эмпатия, умение слушать и «строить» диалог. Не следует советовать, указывать, делать назидания. Эти меры не располагают к откровенности и доверительности.
В последние годы созданы социальные надомные службы, помогающие пожилым и престарелым (одиноким людям) организовывать свою жизнедеятельность.
Занятые здесь социальные работники должны владеть умениями и навыками срочной доврачебной медицинской помощи, хорошо психологические особенности своего клиента, его проблемы, интересы, увлечения. При контакте следует определить и учитывать тапы личности пожилого человека: семейный, творческая личность, религиозный, больной и увлекающийся своими болезнями и др. при встрече желательно не иметь о клиенте дополнительной, особенно негативной информации, чтобы не создавать предвзятую установку об этом человеке. Но знать имя, отчество и фамилию, наличие родственников и другие объективные характеристики нужно, чтобы проявить определенную заинтересованность к проблемам, возникшим у клиента.[10]
Мир пожилых людей своеобразен. К нему придет большинство людей нашего общества.
Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы.
Помочь пожилому человеку сегодня - это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека «третьего возраста».
Социальная служба принимает все необходимые меры для повышения благосостояния народа и в первую очередь лиц пожилого возраста.
При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.
Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.
В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.
В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80% - в услугах социально-бытового назначения.
Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.
В настоящее время положение граждан старшего поколения характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состоянию материальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.
Поэтому приоритетные направления государственной политики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую перспективу должны быть ориентированы на:
обеспечение установленных законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан экономических, социальных и правовых гарантий с целью создания условий для достойной жизни граждан старшего поколения;
недопущения дальнейшего снижения уровня доходов лиц пожилого возраста;
стимулирование социально-экономической активности граждан пожилого возраста, поощрение занятости, включая организацию профессиональной подготовки и переподготовки, создание условий для осуществления ими приносящей доход деятельности, всесторонней реализации внутреннего потенциала;
развитие системы социального обслуживания населения;
организации и внедрение новых форм и видов помощи социально незащищенным категориям населения;
обеспечение большей доступности и улучшения качества медицинской помощи лицам пожилого возраста, организацию и развитие гериатрической помощи, расширение профилактического и реабилитационного направлений в медицинском обслуживании пожилых граждан;
привлечение общественного внимания и формированию благоприятной социо-культурной среды для пожилых членов общества.
Заключение
Проблема одиночества всегда волновала человечество. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные группы людей в разные периоды жизни.
Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Проблема одиночества имеет специфические черты в каждом возрасте, причём приобретает настолько различные особенности, что даже трудно поверить, что это одно и то же явление. У пожилых людей множество своих причин для переживания чувства одиночества. Среди них: уход на пенсию, потеря близких и друзей, заботы и поддержки с их стороны, болезни, сужение круга общения либо ослабление дружеских связей и сфер деятельности, беднота, спад жизненной энергии.
Старение человека - это сложный процесс, в котором биологические факторы тесно связаны с социальными. Среди этих факторов, в том числе психосоциальных, огромное значение приобретает положение стареющего человека в обществе, национальная политика государства в организации медицинской и социальной помощи пожилым людям. Психофизическое состояние пожилого человека во многом определяется гуманистическим отношением государства, общественных организаций и всех членов общества к ним.
Проблемы, связанные со старостью, старением населения характерны для всех экономически развитых стран. Проблемы эти усугубляются нарастанием экономических трудностей, которые непосредственно отражаются на уровне социальной защиты пожилых людей.
В нашей стране при переходе к рыночной экономике в результате снижения уровня жизни расширяется круг лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите. Требует совершенствования и пенсионное законодательство.
В связи с этим на первый план выдвигается необходимость реформирования пенсионной системы, создавая условия для развития наряду с государственным пенсионным обеспечением, негосударственных пенсионных фондов.
Все большая роль отводится совершенствованию системы государственного социального страхования с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ) (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня 2006 г.)
4.Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г.)
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.)
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября 2006 г.)
7. Введение в социальную работу / под ред. С.В. Тетерского – М: “Академический проект”, 2002 г., 334 с.
8. Все тайны поведения человека / под ред. Д. Куна – СПб: Прайм-Еврознак, 2002 г. – 864 стр.
9. Медико-социальная работа: Введение в профессию / под ред. И.Е. Лукьяновой – М: МГСА, 2002 г. 336 с.
10. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова – М: “Академия”, 2004 г. – 288 с.
11. Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова – М: “Форум”, 2005 г., 326 с.
12. Правоведение /под ред. Е.В. Магницкой, Е.Н. Евстигнеева – М: Инфра-М, 2001 г.
13. Право / под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинковича – М: Закон и право, Юнити, 1997 г.
14. Право социального обеспечения / под ред. Е.Е. Мачульской – М: “Книжный мир”, 1999 г., 411 с.
15. Психология / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М: ИЦ “Академия”, 2000 г. – 512 стр.
16. Психология / под ред. Д. Майерса – Мн: ООО “Попурри”, 2001 г. – 848 стр.
17. Психология развития / под рел. Г. Крайга – СПб: Питер, 2001 г. – 992 стр.
18. Российский статистический ежегодник / Стат. Сб. Росстат., М: 2007 г., 211 с.
19. Трудовое право России / под ред. Р.З. Лившица – М: Инфра-М, 1998 г.
20. Теория, история и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павлёнка – М: “Дашков и К”, 2005 г., 560 с.
21. Теория медико-социальной работы / под ред. А.В. Мартыненко – М: МГСА, 2002 г. 243 с.
22. Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова, Е.Г. Студёновой – М: Академический проект, 2005 г., 512 с.
23. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова – Ростов-на-Дону: 1999 г. 423 с.
24. Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой – М: “Дашков и К”, 2007 г. – 216 с.
25. Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина – М: “Дашков и К”, 2003 г., 321 с.
26. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность / под ред. А.А. Козлова – М: “Логос”, 2004 г., 488 с.
27. Социальная политика / под ред. Е.И. Холостова – М: СТИ МГУС, 2000 г., 254 с.
27. Что такое психология / под ред. Ж. Годфруа – М: “Мир”, 1999 г. – 496 стр.
28. Экономика и социология труда / под ред. В.В. Адамчука, О.В. Ромашкова – М: 1999 г.
29. Нариньяни А.А. Кто хочет стать пенсионером? / "Московский бухгалтер", N 7, 2006 г., стр. 11-15
[1] Все тайны поведения человека / под ред. Д. Куна – СПб: Прайм-Еврознак, 2002 г.
[2] Психология / под ред. Д. Майерса – Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.
[3] Что такое психология / под ред. Ж. Годфруа – М: “Мир”, 1999 г.
[4] Нариньяни А.А. Кто хочет стать пенсионером? / "Московский бухгалтер", N 7, 2006 г
[5] Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова, Е.Г. Студёновой – М: Академический проект, 2005 г.
[6] Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой – М: “Дашков и К”, 2007 г.
[7] Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова – М: “Академия”, 2004 г.
[8] Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова, Е.Г. Студёновой – М: Академический проект, 2005 г.
[9] Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой – М: “Дашков и К”, 2007 г
[10] Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность / под ред. А.А. Козлова – М: “Логос”, 2004 г.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 256.