Основные и иные права человека и гражданина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" и иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е. А. Лукашева, считает, что «основные права индивида — это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»[10]. На мой взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия как естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека. Во-первых, в соответствии с концепцией «естественных прав», которой я придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в Конституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия. Предлагаю такую классификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, не зависящие от закрепления их в законах(такие как право на жизнь, на свободу, на достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся закрепленностью их в Конституции(т. е. в разных станах набор конституционных прав неодинаков); и иные права, которые могут включать полностью или частично естественные и конституционные, но необязательно, что они должны быть закреплены в Основном законе. Не все права закрепляет Конституция, человечество развивается, уровень науки и техники повышается, а законодательство всегда отстает от этого уровня, не многие законы пишутся на будущее, в основном ставится вопрос об урегулировании отношений, сложившихся в обществе на сегодняшний момент. Для каждого должна быть обеспечена возможность апеллировать к праву, не вошедшему в конституционный перечень, а для судьи – возможность проверки соблюдения такого права. То, что неписанные права существуют, дает понять ч.1 ст. 55 Конституции, которая излагает предпосылки признания таких прав: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Многие конституционалисты отождествляют основные права с конституционными – такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию, если есть основные права, значит есть неосновные, нефундаментальные. Я придерживаюсь такой точки зрения, что основные, или фундаментальные права закрепляются в Конституции и международных договорах и отождествляются с конституционными. Но нельзя забывать, что существуют естественные права, не зависящие от позитивных, есть также и иные права, которые не ниже основных. Основные права являются стержнем правового статуса личности. Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено в Конституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом и государством. Но все иные права являются вторичными по отношению к основным(конституционным)(напр.: право на защиту доброго имени (ст. 23) вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - части права наличную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождает целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека, являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX в. гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

Понимание под "основными" фундаментальными правами конституционных прав получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных нравах (1976 г.), Факультативный протокол №1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.

Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в государстве — участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного пли иного положения. Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на тех же условиях — исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на мой взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г.

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен в Конституции РФ.

Другим важным источников основных прав являются Конституции или Уставы субъектов Федерации.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, субъекты Федерации правомочны принимать нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина. Субъекты Федерации, однако, лишены права самостоятельно регулировать дела в связи с посягательствами на основные права, т.к. этот вопрос, согласно п. «в» ст. 71 Конституции, отнесен к исключительной компетенции РФ

Основные права, гарантируемые Основными Законами субъектов Федерации, находятся на уровень ниже любой нормы федерального закона. Т.к. защита основных прав относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов, то простор для создания собственных гарантий основных прав субъектами Федерации существует для них только в той мере, в какой те же самые права еще не гарантированы Конституцией РФ. Если Конституция(Устав) субъекта гарантирует основное права, которое уже защищено Конституцией РФ, то применяться должна последняя.

VII. "Поколения" прав человека

 

Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они подразделяются. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и но времени возникновения. Отсюда — появление понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах — праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав.

В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную политику(в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования).

Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в Конституции РСФСР 1918 г.

Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла реформация экономических отношении в буржуазных государствах, поскольку реальная жизнь выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшее особое значение в XX в. в связи с ростом притязании трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран.

И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась минимальной, тем не менее она существовала и оказывала воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества и др. нашло во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека.

Природа у социальных прав второго поколения отличается от природы прав первого поколения. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований, тем не менее присоединение к Пакту создаст обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных государств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.

В период после второй мировой войны стало сформироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На мой взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Некоторые авторы высказывают точку зрения, в соответствии с который к третьему поколению относятся только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" — право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества а также право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка.

Я согласна с такой позицией. Права третьего поколения — это коллективные права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.