Экономика Узбекистана
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА № 1
Все большее расширение технологических и географических границ, а также развитие новых общественных институтов привели к формированию деловой среды, характеризуемой конкуренцией в глобальном масштабе. Ее отличительными чертами являются использование зарубежных стран в качестве базы для производства и сбыта продукции и быстрое распространение новых товаров и новых процессов в международном масштабе.
Многие компании, фирмы, предприятия, расширяя свою сферу деятельности, вступают во взаимоотношения с компаниями других государств, открывают свои филиалы в зарубежье, сливаются с другими компаниями, образовывая крупные корпорации и т.д., то есть начинают заниматься внешнеэкономической деятельностью. В этих условиях менеджеру, вовлеченному в процесс принятия решений в условиях международной конкуренции, необходимо знать особенности управления внешнеэкономической деятельности компании.
Компании, имеющие отделения за рубежом, используют специальные методы и структурные построения, способствующие достижению соответствия целей зару6ежных филиалов общим целям и философии корпорации. Далее будут рассматриваться семь аспектов процесса управления и контроля на международном уровне: 1) роль и место управленческих решений в ВЭД; 2) организационные структуры в управлении ВЭД; 3) планирование управления со стороны менеджера; 4) анализ среды ВЭД; 5) корпоративная культура; 6)показатели и методы отчетности; 7) управление в частных случаях.
РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любая корпорация должна определять, где следует принимать решения по таким разнообразным вопросам, как ассортиментная политика, приобретение фондов и размещение ликвидных активов. Чем выше уроне принятия решений в организации, тем в большей мере их можно считать централизованными; чем ниже этот уровень, тем ближе они к децентрализованным .Проблему централизации и децентрализации можно анализировать с позиций компании в целом или отдельной ее части, ограничиваясь, например, конкретным филиалом. На централизацию и децентрализацию действуют взаимоисключающие факторы, поэтому политику в отношении организации фирмы следует адаптировать к уникальным обстоятельствам ее функционирования.
Полную централизацию и децентрализацию можно считать крайностями. По существу, ни одна компания не принимает только централизованные или только децентрализованные решения; напротив, любая кампания вменяет политику в соответствии с типом проблемы и конкретными обстоятельствами. Место, где принимаются решения, может зависеть от вида продукции, функции, страны. Кроме того, в жизни принятие peшений редко протекает так асимметрично, как это может показаться. Иначе говоря, менеджер может иметь полномочия для принятия решений, но он вправе проконсультироваться и достичь согласия с другими менеджерами, прежде чем воспользуется своими полномочиями. Следующий раздел посвящен рационализации размещения полномочий по принятию решений на уровне корпорации или филиалов. После выяснения мотивов действий проще будет рассматривать такие аспекты, как организационная структура, планирование и оценка, которые неотделимы от философии централизации или децентрализации, в зависимости от выбора фирмы.
Аспекты децентрализации.
Эффективное использование филиалов. Углубление стандартизации в практике управления внутри фирмы отнюдь не означает, что штаб-квартира берет на себя обеспечение всей информацией, необходимой для принятия решений. По сути дела, если мнение филиалов игнорируется, компания может и не суметь разработать оптимальные межнациональные или стандартизированные программы. Более того, толковые местные менеджеры могут уйти в другие фирмы, где им будет отведена более значительная роль. Компания "Проктер энд Гэмбл", например, предоставила европейским филиалам почти полную автономию в адаптации технологии, выпускаемой продукции и маркетинга к местным условиям. Но чтобы обеспечить эффект масштаба от европейских операций, она делегировала одному из своих бюро ответственность за разработку стратегии для Европы в целом без учета местных особенностей, сильных качеств отдельных европейских филиалов и интересов их руководителей. С тех пор «Проктер энд Гэмбл» добилась повышения уровня стандартизации применительно к управлению производством и сбытом продукции по целому ряду отдельных торговых марок, однако возглавила эту работу группа представителей европейских филиалов. В другом случае "ИЭмАй" (EMI) — компания, базирующаяся в Англии, — использовала принцип обратной связи только в отношении английского рынка, пытаясь установить, в какой мере ее центральная лаборатория должна усовершенствовать сканеры для компьютеризованых систем промышленных испытаний путем повышения четкости иэображения. При этом фирма игнорировала более крупный американский рынок, на котором потребители предпочитали другие усовершенствования и менее длительный период сканирования. Как только "Дженерал Электрик" сократила длительность периода сканирования, она захватила американский рынок и обеспечила более значительную экономию, обусловленную ростом производства, чем «ИЭмАй», которая начала терять доходы и была вынуждена приинять предложение о поглощении ее другой фирмой.
Национальная стратегия в сравнении с международной. Глобальная стратегия обладает множеством достоинств, но бывают обстоятельства при которых филиалы не могут быть встроены в схему такой стратегии. Это случается, когда, например, продукция, выпускаемая филиалами, тесно связана с уникальными национальными предпочтениями. В других случаях филиалы могут оказаться не в полной мере включенными в глобальную сеть, поскольку местный государственный протекционизм защищает их от конкурентов. Тогда стратегический контроль корпорации может оказаться менее уместным, чем контроль на уровне отдельной страны.
Учет эффективности работы филиалов. Некоторые решения могут эффективно приниматься только на уровне корпорации, но в этом случае технико-экономические результаты следует сопоставлять с моральными издержками, порождаемыми тем, что руководство филиалов лишается ответственности за ведение бизнеса. Когда руководители на местах не могут больше действовать в интересах своего предприятия, они начинаю обычно рассуждать так: "Я мог бы работать лучше, но руководство корпорации не дает мне этой возможности". Такие управляющие могут потерять интерес к своей работе и перестать накапливать опыт, необходимый для перехода на должность, подразумевающую высокую ответственность. Отсутствие интереса может быть компенсировано системой материального стимулирования, исключающей наказание менеджеров за последствия решений, находящихся вне их контроля. Фактически система оплаты труда, при которой местные руководители отчасти премируются в зависимости от реэультатов работы корпорации в целом, может способствовать развитию глобального подхода на уровне каждого странового подразделения.
Зависимость. Многие критики из слаборазвитых стран утверждают, что предпринимаемая МНК централизация решений ведет к перемещению в страны базирования руководящих и технических функций во все возрастающих масштабах, а слаборазвитым странам остается только низкоквалифицированная работа. Они вспоминают колониальные времена, когда местным жителям запрещалось занимать ответственные посты, а участь каждого из них зависела от колониальных властей. Они особенно подчеркивают, что МНК почти все исследования и разработки проводят в странах базирования или других промышленно развитых странах.
Эта ситуация стала для МНК непростой дилеммой. Существуют весомые аргументы в пользу централизованного проведения исследований и разработок в странах базирования, например: наличие значительного числа людей, работающих непосредственно на компанию, близость частных исследовательских организаций и университетов, а также общие выгоды, обусловливаемые снижением уровня дублирования усилий при централизированном управлении исследованиями и разработками.
Степень важности операций
Чем важнее для корпорации конкретные заграничные операции с точки зрения общекорпоративных результатов ее работы, тем выше уровень в организационной структуре, на который поступают отчеты операционных подразделений. Поэтому организационная структура и система отчетности должны изменяться во времени по мере расширения деятельности за рубежом.
На одном полюсе всего набора организационных возможностей находится фирма, которая экспортирует периодически возникающие у нее излишки продукции с привлечением посредника, получающего право собственности на продукцию и проводящего все связанные с экспортом операции. Ясно, что в этом случае очень немногие работники заняты экспортными операциями. Так как фирма не располагает своими людьми за границей или работниками, специально занимающимися экспортом, то отсутствует необходимость в разработке соответствующей кадровой политике или программ подготовки и обучения. Поскольку право собственности на товары фирмы переходит в другие руки уже в стране базирования, ей не нужно рассматривать правовые или налоговые вопросы применительно к стране – импортеру. Кроме того, платежи осуществляются в валюте своей страны, и поэтому не возникает проблем с переводом финансовых средств, ил оценкой эффективности работы подразделений в разных странах. Наконец, у фирмы нет потребности в новых маркетинговых программах, так как она не предпринимает попыток наращивания объема продаж за границей. Все экспортные операции представляются настолько малозначительными, что высшее руководство почти не замечает экспортных сделок. Соответствующие обязанности могут быть возложены на работника, обладающего знаниями и временем, достаточными для того, чтобы отличить выполнимые экспортные заказы от невыполнимых. В этих условиях заниматься зарубежными операциями может специалист, находящийся на невысоком уровне в иерархии корпорации.
На другом полюсе находятся фирмы, которые прошли через промежуточные стадии и теперь располагают заграничными филиалами и благоприятными условиями для торговли за рубежом. Каждая функциональная или консультативная группа внутри такой фирмы, несомненно, вовлечена в эту деятельность. Так как в этих фирмах экспортные операции составляют значительную часть суммарных показателей работы, в частности объемов продаж и инвестиций, в деятельности за рубежом участвуют работники, занимающие очень высокие посты в управленческой иерархии.
ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ МЕНЕДЖЕРА
Нужно подчеркнуть необходимость адаптации ресурсов и целей компаний к разнообразным и переменчивым условиям деятельности в других странах. По сути дела, в этом и состоит планирование. Ничего не планируя, компания только по чисто случайности может найти оптимальный путь проникновения на зарубежные рынки и метод экспансии за пределы собственной страны. Без планирования лишь чисто случайно компания имеет шанс выбрать оптимальную с точки зрения результатов политику и практику ведения дел в конкретных странах. Поскольку планирование явно или неявно, но уже рассматривалось выше, данный раздел представляет собой только обобщающий обзор этого процесса.
Контуры планирования
Согласно рис. 2 планирование должно включать выбор долгосрочных целей с учетом внутренних и внешних факторов. На первом этапе (А) разрабатываются долгосрочные стратегические намерения или цели, которые на долгий срок сплачивают организацию, стремящуюся повысить свои конкурентные возможности на глобальном уровне. Хотя немногие компании начинают, имея столь четкое представление о перспективе, все, как правило, вырабатывают его по ходу дела, если достигают успехов в международной деятельности. Такие компании, как, например «Хонда» и «Кэнон» (Canon), разработали стратегические нaмepeния задолго до выхода на международный рынок. На следующем этапе (Б) проводятся анализ внутренних возможностей, при этом оцениваются ресурсы компании, ограничения, распространяющиеся на ее деятельность в целом, а также факторы внешней среды, различным образом воздействующие на отдельные подразделения. Только пройдя этот этап, компания может логически выстроить структуру международной деятельности (этап В). Например, если компания сталкивается с ростом издержек в стране базирования и усилением конкуренции со стороны импорта, она может с достаточной уверенностью выбрать одну из следующих целей: снижение издержек, приобретение ресурсов для ведения конкурентной борьбы, диверсификацию рынков сбыта или продукции. Анализ внутренних ресурсов помогает определить, какие из целей достижимы и наиболее важны в пределах обозримого периода планирования; помогает он также в отборе альтернативных путей ведения бизнеса.
Поскольку каждая страна, в которой фирма проводит или намеревается проводить свои операции, уникальна, анализ местных условий следует выполнять до окончательного выбора альтернатив (этап Г перед этапом Д). Например, местные факторы маркетинга позволяют выбрать стратегию в отношении ассортимента продукции. Можно установить приоритеты таким образом, что программы реализации тех или иных альтернатив легко будет дополнить или сократить, чтобы высвободить дополнительные средства для достижения намеченных целей (этап Е), когда меняются доступность ресурсов или условия деятельности. Компания может, к примеру выбрать вариант перевода дивидендов из одного из своих филиалов в головную организацию, но это может оказаться неосуществимым. Руководителям следует также предусмотреть, что делать с доходами, если будет введен валютный контроль. Есть и другие вопросы: какими альтернативами будет тогда располагать головная организация или что ей делать без фондов? Может возникнуть необходимость получения дополнительных кредитов в стране базирования, перевода средств из других филиалов, задержки расширения бизнеса в стране базирования и выплаты дивидендов своим акционерам. Без выяснения приоритетов корпорация может принять поспешные решения для частичного достижения целей.
Конкретные цели следует также установить для каждого операционного подразделения наряду с выработкой способов измерения как отклонений от плана, так и параметров, их обусловливающих. Благодаря своевременной оценке руководство может предпринять корректировку плана или, в крайнем случае, прибегнуть к чрезвычайным средствам для достижения своих целей. Отметим, что этапы от Е до Б образуют замкнутый контур, фактически обеспечивающий компании принятие решений в соответствии с ситуацией.
Кроме того, следует проводить разграничение между оперативными и стратегическими планами. Рассчитанные на более длительные сроки стратегические планы родственны этапу А — «Выбор долгосрочных целей». Они связаны с крупными капиталовложениями, должны обеспечивать деятельность всех компаний в составе корпорации и подлежать переоценке в малой степени. Оперативные планы содержат более близкие цели и предусматривают конкретные средства для их достижения. Однако временные границы оперативных планов достаточно условны. Хотя средства для реализации стратегического плана могут поступать из всех подразделений компании, лишь на уровне корпорации можно распределять ресурсы таким образом, чтобы осуществить все запланированные изменения в политике, касающейся регионального и продуктового аспектов деятельности. Кроме того, только сотрудники центральной штаб-квартиры, располагая информацией о глобальной деятельности корпорации, конкуренции и тенденциях, способны разрабатывать стратегические планы.
Неопределенность и планирование
Чем выше уровень неопределенности, тем труднее планировать. Все обычно согласны с тем, что сфера международной деятельности сопряжена с более высоким уровнем неопределенности из-за повышенной сложности зарубежных операций. Одним из усложняющих факторов является множественность внешних сред, в которых приходится работать филиалам (поэтому следует раздельно оценивать условия функционирования каждого филиала); другой фактор заключается в несовпадении потребностей различных рынков с точки зрения задач, возникающих перед филиалами, поскольку каждый из них производит конкретную продукцию, используя свои методы.
Обычно чем выше сложность и неопределенность, тем значительнее потребность в информации. Однако важно помнить, что одновременно, чем выше неопределенность, тем больше объем сканирования внешней среды для сбора необходимой информации. Это может быть обусловлено и относительной труднодоступностью точной информации на международном уровне.
АНАЛИЗ СРЕДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследования и анализ среды ВЭД предпринимаются для уменьшения неопределенности в процессе принятия решений, расширения или сужения списка рассматриваемых альтернатив, оценки достоинств существующих программ. Уменьшение неопределенности подразумевает ответы на ряд вопросов: имеется ли рынок для конкретной продукции? можно ли нанять квалифицированных работников? дают ли экономические и политические обстоятельства основание рассчитывать на разумную степень определенности в деловых операциях? Список альтернатив может быть расширен с помощью таких вопросов: доступны ли новые источники средств или возможности сбыта? где они находятся? Список этот можно сузить, отвечая на вопрос: какие альтернативы обеспечивают самые низкие издержки пpoизводства? Качество оценки и контроля можно повысить, ответив на следующие вопросы: достаточное ли число счетов (т. е. клиентов) обслуживает дистрибьютор? какова доля рынка, принадлежащая фирме?
Размах исследований
Компании редко удается собрать всю необходимую информацию. Отчасти, это обусловлено временными ограничениями, поскольку необходимо взять под контроль рынки сырья, прежде чем это сделают конкуренты. Кроме того, любые предложения покупателям имеют предельные сроки. Стоимость информации — еще один важный фактор. Чем больше регион, в котором оперирует МНК, тем больше альтернатив решений и сложнее c6ор информации. Поэтому полезно ограничиваться информацией только по проектам, имеющим, по оценкам, наивысший потенциал. Один из методов состоит в оценке стоимости сбора данных, а также вероятной окупаемости этих издержек за счет последующего увеличения доходов или снижения затрат. На основе этого компания может расположить исследовательские проекты в порядке их предпочтения, исходя из ожидаемой отдачи от затрат по сбору данных.
Экономика Узбекистана
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана
Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, Узбекистан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится в интеграции ее с мировым хозяйством.
Не случайно одним из важных шагов правового обеспечения подлинного суверенитета республики стало конституционное закрепление Узбекистана как самостоятельного субъекта международных отношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах, имеющего право вступать в международные организации, системы коллективной безопасности, межгосударственные образования.
Республика Узбекистан активно включилась в многосторонние международные механизмы экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных международных финансовых и экономических, организациях, таких как Организация Объединенных Наций и ее институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Организация содействия экономическому развитию, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, и в других ведущих финансово-экономических организациях.
Многие международные организации — ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Комиссия Европейского Союза и другие открыли в республике свои региональные представительства и активно сотрудничают с узбекскими партнерами.
Осуществляется ряд проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда, Мирового банка, Международной финансовой корпорации и способствующих, в частности, развитию в республике малого и среднего бизнеса и финансового обеспечения проектов в приоритетных направлениях экономики.
Узбекистан вместе с государствами Центральной Азии стал членом организации экономического сотрудничества, созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. В рамках этой организации республика принимает активное участие в разработке и реализации проектов по совместному строительству межгосударственных транспортных коммуникаций, обеспечивающих для Узбекистана выход к морским портам, к транснациональным транспортным сетям, мировым рынкам товаров и капитала.
Следует отметить, что сотрудничество Узбекистана с международными организациями строилось и будет строиться исходя из цели, сочетающей как долгосрочные, так и текущие приоритеты.
Во-первых, это стратегическая интеграционная задача—непосредственное включение в международные валютно-финансовые и торговые механизмы на основе создания равноправных и отвечающих национальным интересам условий для взаимодействия всех хозяйствующих субъектов Узбекистана с внешним миром.
Во-вторых, это прямое содействие решению текущих проблем республики, поддержка проводимых реформ путем получения финансовой, технической и консультативной помощи со стороны ряда указанных институтов на основе имеющегося международного опыта.
На начальном этапе осуществления реформ пришлось практически с нуля формировать современный внешнеэкономический комплекс республики, создать по существу новый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. За три года независимости реформа внешнеэкономических связей в Узбекистане заметно продвинулась, прежде всего, в организационно-правовых аспектах.
Практически вновь созданы все необходимые республиканские институциональные структуры. Как уже отмечалось, образованы Министерство внешних экономических связей, Национальный банк внешнеэкономической деятельности, таможенная служба. Соответствующие внешнеэкономические подразделения созданы и действуют в Кабинете Министров, министерствах и ведомствах, корпорациях, концернах, ассоциациях и местных органах управления. С участием зарубежных партнеров создается республиканский центр международной торговли. В ряде стран мира нами открыты торговые дома. На двусторонней основе образованы торгово-промышленные палаты между Узбекистаном и США, Великобританией, Германией и другими странами, заинтересованными активно сотрудничать с республикой.
С начала осуществления реформы изменился состав и структура участников внешнеэкономических связей. Право выхода на внешний рынок получили более двух тысяч хозяйствующих субъектов республики, в числе которых ассоциации, концерны, малые и частные предприятия.
Помимо внешней торговли, заметно активизировались другие формы внешнеэкономического сотрудничества, увеличивается число созданных и функционирующих на территории республики предприятий с иностранными инвестициями.
За первые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданы указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности, стимулирующие развитие экспортного потенциала республики. Это прежде всего законы «О внешнеэкономической деятельности», «Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов» и другие законодательные и нормативные акты, которые позволили сформировать основные рамочные условия для осуществления внешнеэкономических связей, заключения и исполнения международных договоров в области внешнеэкономической деятельности, обеспечить защиту экономических интересов республики, юридических лиц и граждан Узбекистана за его пределами, установить правовые гарантии для деятельности иностранных инвесторов на территории республики.
Существенно был упрощен порядок создания совместных с иностранным капиталом предприятий, регистрации участников внешнеэкономической деятельности и лицензирования экспортируемой продукции. Все это позитивно повлияло на активизацию внешнеэкономической деятельности и на улучшение структуры экспорта и импорта.
Внешняя торговля осуществлялась на первом этапе реформ в двух направлениях: со странами СНГ на основании заключенных межправительственных соглашений и с зарубежными странами расчетами в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, поощрялось установление прямых внешнеэкономических кооперационных связей.
Мы уделяем первостепенное внимание укреплению и развитию многосторонних связей и тесного сотрудничества с государствами Центральной Азии. Действительно, братские народы Центральной Азии накрепко сроднились общей историей, едиными культурными традициями, схожими укладом жизни и менталитетом и многим другим. И проблемы сегодняшнего дня — политические, экономические, культурные, экологические - у центральноазиатских государств во многом совпадают. Экономика этих республик сильно взаимоинтегрирована и имеет взаимное влияние.
Одним из приоритетных направлений нашей внешней политики является развитие прямых и многосторонних отношений со странами, образующими Содружество Независимых Государств.
С участием иностранных партнеров в республике начата реализация проектов по созданию новых совместных производств, таких как "Уз-ДЭУавто" и "УзДЭУэлектроникс" (Республика Корея), АО "Узиталмотор" (Италия), "УзБАТ" (Великобритания), Хорезмское АПО (с фирмой "Мерседес-Бенц", Германия), текстильные предприятия и др. С участием немецких и южно - корейских фирм начата модернизация телефонных сетей республики.
Узбекистан стремится занять свое достойное место в мировом сообществе. Узбекистан открыт миру и стремимся к тому, чтобы мир был открыт для него.
ГЛАВА № 1
Все большее расширение технологических и географических границ, а также развитие новых общественных институтов привели к формированию деловой среды, характеризуемой конкуренцией в глобальном масштабе. Ее отличительными чертами являются использование зарубежных стран в качестве базы для производства и сбыта продукции и быстрое распространение новых товаров и новых процессов в международном масштабе.
Многие компании, фирмы, предприятия, расширяя свою сферу деятельности, вступают во взаимоотношения с компаниями других государств, открывают свои филиалы в зарубежье, сливаются с другими компаниями, образовывая крупные корпорации и т.д., то есть начинают заниматься внешнеэкономической деятельностью. В этих условиях менеджеру, вовлеченному в процесс принятия решений в условиях международной конкуренции, необходимо знать особенности управления внешнеэкономической деятельности компании.
Компании, имеющие отделения за рубежом, используют специальные методы и структурные построения, способствующие достижению соответствия целей зару6ежных филиалов общим целям и философии корпорации. Далее будут рассматриваться семь аспектов процесса управления и контроля на международном уровне: 1) роль и место управленческих решений в ВЭД; 2) организационные структуры в управлении ВЭД; 3) планирование управления со стороны менеджера; 4) анализ среды ВЭД; 5) корпоративная культура; 6)показатели и методы отчетности; 7) управление в частных случаях.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.