Анализ деятельности органов муниципальной власти по регулированию рынка автомобильных пассажирских перевозок в г. Улан-Удэ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы транспортного обслуживания городского населения находятся в ведении комитета по социально-экономическому развитию городской администрации. В 2008 году вступило в силу постановление №7 городской администрации от 12.01.2008г. утверждающее порядок распределения маршрутов между перевозчиками на конкурсной основе [1]. Это постановление оказалось недееспособным, так как не учитывало реальное состояние рынка и механизмы его функционирования.

Такой подход создает неразбериху в формировании городской маршрутной сети. Порядок с маршрутами восстановился после того, как на летней сессии горсовета был утвержден новый перечень маршрутов. Старые маршруты (всего 14 номеров) обозначились как социально-значимые. Все остальные разбили на социально-значимые, сезонные и те, что выполняют общественно-коммерческий заказ. Последних набралось около 40, и именно туда вошли маршруты-новички. На этом, казалось бы, перетасовка городского транспорта должна была бы завершиться. Однако не прошло и года, как на городских дорогах стали появляться незнакомые номера. Первая партия была выпущена весной 2004 года и носила характер «помощи сельчанам». 4 апреля приказом за подписью начальника Управления промышленности, связи и транспорта Кожухова Ю.М. был выпущен маршрут №33 (ТЦ «Восточные ворота» - поселок Исток). Как гласит документ, новая транспортная линия была открыта на период дачного сезона, который должен был завершиться 10 октября 2004 года. Той же весной значится день рождения маршрута №131 (ул. Добролюбова – поселок Еловка). 27 апреля в городе появилось сразу два маршрута - №61 и №71. Микроавтобус №61 стал возить людей из села Нижняя Иволга до 40 квартала. №71 был пущен вкруговую по линии «113 микрорайон – инфекционная больница – БСМП – 113 микрорайон» [7].

Все маршруты как выполняющие общественно-коммерческий заказ были утверждены приказом комитета по транспорту единолично, без организации какого-либо конкурса. А ведь конкурс – одно из условий обслуживания «коммерческого» маршрута, постановление мэрии никто не отменял. Неизвестно в чьих, реально, интересах были открыты новые маршруты, учитывалось ли мнение других перевозчиков. Не поинтересовались даже мнением муниципальных перевозчиков, иначе не появился бы «уникальный» маршрут №99, полностью дублирующий трамвай. В результате и без того испытывающий большие трудности муниципальный транспорт лишился приличной части пассажиропотока, а значит, живых денег. Транспортники называют такое явление очень просто – недобросовестная конкуренция. Но открытием маршрута №99 все не ограничивается. Практически каждый вновь открываемый маршрут проходит вдоль трамвайных линий, забирая с собой потенциальных клиентов. Из 15 рублей за билет – 12 рубля уходят на налоги. То, что остается, не хватает даже на самое необходимое. Потому что трамвай не маршрутка. Работает целый день, с половины шестого утра и до позднего вечера. Как в советское время, ходит он с четко утвержденной периодичностью – и в часы пик, и когда закрываются последние театры.

Отсутствие конкурса при утверждении нового маршрута порождает самовольное поведение перевозчиков, с которым вынуждены сталкиваться все, кому выпало жить за чертой города. В результате, с 17.00 до 20.00 уехать, к примеру, с остановки «Стрелка» до поселка Восточный можно только на такси, потому что здесь не останавливаются не только маршрутки, но и большеместные автобусы в виду своей переполненности. После 20.00 закрыт для горожан путь и в поселок Сокол. После 17.00 живущим в поселке Коминтерн невозможно попасть в единственную маршрутку №77, а значит и домой. Сельские маршруты (№129, №130, №131, №128 и пр.) не придерживаются своего прямого предназначения. Проезжая по городским улицам, в понятном желании заработать, они «подбирают» и горожан. В результате, когда микроавтобус встречает мерзнущих на остановке жителей поселков Сотниково, Ошурково или Гурульба, работающих в городе, места в машине уже нет.

Отсутствие конкурса – это грязные салоны, угрожающие надписи в них, грубое поведение водителей, их неясное здоровье и, наконец, несоблюдение элементарных правил дорожного движения. Это рост числа ДТП и травматизма среди пассажиров.

В 2008 году с участием микроавтобусов, работающих в режиме маршрутного такси, в Бурятии произошло 232 ДТП, что на 18% больше показателей 2007 года. На 8% увеличились случаи наезда на пешеходов. Ранено в маршрутных ДТП 31 человек. Среди причин ДТП, совершенных по вине водителей маршрутных такси, более половины (54%) составляют нарушения правил проезда пешеходных переходов. 15,4% - нарушение правил проезда перекрестка, по 11,5% - превышение скорости и нарушение правил маневрирования, 7,7% - выезд на полосу встречного движения.

За различные нарушения в 2008 году было оштрафовано около 800 перевозчиков. Если усреднить показатели, это почти каждый второй водитель маршрутных такси [7].

По информации на 2008 год МУП «Городские маршруты» (далее – МУП «ГМ») городской администрацией переданы по договору безвозмездного пользования: административно-бытовой корпус, производственный корпус, механическая мойка, подземная стоянка, нефтебаза, станки, оборудование, транспортные средства (более 100 единиц). Остаточная балансовая стоимость переданного имущества составила более 63 миллионов рублей [26]. Кроме того, город осуществляет обновление транспортного парка, компенсацию перевозки льготников и оплачивает транспортный налог, страховку, госпошлину. МУП «ГМ» имеет право сдавать переданную ему недвижимость в аренду с направлением вырученных от этого средств на капитальный ремонт подвижного состава и производственной базы. В том же 2004 году для МУП «ГМ» мэрией были закуплены 30 корейских большеместных автобусов [43]. По информации на февраль 2008 года автобусы были переданы МУП «ГМ», но без оформления соглашений, так как мэрия посчитала нужным передать эти автобусы на условиях аренды, а МУП «ГМ» настаивало на прежних условиях безвозмездного пользования. Тем не менее, фактически автобусы были переданы и стали выполнять пассажирские перевозки.

Для минимизации налогообложения МУП «ГМ» учредило семь ООО «Колонна» под соответствующими номерами. Весь подвижной состав МУП «ГМ» был передан во вновь образованные предприятия на праве безвозмездного пользования. Шесть предприятий занимаются пассажирскими перевозками, седьмое отвечает за ремонт подвижного состава.

По неофициальной информации дочерние предприятия МУП «ГМ» сдают транспортные средства частникам на условиях аренды.

Делаются попытки со стороны некоторых городских структур вывести хотя бы часть городского имущества из безвозмездного пользования и передать его уже на условиях аренды, но эта инициатива встречает сопротивление со стороны руководства МУП «ГМ».

Каждый год между комитетом по социально-экономическому развитию Администрации города, как заказчиком, и МУП «ГМ», как исполнителем, заключается договор на исполнение муниципального заказа [28].

По этому договору исполнитель обязуется оказать транспортные услуги в определенном объеме, объем измеряется в машино-часах. Исполнитель, также, обязуется обеспечивать плановый сбор выручки собственными силами на маршрутах на определенную сумму.

По договору на 2004 год МУП «ГМ» обязалось оказать транспортные услуги в объеме 74334,6 машино-часов, обеспечить плановый сбор выручки на сумму 4404,0 тысяч рублей. При этом в приложении к договору эксплутационные расходы указываются на сумму 27085,4 тысяч рублей и, соответственно, убытки составляют 23853,5 тысяч рублей. Заказчик обязуется помесячно оплачивать транспортные услуги исполнителя в сумме убытков. В конечном счете, бюджетное финансирование МУП «ГМ» в 2004 году составило сумму 26341,9 тысяч рублей.

В отдельном приложении к договору указываются маршруты, по которым исполнитель будет оказывать транспортные услуги, а, также, количество автобусов, работающих на каждом маршруте. Всего определено 13 маршрутов, количество автобусов на каждом маршруте колеблется от 1 до 3.

Кроме договора на исполнение муниципального заказа городская администрация каждый год заключает с МУП «ГМ» договор на транспортное обслуживание учащихся общеобразовательных школ, проживающих в отдаленных районах города и договор на транспортное обслуживание сезонных маршрутов [9].

В договоре на транспортное обслуживание сезонных маршрутов оговаривается объем транспортных услуг, указанный в машино-часах, обязательство исполнителя обеспечивать плановый сбор выручки и маршруты следования с количеством автобусов на каждом маршруте [7].

В договоре на транспортное обслуживание учащихся дан только перечень маршрутов и величина льготного тарифа для школьников.

При анализе вышеперечисленных договоров обращают на себя внимание ряд интересных моментов:

1. Объем транспортных услуг измеряется в машино-часах. На каждом из маршрутов величина пассажиропотока разная, следовательно, собираемая выручка будет, тоже, разная, а, значит, себестоимость перевозки по каждому из маршрутов будет разной. Было бы логичнее измерять объем транспортных услуг в пассажиро-километрах.

2. Нет экономического обоснования себестоимости перевозок. Нет расчетов себестоимости по каждому из маршрутов. Не определены критерии оценки себестоимости.

3. Не определен график выполнения рейсов.

4. Автобусы МУП «ГМ» распределены по разным маршрутам по одному – три автобуса. Было бы логичнее сконцентрировать все автобусы МУП «ГМ» на одном – двух наиболее важных для жителей города маршрутах. Это дало бы возможность хотя бы на этих маршрутах поддерживать необходимый график движения, обеспечить контроль над расходованием бюджетных средств, организовать обслуживание льготных категорий граждан.

5. На МУП «ГМ» возлагается обоснование расчетного тарифа на выполнение перевозок. Результатом такого подхода стало семикратное превышение расходов над доходами. В это трудно поверить, потому что при истинности таких расчетов ни один частник не взялся бы за осваивание рынка пассажирских перевозок с исходной убыточностью.

6. Не понятно, по каким критериям МУП «ГМ» определяет величину плановой выручки. Было бы верным предположить, что деньги собираются с живых людей, а не с километров.

С каждым частным перевозчиком администрация города в лице начальника Управления промышленности, связи и транспорта заключает договор о порядке осуществления перевозок по городскому маршруту регулярного коммерческого транспорта общего пользования сроком до 5 лет [3].

В договоре упоминается МУП «Улан-Удэтранссервис» как организация, обеспечивающая перевозчика проездными билетами.

МУП «Улан-Удэтранссервис» было создано по решению администрации г. Улан-Удэ с целью осуществления функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом и трамваями по городу Улан-Удэ и является структурным подразделением Комитета по промышленности, строительству, архитектуре, транспорту и связи администрации г. Улан-Удэ. Основные функции МУП «Улан-Удэтранссервис»:

1. Составление, проверка и утверждение паспорта, схемы маршрута и схемы опасных участков.

2. Диспетчерское регулирование движения автобусов.

3. Проведение конкурсов.

4. Координация работы автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта.

При анализе договоров, заключаемых администрацией города с частными перевозчиками, обращают на себя внимание главные недостатки:

1. Городские власти передают в частные руки право осваивать сектор городского рынка пассажирских перевозок на, практически, безвозмездной основе.

2. В договоре не оговорен график движения микроавтобусов, их общее количество, номера машин, которые будут обслуживать маршрут.

3. Ни один перевозчик добровольно не возьмет на себя обязательство по обслуживанию льготников без целевого финансирования этой статьи своих затрат со стороны мэрии. С другой стороны, перевозчик будет вынужден обслуживать льготные категории граждан, если это будет одним из основных условий договора.

4. В договорах не отражены все возможные полномочия МУП «Улан-Удэтранссервис». Частные перевозчики платят МУП «Улан-Удэтранссервис» за диспетчерское регулирование, но нет документально зафиксированных полномочий администрации влиять на перевозчиков, исходя из информации, полученной от диспетчерских пунктов. Даже налоговая инспекция отказывается пользоваться информацией диспетчерских пунктов. Это дает возможность некоторым перевозчикам предоставлять в налоговую инспекцию фальшивые справки, выданные станциями технического обслуживания, о том, что перевозчик весь отчетный налоговый период стоял на ремонте и рейсов не выполнял. Соответственно, налоги не уплачиваются.

Пассажирские перевозки являются прибыльным бизнесом. Об этом говорит и тот факт, что, по информации бурятского регионального отделения российской транспортной инспекции, ежеквартально выдается около 200 лицензий на осуществление пассажирских перевозок. Правда, в это число входят и лицензии, которые вновь выдаются после окончания срока действующей лицензии.

Непонимание (нежелание) городской администрации возможности получения дополнительных доходов от сдачи в аренду автобусных маршрутов приводит к тому, что часть прибыли от выполнения пассажирских перевозок уходит в тень. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

В своих официальных отчетах работники городской администрации признают:

1. Наличие аренды рабочего места на маршруте от 3 тысяч рублей до 12 тысяч рублей в месяц в зависимости от доходности маршрута. Доходные маршруты перевозчики называют «жирными». Очевидно, что это маршруты с высоким показателем пассажиропотока.

2. Продажу рабочих мест на маршрутах, предлагаемая цена за место составляет от 50 тысяч до 200 тысяч рублей, также, в зависимости от доходности маршрута.

В настоящий момент, по информации на конец февраля 2005 года, все льготы по проезду в городском общественном автомобильном транспорте отменены.

В Улан-Удэ проживает 29000 региональных льготников и 24000 федеральных льготников. Городской администрацией решено выделять региональным льготникам такую же сумму, что и федеральным – 50 рублей в месяц.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 145.