Центральное место с финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Есть несколько определений бюджета: Так, М.В. Романовский указывает, что «бюджет» - это система императивных отношений (денежных), в процессе которых образуются и используется бюджетный фонд. Является центральным звеном системы финансов и потому отражает все основные качественные признаки финансов. «Строго говоря, «бюджетом» не следует называть документ – смету финансовых расходов и доходов государства, который правильнее назвать «баланс»;... «бюджетным планом» или «раписью», в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно» [7; стр. 12,13]. Далее используется традиционная трактовка указанных понятий, определенных существующим законодательством. Основными функциями бюджета являются образование и использование бюджетного фонда (финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальная политика) и контроль за обращение и использование бюджетных средств. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы; осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляю больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной коньюктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. Основные статьи расходов: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а для РФ – еще обслуживание внешнего государственного долга.
Для каждой страны структура бюджета имеет свои особенности, так как определяется экономическим потенциалом страны, масштабом решаемых государством задач, ролью государства в экономике, международной ситуацией и другими факторами.
Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
1) Прямые, косвенные налоги и сборы. В доходах государства они составляют 80-90% [8; стр. 58]. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, это
– налог на добавленную стоимость (НДС)
– акцизы
– налог на доход организации, на доход с капитала; подоходный налог с физических лиц
– взносы в государственные социальные фонды
– государственные пошлины
– таможенные пошлины и сборы (включая от реализации конфискованной контрабанды)
– налоги на недра и воспроизводство минерально-сырьевой базы
– налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
– сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами
– лесной доход; водный налог; экономический налог
– федеральные лицензионные сборы
– налоги, зачисляемые в дорожные фонды
– доходы от использования государственной и муниципальной собственности: аренды, процента в кредитных банках, залога и возврата государственных кредитов, налога с продажи государственного и муниципального имущества.
2) Государственные займы через выпуск государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских векселей). Их доля в госбюджете составляет 10-20% [8; стр. 58].
3) эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Чаще всего к запуску «печатного станка» прибегают при превышении расходов над доходами бюджета, при исключительно благоприятных для себя обстоятельствах.
В своей деятельности правительства стремятся к равенству доходной расходной частей бюджета – «балансу дохода».
Но в действительности расходная часть обычно превышает доходную, это состояние бюджета называют «бюджетным дефицитом».
Дефицит возникает вследствие многих причин, в том числе вследствие спада производства; завышенных расходов на социальные программы или оборону; рост теневого сектора экономики; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных активами бумажных денег. Основное значение имеют спад производства, когда с сокращение объемов выпуска продукции уменьшается прибыль – и поступления в бюджет, что ведет к невыполнению плана поступлений в бюджет; а также рост теневого сектора экономики, когда предприятия перестают платить налоги, нигде не регистрируются и для государства «не существуют». На 2000 год в «тени» производилось до 40% ВВП. В Социально экономических проблемах России»[4] чрезмерное увеличение и доля «теневого продукта» в ВВП объясняется как созданными еще в советское время (1970-1980 г.) неформальными каналами связи между предприятиями, так и чрезмерной нагрузкой на экономику: «условием экономического роста может быть бюджетная нагрузка до 25% ВВП, а в РФ, по официальным данным, она равна 33%... В конце 1990-х фирмы РФ отдавали в налог 24% с оборота и еще в 6% уходило на разного рода неофициальные сборы и взятки».
Сам по себе дефицит бюджета не есть чрезвычайно негативное для развития экономики и динамики уровня жизни населению Даже самые экономически развитые страны в критические перепады обычно имеют дефицитный бюджет от 10% до 30%. Так, в 1988 году государственный долг США составлял 2600,8 миллиардов долларов или 53% ВНП, а бюджет сводился со значительным дефицитом[2; стр.367]. Все зависит от причин возникновения дефицита и направлений расходов государственных денежных средств. Если дополнительные финансовые средства, составляющие дефицит, направляют на развитие экономики, ее приоритетных отраслей, то в будущем рост производства и прибыли с лихвой возместит производственные затраты, но если четкая программа экономического развития отсутствует, а дефицит допускают для финансирования текущих расходов, субендированная нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным образом к усилению инфляционных процессов.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя способами покрытия дефицита – это государственные займы и уничтожение налогообложения. Третий способ – «сеньораж» или печатание денежной массы либо (в настоящее время этот способ более популярен) через реализацию активов коммерческим банкам для создания резервов. Пагубных последствий эти операции не несут только при незначительных размерах. Но при интенсивной политике «сеньоража» количество находящихся в обращении денег в соответствии с мультипликатором денежного предложения будет расти слишком быстро, порождая инфляцию. При этом, если дефицит достигает определенного критического уровня, то его дальнейший взрывной рост не способны остановить никакие меры фискальной политики.
Несомненно, бюджетный дефицит следует отнести к так называемый отрицательным экономическим фактором, типа инфляции, безработицы, банкротства, которые также являются неотъемлемыми элементами экономической системы – без отрицательных стимулов экономика утрачивает способность к поступательному развитию.
Однако и без дефицитность сама по себе также не означает «здоровья» экономики. Следует четко понимать, какие процессы протекают внутри финансовой системы и какие изменения воспроизводственного цикла отражает бюджетный дефицит.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.