Основные исследования по формированию индивидуальности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Темперамент (от лат.— соразмерность) — это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20].

По теории И. П. Павлова, предпочтительными темперамента­ми для успешности деятельности являются темперамент сангви­ника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за неуравновешенности процессов возбуждения и тор­можения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной си­стемы характеризует меланхолика. Однако Б. М.Теплов и В. Д. Небылицын выступали против оценочной характеристики темпера­ментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые раз­ные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. По-видимому, профотбор должен основываться на этих двух положе­ниях, при этом решающее значение должны иметь результаты спе­циального тестирования[6,190].

По мнению Я.Стреляу, активность как одна из черт темпера­мента личности проявляется в энергетическом уровне поведения. Со свойством активности личности наиболее часто положительно коррелируют такие свойства нервной системы, как сила и активированность,"измеряемые с помощью ЭЭГ-методик."Для оценки Эмоциональности могут также использоваться различные тесты-опросники (Спилберга,Тейлора), для оценки тревожности и нейротизма — опросник Г. Айзенка. На физиологическом уровне эмо­циональность измеряют вегетативными и ЭЭГ-показателями[6,198].

Темперамент человека достаточно устойчив. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность коренного изменения темперамента в процессе жизни, например превращение флегматика в сангвиника или меланхолика.          

Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические: предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойствами нервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, условиями их жизни, труда, которые могут быть весьма разнообразными и, естественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нерв­ной системы. Ф. П. Майоров и С. Н. Выржиковский в своих иссле­дованиях, выполненных на животных, в частности в опытах на щенках, показали возможность изменения типологических свойств нервной системы в течение жизни. Они разделили помет щенков на две равные группы: одни щенки росли в условиях свободы и при­волья, другие — в клетках, т.е. в условиях, ограничивающих их движения и связи с внешним миром, а также им не приходилось бороться за свое выживание. Когда щенки подросли, то поведение их значительно различалось. Например, у всех развивавшихся в клет­ке были резко выражены пассивно-оборонительные реакции (они затаивались, прижимались к полу и т.п.), т.е. поведение животных зависело от условий окружающей среды, в которых они воспиты­вались. Тренировка нервных процессов способствовала некоторому изменению типологических свойств. В частности, невротические воздействия сопровождались ослаблением нервных процессов, и жи­вотное, ранее типологически сильное, переходило в группу слабых. Эти и другие факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе.[8,105]

Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч. — происхожде­ние, — отпечаток, образец) характеризуется врожденными ; типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается. Генотип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип (от греч. — проявлять, яв­лять) — совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутренней среды. Таким образом, фенотип — это сплав врож­денных и приобретенных свойств организма.

С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свой­ства (подвижность) были доказаны специальными исследования­ми В. К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, а также изучение ти­пологических свойств у однояйцевых близнецов позволили заключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями воспитательно­го и природного характера его можно изменить.

Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные дан­ные, полученные на животных. Однако наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и от­дыха играют весьма важную роль в формировании типологиче­ских особенностей нервной системы.

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) забо­ты о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необо­снованная и нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности, посильные заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков, способствует формирова­нию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

Способы определения типологических свойств. Для определе­ния типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были раз­работаны специальные экспериментальные методы — «Большой стандарт» и «Малый стандарт». Обследование по «Большому стан­дарту» занимало около 2 лет, по «Малому» —6—7 мес. По «Мало­му стандарту» число методик было сокращено. О силе возбужде­ния судили по скорости выработки условного рефлекса, но глав­ным образом — по кофеиновой пробе. Силу процесса возбужде­ния у собак определяли по минимальной дозе кофеина, сопро­вождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблю­далось снижение условно-рефлекторных эффектов. О силе тормо­жения судили по скорости выработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений . Если выработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, то такой процесс относили к сильному, если в пределах 30 соче­таний и более — к слабому процессу торможения.

Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения ре­акций при разной интенсивности раздражителя и изменения ре­акций при длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как устойчивость вели­чины латентного периода сенсомоторной реакции на многократ­ное повторение раздражителей средней величины.

Чаще всего используются световые раздражители определен­ной средней интенсивности с интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с ин­тервалом следования 1—3 с; каждый раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с.

Данная методика основана на критерии предела работоспособ­ности при многократном раздражении, поэтому показателем, ха­рактеризующим силу нервных процессов, будет среднее значение самой двигательной реакции на последние 20 раздражений.

Уравновешенность, по методике И.П.Павлова для животных, определяли по соотношению силы процессов возбуждения и торможения. Показатель уравновешенности был производным от силы возбуждения и торможения.сочетаается с такими качествами, как общительность, добросовсност ь, высокий самоконтроль, зависимость. тревожный тип (около 10 %). Для этих детей - характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожно. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с воз­будимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Ведущей чертой для детей, имеющих чувствительный и тре­вожный типы формирования личности, является общение. Имен­но эта деятельность служит источником получения эмоциональ­ного подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание поло­жительной оценки своих действий и поступков со стороны окру­жающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависи­мость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Интровертированный тип (около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается с пониженным контролем за окружающей действительно­стью. Тестовое обследование выявило у этих детей замкнутость; неуверенность в себе, низкий самоконтроль. В то же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность,: напряженность. Около б % детей этой группы характеризуются пас­сивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием ини­циативности. Одиночество,- отгороженность от окружающих, по­вышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания в школе.                       

Следует, однако, заметить, что физиологической основой фор­мирования типологических вариантов личности, как нам представ­ляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессе» возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым в экспериментах на животных. Важную роль в формировании" этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, об­становка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.