Республика Татарстан является старейшим нефтедобывающим районом страны. Имеются положительные факторы, позволяющие оптимистично оценивать перспективы подготовки новых запасов в старых нефтедобывающих районах.
Практика показывает, что прогнозные ресурсы и оценки по мере изучения непрерывно возрастают и Республика Татарстан классическое подтверждение этого. В Татарстане за годы рыночных реформ обеспечивалось расширенное воспроизводство запасов нефти против 20-50 % в предыдущие годы. Обеспеченность разведанными запасами текущей добычи при ее непрерывном росте возрастала и в настоящее время выше, чем по стране. В республике регулярно проводится переоценка прогнозных ресурсов нефти. В результате начальные суммарные (извлекаемые) ресурсы возросли за последнее десятилетие на 21 %. Неопоискованные извлекаемые ресурсы оцениваются выше, чем 30 лет назад. По мере изучения они будут возрастать. Планируется дальнейшая переоценка прогнозных ресурсов, которая проводится один раз за 5 лет. Как правило, каждая переоценка прогнозных ресурсов приводит к их увеличению.
Во-вторых, при оценке ресурсов коэффициент извлечения нефти (КИН) принимается обычно равным 30-35 %. Предполагается, что при освоенных технологиях в недрах после выработки извлекаемых запасов останется в 2 раза больше нефти, чем будет добыто к концу разработки месторождений.
Хотя для Республики Татарстан характерна высокая опоискованность недр, за годы рыночных реформ воспроизводство запасов в лом улучшилось и по сравнению со среднероссийским с более благоприятным. Однако в общем объеме прирост запасов за счет новых открытий снизился с 49,2 до 13 %/год. Несмотря на достаточную обеспеченность разведанными запасами нефти в стратегии значительное внимание уделено вопросам подготовки новых запасов. Это объясняется высокой долей трудноизвлекаемых запасов нефти, составляющей 80 %. Стратегия воспроизводства запасов на длительную перспективу в старых нефтяных районах должна предусматривать проведение работ в трех направлениях:
- дальнейшее изучение и опоискование залежей нефти в традиционных объектах разведки (отложения девона и карбона).
- проведение широкомасштабных работ по повышению КИН, что может стать новым важнейшим направлением повышения ресурсной базы старых нефтедобывающих районов [22].
- геологическое изучение нефтегазоносности нетрадиционных объектов глубокозалегающих пород кристаллического фундамента и рифей-вендских осадочных отложений, пермских битумов [23].
В настоящее время в нефтяной промышленности Республики Татарстан работает 28 малых нефтяных компаний, добыча нефти по которым составляет от 10 тыс. до 500 тыс. т/год. В основном эти компании были созданы на основании Указа Президента Республики Татарстан об увеличении добычи нефти в 1997-1998 гг. На конкурсной основе им было передано 67 нефтяных месторождений, причем в основном с трудноизвлекаемыми запасами, содержащих высокосернистые нефти, большинство из которых было открыто 15-30 лет назад. Создание новых нефтяных компаний коренным образом изменило ситуацию с добычей нефти в республике появились новые инновационные технологии, конкуренция, новые МУН и методы интенсификации добычи. В 2004 г. малыми компаниями добыто более 4,8 млн. т. В ближайшие годы намечается довести добычу нефти по всем независимым нефтяным компаниям до 8 млн. т/год [24].
Опыт развития нефтяной промышленности Татарстана показал следующее
- оптимизация условий недропользования и налогообложения - ключ к решению проблемы ВМСБ и обеспечения потребностей страны в нефти и газе,
- налоговое стимулирование и дифференцированное налогообложение добычи нефти в зависимости от горно-геологических условий и пенсии истощения запасов можно регламентировать и администрировать без коррупции;
- действующий закон «О недрах» позволяет дифференцировать НДПИ, стимулировать разработку «старых» и истощенных месторождений;
- если бережно относиться к недрам и по-хозяйски ими распоряжаться на уровне субъектов Федерации, то появляются огромные возможности для дальнейшего
С целью успешной реализации стратегии развития нефтегазового комплекса Республики Татарстан необходимо создать благоприятные условия, обеспечивающие необходимый прирост запасов и нефти, что возможно в результате принятия более совершенного закона «О недрах», проект которого находится на обсуждении.
Для успешной реализации энергетической стратегии Республики Татарстан до 2020 г. необходимо создать нормальные условия развития нефтяной промышленности. С этой целью следует:
- сохранить действующий механизм недропользования - совместное ведение Федерации и субъектов Российской Федерации по выдаче лицензий по принципу «двух ключей»: Российской Федерацией и cсубъектом Российской Федерации;
- предусмотреть возможность делегирования части полномочий федерального центра по регулированию недропользования на региональный уровень; передать региональным органам власти полномочия по распоряжению мелкими и средними месторождениями полезны ископаемых с извлекаемыми запасами нефти до 30 млн. т.;
- ввести дифференцированное налогообложение добычи нефти зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий разработки нефтяных месторождений и товарного качеств нефти в недрах;
- для повышения эффективности освоения недр необходимо оста вить как конкурсную, так и аукционную форму доступа к недрам, каждая из них имеет преимущества и недостатки и может применяться зависимости от конкретных условий;
- для рационального использования ресурсов недр нужно усилить государственный контроль за выполнением оговоренных условий недропользования; это осуществимо через ежегодные дополнения к лицензионным соглашениям, в которых записываются годовые уровни добычи, воспроизводства запасов, объемы разведочного и эксплуатационного бурения; они берутся из утвержденных в установленном порядке проектных документов и авторских надзоров; контролируете выполнение органами МПР РФ; положительный опыт имеется в Республике Татарстан;
- в законе «О недрах» необходимо предусмотреть стимулировании ВМСБ в результате отмены платежей на проведение ГРР за счет собственных средств недропользователей, заявочного характера представления участков для рисковых нефтепоисковых работ, оплаты недропользователями исторических затрат государства на участках недр только после выхода проекта на окупаемость и получения достаточных при былей, упрощения процедуры оформления открытий, полного финансирования региональных и функциональных геологических исследований за счет государства;
- утвердить на правительственном уровне «Правила разработки нефтяных месторождений» и для рационального использования запасов углеводородного сырья государственную комиссию по запасам и Цен тральную комиссию по разработке месторождений горючих полезны ископаемых подчинить непосредственно Правительству России [25].
Заключение
Выводы по РФ:
Сырьевая база страны должна развиваться по схеме расширенного воспроизводства. Заявления об избыточности запасов у российских компаний и предложения о введении экономических санкций на запасы, превышающие восьми – девятилетнюю обеспеченность, ошибочны, по сути, и опасны для экономического развития страны. В России уже в течение длительного времени (с 1994 г.) приросты запасов углеводородного сырья не компенсируют добычу нефти и газа.
В настоящее время в НГДУ «Сургутнефть» в промышленной эксплуатации находятся шесть месторождений с добычей нефти 18.5 тыс. т/сут. Запасы нефти месторождений НГДУ «Сургутнефть» выработаны более чем на 60 %, наиболее крупного Западно-Сургутского - на 80 %. Благодаря приобретению новых месторождений, а также доразведке старых, объем имеющихся на балансе НГДУ извлекаемых запасов нефти за последние 3 года увеличился на 5 млн. т. Однако более половины оставшихся запасов нефти являются трудноизвлекаемыми.
Шаимский нефтегазоносный район является старейшим нефтедобывающим районом Западной Сибири, по которому в течение более 40 лет накоплен богатейший опыт поисково-разведочных работ. За этот период открыто 21 месторождение нефти и введено в эксплуатацию 17. Несмотря на солидный возраст и значительные отборы запасов нефти (около 70 %), район сохраняет устойчивые перспективы прироста запасов, что обеспечивается существенными вложениями в геологоразведочные работы.
На территории Ставропольского края в пределах деятельности акционерного общества подсчитанные начальные суммарные ресурсы составляют 245,4 млн. т., из них 159,9 млн. т. уже добыто, 42,9 млн. т. подготовлено к разработке, 11,4 млн. т. - запасы категории С2 и 31,2 млн. т - неразведанные ресурсы.
Заботой об увеличении добычи нефти в Западной Сибири было продиктовано решение правительства создать новое производственное объединение «Пурнефтегаз». Сырьевая база осваиваемого «Пурнефгегазом» региона имеет свои особенности. Геологические условия добычи нефти на этих месторождениях оказались достаточно сложными. 15 разрабатываемых месторождений содержат трудноизвлекаемые запасы.
ХМАО обладает высоким добычным потенциалом. В добыче нефти все большую роль играют запасы нефти юрских отложений, требующие нетрадиционного подхода к их разработке. Обеспеченность добычи нефти запасами промышленных категорий по округу не превышает 24-27 лет, в том числе разбуренными запасами составляет не более 10-11 лет.
Что касается перспективы развития нефтяной промышленности, то главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция.
Выводы по РТ:
Обеспеченность ресурсами и запасами нефти при существующем уровне добычи нефти позволяет с оптимизмом смотреть на развитие ТЭК в Татарстане крайней мере, как минимум, на полвека вперед.
Более чем 35-летнее обеспечение современного уровня добычи в республике запасами промышленных категорий делает благоприятным инвестиционный климат в Татарстане для разработки нефтяных месторождений, а обеспеченность добычи ресурсами нефти в течение 25 лет позволяет с большей уверенностью смотреть в будущее и вкладывать средства в поиск и разведку нефтяных месторождений.
В ближайшие годы главные усилия в развитии нефтяной промышленности Татарстана должны быть направлены на повышение объемов геолого-разведочных работ с целью увеличения темпов воспроизводства запасов углеводородного сырья.
Список использованной литературы
1. Борисович Г.Ф. и др. Девятая пятилетка химической промышленности, с.78.
2. Экономика химической отрасли: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. И.А. Садчикова. – СПб: Химиздат, 2000. – 384 с.
3. Арбатов А.А. Повышение нефтеотдачи пластов как противодействие ухудшению качества сырьевой базы // Бурение. - 2002. Май-июнь. - С.-6-9.
4. Гордеев О.Г. Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности // Нефтяное хозяйство. - 2003. - № 1. – С. 4-7.
5. Мещерин А. Благие пожелания // Нефтегазовая вертикаль. - 2003. № 9-10 (июнь). – С. 4-12.
6. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2004. - № 6. – С. 14-15.
7. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2004. - № 2. – С. 10-11.
8. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2005. - № 8. – С. 28-31.
9. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2005. - № 8. – С. 24-25.
10. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2003. - № 9. – С. 48-51.
11. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2005. - № 4. – С. 10.
12. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2005. - № 4. – С. 11.
13. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2003. - № 12. – С. 11-13.
14. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и охрана окружающей среды Республики Татарстан в 2001 году. Под ред. Б.Г. Петрова. – Казань: МЭПР РТ, 2001. – 389 с.
15. Методическое руководство по количественной и экономической оценке ресурсов нефти, газа и конденсата России. – М.: ВНИГНИ, 2000. – 189 с.
16. Крылов Н.А. Проблемы нефтегазовой ресурсологии // Геология нефти и газа. – 1998. - № 10. – С. 37-41.
17. Прогноз месторождений нефти и газа. Пер. с франц. – М.: Недра, 1981. – 350 с.
18. Гудымова Т.В., Николаева Л.Е., Скоробогатов В.А. Распределение прогнозных ресурсов газа по интервалам крупности как составляющая геолого-экономической оценки. Тезисы докладов Второй Международной Конференции «Теория и практика геолого-экономической оценки разномасштабных нефтегазовых объектов». – С-Пб.: ВНИГРИ, 1998. – 130 с.
19. Перродон А. Формирование и размещение месторождений нефти и газа. Пер. с франц. – М.: Недра, 1991. – 359 с.
20. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. Для научных работников и инженеров. – М.: Наука, 1973. – 832 с.
21. Муслимов Р.Х. Перспективы нефтеотдачи и ресурсы. Россия: третье тысячелетие // Вестник актуальных прогнозов. – 2001. - № 3. – С. 40-42.
22. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2003. - № 8. – С. 26-28.
23. Нефтяные и газовые месторождения – саморазвивающиеся и постоянно возобновляемые объекты / И.Ф. Глумов, И.Н. Плотникова, Р.Х. Муслимов и др. // Геология нефти и газа. – 2004. - № 3. – С. 43-49.
24. Кравцов Я.И., Алемасов В.Е., Муслимов Р.Х. Комбинированное воздействие на продуктивные пласты как способ достижения синэнергетического эффекта. Повышение нефтеотдачи пластов. Освоение трудноизвлекаемых запасов нефти. Труды 12 европейского симпозиума «Повышение нефтеотдачи пластов». – Казань: Идел-пресс, 2003.
25. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2005. - № 5. – С. 10-14.
26. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2003. - № 6.
27. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2004. - № 5, 7, 8, 9.
28. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2005. - № 1, 2, 3 , 4, 6, 7.
29. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2003. - № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
30. Нефтяное хозяйство. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - 2002. - № 5.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.