Глава 1. Государственный бюджет и бюджетная система РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Актуальность данной работы состоит в значимости вопросов планирования и регулирования бюджета и бюджетной системы в условиях рыночной экономики.

Цель этой работы – изучить следующие вопросы:

▪ дать определение государственного бюджета;

▪ описать структуру бюджетной системы;

▪ определить понятия доходов и расходов государственного бюджета;

▪ дать определение баланса, дефицита и профицита государственного бюджета, государственного долга;

▪ охарактеризовать нормативно-правовую базу государственного бюджета РФ;

▪ описать бюджетную систему РФ и ее уровни;

▪ проанализировать бюджетную классификацию РФ и ее основные характеристики.

▪ изучить бюджет развития РФ.

Работа включает в себя три главы.

В первой главе дается определение государственного бюджета, доходов и расходов бюджета, бюджетного баланса, анализируется государственный бюджет РФ и бюджетная система РФ.

Во второй главе изучается бюджетная классификация РФ: классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней; экономическая классификация расходов; классификация источников финансирования бюджетов; классификация видов внешних и внутренних долгов; ведомственная классификация расходов и описывается федеральный бюджет РФ на 2004 год.

В третьей главе описывается бюджет развития РФ.

В заключении делаются общие выводы, следующие из данной дипломной работы.

 



Глава 1. Государственный бюджет и бюджетная система РФ

Государственный бюджет можно определить, как баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год). Государственный бюджет содержит: перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; и перечень источников получения доходов.

Различают фактический, структурный и циклический государственные бюджеты.

Фактический бюджет – сумма действительных расходов федерального правительства за вычетом суммы поступивших налогов за бюджетный год.

Фактический бюджет не позволяет судить о направленности бюджета на расширение или на сокращение спроса.

Структурный бюджет – расчетный бюджет, показывающий расходы и доходы правительства в предположении, что экономика находится на естественном уровне национального продукта и в условиях естественного уровня безработицы.

Циклический бюджет – разница между фактическим и структурным бюджетами. Циклический бюджет показывает влияние экономического цикла на бюджет.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:

· Распределительную (перераспределительную).

· Контрольную.

· Стимулирующую.

· Стабилизирующую.

· Регулирующую.

К задачам бюджета можно отнести:

· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

· Контроль.

Доходы бюджета – налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности – при проведении приватизации.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Баланс государственного бюджета – соотношение денежных доходов и расходов государства. В результате исполнения бюджета могут возникнуть три ситуации:

Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

Иные неналоговые доходы.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Из налоговых доходов бюджетов выделим следующие виды:

· налоги на прибыль доход, прирост капитала;

· налог на прибыль (доход) организаций;

· налог на доходы физических лиц;

· налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы по подакцизным товарам;

· налоги на имущество.

Отметим также такую группу доходов, как доходы целевых бюджетных фондов, например:

· дорожные фонды;

· экологические фонды;

· Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

· Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

· Государственный фонд борьбы с преступностью;

· Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

· Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

· Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;

· Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

· Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Например:

· государственное управление и местное самоуправление;

· судебная власть;

· международная деятельность;

· национальная оборона;

· промышленность, энергетика, строительство;

· образование и др.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.

Здесь, прежде всего, идет деление на текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов– часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются соответствующим федеральным законом. Бюджет развития будет рассмотрен в главе 3.

Текущие расходы бюджетов– часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

4) классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемой органами власти различных уровней для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Включает источники внутреннего финансирования:

· кредит ЦБ РФ и изменение остатков средств бюджета;

· государственные ценные бумаги;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и др.

и источники внешнего финансирования:

· кредиты международных финансовых организаций;

· кредиты правительств иностранных государств;

· кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, др.

5) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации;

6) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом. Например,

· Управление делами президента РФ;

· Государственная Дума РФ;

· Министерство обороны РФ и др.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Российской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Основные характеристики Федерального бюджета РФ на 2004 год и среднесрочную перспективу ориентированы на реализацию одной из основных задач бюджетной политики– продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательное снижение налогового бремени на экономику. В связи с этим планируемое снижение доли ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему, получившее отражение в проектировках доходов федерального бюджета на 2004 год и среднесрочную перспективу, задает умеренные темпы прироста расходов федерального бюджета, не превышающих темпов роста экономики. Планируемый на 2004 год и среднесрочную перспективу объем расходов федерального бюджета определен исходя из необходимости проведения сбалансированной бюджетной политики, что является залогом выполнения предусмотренных макроэкономических показателей и в первую очередь в денежно-кредитной сфере. Выполнение предусмотренных в 2004-2006 годах бюджетных обязательств, как и в 2003 году, рассчитано с учетом прогноза цены на нефть марки «Юралс» в размере 20 долл. США за баррель,– средней цены за последние 10 лет. Принятие в расчетах расходов более оптимистичного внешнеэкономического прогноза и увеличение за счет этого бюджетных обязательств создаст риски исполнения бюджета в каждом последующим году. С учетом указанных подходов, параметры федерального бюджета на 2004 год не претерпели существенных изменений, по сравнению с рассматривавшимися на заседании Правительства Российской Федерации 29 апреля 2003 года, и определились по доходам в сумме 2686,2 млрд. руб., по расходам– 2591,1 млрд.руб., из которых непроцентные расходы составляют 1161.4 млрд.руб., или на 11,3 млрд.руб. меньше против ранее проектировавшихся объемов в связи с изменением соотношения курсов валют, оказывающих влияние на роет процентных расходов. Профицит федерального бюджета определился в сумме 95 млрд. рублей. Настоящий этап работы над проектом федерального бюджета на 2004 год предполагает формирование сбалансированного распределения предельных объемов расходов по соответствующим разделам функциональной классификации, которые впоследствии лягут в основу формирования проектировок федерального бюджета на 2004 год по главным распорядителям средств федерального бюджета. Предлагаемые на рассмотрение предельные объемы расходов по разделам функциональной классификации на 2004 год следующие: Прирост бюджета составит 9,3%. Расходы на социальную сферу– 21,5%, на обеспечение внутренней безопасности– 33%, на судебную власть– 1,5%, на финансовую помощь другим бюджетам– 14%, на господдержку отдельных секторов и отраслей экономики– 11,5%. Доходы бюджета 2004 г. – 2686 млрд. руб. Расходы бюджета 2004 г.– 2591 млрд. руб. Профицит– 95 млрд. руб.[10]

По оценкам эксперта Госкомстата РФ А. Белоусова: «И в 1999 году, и в 2000-ном экономический рост был вызван шоками, толчками извне. В первом случае это была девальвация рубля, во втором – повышение цен на нефть. А уже в 2001 году никаких шоков не было, а рост есть… Речь идет о том, что начал формироваться расширяющийся воспроизводственный контур: производство – доходы – конечный спрос, который в свою очередь генерирует расширение производства… Еще один источник оживления,– инвестиционный спрос. Наблюдалась парадоксальная картина, согласно которой рост инвестиций происходил в условиях снижения доходов предприятий. Но инвестиционный подъем маскирует отсутствие значимых подвижек в его структуре. Это та проблема, которая встала во весь рост в прошлом году. А именно: отсутствие перелива капитала из секторов, производящих доходы, то есть из экспортноориентированных сырьевых секторов, в конечные отрасли. И эта проблема не решена до сих пор»[11]

 

Заключение

 

На основании данной работы можно сделать выводы:

Государственный бюджет можно определить, как баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год).

Расходы бюджета– денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

Список литературы.

 

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Федеральный Закон РФ «О бюджете развития Российской Федерации».

3. Федеральный Закон РФ «О бюджете Российской Федерации на 2004 год».

4. Федеральный Закон РФ от 01.06.98 «О бюджетной классификации Российской Федерации».

5. Федеральный Закон РФ от 05.08.00 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ»».

6. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М, ЮНИТИ, 2000.

7. Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы. М, Мысль, 2003.

8. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М, Мысль, 2002.

9. Белоусов А. Все невозможное возможно в стране возможностей таких.// Открытая экономика. 30.10.2003.

10. Марголин А. Семенов С. Нужен ли бюджет развития?//Экономист. 2004-№1.


[1] Бюджетный кодекс РФ. Ст. 10.

[2] Там же. Ст. 28.

[3] Бюджетный кодекс РФ. Ст. 11.

[4] Бюджетный кодекс РФ. Ст. 17.

[5]Бюджетный кодекс РФ. Ст. 48, 63.

[6] Там же. Ст. 44.

[7] Там же. Ст. 5.

[8] Там же. Ст. 5.

[9] Там же. Ст. 21.

[10] Федеральный Закон РФ «О бюджете Российской Федерации на 2004 год».

[11] Белоусов А. Все невозможное возможно в стране возможностей таких.// Открытая экономика. 30.10.2003.

[12] Федеральный закон РФ «О бюджете развития Российской Федерации»

[13] Марголин А. Семенов С. Нужен ли бюджет развития?//Экономист. 2004-№1.


Введение

 

Актуальность данной работы состоит в значимости вопросов планирования и регулирования бюджета и бюджетной системы в условиях рыночной экономики.

Цель этой работы – изучить следующие вопросы:

▪ дать определение государственного бюджета;

▪ описать структуру бюджетной системы;

▪ определить понятия доходов и расходов государственного бюджета;

▪ дать определение баланса, дефицита и профицита государственного бюджета, государственного долга;

▪ охарактеризовать нормативно-правовую базу государственного бюджета РФ;

▪ описать бюджетную систему РФ и ее уровни;

▪ проанализировать бюджетную классификацию РФ и ее основные характеристики.

▪ изучить бюджет развития РФ.

Работа включает в себя три главы.

В первой главе дается определение государственного бюджета, доходов и расходов бюджета, бюджетного баланса, анализируется государственный бюджет РФ и бюджетная система РФ.

Во второй главе изучается бюджетная классификация РФ: классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней; экономическая классификация расходов; классификация источников финансирования бюджетов; классификация видов внешних и внутренних долгов; ведомственная классификация расходов и описывается федеральный бюджет РФ на 2004 год.

В третьей главе описывается бюджет развития РФ.

В заключении делаются общие выводы, следующие из данной дипломной работы.

 



Глава 1. Государственный бюджет и бюджетная система РФ

Государственный бюджет можно определить, как баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год). Государственный бюджет содержит: перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; и перечень источников получения доходов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 151.