Организация и методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики на базе МОУ СОШ №7 г. Заринска во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 этапа. Цель первого этапа - определить типы темперамента школьников и исследовать состояние памяти детей. Для реализации поставленной цели были проведены следующие методики:

-личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (приложение А)

Цель: определить типы темперамента учащихся.

-«Паспорт темперамента» А. Белова (приложение Д)

Цель: определить ведущий тип темперамента каждого ребенка.

Методика Р. Кеттела содержит 5 шкал, которым соответствует 5 черт личности: экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная невозмутимость, смелость, оптимизм. Для диагностики детям было предложено ответить на 50 вопросов. Т. к. для учащихся 2 класса это большая нагрузка, тестирование проводилось в 2 этапа. При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, использовался стандартный ключ (приложение Б), который накладывается на опросный лист (приложение В). Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. Каждая черта личности обозначена на шаблоне цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Баллы суммируются для каждой черты личности, каждая оценка переводится в 10-бальную путем соотнесения с нормативными данными (приложение Г). На основе полученных данных мы определяли типы темперамента каждого учащегося. По результатам методики мы выявили, что во 2 А классе из 100% детей (27 чел.) 33%- холерики, 26%-сангвиники, 26%- флегматики, 15%- меланхолики.

Для чистоты эксперимента проводилась методика «Паспорт темперамента» А. Белова, с помощью которой мы определяли ведущий тип темперамента каждого ребенка. Данная методика представляет собой опросник из четырех блоков слов по 20 в каждом. Дети должны были отметить в каждом «паспорте» знаком «+» те качества, которые они у себя замечали. Диагностика также проводилась в несколько этапов. По результатам опроса подсчитывалось количество отмеченных качеств в каждом «паспорте», находилось общее количество по всем блокам по формуле:

 

А=Ах+Ас+Аф+Ам

 

Затем находился преобладающий тип темперамента каждого учащегося по формулам:

 

Тх=(Ах/А×100%)

Тс=(Ас/А×100%)

Тф=(Аф/А×100%)

Тм=(Ам/А×100%)

 

Результаты 2х методик полностью совпадают.

Во время проведения методик дети вели себя по-разному: одни постоянно отвлекались, мешали другим ребятам, задавали много вопросов, другие добросовестно выполняли задание; некоторые быстро уставали, другие напротив, не выглядели утомленными даже в конце работы; одни справились с заданиями быстро и самостоятельно, другие же наоборот, закончили самыми последними. Наблюдение за детьми во время тестирования, на учебных занятиях и на переменах также подтвердило результаты обеих методик.

Для исследования уровня развития памяти была выделена группа детей из 12 человек – по 3 каждого типа темперамента для удобства сравнения результатов (Приложение Е). При работе с данной группой мы использовали следующие методики:

- «образная память»

Цель: изучение кратковременной образной памяти.

- «узнавание фигур»

Цель: исследования процесса запоминания.

- «заучивание 10 слов»

Цель: исследование динамичности и продуктивности заучивания.

Данные методики рассчитаны на индивидуальные формы работы. Каждому ребенку они были предложены последовательно.

Для детей младшего школьного возраста зрительное восприятие образа важнее слухового, поэтому мы выбрали 2 методики на зрительную память и одну – на слуховую. С помощью методики «образная память» мы определяли уровень развития кратковременной образной памяти. Для этого ребенку на 20 секунд предъявлялась таблица с рисунками (16 изображений), после чего нужно было записать или зарисовать все, что удалось запомнить. Уровень развития оценивался в баллах – таблица 1 (норма-6 и более правильных ответов)

 

Таблица 1

Оценка, баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Кол-во воспр. образов 15-16 13-14 10-12 7-9 6 5 4 3 1-2

 

С помощью второй методики «узнавание фигур» мы определяли уровень развития процесса узнавания. Испытуемому сначала на 10 секунд показывали таблицу с изображением 9 фигур и предлагали рассмотреть и запомнить их. После чего просили найти среди большого количества фигур в другой таблице те, которые были в первой. Уровень узнавания подсчитывался по формуле: Е = М / 9 + N, где М - число правильно узнанных фигур, N - число неправильно узнанных фигур (оптимальный уровень равен единице: чем ближе результаты к единице, тем выше уровень узнавания у ребенка)

Третья методика «заучивание 10 слов», предложенная А. Р. Лурия, помогла определить уровень развития динамических особенностей процесса запоминания и долговременной слуховой памяти. Исследование проводилось в два этапа - на первом зачитывались 10 слов, после чего ребенок называл те, которые запомнил, порядок неважен. Прочтение повторялось 6 раз, после каждого заполнялся протокол (таблица 2). Второй этап – спустя час ребенок должен был без предварительного зачитывания воспроизвести запомнившиеся слова.

 

Таблица 2

Протокол

Фамилия, имя______________________________возраст____________

число хор камень гриб кино зонт море шмель лампа рысь др.
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      
ч/з час                      

0                                                                    №

По полученному протоколу составляется график – кривая запоминания, по форме кривой которого можно сделать вывод относительно особенностей запоминания



Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.