Как уже говорилось ранее, доходы от реализации являются доминирующими в структуре доходов торгового предприятия. Из этого следует, что их анализ особенно важен для определения способов их повышения и достижения наилучших финансовых результатов.
В нижеприведенной таблице показан анализ доходов от реализации ООО «Камелия».
Таблица 6.1. Анализ доходов по ООО "Камелия" за 2008 год
Показатели | Базисный период | Отчетный период | Отклонение,+,- |
1. Доходы за вычетом НДС (валовая прибыль) |
|
|
|
а) сумма, тыс. руб. | 8200 | 11070 | 2870 |
б) в % к товарообороту | 24 | 21 | -3 |
2. Розничный товарооборот, тыс. руб. | 34167 | 52714 | 18547 |
Выделяют ряд факторов, которые могут оказывать серьезное влияние на изменение суммы доходов от реализации продукции. Основными из этих факторов являются:
- объем торгового оборота;
- структура товарооборота;
- уровень торговых надбавок.
Как можно увидеть из приведенной таблицы, розничный товарооборот ООО «Камелия» вырос в отчетном периоде.
Тем не менее, при учете влияния фактора роста объема торгового оборота необходимо учитывать тот факт, что рост объема в абсолютных ценах в условиях инфляции может происходить не только за счет увеличения объема продаж в натуральных показателях, а за счет роста цен.
Более качественное влияние на суммы доходов от реализации имеют факторы изменения структуры товарооборота и уровня торговых надбавок.
Что касается изменения структуры товарооборота, то здесь рост доходов может заключаться в том, что по разным товарным группам, реализуемым торговым предприятием существует разная торговая наценка (надбавка). Увеличение или уменьшение доли реализации товарной группы с более высокой торговой наценкой может оказать серьезное влияние на изменение суммы доходов от реализации.
Изменение торговой надбавки также может серьезно повлиять на уровень доходов от реализации. В случае увеличения торговой надбавке при сохранении имеющихся в предшествующем периоде объемов продаж, можно добиться повышения уровня доходов. Тем не менее, повышение торговой надбавки может привести к снижению спроса на товар, что повлечет за собой снижение объемов продаж, следствием которого может стать и снижение доходов от реализации. Ценовая политика торгового предприятия должна исходить из величины спроса на тот или иной товар, а также из величины коэффициента эластичности спроса на данный товар.
Влияние изменения структуры продаж (выручки от реализации товаров) на средний уровень валовых доходов определяется по формуле:
Влияние изменения уровня торговых надбавок в разрезе товарных групп можно высчитать по формуле:
В данных формулах:
di0 и di1 – доля i-ой товарной группы прошлого и отчетного периода в общем объеме продаж;
Yi0 и Yi1 – уровень валового дохода (торговых надбавок) прошлого и отчетного периода по i-ой товарной группе.
Влияние изменения структуры товарооборота на уровень доходов ООО «Камелия» приведен в нижеследующей таблице:
Таблица 6.2. Расчет влияния изменения структуры товарооборота на уровень доходов по ООО "Камелия" за 2008 год
Укрупненные товарные группы | Удельный вес в % к итогу | Уровень наценки, % | Процентные числа по структуре | ||
прошлый период | отчетный период | прошлого периода | отчетного периода | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Одежда | 69 | 71 | 22 | 1518 | 1562 |
Обувь | 31 | 29 | 28 | 868 | 812 |
Итого | 100 | 100 | 25 | 2386 | 2374 |
Таким образом, можно сделать вывод, что на величину доходов от реализации влияет ряд факторов, таких как объем товарооборота, структура товарооборота и уровень торговой наценки.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 257.