Глава 1. Социальные нормы: понятие, виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Что бы ответить на вопрос, какова социальная роль права в обществе, надо понять какие отношения и как регулирует право. Прежде всего, несомненно, что право выражает собой правило поведения. В каком смысле мы, не употребляли ли бы слово право, мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, на что не следует посягать, чего не должно нарушать. Всякому праву соответствует чья – либо обязанность, требование, обращенное к какому – либо лицу или лицам. Если всякое право непременно выражает собой притязания одних лиц и обязанности других, то ясно, что всякое право предполагает общество и без общества представляется невозможным, с другой стороны не предполагается и общества без права.[1]

 Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения , как институт фиксирующий порядок в обществе , порядок в отношениях между людьми. [2]

 Право- это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регуляторами общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

 Специфика современного правопонимания состоит в том, что в центре права стоит человек с его интересами и потребностями, его свобода, только через право свобода доводится до каждого человека, до каждой организации. Право предъявляет определенные требования ко всем членам общества , направляет их деятельность в интересах всего общества.

 Как известно, одним из признаков права является его нормативность. Нормативность права означает , что право в , в своей значительной части состоит из норм , из общих правил поведения . Нормативность показывает, что право вбирает в себя , фиксирует отношения нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права – это общеобязательные правила поведения .

 Нормативная система – это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество отличное от простой совокупности признаков свойственных различным видам нормативного регулирования.

 Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определяемых эталонов в поведение людей, их повторяемостью, и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей.[3] Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно практической деятельности людей. [4]

 Таким образом, понятие норм права является одной из основных категорий теории государства и права. Именно от правильного понимания норм права , взаимного влияния норм права на иные социальные нормы , зависит нормотворчество и правовое регулирование поведения людей в целом.

 На протяжении веков общество стремилось реализовать в праве свои представления о справедливости. На первых стадиях государственного развития моральные и правовые нормы как бы сливались воедино. Так было в Древних Египте, Индии, Китае, позднее в Древней Греции. Корень «прав» в основе слов «справедливый», «правый», «правда». При феодализме источники права назывались – правдами: Русская правда, Салическая правда франков, Польская правда и др.

 В современных конституциях многих стран так же записано стремление воплотить в праве справедливость. Разумеется, понятие справедливости зависит от многих факторов: традиций общества, господствующей религии, типа государства, целей господствующих слоев и т.д. Однако важнейшей целью права всегда была защита интересов всего общества. Таким оно было в Древнем мире, в Средние века, в Новое время. Эта цель составляет стержень права и в настоящее время. При этом всегда право выражало господствующие представления о справедливости . Другое дело каким представлялся источник этой справедливости, а следовательно и права.

О чем свидетельствует многообразие подходов к сущности права? Прежде всего о динамизме жизни , ее многообразии и многовариантности. Роль права существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. \оно обслуживает разные общества, имеющие разные цели, различные социальные структуры, разные типы цивилизаций, и не удивительно, что конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным , не теряя при этом своих главных социальных характеристик. [5]

 Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок , основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» - движения от права сильного к праву гражданского общества.[6]

 В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах , дома, в семье, или иначе говоря как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответить на это и вопросы помогают социальные нормы, среди них моральные, правовые, политические, эстетические , корпоративные, религиозные обычаи, традиции привычки и т д

 Итак, действуя в системе социальных норм регулирования , юридические нормы являются только одним из элементов системы норм. В условиях правового общества, демократического государства гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие

Его эффективности.[7]

 Сказанное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы.

 Понятиям нормы права, социальных норм, формам их взаимодействия и влияния друг на друга посвящается данная работа.



Ценность норм права

 На основании всего вышеизложенного необходимо отметить, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.

 Самым общим образом ценность норм права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения , социальных групп. Иными словами право в идеале- это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса.[28]

 В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных права простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то , что бы исключить произвол и своеволие, противостоять им , сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью. Если же исходить из идей естественного и частного права, фундаментальных прав человека, основополагающих правовых принципов, то позитивное право вообще становится таким выражением свободы , которое противостоит политической власти, ее произволу.

 Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной жизни обществ, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.[29]

 Именно в социальной ценности права выражается его глубинное правовое содержание. Даже тогда, когда право «работает» не на полную определяемую историческими условиями «мощность», и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти., когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит- с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.

 Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах , существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путем они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернутся неконтролируемым действованием, произволом, ничем не ограниченной вольницей, хаосом.[30]

 Положение о том что право обладает собственной ценностью, имеет важное научное и практическое значение : сама постановка вопроса таким образом предупреждает против недооценки права, против сведения его роли к функции только инструмента. Это положение, в частности, ориентирует на то, что бы в условиях социально-политического строя, все более утверждающегося гражданского общества и другие социально-политические институты (прежде всего государство, его органы), в свою очередь, «настраивались» на правовые начала, на олицетворяемую правом упорядоченную социальную свободу.

 Собственная ценность права выражается в том, что может быть названо правовыми началами или духом права.

 Формулирование правовых начал – одна из первоочередных задач юридической науки, хотя многие из них достаточно очевидны и, как правило, фиксируются в уже отмеченных ранее основополагающих демократических правовых принципах (ответственность за вину, презумпция невиновности др.).

 Вместе с тем важно обратить внимание на то , что правовые начала как выражение собственной ценности права нельзя свести к какому-либо перечню, исчерпывающему списку формулировок. Суть дела состоит в том, что правовые начала, как и «дух права», - это своего рода господство в жизни общества правовых идеалов и ценностей, их высокий непререкаемый статус в общественном бытии. Именно здесь, кстати говоря, следует искать самое к конструкции «правовое государство», которое представляет собой не одну лишь реализацию в сфере государства требований законности, а воплощение правовых начал в политической области, в организации и деятельности всех политических институтов.[31]

 Помимо всего прочего господство в обществе правовых идеалов и ценностей заключается в том, что та или иная жизненная проблема, социальная ситуация получает решение при помощи правовых средств (именно правовых), причем таких, которые, действуя в сочетании, во взаимосвязанном комплексе, сориентированы на субъективные права, на то исконно правовое, что открывает простор для свободы и активности в поведении – главных показателей и проявлений прогресса в области общественных отношений

 Подчеркивая социальную ценность права необходимо отметить именно те юридические средства и правовые механизмы , которые выражают собственную ценность права т.е. те качества и особенности, характеризующие его как воплощение упорядоченной социальной свободы на базе высокой организованности, в соответствии с принципами гуманизма и справедливости. Именно с этой точки зрения оказывается возможным говорить не только о ценностях права вообще, но и о правовых ценностях. Это значит , что ценность права выражается как в общих характеристиках , раскрывающих его значение , место в жизни общества, так и в том, что существуют отдельные правовые ценности.

 Правовые ценности – это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К нм относятся:

 - конкретное выражение ценности права в практической жизни людей – безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов;

 - фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;

 - особые правовые средства и юридические механизмы, обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д.

 Особый пласт правовых ценностей относится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств – все эти и аналогичные институты обеспечивают высокий правовой статус личности, приоритетную значимость индивидуальной воли. [32]

Развитее ценностей права выражается в правовом прогрессе , т. е. в прогрессе самого права.

 С социально-политической, гуманитарной стороны правовой прогресс состоит в таком развитии права в мировой истории , при котором с его помощью утверждаются общечеловеческие, общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу и беззаконию, формируется демократическое гражданское общество, неотъемлемым элементом которого становится право, сильное и эффективное. Решающим показателем прогресса в этом отношении является развитие гуманитарного содержания права, его многоступенчатое движение от права сильного к праву гражданского общества. С социально-юридической стороны происходит постепенное накопление правовых ценностей , прогрессивных элементов юридической культуры. Здесь обнаруживается ряд объективных закономерностей раскрывающих предназначение права как явление цивилизации и культуры. Наиболее существенной из них, прослеживаемой в качестве общей тенденции на протяжении всей многовековой его истории , является движение от запретительно-дозволительного к преимущественно дозволительному регулированию, к прочному утверждению статуса личности и соответственно повышение удельного веса в правовой действительности субъективных прав, в частности перенос в правовом регулировании центра тяжести на юридические механизмы, действие которых связано с доминирующим значением юридических дозволений, выражающих степень гарантированности свободы поведения личности, упрочение ценности частного права.[33]

 И все же особенности права сопряжены в основном с выражением и юридическим обеспечением социальной свободы, активности, ответственности участников общественных отношений. Эти и некоторые другие факторы обуславливают такое развитие всего комплекса правовых явлений, при котором право все больше становится правом в том высоком философско-этическом значении этого слова. Определяющее значение здесь имеет гуманитарное содержание права , и с этой точки зрения – особенности и достоинства права гражданского общества, среди которых приоритетная роль принадлежит таким гуманитарно-правовым ценностям правового прогресса, как фундаментальные права человека, обретающие непосредственное действие, частное право, независимое правосудие.



Понимание права в России

 Российская политико-правовая мысль прошла нелегкий путь к пониманию сущности права. На этом пути было немало свершений отечественной юридической науки, много трудностей и заблуждений.

 Как известно, российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью. « Категории русского права,- это категории романской системы. Концепцией права, принятой в университетах и юристами, была романская концепция. Русское право отошло от казуистического типа права; русский юрист не считал право продуктом судебной практики ; норму права он, так же, как немецкий и французский юристы, рассматривал как норму поведения, предписываемого индивидам, формулировать которую надлежит доктрине или законодателю, а не судье».[34] Вряд ли это удивительно. Россия всегда была частью Европы, поэтому многие европейские проблемы и крутые повороты неизменно касались и России.

 Однако уже на заре становления отечественного права были заметны ряд особенностей развития славянского этноса, существенно сказавшихся на правовой системе. К ним следует отнести отсутствие в мифологии богов правосудия и справедливости. Славянские правда, кривда, суд - это символ доли – непостижимой силы, а не воплощение справедливости, что говорит о большей подчиненности славянских племен внешним факторам и слабом осознании ими своей социальной деятельности.

 В Киевской Руси для системы социального регулирования было характерно сохранение во многих сферах общественной жизни мононормативного регулирования через традиции, обычаи, мифы, религию.

 Крутые перемены в правовой системе произошли в результате реформ Петра 1. Эти реформы привели к новому обоснованию государственности, утверждению ее самостоятельности независимости от народа, к разрушению институтов государственного представительства территорий и замене их полицейским государством, что проявилось в уничтожении порядка законодательного формирования власти. Петр 1 ввел завещательный принцип передачи власти, полностью ликвидировав ее социальную обоснованность.

 В начале 19 века в праве проявился поиск русского духа в европейских правовых формах, была сформирована официальная теория государственного патриотизма, при этом у Александра 1 сохранялось убеждение, что Россию можно реконструировать, не опираясь на национальные традиции

 Во второй половине 19 века основные черты русского права формировались под влиянием концепций правового позитивизма. В России, где государство много веков играло ведущую роль во взаимоотношениях с обществом, было инициатором почти всех социальных реформ, господство этатического позитивизма было закономерным явлением. Тем не менее, в ходе либеральных реформ 1860-х годов было провозглашено:

- равенство всех граждан перед законом;

- отделение суда от административной власти;

- выборность и несменяемость судей;

- коллегиальность рассмотрения дели состязательность процесса;

- гласность суда и право на защиту;

- введение института присяжных заседателей.

 При этом сохранялись существенные особенности российского права:

- приоритет общего дела;

- слабость личностного начала;

- сохранение в общественной жизни неправовых регуляторов - моральных, религиозных, корпоративных;

- подчиненность права государству;

- отрицательное отношение православия к ценностям правового общества, прежде всего к частной собственности.

 В советский период было открыто, провозглашено формирование нового человека, построение нового государства и права. В результате такого отношения к праву сложившаяся на развалинах буржуазного права России советская правовая система характеризовалась следующими особенностями.

 Первая - пронизанность официальной идеологией – марксизмом, что сближало ее с религиозными правовыми системами.

 Вторая особенность состояла в отрицательном отношении правящего слоя к праву как вынужденному злу, подлежащему преодолению.

 Третья особенность – это абсолютный примат интересов государства над интересами личности. Государственные преступления подлежали самым суровым наказаниям. Сфера частного права была резко суждена.

 Советская правовая система базировалась на идее обязательства человека перед государством, негативного отношения к правам человека. Человеку разрешалось лишь то, что было разрешено государством, а государство могло запрещать все, что считало нужным. Гражданские и политические права рассматривались как второстепенные в сравнении с социально-экономическими. Широко применялся принудительный труд, ограничивалась свобода передвижений.

 Четвертая особенность заключалась в зависимости судебной системы от партийного руководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью, нарушением прав обвиняемого, уголовной ответственностью за нарушение трудовой дисциплины.

 Государственное регулирование распространялось на все сферы общественной жизни, оставляя все меньше пространства для свободной инициативы людей. [35]

 Понятие право в советской юридической литературе практически не выходило за рамки правового позитивизма. В этой связи следует отметить, что проблема нового понимания права до си пор в Росси ждет своего решения. Главная задача развития современной государственности - отладка механизмов управления через право. Период крупных преобразований в Росси остро поставил вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства.

 Тем не менее, за время существования независимой России перемены в законодательстве охватили многие его стороны и почти все отрасли права. Особенно интенсивно развивается конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство. Это позволило по-новому решить вопросы развития рыночных отношений в России, функционирования высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации, правового положения государственных органов, местного самоуправления, прав и свобод граждан, организовать демократические выборы во все органы власти т. д.

 Происходят серьезные сдвиги в общественном сознании. Люди постепенно осваивают новые , правовые возможности, открываемые свободой частной деятельности и инициативы . Идет активное освоение гражданами возможностей Конституции и законов для защиты своих прав[36]

 В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ отмечается , что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Росси являются составной частью ее правовой системы. Большинство общепризнанных принципов права нашло свое закрепление в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Их содержание безусловно отражает определенные особенности экономической, политической, социальной, национальной духовной и правовой систем российского общества.[37]



Заключение

 Социальные номы регулируют не все , а наиболее типичные массовые отношения . Случайные связи поступки действия могут отразится в праве. Норма – это всегда стереотип, основанный на как на внутренних убеждениях , так и на внешних детерминантах.

 Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них , т. е. от веками выработанных основ бытия явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры которых придерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу поверившему в ложные цели.

 Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все номы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно , о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.

 Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.

 Значение права состоит в том, что оно есть могучее средство воспитания людей для общественной жизни. Правовые нормы и повиновение им должны научить человека считаться с существованием других людей и с их интересами. Каждый человек должен приучить себя к тому, что бы добровольно ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие люди так же имеют право жить и осваивать свои интересы.

 Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за то беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого гражданина простирается лишь до той границы , от которой начинается свобода других людей . Стремясь установить эти границы , право содействует тому, что бы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.

 Воспитать людей в этом направлении – значит приучить их к мысли, что каждый человек – кто бы он ни был и какими бы свойствами он не отличался, имеет одинаковое право жить, работать, бороться за свои справедливые интересы и развивать свои духовные силы. Укрепление этого чувства в людях достигается особенно распространением естественного (т.е. нравственного) права: повинуясь ему, человек приучается видеть в каждом равного себе, ближнего своего и уважать каждого, кто бы он ни был. Воспитывая так человека, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на равенстве.

 Именно в этом значении своем право оказывается преддверием морали.

Человек, приучившийся сдерживать и обуздывать свои внешние проявления согласно правовым нормам, уже приобрел умение господствовать над собой при помощи воли. Внешнее самообладание, к которому приучает право, уже есть господство воли, воли над жизнью необузданных страстей и диких порывов. Конечно, мало развить в себе сознание своих прав и обязанностей и научить себя верному с точки зрения права поведению. Только внутренняя нравственная работа над собой может в корне облагородить душу и пробудить в человеке любовное отношение к ближним. Но, работая над человеческим поведением, рука об руку с моралью и готовя ее конечное торжество, право, несомненно, содействует тому, что бы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на братстве.[39]

 Всего сказанного вполне достаточно, что бы видеть, что право отнюдь не может быть определено как минимум нравственности. Мы можем только сказать, что право, как целое, должно служить нравственным целям. Но это – требование идеала, которому действительность далеко не всегда со



Литература

 

1) Алексеев Л.И. « К вопросу об общем понимании права».// Государство и право. 1993г.№6

2) Алексеев С.С. «Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность». Москва. Норма. 2001

3) Алексеев В.В. «Теория права» Москва. БЭК. 1995.

4) Головкин Р.Б. Мамчун В.В, « Теория государства и права». Конспект лекций. Владимир. 1996

5) Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. « Теория государства и права». Москва. Норма. 2007

6) Ильин И.А. «Теория права и государства». Москва. Норма. 2003

7) Корельский В.П. Перевалов В.Д. «Теория государства и права». Москва. Норма. 2004

8) Лейст О.Э. «Сущность права: проблемы, теории философии права» М. Зерцало. 2002

9) Лившиц Р.З. «Теории права» М. Юристъ 1999

10) Лукашова Е.А. «Право. Мораль. Личность». М.1986

11) Марченко М.Н. «Теория государства и права в вопросах и ответах». М. Проспект. 2006

12) Марченко М.Н. « теория государства и права». Учебное пособие. М. Норма. 2007

13) Матузов Н.И. Малько Л.В. «Теория государства и права. Курс лекций». М. Юристъ. 2004

14) Матузов Н.И. «Право как мера свободы и ответственности личности».// Атриум 1999 №1

15) Нерсесянц В.С. «История правовых учений» М. ИНФРА 2000

16) «Общая теория государства и права» под редакцией Лазарева В.В. М.1996

17) «Основы права». Учебное пособие под редакцией Лазарева В.В. М. Юристъ. 1995

18) Пеньков Е.М. «Социальные нормы – регуляторы поведения».М. 1972

19) «Право». Курс лекций под редакцией Варывдина В.А. М. Ноосфера. 1999

20) Протасов В.Н. «Что и как регулирует право». Учебное пособие. М. Юристъ.1995

21) Самемулин В.К. «Право и не право». // Государство и право 2002.№9

22) СЗ РФ. 2001 №39

23) «Теория государства и права» Учебник под редакцией Бабаева В.К. М.Юристъ 2004.


[1] Егинбарян Р.В. Краснов Ю.К. « Теория государства и права». Москва: Норма 2007 С. 353

[2] Алексеев С.С. «Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность» М: Норма 2001 С.21

[3] Пеньков Е.М. «Социальные нормы- регуляторы поведения» М 1972. С. 40

[4] Лукашова Е.А. « Право. Мораль. Личность.» М. 1986. С. 12-13.

[5] Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. «Теория государства и права» М. Норма 2007. С.341-342.

[6] Алексеев В.В. «Теория права» М. БЭК 1995. С. 118

[7] Коваленко А.И. «Теория государства и права. Вопросы и ответы» М. Новый Юрист. 1997 С. 328

[8] Лейст О.Э. «Сущность права: проблемы теории и философии права» М. Зерцало 2002. С. 131

[9] Алексеев В.В. Указ. соч. С.120

[10] Марченко М.Н. «Теория государства и права в вопросах и ответах» М. Проспект 2006.С.104.

[11] МатузовН.И. Малько А.В. « Теория государства и права. Курс лекций» М. Юристъ 2004. С. 332-333

[12]Марченко М.М См. ук. сочинение С.105-106.

[13] Сорокин Ю.В. Правда и свобода // Юрист 2002 № 2. С.3

[14] Корельский В.П. Перевелова В.Д. « Теория государства и права» М. Норма 2004. С.253

[15] « Теория государства и права» / учебник под редакцией Бабаева В.К. М. Юристъ 2004. С 372

[16] Корельский В.В. Перевалова В.Д. См. ук. сочинение С 255

[17] Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. См. ук. соч. С. 75

[18] Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум 1999 №1. С 25.

[19] Головкин Р.Б. Мамчун В.В Теории государства и права: Конспект лекций Владимир 1996. С 42.

[20] СЗ РФ 2001г. №39 С. 867

[21] Головкин Р.Б. Мамчун В.В См. ук. сочинение С 45.

[22] Общая теория права и государства / под редакцией Лазарева В.В. М. 1996. С.113

[23] Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К, См. ук . сочинение С.345-347.

[24] Матузов Н.И. См. ук. сочинение С 26

[25] Теории государства и права / учебник под редакцией Бабаева В.К. М. Юристъ 2004 С 375

[26] Право. Курс лекций / Под общей редакцией Варывдина В.А. М. Ноосфера 1999 С. 95

[27] Марченко М.Н. « Теории государства и права в вопросах и ответах» М. Проспект 2006 С165

[28] Матузов Н.И. «Право как мера свободы и ответственности личности» // Атриум №1 1999 С.25

[29] Лившиц Р.З. «Теория права» М. Юристъ 1999 С.271

[30] Нерсесянц В.С. «Истории политических и правовых учений» М. Инфра. С 178

[31] Лившиц Р.З. См. ук. сочинение. С.273

[32] Нересянц В.С. См. ук. сочинение. С. 180

[33] Бабаев В.К. См. ук. сочинение. С. 482

[34] Давид Р. «Основные правовые системы современности» М 1967.С. 45

[35] Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. Теория государства и права М Норма 2007С. 342-352.

[36] Марченко М.Н. Теория государства и права / Учебное пособие М. Норма 2007. С382-384

[37] Бабаев В.К. См. ук. Сочинение С.231

[38] Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К.См. ук. сочинение С.258-262

[39] Ильин И.А. «Теория права и государства». М Норма 2003 С. 365-366


Введение

 

Что бы ответить на вопрос, какова социальная роль права в обществе, надо понять какие отношения и как регулирует право. Прежде всего, несомненно, что право выражает собой правило поведения. В каком смысле мы, не употребляли ли бы слово право, мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, на что не следует посягать, чего не должно нарушать. Всякому праву соответствует чья – либо обязанность, требование, обращенное к какому – либо лицу или лицам. Если всякое право непременно выражает собой притязания одних лиц и обязанности других, то ясно, что всякое право предполагает общество и без общества представляется невозможным, с другой стороны не предполагается и общества без права.[1]

 Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения , как институт фиксирующий порядок в обществе , порядок в отношениях между людьми. [2]

 Право- это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регуляторами общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

 Специфика современного правопонимания состоит в том, что в центре права стоит человек с его интересами и потребностями, его свобода, только через право свобода доводится до каждого человека, до каждой организации. Право предъявляет определенные требования ко всем членам общества , направляет их деятельность в интересах всего общества.

 Как известно, одним из признаков права является его нормативность. Нормативность права означает , что право в , в своей значительной части состоит из норм , из общих правил поведения . Нормативность показывает, что право вбирает в себя , фиксирует отношения нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права – это общеобязательные правила поведения .

 Нормативная система – это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество отличное от простой совокупности признаков свойственных различным видам нормативного регулирования.

 Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определяемых эталонов в поведение людей, их повторяемостью, и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей.[3] Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно практической деятельности людей. [4]

 Таким образом, понятие норм права является одной из основных категорий теории государства и права. Именно от правильного понимания норм права , взаимного влияния норм права на иные социальные нормы , зависит нормотворчество и правовое регулирование поведения людей в целом.

 На протяжении веков общество стремилось реализовать в праве свои представления о справедливости. На первых стадиях государственного развития моральные и правовые нормы как бы сливались воедино. Так было в Древних Египте, Индии, Китае, позднее в Древней Греции. Корень «прав» в основе слов «справедливый», «правый», «правда». При феодализме источники права назывались – правдами: Русская правда, Салическая правда франков, Польская правда и др.

 В современных конституциях многих стран так же записано стремление воплотить в праве справедливость. Разумеется, понятие справедливости зависит от многих факторов: традиций общества, господствующей религии, типа государства, целей господствующих слоев и т.д. Однако важнейшей целью права всегда была защита интересов всего общества. Таким оно было в Древнем мире, в Средние века, в Новое время. Эта цель составляет стержень права и в настоящее время. При этом всегда право выражало господствующие представления о справедливости . Другое дело каким представлялся источник этой справедливости, а следовательно и права.

О чем свидетельствует многообразие подходов к сущности права? Прежде всего о динамизме жизни , ее многообразии и многовариантности. Роль права существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. \оно обслуживает разные общества, имеющие разные цели, различные социальные структуры, разные типы цивилизаций, и не удивительно, что конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным , не теряя при этом своих главных социальных характеристик. [5]

 Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок , основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» - движения от права сильного к праву гражданского общества.[6]

 В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах , дома, в семье, или иначе говоря как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответить на это и вопросы помогают социальные нормы, среди них моральные, правовые, политические, эстетические , корпоративные, религиозные обычаи, традиции привычки и т д

 Итак, действуя в системе социальных норм регулирования , юридические нормы являются только одним из элементов системы норм. В условиях правового общества, демократического государства гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие

Его эффективности.[7]

 Сказанное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы.

 Понятиям нормы права, социальных норм, формам их взаимодействия и влияния друг на друга посвящается данная работа.



Глава 1. Социальные нормы: понятие, виды

Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.