Распределение доходов и его формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

“Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике”



Содержание

 

Введение

1. Понятие и виды доходов

2. Распределение доходов и его формы

3. Неравенство доходов населения и его причины

4. Способы измерения неравенства доходов населения

5. Уровень дифференциации доходов населения РФ

6. Система социальной защиты населения

7. Соотношение справедливости и равенства в распределении доходов

Заключение

Приложения

Список использованной литературы



Введение

 

Актуальность темы «Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике» определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений. Распределение национального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе. Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран.

Рассматриваемая мною тема в настоящее время заслуживает особого внимания в связи с ее значимостью для нашей страны, т. к. происходящие в России крупные, формационного порядка изменения вызывают необходимость трансформации модели распределения доходов и требуют решения сложных проблем. Известно, что совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества. В нашей стране распределение доходов имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию населения. Поэтому необходимо предпринять все возможные меры для быстрейшего разрешения данной проблемы, в связи с чем она и заслуживает столь пристального внимания.

Предметом исследования работы является государственное регулирование распределительных отношений по поводу доходов различных слоев населения и достижение социальной справедливости в этих отношениях в условиях развития рыночных отношений. Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования. Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках как «Экономическая теория» Б.В. Саликова, «Курс экономической теории» М.Н. Чепурина, а также в периодической печати («Экономист», «Российский экономический журнал», «Человек и труд» и другие).



Понятие и виды доходов

 

В условиях рыночной экономики, когда объектом купли-продажи становятся не только производимые блага, но и все без исключения ресурсы, собственники которых получают вознаграждение за их использование (явное или неявное), определяющим фактором в достижении определенного уровня благосостояния являются доходы. Под ними понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом. Как видно из определения, доходы включают в себя стоимостную (денежную) и натуральную составляющие.

Денежные доходы населения включают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени. К ним относятся оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и оказания на сторону различного рода услуг, доходы от всех видов и форм собственности и безвозмездные денежные поступления и пособия.

Натуральные доходы представляют собой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках домашних хозяйств.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход – это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.), доходы от собственности и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения. Так, например, по данным Российского комитета статистики в 2005 году на долю оплаты труда приходилось 63,4% в общем объеме денежных доходов населения РФ (см. Приложение 1). Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице и т.д.).

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

ü выплат по государственному страхованию;

ü банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

ü процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

ü доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

ü выигрышей по лотереям;

ü временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

ü выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Но, несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

Заключение

 

Таким образом, рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает, что доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. Но механизм рыночного ценообразования на факторы производства приводит к существенному неравенству в распределении доходов между различными собственниками данных факторов и другими слоями населения, что объясняется, прежде всего, логикой конкуренции и динамической эффективностью рыночного механизма. Кроме того, всегда существуют нетрудоспособные члены общества, которые вообще остаются далеко за пределами рыночного распределения факторных доходов. В связи с этим на государство возлагается задача по регулированию социально-экономических условий жизни общества, по поддержанию отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечению условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, созданию социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает подчинение системы задачам развития личности и обеспечения принципа справедливости. Но очень часто социальная справедливость противоречит экономической эффективности. Например, государственное перераспределение дохода может привести к уменьшению совокупной нормы сбережений нации, так как высокие ставки налогообложения сокращают располагаемые личные доходы обеспеченных домохозяйств, у которых при этом уменьшается предельная склонность как к потреблению, так и к сбережению. Кроме того, все граждане, включая и бедных, в условиях действия множества программ социального обеспечения сокращают уровень сбережений сегодня, надеясь на государственную помощь завтра.

Так каким же образом минимизировать издержки, возникающие в связи с реализацией социальных программ, если государство по понятным причинам не может отказаться от перераспределения дохода в пользу бедных?

Минимизировать негативные последствия государственной помощи малоимущим и увеличить предложение человеческого капитала на соответствующем рынке можно путем внедрения такой формальной и неформальной институциональной нормы, как требование о поиске работы. Однако в действительности реализация этого требования сталкивается с множеством проблем: именно малоимущим недостает квалификации и творчески-трудовых навыков, за которые на рынке человеческого капитала платят высокую цену. Государство может само оживить спрос на человеческий капитал, что в перспективе может привести к "эффекту вытеснения" человеческого капитала из частного сектора в пользу хозяйственных сфер, где готовятся и резервируются правительственные рабочие места и т. д. Но все-таки государственные программы стимулирования поиска работы малоимущими следует считать в целом перспективными.

Важнейшим фактором, стимулирующим трудовую деятельность, является отрицательный подоходный налог в форме дополнительного дохода. Смысл данного налога состоит в том, чтобы государственная поддержка доходов не подрывала стимулы работника к созидательной деятельности. Решение проблемы заключается, во-первых, в обеспечении домохозяйств некоторым базовым пособием, во-вторых, в разрешении личности сохранять значительную часть заработанных денег, несмотря на наличие данного базового пособия. Например, домохозяйство может получать 1000 руб. базового пособия и платить, например, не более чем 30-процентный налог с каждого дополнительного рубля доходов.

Конечно же, компромисс между равенством и эффективностью в каждой стране достигается по-своему. В современной переходной российской экономике реализация задач социальной справедливости существенно затруднена противоречиями переходного периода, продолжающимися институциональным кризисом, отсутствием общенационального оптимизма. Но, тем не менее, меняющиеся представления россиян о социальной справедливости в распределении и перераспределении дохода приобретают все более «рыночные», а не уравнительные характеристики.



Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Список использованной литературы

 

1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник/С.Н. Ивашковский.- 3-е изд. Испр.-М.: Дело, 2004.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Экономистъ, 2005.

3. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В. Д. Камаева, Е.Н Лобачевой. - М.: Юрайт-издат,2006.

4. Кузнецов Н.Г. Экономическая теория/ Под ред. Н.Г. Кузнецова.- М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004.

5. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. /К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.- М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Нуреев, Р. Курс микроэкономики: Учебник для вузов/Р. Нуреев.- 2-е изд., изм.- М.: Издательство НОРМА, 2001.

7. Саликов, Б.В. Экономическая теория: Учебник/Б.В. Саликов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

8. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник/М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева.-5-е дополненное и переработанное издание.-Киров.: «АОА», 2003.

9. Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков//Экономист.-2006.-№3.

10. Кадомцева, С. Социальная политика и население/ С. Кадомцева//Экономист.-2006.-№7.

11. Кузнецова, Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование/Е. Кузнецова, С. Кузнецов//Экономист.- 2002.- №4.

12. Куснер, Ю.С. Динамика распределения доходов/Ю.С. Куснер, Г.М. Мкртчян, И.Г. Царев// Эко.- 2006.-№90.

13. Новикова, В. Возможно ли справедливое распределение доходов?/В. Новикова// Экономист.-2003.-№4.

14. Охотников, И. К анализу показателей социальной дифференциации в России/И. Охотников//Российский экономический журнал.-2006.-№9-10.


[1] Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник/С.Н. Ивашковский.- 3-е изд. Испр.-М.: Дело, 2004.- 424-425 с.

[2] Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. /К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.- М.: ИНФРА-М, 2003.-771-773с.

[3] Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник/М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева.-5-е дополненное и переработанное издание.-Киров.: «АОА», 2003.- 595 с.

[4] Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков//Экономист.-2006.-№3.- 59 с.

[5] Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков//Экономист.-2006.-№3.- 61 с.

[6] Охотников, И. К анализу показателей социальной дифференциации в России/И. Охотников//Российский экономический журнал.-2006.-№9-10.-93 с.

[7] Саликов, Б.В. Экономическая теория: Учебник/Б.В. Саликов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.- 405 с.

[8] Кадомцева, С. Социальная политика и население/ С. Кадомцева//Экономист.-2006.-№7.-54 с.

[9] Кадомцева, С. Социальная политика и население/ С. Кадомцева//Экономист.-2006.-№7.-56 с

[10] Новикова, В. Возможно ли справедливое распределение доходов?/В. Новикова// Экономист.-2003.-№4.-61 с.

[11] Саликов, Б.В. Экономическая теория: Учебник/Б.В. Саликов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.-399 с.

[12] С 1995 г. - включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

[13] С 1995 г. - включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

“Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике”



Содержание

 

Введение

1. Понятие и виды доходов

2. Распределение доходов и его формы

3. Неравенство доходов населения и его причины

4. Способы измерения неравенства доходов населения

5. Уровень дифференциации доходов населения РФ

6. Система социальной защиты населения

7. Соотношение справедливости и равенства в распределении доходов

Заключение

Приложения

Список использованной литературы



Введение

 

Актуальность темы «Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике» определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений. Распределение национального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе. Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран.

Рассматриваемая мною тема в настоящее время заслуживает особого внимания в связи с ее значимостью для нашей страны, т. к. происходящие в России крупные, формационного порядка изменения вызывают необходимость трансформации модели распределения доходов и требуют решения сложных проблем. Известно, что совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества. В нашей стране распределение доходов имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию населения. Поэтому необходимо предпринять все возможные меры для быстрейшего разрешения данной проблемы, в связи с чем она и заслуживает столь пристального внимания.

Предметом исследования работы является государственное регулирование распределительных отношений по поводу доходов различных слоев населения и достижение социальной справедливости в этих отношениях в условиях развития рыночных отношений. Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования. Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках как «Экономическая теория» Б.В. Саликова, «Курс экономической теории» М.Н. Чепурина, а также в периодической печати («Экономист», «Российский экономический журнал», «Человек и труд» и другие).



Понятие и виды доходов

 

В условиях рыночной экономики, когда объектом купли-продажи становятся не только производимые блага, но и все без исключения ресурсы, собственники которых получают вознаграждение за их использование (явное или неявное), определяющим фактором в достижении определенного уровня благосостояния являются доходы. Под ними понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладает человек, семья, социальная группа, население в целом. Как видно из определения, доходы включают в себя стоимостную (денежную) и натуральную составляющие.

Денежные доходы населения включают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени. К ним относятся оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и оказания на сторону различного рода услуг, доходы от всех видов и форм собственности и безвозмездные денежные поступления и пособия.

Натуральные доходы представляют собой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках домашних хозяйств.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход – это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.), доходы от собственности и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения. Так, например, по данным Российского комитета статистики в 2005 году на долю оплаты труда приходилось 63,4% в общем объеме денежных доходов населения РФ (см. Приложение 1). Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице и т.д.).

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

ü выплат по государственному страхованию;

ü банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

ü процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

ü доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

ü выигрышей по лотереям;

ü временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

ü выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Но, несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

Распределение доходов и его формы

Важной социально-экономической проблемой является распределение дохода. Общее понятие распределение означает разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи в отдельные фонды, отдельным лицам. А распределение дохода означает определение размера дохода, получаемого отдельными участниками экономической деятельности и социальными группами. Принято различать функциональное и персональное распределение доходов.

Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведенного совокупного дохода общества между факторами производства. Иначе говоря, функциональное распределение дохода свидетельствует о том, какая доля «национального пирога» присваивается соответствующим факторам производства. В результате функционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.

В рыночном обществе отдельные лица и семьи могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. В результате кроме функционального выделяют еще персональное распределение национального дохода, т. е. распределение дохода по его величине между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека. При персональном распределении не имеет значения владельцами каких факторов производства являются граждане страны. В этом случае, как правило, анализируют, какую долю национального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10 % наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.[1]

Но при общих для всех принципах распределения доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов. В настоящее время неравенство распределения доходов является проблемой как для стран с развитой экономикой, так и развивающихся стран.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.