На тему: «Социальные меньшинства, как «объект» социальной медицины»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На тему: «Социальные меньшинства, как «объект» социальной медицины»



Содержание

Введение

История гомосексуализма

Основные понятия

Подходы к гомосексуальности

Отношение к гомосексуальности

Проблемы гомосексуалов

Заключение

Приложение

Список литературы



Введение

 

Проблема сексуальных меньшинств, касающаяся положения людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией, стоит достаточно остро в современном обществе, где господствует убеждение, что «нормальный» в сексуальном отношении человек испытывает влечение к представителям противоположного пола и стремится к гетеросексуальному половому акту. Все прочие проявления сексуальной активности считаются «ненормальными», патологическими и отклоняющимися от общепринятого сексуального стандарта. Культурные традиции и ценности, определяющие гетеросексуальное поведение как нормальное, способствуют формированию гетеросексизма и различных фобий в отношении людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией. Такое отношение общества определяет закрытость групп сексуальных меньшинств, социальный и психологический дискомфорт лиц с нетрадиционной ориентацией, что не позволяет им полностью реализовать себя как личность в социуме, тогда как полная реализация личности возможна лишь в сети социальных взаимосвязей. Соответственно, для решения данной проблемы необходима интеграция групп сексуальных меньшинств в общество на паритетных началах [9].

Наряду с другими науками проблемами сексуальных меньшинств занимается социальная медицина. Социальная медицина – наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная медицина изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни [1, с. 8].

Именно социальная медицина, которая рассматривает здоровье не само по себе, а здоровье определенной группы в ее взаимосвязи с обществом, может помочь понять и построить правильное отношение к людям, относящимся к сексуальным меньшинствам.

В данной работе мы не будем рассматривать все сексуальные меньшинства, а остановимся только на гомосексуалах (геи и лесбиянки).

 

 



История гомосексуализма

Для того, чтобы лучше понять этот вопрос, коснемся его истории. Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента, находили особый изыск в мужских ласках. От греков гомосексуальность перекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.

На различных этапах развития цивилизаций отношение к сексуальным меньшинствам было далеко неоднозначным. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующей идеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигенов Новой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения). Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим мужчиной только в том случае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты: мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии (яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народов русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институт бердачества (от исп. bardajo – мальчик на содержании). Бердачи носили женскую одежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство). У японцев, считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизация мужского тела. А самурайская гомоэротическая дружба являлась типичным феодальным институтом.

С установлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомиты были объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. В частности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткам священная инквизиция, сжигая неверных на кострах.

В допетровской России, в отличие от Западной Европы, серьезных наказаний относительно содомитов не практиковали. Русская православная церковь осуждала «смертный грех», но, между тем, именно монастыри являлись источником распространения однополых отношений. Петр I попытался ужесточить политику, касающуюся сексуальных меньшинств, и в 1706 г. ввел смертную казнь через сожжение на костре для военных за «противоестественный блуд» (по шведскому образцу). А в 1716 г. заменил сожжение телесным наказанием и ссылкой. На гражданских же лиц эти нормы не распространялись. То есть, до прихода большевиков к власти в 1917 г., мы вполне вписывались в современную модель политкорректности и толерантности, опережая по этому параметру Европу.

После же Октябрьского переворота положение кардинально меняется. Завинчивание гаек государственного аппарата и приобретение партией роли руководящей и управляющей ячейки общества загнало геев и лесбиянок нашей страны в подполье. В 1934 г. в силу вступила статья 121 Уголовного кодекса Советского Союза – лишение свободы за мужеложство сроком до 5 лет, а в случае физического насилия – до 8. Мнительность, фобии, боязнь за собственную безопасность провоцировали людей на наушничество, доносительство. С легкой руки КГБ целые группы моряков, военных, чиновников и представителей творческой интеллигенции отправлялись в концентрационные лагеря. Уголовная наказуемость гомосексуализма породила в кругах советских геев чувство страха перед расправой. А среди простых граждан – презрительное отношение ко всяческому «инакомыслию».

Параллельно с криминализацией гомосексуализма в СССР, в Европе и на Западе разворачиваются обратные процессы. До прихода Гитлера к власти в Германии шла борьба между руководством страны и гей-сообществом, ратовавшего за отмену § 175 Уголовного законодательства (уголовное наказание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации), которая случилась только в 1969 г., спустя сто лет после первых попыток.

В Европе в 1970-е был принят официальный символ гомосексуалов – «радуга» и выработана концепция с основными политическими требованиями: легализация однополых отношений и право на вступление в брак. В последнее время добавилось еще требование – право на усыновление. Первой страной, узаконившей в 1989 г. союзы (зарегистрированное партнерство) между гомогенными парами стала Дания. Вслед за ней последовали Нидерланды (где с сентября 2000 г. существует еще и институт непосредственно брака), Чехия, страны Скандинавии. В апреле 2005 г. Новая Зеландия разрешила однополые гражданские союзы. В декабре 2005 г. очередной страной, вступившей на путь легализации гомосексуальных отношений, стала консервативная Великобритания. Существуют страны, которые имеют в своих конституциях пункты, официально запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.

Что касается России, то первые попытки инкорпорирования гей-институтов на родную почву не увенчались успехом. В 1984 году 30 молодых ленинградцев объединились в сообщество геев и лесбиянок – «Гей-лабораторию». Они занимались тем, что переправляли на Запад информацию о бедственном положении советских «голубых». Им удалось установить связь с финскими коллегами, с помощью которых лаборатория разработала программу по профилактике СПИДа. Однако КГБ предъявил организации политические и идеологические обвинения и подверг членов группы репрессиям. В 1985 году генеральным секретарем КПСС становится член Политбюро М.С. Горбачев, приступивший к либерализации режима. Политика гласности во многом способствовала поднятию гомосексуального самосознания. На волне распада СССР оформляется и ряд организаций сексуальных меньшинств – «Ассоциация сексменьшинств», «Московский союз геев и лесбиянок», «Ассоциация за равноправные права гомосексуалистов» (АРГО). Под их эгидой издаются тематические периодические издания – газеты «Тема» (при поддержке демократичного Моссовета), РИСК («Равноправие-Искренность-Свобода-Компромисс»), «1/10»; журналы – АРГО, «Ты», «Гей-славяне» и др.

Воодушевленные геи и лесбиянки, мобилизуясь, начали добиваться от власти отмены 121 статьи. Фактически, вся их деятельность в тот период сводилась именно к этому (за исключением вопросов, относящихся к профилактике и предупреждения СПИДа). Когда же в мае 1993 г. требование гомосексуалистов новой России было удовлетворено, в большинстве их организаций наметился серьезный кризис с последующим расколом. Вдруг обнаружилось, что дальнейшей стратегии развития и плана действий просто не существует. Иностранные фонды, поддерживающие в начале 90-х гг. гей-движение России, быстро свернули свою деятельность, понимая бесперспективность вложений. Стало ясно, что новая власть не собирается покровительствовать гомосексуалам.

Массовости гей-движение в России так и не достигло. После раскола оно так и не смогло вновь выступить единым фронтом. На сегодняшний день мы имеем лишь разбросанные по стране локальные организации.

В 2003 г. несколько депутатов нижней палаты российского парламента вынесли на обсуждение 2 антигомосексуальных законопроекта. Первый из них предполагал уголовную ответственность «За пропаганду гомосексуализма» (наводнившего телевидение) путем лишения возможности занимать определенные должности или отстранение от деятельности на срок от 2 до 5 лет. Второй предлагал реинкарнировать статью за мужеложство, и ввести тюремное заключение от 1 года до 5 лет. Однако эти инициативы не были поддержаны необходимым большинством депутатов.

Характерные черты русских гомосексуалов – индифферентность и аморфность. Есть и еще один нюанс – фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциаций геев и лесбиянок на федеральном уровне. Дискриминирующих статей в этом аспекте нет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают все возможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации [7, с. 12–15].

 

Основные понятия

Сексуальные меньшинства – общий собирательный термин, образованный по принципу сходства с такими терминами, как «национальные (этнические) меньшинства» (представители неглавной национальности или этноса), «политические меньшинства» (представители оппозиции).

Понятие «сексуальные меньшинства» предполагает, что сексуальное меньшинство не девиантно и не патологично (так же, как не девиантны и не патологичны национальные или политические меньшинства) и подразумевает законность, правомерность и некриминальность борьбы сексуальных меньшинств за свои права.

В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы (сексуальное влечение к животным); некрофилы (стремление к сексуальным действиям с трупом), педофилы (стремление к сексуальным действиям с детьми) [4, с. 64].

Гетеросексуальность – это одна из трех возможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам противоположного пола.

Двумя другими сексуальными ориентациями являются бисексуальность и гомосексуальность.

Бисексуальность – бисексуальная ориентация – определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) и / или сексуальное влечение к лицам как своего, так и противоположного пола, не обязательно в равной степени и не обязательно одновременно.

Гомосексуальность (от др.-греч. ὁμός, homos – тот же, одинаковый и лат. sexus – пол) – предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнера, объекта эротического влечения и / или любовных отношений. Термин был предложен венгерским врачом Л. Бенкертом (1869) с целью обозначения полового влечения к лицам того же пола.

Гомосексуальность в широком смысле – это один из видов сексуальности человека, складывающийся из сексуального влечения к лицам своего пола, осознания себя как лица гомосексуальной ориентации и сексуальной практики с лицами своего пола.

Гей (англ. gay) – английское прилагательное, изначально означавшее «беззаботный», «веселый», «яркий, театральный». Слово «gay» начало приобретать в английском языке сексуальную окраску в конце 17-го века, когда оно использовалось в значении «человек, пристрастившийся к удовольствиям», «предающийся сладострастию». В конце 19-го столетия термин «gay life» (буквально: «гей-жизнь», «беззаботная жизнь») широко использовался в английском языке для обозначения проституции и других форм внебрачного сексуального поведения, которые воспринимались обществом как аморальные. В современном английском языке это слово обычно используется как существительное или прилагательное, обозначающее однополую сексуальную ориентацию – гомосексуальность. В русском языке термин «гей» используется только как существительное и только для обозначения человека гомосексуальной ориентации мужчин-гомосексуалов.

Лесбиянство. Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, куда сбежала из Афин от преследований и насмешек древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами [5, с. 281–282].

Транссексуалы. Индивиды, неуклонно стремящиеся поменять свой пол на противоположный. Такие люди существовали всегда, но долгие века они воспринимались, мягко говоря, как сумасшедшие и находились за гранью не только бытового, но и медицинского сознания. В 1966 году американскому исследователю Г. Бенджамину в своей книге, посвященной этому вопросу, удалось убедить медицинскую общественность в том, что прежнее мнение о наличии у этих людей психического заболевания было неверным. Он же ввел термин «транссексуализм» и доказал, что в данном случае речь идет об особой форме психосексуального расстройства, при котором тело человека остается достаточно здоровым и являет собой признаки одного пола, а психика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит человеку другого пола, что подтверждается всем его поведением и стилем жизни, привычками, манерами, одеждой [4, с. 71].

 

Подходы к гомосексуальности

Фрейд и гомосексуальность

На рубеже XIX–XX веков принципиальное направление научным взглядам на гомосексуальность было задано работами Зигмунда Фрейда, полагавшего, что от природы человек бисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детском возрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают при некоторых сбоях в этом развитии. При этом Фрейд был склонен относиться к гомосексуальности весьма терпимо и полагал, что терапия должна быть направлена не на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего как следствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я» [3, с. 28].

Генетические исследования

Особенности генетики гомосексуалистов пока изучены мало. Поиски гена или генов гомосексуальности ведутся учеными начиная с 1980‑х гг.

Как и во многих других исследованиях, пытающихся отличить врожденные признаки от приобретенных, важный материал был получен из анализа родственников и, в особенности, однояйцевых близнецов. Было показано частое наличие у гомосексуальных мужчин нескольких старших братьев, а также отмечалось проявление гомосексуальности у обоих однояйцевых близнецов даже в тех случаях, когда они воспитывались раздельно.

Полученные к настоящему времени результаты не дают возможности однозначно интерпретировать гомосексуальность как генетически закрепленную характеристику, но и не позволяют отказаться от дальнейших поисков в этом направлении. Так как действительно некоторые особенности генетического материала у обследованных гомосексуальных мужчин оказываются общими. А вот существенных генетических особенностей у гомосексуальных женщин не обнаружено.

Гомосексуальность как грех

Речь идет не о всех современных религиях, а об иудаизме и основанных на нем христианстве и исламе, а также индуизме и конфуцианстве (другие религии в большинстве своем мало интересуются гомосексуальностью и никак специально не высказывают своего отношения к ней). Некоторые конкретные доводы религиозно настроенных людей против гомосексуальности основаны на интерпретации определенных эпизодов Священного Писания (ветхозаветная история о уничтожении городов Содома и Гоморры за грехи их жителей). В целом, безусловно, священные книги всех трех религий говорят о резком неприятии гомосексуальности.

Некоторые конфессии (прежде всего, ряд течений протестантизма) считают запрет на гомосексуальность устаревшим и подлежащим отмене. Другие конфессии удерживают этот запрет и настаивают на его актуальности. Однако, в любом случае, запреты, накладываемые той или иной религией, в современном обществе могут распространяться только на тех, кто причисляет себя к этой религии.

Проблемы гомосексуалов

Гомосексуалисты и общество

Гомосексуалисты малочисленны по сравнению с гетеросексуальными мужчинами, но, тем не менее, играют значительную роль в обществе выступая как социальная группа. Так как гомосексуалисты являются сексуальным меньшинством, возникают проблемы, связанные с их дискриминацией.

По мере смягчения отношения к гомосексуалистам в обществе, возникло гей-движение, пропагандирующее приемлемость гомосексуализма и требующее законодательных мер, которые гарантировали бы им равноправие во всех сферах общественной жизни.

Отмена запрета на донорство

В некоторых странах (в том числе и в России) существует запрет на взятие крови и органов у «представителей сексуальных меньшинств». ЛГБТ-организации предпринимают попытки оспорить эту норму и добиться отмены дискриминации (примеры в России, Австралии, США). В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации готовит поправку, отменяющую эту дискриминационную политику.

Право на регистрацию брака

В последние годы в западных странах отмечается растущее движение в поддержку однополых браков. Факт регистрации брака закрепляет за парой права на наследование имущества супруга, социальное и медицинское страхование, льготное налогообложение, воспитание приемных детей и другие преимущества, которых лишены незарегистрированные пары.

Противники однополых браков утверждают, что по традиции и по религиозным нормам в брак могут вступать только мужчина и женщина, а потому требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право абсурдны. Сторонники однополого брака указывают, что регистрация брака есть юридическое действие, независимое от религиозной нормы (в большинстве современных государств юридическое и церковное оформление брачных отношений происходят раздельно), и что закон должен следовать за общественными изменениями, приводящими к ликвидации неравноправия между людьми, – как это и происходит на протяжении последних столетий, когда постепенно отменялись существовавшие прежде запреты на регистрацию браков (например, между супругами, принадлежащими к различным конфессиям).

Среди стран, предоставивших однополым парам полноценное право на брак, находятся Голландия, Бельгия, Испания, Швеция, и Канада. Однополые партнерства (гражданские союзы) узаконены во многих странах Западной Европы (Великобритания, Дания, Норвегия, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Чехия, Словения, Швейцария с 2007 года). Кроме того, в некоторых странах Северной, Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключать брак. В различных странах однополые брачные союзы могут называться по-разному; различается и перечень прав, которыми пользуются члены подобных союзов.

Усыновление

Во многих странах, где однополым семейным парам предоставляются широкие права, вопрос о возможности воспитания ими приемных детей рассматривается отдельно от вопроса о возможности создания самих браков [10, с. 292–298].



Заключение

 

В течение долгого времени гомосексуалисты, лесбиянки, транссексуалы и бисексуалы были вынуждены жить, скрывая свое отличие, молча терпя преследования, презрение, унижения, шантаж и даже убийства. Отличающиеся от других должны были терпеть отрицание своей «неполноценности». Становясь во всех социальных кругах жертвами, объектами насмешек, сплетен; отличные в своих сексуальных предпочтениях отвергались всеми и вся. Общество, управляемое стереотипами и предрассудками отрицает права сообщества лесбиянок, геев, транссексуалов и бисексуалов. Но ни сексуальные предпочтения, ни гнев от бессилия перед непониманием общества, думающего, что все несоответствующее их пониманию является чем-то анормальным и постыдным. Каждый человек имеет право на уважение его достоинства, независимо от его цвета кожи, языка, материального дохода, культуры, религиозной веры, политической идеологии или сексуальных предпочтений [2].

Такая позиция находится в полном соответствии с современными международными стандартами прав человека, которых Россия обязалась придерживаться. Принятая в 1995 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Декларация принципов терпимости» гласит: «Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

«Терпимость – говорится там же – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»[1].

Вероятно, наше общество пока еще не готово адекватно оценивать и воспринимать то, что не соответствует общему восприятию. В таком случае невозможно говорить о какой-либо толерантности к сексуальным меньшинствам! В любом случае не стоит осуждать тех, кто не соответствует по каким-либо признакам так называемым законам общества…

 

 


Приложение[2]

Общественно-политические факторы, способствующие дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств.

Отношение российского общества к геям и лесбиянкам остается неоднозначным и противоречивым. Судя по данным опроса ФОМ, почти половина респондентов (47%), по их признанию, относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам с осуждением. Такое мнение чаще других разделяют мужчины и люди старшего возраста, малообразованные граждане и жители сел. Немногим меньше (40%) – заявляющих, что они относятся к представителям сексменьшинств без осуждения. Такую позицию чаще разделяют женщины, молодежь, высокообразованные респонденты, а также жители Москвы и остальных мегаполисов. Еще 13% опрошенных затруднились выразить свое отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Таким образом, общественное мнение в данном вопросе расколото пополам и говорить о какой-то единодушной нетерпимости россиян к геям и лесбиянкам нет оснований. Это подтверждают и данные других социологических исследований.

Вместе с тем, наблюдается стремление общественного мнения к сегрегации сексменьшинств. Большинство россиян считает, что они должны быть «невидимы». Половина опрошенных ФОМ (53%) считает, что геям и лесбиянкам следует скрывать от окружающих свою ориентацию, почти вдвое меньше (28%) – полагающих, что скрывать ее не нужно, и еще 19% затруднились с ответом на вопрос. Даже среди тех, кто относится к геям и лесбиянкам без осуждения, 35% убеждены в том, что им необходимо скрываться.

Сокрытие своей сексуальной ориентации для большинства российских геев и лесбиянок фактически носит принудительный характер, значительно снижает качество их жизни и заставляет чувствовать себя социально неполноценными.




Список литературы

1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. – 2005. – 576 с.

2. Беляева Ксения. Интернет издание «Журнал Молодежной Культуры». Статья «Толерантность отношения к сексуальным меньшинствам» от 09.07.2004. http://mmj.ru/

3. Деревянко И.М. Гомосексуализм / И.М. Деревянко. – М.: Знание. – 1991. – 264 с.

4. Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. М.: Артания. – 1995. – 350 с.

5. Келли Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. – 6‑ое издание. СПб.: «Питер». – 2000. – 896 с.

6. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп. – 1998. – 104 с.

7. Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история / Пер с англ. Л. Володиной. – Екатеринбург: У-Фактория. – 2002. – 333 с.

8. Официальный сайт Российской сети LGBT‑организаций. Сайт www.lgbtnet.ru

9. Положение геев и лесбиянок в современной России. Сайт www.gayly.ru

10. Хайнце Э. Сексуальная ориентация – право человека. Пер. с англ. З. Баблояна, М. Дмитриевой и Н. Иванова. – М.: Идея-Пресс. – 2003. – 366 с.


[1] Официальный сайт Российской сети LGBT-организаций. Декларация прав сексуальных меньшинств России. 02.06.2006г.

[2] Официальный сайт Российской сети LGBT-организаций. Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в России (2007г.) 08.01.2008г. Российская Сеть ЛГБТ-организаций при поддержке Московской Хельсинкской группы (МХГ) проводила мониторинг дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в России. Приводится фрагмент главы из ежегодного Доклада МХГ, написанной по итогам мониторинга за 2007г.


на тему: «Социальные меньшинства, как «объект» социальной медицины»



Содержание

Введение

История гомосексуализма

Основные понятия

Подходы к гомосексуальности

Отношение к гомосексуальности

Проблемы гомосексуалов

Заключение

Приложение

Список литературы



Введение

 

Проблема сексуальных меньшинств, касающаяся положения людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией, стоит достаточно остро в современном обществе, где господствует убеждение, что «нормальный» в сексуальном отношении человек испытывает влечение к представителям противоположного пола и стремится к гетеросексуальному половому акту. Все прочие проявления сексуальной активности считаются «ненормальными», патологическими и отклоняющимися от общепринятого сексуального стандарта. Культурные традиции и ценности, определяющие гетеросексуальное поведение как нормальное, способствуют формированию гетеросексизма и различных фобий в отношении людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией. Такое отношение общества определяет закрытость групп сексуальных меньшинств, социальный и психологический дискомфорт лиц с нетрадиционной ориентацией, что не позволяет им полностью реализовать себя как личность в социуме, тогда как полная реализация личности возможна лишь в сети социальных взаимосвязей. Соответственно, для решения данной проблемы необходима интеграция групп сексуальных меньшинств в общество на паритетных началах [9].

Наряду с другими науками проблемами сексуальных меньшинств занимается социальная медицина. Социальная медицина – наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная медицина изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни [1, с. 8].

Именно социальная медицина, которая рассматривает здоровье не само по себе, а здоровье определенной группы в ее взаимосвязи с обществом, может помочь понять и построить правильное отношение к людям, относящимся к сексуальным меньшинствам.

В данной работе мы не будем рассматривать все сексуальные меньшинства, а остановимся только на гомосексуалах (геи и лесбиянки).

 

 



История гомосексуализма

Для того, чтобы лучше понять этот вопрос, коснемся его истории. Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента, находили особый изыск в мужских ласках. От греков гомосексуальность перекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.

На различных этапах развития цивилизаций отношение к сексуальным меньшинствам было далеко неоднозначным. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующей идеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигенов Новой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения). Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим мужчиной только в том случае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты: мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии (яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народов русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институт бердачества (от исп. bardajo – мальчик на содержании). Бердачи носили женскую одежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство). У японцев, считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизация мужского тела. А самурайская гомоэротическая дружба являлась типичным феодальным институтом.

С установлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомиты были объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. В частности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткам священная инквизиция, сжигая неверных на кострах.

В допетровской России, в отличие от Западной Европы, серьезных наказаний относительно содомитов не практиковали. Русская православная церковь осуждала «смертный грех», но, между тем, именно монастыри являлись источником распространения однополых отношений. Петр I попытался ужесточить политику, касающуюся сексуальных меньшинств, и в 1706 г. ввел смертную казнь через сожжение на костре для военных за «противоестественный блуд» (по шведскому образцу). А в 1716 г. заменил сожжение телесным наказанием и ссылкой. На гражданских же лиц эти нормы не распространялись. То есть, до прихода большевиков к власти в 1917 г., мы вполне вписывались в современную модель политкорректности и толерантности, опережая по этому параметру Европу.

После же Октябрьского переворота положение кардинально меняется. Завинчивание гаек государственного аппарата и приобретение партией роли руководящей и управляющей ячейки общества загнало геев и лесбиянок нашей страны в подполье. В 1934 г. в силу вступила статья 121 Уголовного кодекса Советского Союза – лишение свободы за мужеложство сроком до 5 лет, а в случае физического насилия – до 8. Мнительность, фобии, боязнь за собственную безопасность провоцировали людей на наушничество, доносительство. С легкой руки КГБ целые группы моряков, военных, чиновников и представителей творческой интеллигенции отправлялись в концентрационные лагеря. Уголовная наказуемость гомосексуализма породила в кругах советских геев чувство страха перед расправой. А среди простых граждан – презрительное отношение ко всяческому «инакомыслию».

Параллельно с криминализацией гомосексуализма в СССР, в Европе и на Западе разворачиваются обратные процессы. До прихода Гитлера к власти в Германии шла борьба между руководством страны и гей-сообществом, ратовавшего за отмену § 175 Уголовного законодательства (уголовное наказание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации), которая случилась только в 1969 г., спустя сто лет после первых попыток.

В Европе в 1970-е был принят официальный символ гомосексуалов – «радуга» и выработана концепция с основными политическими требованиями: легализация однополых отношений и право на вступление в брак. В последнее время добавилось еще требование – право на усыновление. Первой страной, узаконившей в 1989 г. союзы (зарегистрированное партнерство) между гомогенными парами стала Дания. Вслед за ней последовали Нидерланды (где с сентября 2000 г. существует еще и институт непосредственно брака), Чехия, страны Скандинавии. В апреле 2005 г. Новая Зеландия разрешила однополые гражданские союзы. В декабре 2005 г. очередной страной, вступившей на путь легализации гомосексуальных отношений, стала консервативная Великобритания. Существуют страны, которые имеют в своих конституциях пункты, официально запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.

Что касается России, то первые попытки инкорпорирования гей-институтов на родную почву не увенчались успехом. В 1984 году 30 молодых ленинградцев объединились в сообщество геев и лесбиянок – «Гей-лабораторию». Они занимались тем, что переправляли на Запад информацию о бедственном положении советских «голубых». Им удалось установить связь с финскими коллегами, с помощью которых лаборатория разработала программу по профилактике СПИДа. Однако КГБ предъявил организации политические и идеологические обвинения и подверг членов группы репрессиям. В 1985 году генеральным секретарем КПСС становится член Политбюро М.С. Горбачев, приступивший к либерализации режима. Политика гласности во многом способствовала поднятию гомосексуального самосознания. На волне распада СССР оформляется и ряд организаций сексуальных меньшинств – «Ассоциация сексменьшинств», «Московский союз геев и лесбиянок», «Ассоциация за равноправные права гомосексуалистов» (АРГО). Под их эгидой издаются тематические периодические издания – газеты «Тема» (при поддержке демократичного Моссовета), РИСК («Равноправие-Искренность-Свобода-Компромисс»), «1/10»; журналы – АРГО, «Ты», «Гей-славяне» и др.

Воодушевленные геи и лесбиянки, мобилизуясь, начали добиваться от власти отмены 121 статьи. Фактически, вся их деятельность в тот период сводилась именно к этому (за исключением вопросов, относящихся к профилактике и предупреждения СПИДа). Когда же в мае 1993 г. требование гомосексуалистов новой России было удовлетворено, в большинстве их организаций наметился серьезный кризис с последующим расколом. Вдруг обнаружилось, что дальнейшей стратегии развития и плана действий просто не существует. Иностранные фонды, поддерживающие в начале 90-х гг. гей-движение России, быстро свернули свою деятельность, понимая бесперспективность вложений. Стало ясно, что новая власть не собирается покровительствовать гомосексуалам.

Массовости гей-движение в России так и не достигло. После раскола оно так и не смогло вновь выступить единым фронтом. На сегодняшний день мы имеем лишь разбросанные по стране локальные организации.

В 2003 г. несколько депутатов нижней палаты российского парламента вынесли на обсуждение 2 антигомосексуальных законопроекта. Первый из них предполагал уголовную ответственность «За пропаганду гомосексуализма» (наводнившего телевидение) путем лишения возможности занимать определенные должности или отстранение от деятельности на срок от 2 до 5 лет. Второй предлагал реинкарнировать статью за мужеложство, и ввести тюремное заключение от 1 года до 5 лет. Однако эти инициативы не были поддержаны необходимым большинством депутатов.

Характерные черты русских гомосексуалов – индифферентность и аморфность. Есть и еще один нюанс – фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциаций геев и лесбиянок на федеральном уровне. Дискриминирующих статей в этом аспекте нет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают все возможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации [7, с. 12–15].

 

Основные понятия

Сексуальные меньшинства – общий собирательный термин, образованный по принципу сходства с такими терминами, как «национальные (этнические) меньшинства» (представители неглавной национальности или этноса), «политические меньшинства» (представители оппозиции).

Понятие «сексуальные меньшинства» предполагает, что сексуальное меньшинство не девиантно и не патологично (так же, как не девиантны и не патологичны национальные или политические меньшинства) и подразумевает законность, правомерность и некриминальность борьбы сексуальных меньшинств за свои права.

В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых правоспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы (сексуальное влечение к животным); некрофилы (стремление к сексуальным действиям с трупом), педофилы (стремление к сексуальным действиям с детьми) [4, с. 64].

Гетеросексуальность – это одна из трех возможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам противоположного пола.

Двумя другими сексуальными ориентациями являются бисексуальность и гомосексуальность.

Бисексуальность – бисексуальная ориентация – определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) и / или сексуальное влечение к лицам как своего, так и противоположного пола, не обязательно в равной степени и не обязательно одновременно.

Гомосексуальность (от др.-греч. ὁμός, homos – тот же, одинаковый и лат. sexus – пол) – предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнера, объекта эротического влечения и / или любовных отношений. Термин был предложен венгерским врачом Л. Бенкертом (1869) с целью обозначения полового влечения к лицам того же пола.

Гомосексуальность в широком смысле – это один из видов сексуальности человека, складывающийся из сексуального влечения к лицам своего пола, осознания себя как лица гомосексуальной ориентации и сексуальной практики с лицами своего пола.

Гей (англ. gay) – английское прилагательное, изначально означавшее «беззаботный», «веселый», «яркий, театральный». Слово «gay» начало приобретать в английском языке сексуальную окраску в конце 17-го века, когда оно использовалось в значении «человек, пристрастившийся к удовольствиям», «предающийся сладострастию». В конце 19-го столетия термин «gay life» (буквально: «гей-жизнь», «беззаботная жизнь») широко использовался в английском языке для обозначения проституции и других форм внебрачного сексуального поведения, которые воспринимались обществом как аморальные. В современном английском языке это слово обычно используется как существительное или прилагательное, обозначающее однополую сексуальную ориентацию – гомосексуальность. В русском языке термин «гей» используется только как существительное и только для обозначения человека гомосексуальной ориентации мужчин-гомосексуалов.

Лесбиянство. Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, куда сбежала из Афин от преследований и насмешек древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами [5, с. 281–282].

Транссексуалы. Индивиды, неуклонно стремящиеся поменять свой пол на противоположный. Такие люди существовали всегда, но долгие века они воспринимались, мягко говоря, как сумасшедшие и находились за гранью не только бытового, но и медицинского сознания. В 1966 году американскому исследователю Г. Бенджамину в своей книге, посвященной этому вопросу, удалось убедить медицинскую общественность в том, что прежнее мнение о наличии у этих людей психического заболевания было неверным. Он же ввел термин «транссексуализм» и доказал, что в данном случае речь идет об особой форме психосексуального расстройства, при котором тело человека остается достаточно здоровым и являет собой признаки одного пола, а психика (достаточно здоровая с точки зрения психиатрии) принадлежит человеку другого пола, что подтверждается всем его поведением и стилем жизни, привычками, манерами, одеждой [4, с. 71].

 

Подходы к гомосексуальности

Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.