ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХМАО
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПО ТЕМЕ: «БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
Выполнил студент
II курса гр.№335
Руководитель:
Малышева
Ирина Юрьевна
Сургут
2005г.
Содержание.
Введение .............................................................................................................. 3
1. Бюджетная система как важнейший инструмент финансовой политики государства .................................................................................................... 5
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ ....................................................................................... 5
1.2. Реформации бюджетной системы ....................................................... 7
2. Бюджет субъектов РФ как органическая часть государственного бюджета .................................................. ....................................................... 9
2.1. Бюджет субъектов РФ .......................................................................... 9
2.2. Роль бюджетов субъектов РФ в общем реформационном потоке.............................................. ...................................................... 11
3. Доходы и расходы бюджета субъектов РФ ............................................ 14
3.1. Управление доходами бюджета субъекта РФ ................................... 14
3.1.1. Экономический анализ доходов бюджета ................................... 14
3.1.2. Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах ....................................................................... 16
3.2. Расходы территориальных бюджетов ................................................ 18
3.3. Бюджетная поддержка субъектов Федерации .................................. 20
4. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования .................................................... 26
Заключение ....................................................................................................... 28
Список используемой литературы ............................................................... 29
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля с. г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.
Задачи работы:
1. Выявить основные понятия и принципы формирования Государственного бюджета, в том числе и бюджетов субъектов Федерации.
2. Рассмотреть государственно-правовые признаки субъектов Федерации.
3. Определение количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
4. Показать внутри федеративное распределение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
5. Выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Бюджеты субъектов РФ
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень
бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет
субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит
перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей
субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»
установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются
поступления от следующих федеральных налогов:
· налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным
ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);
· НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые,
оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную
стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, -
в размере 25 процентов доходов;
· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные
изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории
РФ, - в размере 50 процентов доходов;
· акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за
исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на
услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и
легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
· лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим
законодательством;
· подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
· налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
· платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам,
установленным действующим законодательством;
· платы за пользование объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;
· лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
· платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
· налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
· прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих
зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской
Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета,
однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым
регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации
имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за
предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных
доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для
финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального
фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор
федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского
уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов
регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося
в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется
помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов,
выделения бюджетных ассигнований.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Доходная часть
Расходная часть
Доходная часть
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
Расходная часть
Табл.1. Расходы территориальных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная бюджетная система Российской Федерации представляет собой чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.
В связи с переходом к рынку наша страна испытывает колоссальный экономический и социальный кризис (вообще, Россия - единственная страна, в которой ВНП испытал такое падение не вследствие участия в крупной войне). У нас всех есть надежда, что пути решения этого кризиса лихорадочно ищутся Правительством (не имеется ввиду, программы типа “500 дней”, созданные творческим гением г-на Гайдара и Явлинского). И в этом плане большое значение придается реформированию и бесперебойному функционированию Государственной бюджетной системы в целом и бюджетной системы Субъектов Федерации в частности. БС РФ получает сегодня всё большую самостоятельность в решении насущных вопросов регионов, что влечет за собой рост ответственности за свои действия.
Правильная реализация большого функционального бремени невозможна без создания грамотно разработанного правового поля БСС РФ. И мне кажется, что это должно являться приоритетной задачей органов законодательной власти в нашей стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романовский, М.В. Бюджетная система РФ: Учебник / М.В.Романовский, О.В.Врублевская. – М.: Юрайт-М, 2003. – 615с.
2. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 5 40с.
3. Кураков, Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы / Л.П.Кураков. – М.: ЛОГОС, 2002. – 576с.
4. Иванова, Н.Г. Региональная бюджетная политика: теория, законодательство, практика / Н.Г.Иванова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – с. 9,40.
5. Белов, А.В. Санкт-Петербург в бюджетной системе Российской Федерации / А.В.Белов. – СПб.: ГП Международный Центр социально-экономических исследований «Леонтьевский Центр», 2002. – 130с.
6. Рябухин, С.Н. Межбюджетные отношения и региональные бюджеты в 2005г. / С.Н.Рябухин // ЭКО – 2004. – №10.
7. Бирюков, А.Г. К вопросам о назначении и результатах распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ / А.Г.Бирюков // Финансы. – М.: 2005. – №11. – С.8.
8. Иванов, А.М. Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики. / А.М.Иванов, М.Г.Боярский // Финансы. – М.: 2004. – №8. – С.18.
9. Силуанов, А.Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения / А.Г.Силуанов // Финансы.– М.: 2004. – №10. – С.3.
10. Селезнев, А. Проблемы бюджетной политики в 2005г. / А.Селезнев // Экономист. – М.: 2004. – №12. – С.3-13.
11. Чичканов, В. Новое системное представление бюджета государства / В.Чичканов // Вопросы экономики. – М.: 2004. – №5. – С.151.
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХМАО
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПО ТЕМЕ: «БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
Выполнил студент
II курса гр.№335
Руководитель:
Малышева
Ирина Юрьевна
Сургут
2005г.
Содержание.
Введение .............................................................................................................. 3
1. Бюджетная система как важнейший инструмент финансовой политики государства .................................................................................................... 5
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ ....................................................................................... 5
1.2. Реформации бюджетной системы ....................................................... 7
2. Бюджет субъектов РФ как органическая часть государственного бюджета .................................................. ....................................................... 9
2.1. Бюджет субъектов РФ .......................................................................... 9
2.2. Роль бюджетов субъектов РФ в общем реформационном потоке.............................................. ...................................................... 11
3. Доходы и расходы бюджета субъектов РФ ............................................ 14
3.1. Управление доходами бюджета субъекта РФ ................................... 14
3.1.1. Экономический анализ доходов бюджета ................................... 14
3.1.2. Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах ....................................................................... 16
3.2. Расходы территориальных бюджетов ................................................ 18
3.3. Бюджетная поддержка субъектов Федерации .................................. 20
4. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования .................................................... 26
Заключение ....................................................................................................... 28
Список используемой литературы ............................................................... 29
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля с. г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.
Задачи работы:
1. Выявить основные понятия и принципы формирования Государственного бюджета, в том числе и бюджетов субъектов Федерации.
2. Рассмотреть государственно-правовые признаки субъектов Федерации.
3. Определение количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
4. Показать внутри федеративное распределение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
5. Выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.