Проблемы российской электроэнергетики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

Необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии.[2]

 

2.2 ОАО "Газпром"

 

ОАО «Газпром» сегодня является признанным монополистом на рынке газа России. В его структуру входят около 70 акционерных обществ, принадлежащих «Газпрому» на 100%, 48 предприятий с более чем 50%-ой долей «Газпрома», еще в 53 компаниях доля ОАО не превышает 50%.

"Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу)

Доля «Газпрома» в мировых запасах газа составляет 16%, компания владеет 60% разведанных запасов газа России.

Среди основных проблем ОАО «Газпром» необходимо выделить следующие:

- с учетом роста собственной добычи «Газпрома» к 2004 году объем поступления газа в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) почти достиг предела ее технических возможностей.

 - износ основных фондов ЕСГ составляет 57,7%.При норме эксплуатации трубопровода в 25 лет средний возраст российских газопроводов равен 24 годам. Срок эксплуатации ЕСГ приближается к полувеку: 17% газопроводов отработали более 35 лет, еще 41% приближается к этому возрасту, 31% построен 10-20 лет назад и только 11% - моложе 10 лет. Требуются значительные капитальные вложения для поддержания системы и ее адаптации к растущим поставкам газа.

- «Газпром» не продает, распределяет газ внутри страны, обеспечивая дешевым газом как высокодоходные экспортно-ориентированные предприятия, так и неэффективные энергоемкие производства, по сути, происходит перекрестное субсидирование отдельных отраслей народного хозяйства. На сегодняшний день можно сказать, что газ является основным энергоносителем для нашей экономики, в силу его дешевизны и экологичности. Более 35% электроэнергии вырабатывается с использованием газа. В результате искусственного сдерживания роста цен внутри России, «Газпром» лишается значительной части выручки и не имеет достаточно средств для модернизации газотранспортной системы.


2.3 ОАО "Российские железные дороги"

 

Железные дороги являются важнейшим видом транспорта для российской экономики. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте (исключая трубопроводный транспорт) составляет 86%. Роль железных дорог исключительно велика, особенно в межрегиональных перевозках. Железнодорожная отрасль, по разным оценкам, обладает от 4% до 15% всех основных средств производства в российской экономике.

Среди основных проблем ж/д транспорта следует отметить:

· - износ основных средств отрасли достиг 64% и продолжает увеличиваться. Объем инвестиций в отрасль для осуществления расширенного воспроизводства должен составлять не менее 240 млрд. рублей ежегодно. В течение последних трех лет на обновление и модернизацию основных средств направлялось не более 120 млрд. рублей ежегодно.

· - пропускная способность инфраструктуры на определенных направлениях является крайне недостаточной. При этом общесетевые резервы пропускной способности инфраструктуры отсутствуют. Проводимая реконструкция и ввод новых мощностей закрывают только текущие потребности, тем самым не обеспечивается устойчивость работы ж/д транспорта.

· - был выявлен один из основных факторов, препятствующих созданию конкурентного рынка транспортных услуг - действующий вертикально-интегрированный холдинг сохраняет полный контроль доступа к своей инфраструктуре. Убыточные пассажирские перевозки фактически субсидируются за счет прибыльных грузоперевозок.

Несмотря на то, что важнейшие показатели работы российских железных дорог (грузооборот, интенсивность движения, безопасность и др.) находятся на высоком уровне, а железнодорожный транспорт в целом является прибыльным, существует ряд предпосылок для реформирования железнодорожного транспорта и системы его регулирования. Эти предпосылки нашли отражение в главных целях реформирования - обеспечение возрастающих потребностей экономики в объемах и качестве перевозок, обновление производственно-технической базы, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и усиление мотивации труда работников железнодорожного транспорта.

 


Кризис монополий

 

Падение мировых цен на сырье и промышленный спад больно ударили по российским монополиям, которые считались основой отечественной экономики. Добыча газа и объем грузоперевозок по железным дорогам снизились с начала года более чем на 19%, а выработка электроэнергии сократилась почти на 6%. При этом глава Минэнерго Сергей Шматко заявил о росте неплатежей за электроэнергию. Но главной опасностью кризиса монополий экономисты считают резкое сокращение инвестиций, которое не позволит России быстро преодолеть спад экономики.

Потребление электроэнергии в России за пять месяцев 2009 года, по предварительным данным, упало на 5,86. Динамика по регионам очень разнообразная. Так, в Марий Эл потребление снизилось на 25%, а в Амурской области – выросло на 2,5%. Самое значительное снижение потребления электроэнергии наблюдается в промышленно развитых регионах. Так, в объединенной системе Урала за четыре месяца падение потребления составило 8%, в системе Средней Волги – 10,8%. В Московском регионе потребление выросло, однако в целом в объединенной энергосистеме Центра снижение все равно составило 5,7.

В связи с кризисом упала платежная дисциплина на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Так, под данным Минэнерго, задолженность на оптовом энергорынке в настоящее время достигает 28,3 млрд. руб., а на розничных – 96,6 млрд. руб.

Между тем падение производства в электроэнергетике можно считать относительно небольшим на фоне спада в газодобыче и на железных дорогах. В январе–мае Россия снизила добычу газа на 19,3%. А падение погрузки на Российских железных дорогах достигло за четыре месяца 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Одновременно более чем на 10% упали и пассажирские перевозки, из-за чего Российские железные дороги сократили движение пассажирских поездов.

Падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает их сокращать инвестпрограммы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса. Наши естественные монополии в последние годы привыкли работать в условиях дефицита. Такой дефицит до кризиса ощущался в газодобыче, электроэнергетике и на железнодорожных перевозках. Поэтому кризисное падение спроса особенно болезненно для монополий, где менеджменту тяжело оптимизировать работу этих неповоротливых структур. При этом первой жертвой оптимизации стали инвестпрограммы монополий. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу. Чем дальше откладываются стратегические инвестпроекты, которые должны обновить производственные мощности, тем выше будут затраты на их ввод при росте спроса на выходе из кризиса.

Между тем сокращение инвестиций для некоторых монополий оказалось почти двукратным. РЖД сократило свою инвестиционную программу с 442 до 252 миллиардов рублей. «Мосэнерго» сократило инвестпрограмму в 2,5 раза. В целом сокращение инвестиций естественных монополий превысит в этом году 30%. Многие генерирующие компании формально не могут сокращать свои инвестпрограммы без специального решения на то Минэнерго, поскольку в случае срыва сроков ввода объектов им грозит штраф в размере 20% от стоимости инвестпрограммы. Поэтому некоторые энергокомпании отказываются от модернизации и направляют средства исключительно на новое строительство в надежде избежать штрафов. Но даже без разрешения Минэнерго многие генкомпании все равно заявляют о замораживании строительства. Так, ОГК-2 планирует урезать стройки вдвое, введя на Ставропольской, Серовской и Богословской ГРЭС лишь по одному энергоблоку. «Мосэнерго» реализует только проекты, начатые в 2008 году, отказываясь от строительства новых блоков.

С начала года очевидно падение пассажирооборота и соответственно числа перевезенных пассажиров. За первые четыре месяца было перевезено на 10,2% пассажиров меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом поездами дальнего следования было перевезено на 12,6% меньше, а поездами пригородного сообщения – на 10%. Одновременно пассажирооборот в дальнем следовании сократился на 11,6%, а в пригородном сообщении – на 15,6%, что говорит не только о сокращении числа перевезенных пассажиров, но и о сокращении дальности поездок.

Из-за снижения грузоперевозок резко снизились и возможности перекрестного субсидирования убытков от пассажирских перевозок. Между тем в 2004–2008 годах объемы такого субсидирования составляли 43–66 млрд. руб. ежегодно. В результате РЖД вынуждено сокращать количество поездов и уменьшать их составность. На ряде маршрутов приостанавливается пригородное сообщение при отсутствии компенсаций убытков со стороны региональных властей, ответственных за организацию пригородного сообщения. Действительно, в новом графике движения поездов на 2009–2010 годы РЖД оставило 824 пары поездов дальнего следования, тогда как в прошлом году их было 841.

На 2009 год запланировано снижение закупок локомотивов – на 47%, электропоездов – на 38%, пассажирских вагонов дальнего следования – на 58%. В условиях недостатка средств на текущее содержание инфраструктуры есть опасность некоторого снижения показателей безопасности перевозок грузов. А нынешнее сокращение инвестиций обернется необходимостью ускоренного инвестирования в железнодорожный транспорт уже через два-три года.

Сокращение расходов компании произойдет в значительной мере за счет затрат, не зависящих от объема перевозок. Так, предстоит снижение затрат на перевозочную деятельность (на 36 млрд. руб.), на топливно-энергетические ресурсы (минус 26 млрд. руб.), на капитальный ремонт основных средств (минус 46 млрд. руб.). В результате не будет отремонтировано 6,5 тыс. км пути, 1100 локомотивов, 3500 грузовых вагонов. Кроме того, из программы капитального ремонта полностью исключены здания и сооружения, кроме тех, что находятся в аварийном состоянии.

Не многим лучше обстоят дела и в «Газпроме». Газовая промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий кризиса среди всех отраслей российского ТЭК. Наибольший удар был нанесен по самой прибыльной статье доходов «Газпрома» – экспорту, который обвалился в первом квартале разом на 56,2%. Одна только Украина снизила импорт газа на 40%. На первый план для «Газпрома» сегодня выходит угроза инвестиционного дефицита. Экономический кризис пришелся на самое начало одного из крупнейших инвестиционных циклов в истории отечественной газовой отрасли, сопоставимого по масштабам только с ударной социалистической стройкой 1960–1970-х годов. Суммарный объем необходимых инвестиций в отрасль на ближайшие 20 лет превышает полтриллиона долларов. За этими гигантскими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010–2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа. И все эти проекты должны начинаться фактически с нуля. Отказ от этих проектов или их несвоевременный ввод в эксплуатацию грозит возникновением масштабного дефицита газа на внутреннем рынке уже в первой половине 2010-х годов.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.