Глава 3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этап.

После проведения теста Кеттелла – 16 РF среди летных экипажей были получены характеристики индивидуально-личностных особенностей каждого летчика (см. приложение 6).

Этап.

После проведения "экспресс методики" по изучению социально-психологического климата коллектива (экипажа), выводятся средние оценки по выборке для каждого компонента: эмоционального, когнитивного и поведенческого:

                       ∑(+) - ∑(-)

          Э =  

                      n     ,

 

где:

∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце;

∑(-) – количество отрицательных ответов;

n – число членов коллектива (экипажа), принимавших участие в  

       исследовании.     

Были получены средние оценки по каждому экипажу, по трем компонентам (см. приложение 7).

Исходя из результатов по всем экипажам оценки находятся в интервале от 0,5 + 0,33 до +1. Что в общем означает, что климат коллектива (экипажа) трактуется как весьма благоприятный. Летчики всех пяти экипажей знают довольно хорошо особенности всех членов коллектива (экипажа), им нравится общаться и работать друг с другом.

Этап.

После проведения методики "социометрия" были заполнены социоматрицы по двум критериям (см. приложение 4-5).

1. Определение социометрического статуса (определение деловой и эмоциональной авторитетности) по следующей формуле (1 критерий):

                                            N            N

               ∑Ri+  + ∑Ri-

                                 i =1        i =1 

    Сi =      

                       (N-1)      ,

 

где:

 

∑Ri+ - сумма положительных выборов, отданных i-м военнослужащим   

        (подсчитывается в j-м столбце социоматрицы);

∑Ri- -  сумма отрицательных выборов, отданных i-м военнослужащим

        (подсчитывается идентично предыдущему);

N- количество членов группы.

Были получены результаты (см. приложение 4).

Военнослужащие 1,3,4,13,22,30 получили наибольшее количество выборов. Это означает, что они оказывают большее влияние на структуру деловых межличностных взаимоотношений коллектива. А летчики под номером 9,11,16, 21,26 имеют малое количество выборов, что означает, что они оказывают меньшее влияние на структуру деловых межличностных отношений.

2. Определение индекса деловой и эмоциональной экспансивности вычисляется по формуле (2 критерий):

      

                                 N               N

               ∑(+)j  + ∑(-)j

                                 j =1          j =1 

      Ej=      

                       (N-1)      ,

 

 

где:

∑(+)j – сумма положительных выборов, отданных j-м военнослужа-

         щим (подсчитывается в i-м столбце социоматрицы);

∑(-)j – сумма отрицательных выборов, отданных j-м военнослужа-

         щим (подсчитывается аналогично);

N - количество членов группы.

Были получены результаты (см. приложение 5).

Все военнослужащие получили малое количество выборов, что означает, что они предпочитают индивидуальную работу и провождение досуга не с членами экипажа.

3. Определение деловой и эмоциональной сплоченности.

Индекс деловой сплоченности вычмсляется по первой социоматрице (приложение 4), а эмоциональной – по второй социоматрице (приложение 5).

Он вычисляется по формуле:

 

                 ∑(Ai + j)

          G =  

                  N(N-1)     ,

 

 

где:

 

G – индекс взаимной сплоченности коллектива;

∑(Ai + j) – количество персональных взаимных связей по числу

   членов, имеющих взаимосвязь;

N- количество членов.

По социограмме можно проследить взаимовыборы по деловой сплоченности (см. приложение 8) и эмоциональной сплоченности (см. приложение 9).

Были получены результаты по каждому из экипажей (см. приложение 10). Исходя изрезультатов, можно увидеть, что несплоченных экипажей не наблюдается. 1,3,5 – более сплоченные экипажи, а 2,4 – менее. Здесь можно говорить о высоком ценностно- ориентационном единстве, общности целей и мотивов, отношении товарищества и взаимопомощи в экипажах.

4. Определение деловой и эмоциональной конфликтности.

По первой социоматрице вычисляется индекс деловой конфликтности (см. приложение 4), по другой – эмоциональная (см. приложение 5).

Для этого используют формулу:

 

                  ∑(∑Ai -j)

         Y =  

                   N(N-1)     ,

 

где:

Y- индекс конфликтности в группе;

∑(∑Ai -j) – количество взаимных отрицательных выборов;

N- количество членов.

Были получены результаты (см. приложение 11).

Взаимных отрицательных выборов ни в одном экипаже не было найдено. Поэтому можно сказать, что в пяти экипажах не наблюдается конфликтов среди летчиков.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.