Государственное регулирование экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение 2

1. Государственное регулирование экономики. 5

1.1. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования 5

1.2. Роль государства в регулировании экономики. 6

1.3. Модели взаимоотношения экономики и государства 11

2. Проблемы государственного регулирования 14

2.1 Общие проблемы. 14

2.2. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования 17

3. Государственное регулирование экономики. 20

3.1 Основные цели и инструменты. 20

3.2. Общегосударственное планирование – один из методов регулирования экономики. 23

3.3. Основные направления государственного регулирования экономики. 26

Заключение 29

Список использованной литературы. 31

ПРИЛОЖЕНИЯ. 32



Введение

 

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.

Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. При этом надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой наукой — политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система - это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста – этим и объясняется актуальность исследования - в необходимости определения роли государства в рыночном механизме, их влиянии другу на друга.

Объект исследования – государство и рыночный механизм.

Предмет исследования – государство и рынок в переходный период.

Цель исследования – рассмотреть основные понятия и особенности, а также выявить направления развития государства и рынка в переходный период.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- определить понятие рынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основные направления развития;

- рассмотреть основные виды, модели и инструменты государственной политики;

- определить роль и развитие общегосударственного планирования;

- дать характеристику основным подходам к трактовке проблем, существующих в государственном регулировании экономики.

В первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему государственного регулирования экономики, выделена несостоятельность рынка и роль государства в экономике.

Во второй главе рассмотрены вопросы, связанные с теорией общественного выбора, выделена несостоятельность государства.

В третьей главе рассмотрены вопросы, связанные с государственным регулированием экономики.

Для написания работы использовалась специальная литература по экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.



Общие проблемы

 

Рыночная экономическая система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональных условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.

Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.

Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.

Наиболее важными из нерешенных задач являются:

- преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;

- оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;

- активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

- поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;

- перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну;

- создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

Основные цели и инструменты

 

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм - производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.[[6]]

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту.

Прямые методы регулирования базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно - необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием.

Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты. Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

Методы и инструменты регулирования представлены на рис. 3.1 (см. приложение 3). Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

Весь опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Комплексное использование методов и инструментов государственного и правительственного регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. В отличие от прямого и косвенного подхода он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста, территории и региональные подсистемы. Макромаркетинг динамичен по своему содержанию: изменение в экономической конъюнктуре меняет и маркетинговую деятельность.


3.2. Общегосударственное планирование – один из методов регулирования экономики

Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики

В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Адекватно оно соответствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к разрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия как главное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного труда, производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.[[7]]

Метод планирования, как и план, предполагает использование позитивных факторов. План в любом национальном образовании увязывает цели, ресурсы и мероприятия в единое целое. Более того, в постиндустриальном обществе с преимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-денежные отношения объективно обусловливают необходимость вмешательства государства с минимальными потерями ресурсов и времени, поддерживать прогрессивные изменения структуры производства, нейтрализовывать влияние факторов, вызывающих кризисные явления в экономике.

С ростом обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать; равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т. е. бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Эти инструменты краткосрочного действия в основном используются для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.

Становится очевидным, что показатели роста и экономические пропорции Могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случае функциональная экономическая система будет координироваться более совершенным ценовым рыночным механизмом. Пользуясь им при наличии разработанного плана, станет возможным быстрее адаптироваться к факторам, нарушающим ее равновесие.

Это положение целиком относится и к функционированию российской экономической системы, когда она развивается уже не в режиме централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры постиндустриального общества.

Планомерность — это последовательность реализации отраслевых и межотраслевых связей, рационального поведения и рационального использования рыночных регуляторов для достижения целей экономического роста. План фиксирует предполагаемую последовательность в использовании ресурсов как по количеству, так и по их качественному составу с учетом сложившихся ценностей. Макроэкономическое планирование предполагает организованную деятельность, осуществляемую как центральным планирующим органом, так и его локальными подразделениями (регионами, муниципалитетами и т. д.).

Формирование единого централизованного плана находится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, из которых формируются экономический рост и внутренний валовой продукт. В его создании участвуют различные государственные и частные структуры на основе вариантов государственной экономической политики а, представленной множеством А. Если варианты экономической политики отличаются только количественно, то А можно представить вектором большой размерности, численные значения которого соответствуют элементам бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики.

Таким образом, основной концепцией государственного регулирования экономики России должна стать структурная политика. А основу ее должна составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение благосостояния народа.

 


Заключение

 

В завершении работы делаем обобщающие выводы:

1. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

2. В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

3. Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

4. Государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется для поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.

5. В настоящее время сложно говорить о России как об едином национальном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу. Еще достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. В ходе экономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.

6. Среди важных элементов регулирования, созданных в России, следует отметить деятельность Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. К этому следует добавить разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики, установление валютного коридора и др.

7. В силу специфики России и ряда объективных препятствий процесс формирования широкой сети действенных механизмов государственного регулирования потребует еще значительного периода времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством. Экономические функции современного государства многообразны и сложны.



Список использованной литературы

 

1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. М.:Фонд «Правовая культура», 2004, - 528 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, - 544 с.

3. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М.,.2003.

4. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005, 832 с.

5. Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ., 14 – е изд., VI, 2000, 560 с.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ., в 3 т., М., 2001.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М, 2002, 479 с.

8. Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г.Я. Кипермана, 4-е изд., допол. М.: Республика, 2002, 358 с.

9. Самуэльсон П. Э. Экономика, т.2, М.:МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2002, - 540 с.

10. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В.Д. Экономика / пер. с англ. 17-е изд. М., 2002.

11. Хайнман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / пер. с англ. Т.2, М., - 2001, 426 с.

12. Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ., М., 2001.

13. Экономическая теория. / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПБ: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. – 544 с. (серия «Учебник для вузов»).



ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

«Дилемма заключенного»

 Применительно к производству общественных благ следует сказать, что «дилемма заключенного» объясняет, почему нельзя организовать производство данных благ на рыночной основе. Если бы решение о финансировании производства общественных благ принималось на основе опроса, возможны были бы ошибки в силу некооперативного поведения участников опроса. Нужно ли уличное освещение? Каждый думает «да», но боится, что другие скажут «нет», и тогда тяжесть финансового бремени ляжет на его плечи. Он говорит «нет», но и все остальные говорят «нет». Получается, что уличное освещение вообще никому не нужно. Наглядная иллюстрация «дилеммы заключенного» может быть представлена в виде платежной матрицы.

Для финансирования производства некоего общественного блага требуется 10 000 долл. Общество в нашем гипотетическом случае состоит из 1000 человек. Следовательно, каждый должен согласиться платить 10 долл. Платежная матрица примет следующий вид (см. рис. 1).

Оптимальный случай - в квадрате IV, но он требует кооперативного поведения каждого члена общества. На практике наибольшей возможностью отличается случай, представленный квадратом II (все отвечают «нет»). Чтобы избежать подобной ситуации, производство общественных благ возлагается на государство.


 

                Все остальные члены общества

Платят                              Не платят

Платит
                  9 990 $

1 человек
IV   10 $

                          0 I  10 $
Не платит
                  9 999 $

III      0

                            0 II   0

 

Рис.1. «Дилемма заключенного» и производство общественных благ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 


              0

 

 


приложение 3

 

Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры

 

 


[1] Большой экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. М.:Фонд «Правовая культура», 2004, с.312.

[2] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, - с.257

[3] Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М.,.2003.

[4] Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ., 14 – е изд., VI, 2000, с.498

[5] Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ., в 3 т., М., 2001.

[6] Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ., М., 2001, с.36

[7] Самуэльсон П. Э., Нордхаус В.Д. Экономика / пер. с англ. 17-е изд. М., 2002.

[8] Экономическая теория. / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПБ: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. –с. 454 – 459 (серия «Учебник для вузов»).

[9] Самуэльсон П. Э. Экономика, т.2, М.:МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2002, с.372






Содержание

Введение 2

1. Государственное регулирование экономики. 5

1.1. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования 5

1.2. Роль государства в регулировании экономики. 6

1.3. Модели взаимоотношения экономики и государства 11

2. Проблемы государственного регулирования 14

2.1 Общие проблемы. 14

2.2. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования 17

3. Государственное регулирование экономики. 20

3.1 Основные цели и инструменты. 20

3.2. Общегосударственное планирование – один из методов регулирования экономики. 23

3.3. Основные направления государственного регулирования экономики. 26

Заключение 29

Список использованной литературы. 31

ПРИЛОЖЕНИЯ. 32



Введение

 

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.

Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.

С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. При этом надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой наукой — политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.

Рыночная система - это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста – этим и объясняется актуальность исследования - в необходимости определения роли государства в рыночном механизме, их влиянии другу на друга.

Объект исследования – государство и рыночный механизм.

Предмет исследования – государство и рынок в переходный период.

Цель исследования – рассмотреть основные понятия и особенности, а также выявить направления развития государства и рынка в переходный период.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- определить понятие рынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основные направления развития;

- рассмотреть основные виды, модели и инструменты государственной политики;

- определить роль и развитие общегосударственного планирования;

- дать характеристику основным подходам к трактовке проблем, существующих в государственном регулировании экономики.

В первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему государственного регулирования экономики, выделена несостоятельность рынка и роль государства в экономике.

Во второй главе рассмотрены вопросы, связанные с теорией общественного выбора, выделена несостоятельность государства.

В третьей главе рассмотрены вопросы, связанные с государственным регулированием экономики.

Для написания работы использовалась специальная литература по экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.



Государственное регулирование экономики

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.