Основные политические права и свободы граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. Он имеет право участия в управлении делами государства, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия. Следует уделить внимание тому, что право участвовать в управлении делам государства, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2, является наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин имеет право и возможность:

· принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

· голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

· допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе[21].

Участие граждан в управлении делами своего государства непосредственно (т. е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т. е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается опосредованного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть "через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст. 2 Конституции 1978 г.). В действующей Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус "политической основы государства". Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя (см. комментарий к статье 10). В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы. Референдум - голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84). Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно явки на выборы и голосования ("за" или "против"). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур. Порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96). Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства. Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч. 2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а также обладание гражданством РФ). Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет, и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если еще не вынесен приговор суда, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола. Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствие с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность и т. д. Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям при приеме на государственную службу[22].

Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г. 12 апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граждан" (в редакции от 4 марта 1980 г.) К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности, не были определены пределы действия настоящего Указа, не был определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, не было закреплено право обращения военнослужащих на действия своего начальства. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку: "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение". Это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями, имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политически партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах, в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а также к пребыванию в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией. Отдельные ограничения устанавливаются в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ). В случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т. п. может быть приостановлена после соответствующего предупреждения деятельность политических партий, общественных организаций, массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни. Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован в суде, он не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Законодательством устанавливается ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации"). В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 4) предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих").

 



Заключение

Самым основным различием основных прав человека в СССР и в РФ, на мой взгляд, было то, что для советского режима было характерно грубое попрание всех основных прав и свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их естественный и неотчуждаемый характер. Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и личных прав в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих прав и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти права и свободы на нет: так, право на объединение в общественные организации граждане СССР имели строго "в соответствии с целями коммунистического строительства" (ст. 51 Конституции СССР 1977 г.). В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы, которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцые права граждан. В то же время СССР принадлежит определенная заслуга в "популяризации" социально-экономических прав, многие из которых были восприняты конституциями демократических стран. Ситуация с правами человека в СССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимости формирования правового государства. Незадолго до распада СССР была принята Декларация прав человека и гражданина, а позднее - Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. инкорпорированная затем в текст Конституции РСФСР. Окончательно международные стандарты прав человека в РФ утвердились с принятием Конституции РФ, которая исходит из того, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2)[23].

 



Список литературы

 

Научная литература:

1. Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005.

2. Энциклопедия Юриста

3. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 2005

4. Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище//Российское право №4.- 2003

5. Патюлин В.А. Политические и личные права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. - М.: Наука, 1983, № 4.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года

2. Конституция СССР 1977 года

3. Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (в последней ред. от 03.07.2006.)

7. Постановление правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 №713

8. Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1.

9. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.

10. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ

11. Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 августа 1992 № 3185-1.

12. Федеральный закон от 27 декабря 1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

13. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от 6 октября 2003. № 131-ФЗ, (в последней ред. от 03.06.2006)

14. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 №24-ФЗ


[1] Энциклопедия юриста

[2] Патюлин В.А. Политические и личные права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. - М.: Наука, 1983, № 4. - С. 125-132

[3] Патюлин В.А. Политические и личные права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. - М.: Наука, 1983, № 4. - С. 162-169

[4] Конституция Российской Федерации

[5] Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17. Ст. 291.

[6] Седугин П.И. жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 1997.С.19-20

[7] Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище//Российское право №4.- 2003.- С.23

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996

[9] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994

[10] Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 №24-ФЗ

[11] Постановление правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 №713

[12] В соответствии с 8 статьёй закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1. (в последней ред. от 02.11.2004)

[13] Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.

[14] Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ

[15] Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 августа 1992 № 3185-1.

[16] Федеральный закон от 27 декабря 1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

[17] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №64-ФЗ.

[18] Статьи 20.1, 20.2, 20.2.1, 20.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ

[19] Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от 6 октября 2003. № 131-ФЗ

[20] Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 №24-ФЗ

[21] Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005. Стр. 145

[22] Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005. Стр. 176

[23] Энциклопедия юриста


Дата: 2019-07-30, просмотров: 151.