Ликвидация – это процесс, который влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Причины ликвидации.
Добровольная |
Принудительная | |
По решению участников (Общее собрание ООО) | На основании решения суда по иску уполномоченного органа (регистрирующий, антимонопольный или налоговый орган) | Внесудебный порядок (по решению регистрирующего органа) |
1. Истечение срока, на который создавалась организация | 1. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной | 1. Ликвидация отсутствующего должника |
2. Достижение поставленной цели | 2. Осуществление деятельности без лицензии | 2. Исключение из реестра недействующего юридического лица |
3. Низкий уровень прибыльности | 3. Осуществление деятельности, запрещенной законом | |
4. Возникновение неразрешимого спора между участниками и т.д. | 4. Невозможность достижения поставленных целей и т.д. |
Формы ликвидации |
Первый этап: Принятие решения участниками Общества о ликвидации.
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью осуществляется по решению Общего собрания единогласно всеми участниками.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия Решения о ликвидации в территориальную налоговую инспекцию подаются:
1) Сообщение по форме С-09-4
2) Оригинал Решения о ликвидации
В регистрирующий орган подаются:
1) Уведомление о принятии решения о ликвидации по Форме 15001. Заверяется нотариально, заявителем выступает один из учредителей
2) Оригинал Решения о ликвидации
Во внебюджетные фонды:
1) Уведомление о начале процесса ликвидации
2) Копия Решения о ликвидации, заверенная подписью и печатью руководителя
Второй этап: Назначение ликвидатора или формирование ликвидационной комиссии. Извещение налоговой структуры о закрытии фирмы
Общее собрание, принявшее Решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) большинством голосов от общего числа голосов участников общества и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
В регистрирующий орган подаются:
1) Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по Форме 15002. Заверяется нотариально, заявителем выступает один из учредителей
2) Оригинал Решения о формировании ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, конкурсного управляющего
Первый и второй этапы можно проводить одновременно, также можно сделать одно решение на оба этапа, но в регистрирующий орган нужно будет приложить 2 оригинала решения (по одному к каждой форме).
В соответствии со ст. 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) юридическим лицом вышеуказанных сведений влечет наложение штрафа в размере 5 000 руб.
Третий этап: Публикация в «Вестнике государственной регистрации».
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет публикацию в «Вестнике государственной регистрации». Почтовым отправлением с описью и вложением уведомляются кредиторы.
Между третьим и четвертым этапами должно пройти не менее 2 месяцев после публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации».
Перед четвертым этапом необходимо провести сверку с внебюджетными фондами, так как фонды при снятии с учета обязаны проверить налогоплательщика, включая сверку по платежам.
Четвертый этап: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса.
В территориальную налоговую инспекцию подается промежуточный ликвидационный баланс, к балансу подшивается пояснительная записка, на сшивке ставится подпись заявителя.
В регистрирующий орган в течение 3 дней с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса подаются:
1) Решение о составлении и утверждении промежуточного ликвидационного баланса
2) Уведомление о составлении промежуточного баланса – Форма 15003 заверяется нотариально, заявитель - один из учредителей
3) Промежуточный ликвидационный баланс, к балансу подшивается пояснительная записка, на сшивке ставится подпись заявителя
Пятый этап: Утверждение ликвидационного баланса, исключение Общества из ЕГРЮЛ.
В территориальную налоговую инспекцию подается ликвидационный баланс для согласования. Закрывается расчетный счет, о закрытии уведомляются налоговые органы и внебюджетные фонды. Учредителям передается оставшееся после расчетов с кредиторами имущество, пропорционально вкладам участников.
В регистрирующий орган подаются:
1) Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией – Форма 16001 заверяется нотариально, заявитель – ликвидатор
2) Ликвидационный баланс, утвержденный решением учредителей
3) Справка из ПФ
4) Государственная пошлина в размере 800 рублей
5) Доказательства публикации в «Вестнике государственной регистрации»
Шестой этап: Снятие с учета во внебюджетных фондах.
Для снятия с учета в фондах подается:
1) Заявление (в свободной форме или по форме фонда)
2) Копия Решения о ликвидации
3) Нотариальная копия свидетельства о прекращении деятельности
4) Нотариальная копия уведомления о снятии с налогового учета
5) Оригинал свидетельства о постановке на учет во внебюджетном фонде
Предварительно необходимо уточнять комплектность в фонде, так как она может меняться.
Седьмой этап: Уничтожение печати[3,4].
Последствия ликвидации
Последствия ликвидации ООО:
Гражданский кодекс Российской Федерации называет в качестве последствий ликвидации ООО абсолютное прекращение прав и обязанностей. Отчасти это так и есть: заключенные с компанией договоры перестают действовать, не начисляются налоги и функционировать от своего имени предприятие уже не может. Само общество с ограниченной ответственностью перестает существовать безвозвратно.
И всё же другими законами установлены неблагоприятные последствия закрытия ООО для его бывших учредителей и руководителей. Речь о субсидиарной ответственности.
Если во время функционирования предприятия образовались долги, которые не были погашены в процессе ликвидации, требования об их оплате могут быть предъявлены к так называемым «лицам, имевшим право принимать решения, обязательные для исполнения». Это возможно не во всех случаях: должна быть доказана недобросовестность и неразумность их действий, наступление неблагоприятных последствий должно быть связано именно с решениями руководителей.
Ранее обязательным условием для возбуждения дела о привлечении к субсидиарной ответственности была ликвидация юридического лица вследствие банкротства. После завершения процедуры неудовлетворенные кредиторы в течение 3 лет могли обратиться в суд. Теперь же кредиторы вправе предъявить требования и к руководителям ООО, закрывшегося в добровольном порядке, в том случае, если они не успели предъявить свои требования в ходе ликвидационного процесса, а учредители должника скрыли информацию о неисполненных обязательствах от налоговой.
Если же после ликвидации ООО через банкротство будет обнаружено его имущество, оно будет распределено не между учредителями в соответствии с общим правилом, а уйдет на погашение долгов, имевшихся к завершению банкротства. Для такого случая действует расширенный срок исковой давности — 5 лет. Заявить о распределении выявленного имущества вправе любое заинтересованное лицо, процедура проводится в судебном порядке с участием арбитражного управляющего.
Кроме имущественных последствий принудительной ликвидации ООО по решению налогового органа или в результате банкротства для бывших учредителей и руководителей имеются и административные последствия. Бывшему учредителю закрытого с долгами ООО может быть отказано в регистрации его в качестве учредителя нового юридического лица в течение 3 лет после банкротства. Это не безусловное основание для отказа, а право регистрационного органа предотвратить появление неблагоприятных последствий в том числе для государственного бюджета.
Также кредитные организации вправе отказать в выдаче кредита бывшим руководителям обанкротившихся предприятий. Это регламентируется внутренними нормами и распространяется в том числе на потребительские кредиты.
Основные нормативные документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[5].
Этапы ликвидации ООО:
Типовая инструкция ликвидации юридического лица в 2019 году в свободном порядке включает в себя следующие фазы:
1. Первый пункт типовой инструкции ликвидации ООО: осознание того, что фирму нужно закрыть.
2. Втора фаза типовой инструкции ликвидации ООО: созыв рабочей группы, призванной ликвидировать ООО.
3. Третья точка типовой инструкции ликвидации ООО: извещение налоговой структуры о закрытии фирмы.
4. Четвертая ступень типовой инструкции ликвидации ООО: обнародование сведений о ликвидации компании в официальном источнике.
5. Пятая стадия типовой инструкции ликвидации ООО: извещение кредиторов о предстоящей ликвидации ООО.
6. Шестой пункт типовой инструкции ликвидации ООО: передача информации о ликвидации службе по трудоустройству и информирование сотрудников ООО о грядущем увольнении.
7. Седьмая фаза типовой инструкции ликвидации ООО: подготовка к возможной проверке предприятия со стороны налоговых органов.
8. Восьмой отрезок типовой инструкции ликвидации ООО: разработка предварительного ликвидационного баланса ООО и передача его в ИФНС (Инспекция Федеральной Налоговой Службы).
9. Девятая ступень типовой инструкции ликвидации ООО: закрытие имеющихся долгов фирмы.
10. Десятая точка типовой инструкции ликвидации ООО: подготовка ликвидационного баланса предприятия в окончательном варианте и распределение активов ООО.
11. Одиннадцатая точка типовой инструкции ликвидации ООО: передача в налоговую структуру пакета документов ООО в окончательном варианте взамен на свидетельство о закрытии фирмы[6].
АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ ЛИКВИДАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕРКУРИЙ»
Дата: 2019-07-30, просмотров: 161.