Организация мониторинга земель в Самарской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга. Объектами мониторинга земель являются все земли субъекта независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным, и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

В перечень основных задач государственного мониторинга земель входит:

-своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

-информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

-обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг включает в себя:

-сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;

-непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

-анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Одним из современных методов контроля за использованием и состоянием земельных ресурсов является определение качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов и составление на их основе карт плодородия на определенный момент времени, которые представляют сопоставимые и систематизированные сведения о состоянии и использовании сельскохозяйственных угодий, степени их деградации. Эти сведения необходимы для выявления динамики основных свойств почв, проведения государственной кадастровой оценки земель, принятия решений, связанных с охраной земельных ресурсов и их рациональным использованием, ведения мониторинга земель.

Мониторинг осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

По официальным данным Самарская область сегодня – один из наиболее неблагоприятных регионов по показателям загрязнения земельных ресурсов. Экологическое состояние окружающей среды в области обусловлено несбалансированным с природными экосистемами размещением и развитием на ее территории производительных сил. Самарская область – один из самых урбанизированных регионов России – перенасыщена крупнейшими предприятиями, отраслевая направленность которых и их технологическая инфраструктура (газопродуктопроводы, нефтепродуктопроводы, автодороги и железные дороги) сформировали мощный технологический пресс на окружающую среду и обусловили возникновение в области сложной экологической ситуации.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г. № 418 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель.

В 2006 году в целях реализации полномочий по государственному мониторингу земель и мероприятий подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2007 годы)» Роснедвижимостью на основании государственных контрактов проводились работы по:

– созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости;

– изучению состояния и использования земель в Российской Федерации;

– созданию современных технологий мониторинга земель на основе данных космической съемки.

Состав информационных ресурсов системы государственного мониторинга земель, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а также иными нормативными и правовыми документами. Информационные ресурсы системы государственного мониторинга земель являются официальными, и их используют при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, землеустройстве, земельном контроле, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводе их из оборота, консервации и восстановлении деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

Территориальные органы Роснедвижимости по результатам ведения мониторинга земель предоставляют федеральному органу и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации региональные доклады о состоянии земель, а при выявлении особо опасных процессов — оперативную сводку. Эти доклады доводят до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используют для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Юридические и физические лица, связанные с производственной и иной деятельностью, включая проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, а также использование земель и восстановление их состояния способами и методами, исключающими негативные воздействия на земли (уничтожение почвенного покрова, деградация и нарушение земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником, мелколесьем и сорными растениями, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными и вредными веществами, захламление земель отходами производства и потребления и иные негативные процессы), обязаны: участвовать в разработке и реализации мероприятий по мониторингу земель; вносить в соответствующие государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о финансировании работ по оценке и прогнозу изменений состояния и использования земель.

В целях предупреждения и устранения негативных воздействий и процессов на земельные ресурсы, вызванных продолжающимся интенсивным и нерациональным использованием земельного фонда России, минимизации разрушения почвенного покрова при разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и иной хозяйственной деятельности, получения объективной и своевременной информации для ведения государственного земельного кадастра, включая учет земель, осуществления государственного земельного контроля, землеустройства, планирования и реализации мероприятий, связанных с воздействием на земли, необходимы дальнейшее совершенствование многоуровневой системы государственного мониторинга земель и обеспечение его функционирования на землях всех категорий.

 


2.2 Анализ качественного состояния земель в Самарской области (на примере полигона «Волжский»)

В 2007 году работы по мониторингу земель в Самарской области были представлены в основном проведением инвентаризации земель населенных пунктов – 4 городских округов (Самара, Жигулевск, Новокуйбышевск, Чапаевск), составлением ежегодного регионального доклада о состоянии и использовании земель.

За счет средств федерального бюджета проведены работы по изучению состояния и использования земель с использованием полигонов государственного мониторинга земель.

На территории Самарской области полигоном государственного мониторинга земель определен муниципальный район Волжский - пригородный к городскому округу Самара район.

По результатам выполненных работ составлен паспорт полигона «Волжский».

Содержание паспорта включает: общую характеристику земель природных условий (климат, рельеф, почвы, растительность, гидрография, основные классы земель), характеристику использования и состояния земель полигона (см. приложение 2).

Волжский район Самарской области включен в перечень полигонов государственного мониторинга земель, на которых планируется осуществлять постоянные наблюдения и анализ состояния и использования земельного фонда. Работы по сбору и анализу фондовых картографических, землеустроительных, почвенных, геоботанических и иных материалов по Волжскому району Самарской области проводились с целью формирования базовой информации о состоянии и использовании земель на полигоне государственного мониторинга земель «Волжский». Работы выполнялись в соответствии с этапом «Сбор и анализ базовой информации состояния и использования земель и данных о выполненных ранее картографических работах на территории каждого из выбранных полигонов государственного мониторинга земель, их систематизация» раздела «Изучение состояния и использования земель с использованием полигонов государственного мониторинга земель» государственного контракта № К-05/51 от 05.04.2007г. «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации».

Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости располагает актуализированными и доброкачественными (в соответствии с нормативными техническими документами) материалами, позволяющими судить об использовании земель по землям поселений на площадь 253 тыс. га, а на земли иных категорий – 5014,3 тыс. га, а также материалами, позволяющими судить о качественном состоянии земель (материалы почвенных, геоботанических и иных специальных обследований) на площадь 3818,5 тыс. га.

На земли сельскохозяйственного назначения имеются материалы почвенных и геоботанических обследований разных лет (масштаб 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:200000) и не весь материал в настоящее время соответствует современным требованиям.

Полигон государственного мониторинга земель «Волжский» расположен в центральной части Самарской области, в бассейне р. Волги и ее левых притоков - рек Сока, Самары и Чапаевки. Полигон граничит с Ставропольским, Красноярским, Кинельским, Нефтегорским, Большеглушинским, Красноармейским и Безенчукским районами Самарской области. Площадь полигона составляет 2481,15 кв.км.

В составе земельного фонда преобладают сельскохозяйственные земли. По данным земельного баланса на 1 января 2008 г. к категории земель сельскохозяйственного назначения относится 170,621 тыс. га или 68,8 % территории Волжского района Самарской области. Основную площадь сельскохозяйственных угодий занимает пашня - 47,45%. Это свидетельствует о высокой сельскохозяйственной освоенности земельного фонда. На земли лесного фонда в Волжском районе приходится - 16,86%. Доля остальных категорий земель существенно ниже: земли застройки - 1,78%, земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями - 2,86%, водный фонд - 4,93%, болота - 1,65%. Государственные земли природного национального парка «Самарская Лука» занимает площадь - 26,897 тыс. га.

Характеристика использования земель по данным государственного мониторинга земель представлена в таблице 2.3.5.

 

Таблица 2.3.5. Структура земельных угодий Волжского района Самарской области

№ п/п Наименование угодий Площадь, тыс. га Доля от общей площади, %
1 2 3 4
1 С/х угодья всего, в том числе: 163,154 65,76
1.1. пашня 117,745 47,45
1.2. залежь 1,431 0,58
1.3. многолетние насаждения 4,816 1,94
1.4. сенокосы и пастбища 39,162 15,79
2 Земли в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия 0,311 0,13
3 Земли под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд 6,827 2,75
4 Лесные земли 41,840 16,86
5 Земли застройки 4,426 1,78
6 Земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями 7,092 2,86
7 Земли под водой 12,225 4,93
8 Болота 4,085 1.65
9 Нарушенные земли 1,072 0,43
10 Прочие земли 7,083 2,85
  Общая площадь 248,115 100

 

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в границах Волжского района по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 163155 га. Площадь обследования составила 153847 га, в том числе пашни - 114834 га, многолетних наслаждений - 4462 га, сенокосов - 9895 га, пастбищ - 24656 га. В площадь обследования не вошли сельхозугодья поселений, промышленных предприятий и лесного фонда.

При сравнении антропогенный изменений почв пашни за период 1992 и 2002 годов наблюдается следующая динамика:

- на 816 га увеличилась площадь переувлажнённой пашни, вызывающей задержки весенней обработки.

- на 53 га увеличилась площадь пашни с вторичным засолением и составила 1115 га. Участок с вторично засоленными и переувлажненными почвами площадью 53 га, выявленный в СПК «50 лет СССР» в 1992 году, в настоящее время отведен под строительство, поэтому общая площадь почв с вторичным засолением и переувлажнением уменьшилась на 53 га.

- на 32 га уменьшилась площадь нарушенных земель. В СХПК «Новый Путь» большую площадь занимали нарушенные земли - 389 га. Это участки пашни около нефтяных вышек и качалок. Кроме того, нарушенные земли выявлены в АОЗТ «Октябрьский» - 16 га и в АОЗТ «Смышляевский» - 41 га. В настоящее время эти земли рекультивированы. Площадь нарушенных земель в целом по району составила 1072 га по состоянию на 01,01. 2008 года.

- на 57 га увеличилась площадь пашни, загрязненной нефтью и составила 257 га. Наибольшая площадь пашни, загрязненной нефтью - 200 га была выявлена в 1992 году в СХПК «Новый путь». Рекультивация этих участков пашни, расположенных около нефтяных вышек и качалок не проводилась. Кроме этого, были выявлены участки пашни, загрязненной нефтью: в АОЗТ СХП «Черновский» - на площади 25 га, в государственном племенном заводе «Кряж» - 24 га, в МСПП «Юбилейный» - 8 га.

В ЗАО « Восход» выявлен участок пашни площадью 3 га, замусоренный бытовыми отходами.

Для анализа данных приведенных в настоящем информационном отчете использовалась информация технического отчета почвенного обследования сельскохозяйственных земель, утвержденного Постановлением Главы администрации Волжского района от 14.10.2002 г.

 




Дата: 2019-07-30, просмотров: 496.