Условия, критерии и причины банкротства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие положения о банкротстве

 

В Соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [1].

Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).

Как вытекает из определения, а также как показывает анализ законодательства о банкротстве, под процедуру банкротства подпадают только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.

Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных юридических лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании того, что оно занимается своей деятельностью без лицензии или занимается деятельностью, запрещенной законодательством Республики Беларусь, а также к учреждениям и другим, некоммерческим и другим некоммерческим организациям.

Но в принципе, если говорить о практической стороне дела, то в законе есть положение, когда в отношении платежеспособного хозяйствующего субъекта, с удовлетворительным состоянием активов, но несвоевременно осуществляющего платежи по своим обязательствам, по заявлению кредитора может быть возбуждена процедура банкротства.

Неплатежеспособность субъекта устанавливается судом или собранием кредиторов, в зависимости от того, кем осуществляется процедура банкротства - судом или без участия суда [1].

Согласно Закону устанавливаются следующие критерии неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:

-если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других обязательств(за товары, услуги и т.д.) в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить такие требования в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить такие требования в полном объеме;

-если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так, что структура баланса должника является неудовлетворительной.

Как было указано выше, способность должника оплатить свои долги не имеет значения.

 

Субъектов хозяйствования

 

Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении:

а) трендового анализа обширной системы критериев и признаков;

б) ограниченного круга показателей;

в) Камертоньных показателей;

г) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.;

д) факторных регрессивных и дискриминативных моделей.

Признаки банкротства можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем [3]:

— повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

— низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция к их снижению;

— наличие хронической просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

— увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

— дефицит собственного оборотного капитала;

— систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

— наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

— использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

— неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

— падение рыночной стоимости акций предприятия;

— снижение производственного потенциала.

Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при неприятии действенных мер. К ним относятся:

— чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

— потеря ключевых контрагентов;

— недооценка обновления техники и технологии;

 — потеря опытных сотрудников аппарата управления;

— вынужденные простои, неритмичная работа;

— неэффективные долгосрочные соглашения;

— недостаточность капитальных вложений и т.д.

К достоинствам этот системы индикаторов возможного банкротства можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам — более высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективность прогнозного решения.

В соответствии с действующим законодательством о банкротстве предприятий для диагностики их несостоятельности применяется ограниченный круг показателей: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственным оборотным капиталом и восстановления (утраты) платежеспособности) [3].

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:

а) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного;

б) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле (1):

 

Клик= (Та— Рб) / (Та— Дб),                           (1)

 

где Та - текущие активы;

Рб - расходы будущих периодов;

Дб - доходы будущих периодов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется следующим образом (формула 2):

 

Косс= (Та — Тп) / (Та),                                    (2)

 

где Тп - текущие пассивы.

Если коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного, а доля собственного оборотного капитала в формировании текущих активов меньше норматива, но наметилась тенденция роста этих показателей, то определяется коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный шести месяцам по формуле (3):

,                                 (3)

 

где Клик1 и Клик0 — соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода;

Клик(норм) — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;

Т — отчетный период, мес.

Если Кв.п>1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, и наоборот, если Кв.п<1 — у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

Если фактический уровень Клик и Косс равен или выше нормативных значений на конец периода, но наметилась тенденция их снижения, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности (Ку.п) за период, равный трем месяцам по формуле (4):

 

                             (4)

 

Если Ку.п>1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.

Выводы о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным делаются при отрицательной структуре баланса и отсутствии у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

При неудовлетворительной структуре баланса но при наличии реальной возможности восстановить свою платежеспособность в установленные сроки может быть принято решение об отсрочке признания предприятия неплатежеспособным в течение шести месяцев.

При отсутствии оснований признания структуры баланса неудовлетворительной (Клик и Косс выше нормативных), но при значении Ку.п<1 решение о признании предприятия неплатежеспособным не принимается, но ввиду реальной угрозы утраты предприятием платежеспособности оно становится на соответствующий учет в специальных подразделениях Мингосимущества по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Если предприятие признается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной, то прежде чем передать экспертное заключение в суд, у него запрашивается дополнительна информация и проводится углубленный анализ его производственно-финансовой деятельности с целью выбора одного из двух вариантов решений:

— проведение реорганизационных мероприятий для восстановления его платежеспособности;

— проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

В первую очередь проводится анализ зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним по оплате госзаказа, размещенного на предприятии.

Скорректированный коэффициент ликвидности с учетом государственного долга определяется по формуле (5):

 

Клик*= (Та — Рб — ΣРі) / (Та — Дб —Z— ΣРі)                    (5)

 

где Z — сумма платежей по долгу перед государством;

Рі — объем задолженности.

Если Клик* ниже нормативного, зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается неустановленной и выносится решение о передаче документов в суд о возбуждении производства по делу о банкротстве или о приватизации предприятия.

Если неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним (Клик* выше нормативного), это свидетельствует об отсутствии оснований для признания его банкротом.

Однако следует отметить, что данная система критериев диагностики банкротства субъектов хозяйствования является несовершенной. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств. Кроме того, нормативное значение принятых критериев не может быть одинаковым для разных отраслей экономики в виду различной структуры капитала. Они должны быть разработаны для каждой отрасли и подотрасли.

Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют производить Камертоньную балльную оценку финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. В частности, в работе Л.В. Донцовой и Н.А Никифоровой предложена следующая система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах [2].

I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;

II класс — предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;

III класс — проблемные предприятия. Здесь вряд ли существует риск потери средств, но полное получение процентов представляется сомнительным;

IV класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять все свои средства и проценты;

V класс — предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния.

Показатель

Границы классов согласно критериям

I класс, балл II класс, балл III класс, балл IV класс, балл V класс, балл
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше — 20   0,2 — 16   0,15 — 12   0,1 — 8   0,05 — 4
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 и выше — 18   0,9 — 15   0,8 — 12   0,7 — 9   0,6 — 6
Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше — 16,5 1,9÷1,7 — 15÷12 1,6÷1,4 — 10,5÷7,5 1,3÷1,1 — 6÷3   1,0 — 1,5
Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше — 17 0,59÷0,54 — 15÷12 0,53÷0,43 — 11,4÷7,4 0,42÷0,41 — 6,6÷1,8   0,4 — 0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами   0,5 и выше — 15   0,4 — 12   0,3 — 9   0,2 — 6   0,1 — 3
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом   1,0 и выше — 15   0,9 — 12   0,8 — 9,0   0,7 — 6   0,6 — 3
Минимальное значение границы   100   85 — 64   63,9 — 56,9   41,6—28,3   18

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используются дискриминантные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Впервые в 1968 г. Профессор Нью-Йоркского университета Альтман исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал из них 5 для включения в окончательную модель определения кредитоспособности субъектов хозяйствования (формула 6):

 

Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + 1,0X5,             (6)

 

где X1 — собственный оборотный капитал / сумма активов;

X2 — нераспределенная (реинвестированная) прибыль / сумма активов;

X3 — прибыль до уплаты процентов / сумма активов;

X4 — рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;

X5 — объем продаж (выручка) / сумма активов.

Если значение Z<1,181, то это признак высокой вероятности банкротства, тогда как значение Z>2,7 свидетельствует о его малой вероятности.

Позднее в 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже (формула 6):

 

Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107X3 + 0,42X4 + 0,995X5,         (6)

где X4 — балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал.

«Пограничное» значение здесь равно 1,23.

В 1972 г. Лис разработал следующую формулу для Великобритании (формула 7):

 

Z = 0,063X1 + 0,092X2 + 0,057X3 + 0,001X4,                   (7)

 

где X1 —оборотный капитал / сумма активов;

X2 — прибыль от реализации / сумма активов;

X3 — нераспределенная прибыль / сумма активов;

X4 —собственный капитал / заемный капитал.

Здесь предельно значение равняется 0,037.

В 1997 г. Таффлер предложил следующую формулу (8):

 

Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18X3 + 0,16X4,                          (8)

 

где X1 — прибыль от реализации / краткосрочные обязательства;

X2 — оборотные активы / сумма обязательств;

X3 — краткосрочные обязательства / сумма активов;

X4 — выручка / сумма активов.

Если величина Z-счета больше 0,3, то это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

Однако следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не совсем подходят для оценки риска банкротства наших субъектов хозяйствования, так как не учитывают специфику структуры капитала в различных отраслях.

По модели Альтмана несостоятельные предприятия, имеющие высокий уровень четвертого показателя (собственный капитал / заемный капитал), получают очень высокую оценку, что не соответствует действительности. В связи с несовершенством действующей методики переоценки основных ыондов, когда старым изношенным фондам придается такое же значение, как и новым, необоснованно увеличивается для собственного капитала за счет фонда переоценки. В итоге сложилась нереальное соотношение собственного и заемного капитала. Поэтому модели, в которых присутствует данный показатель, могут исказить реальную картину. Выход и создавшегося положения может быть в разработке собственных украинских моделей для каждой отрасли по методике дискриминантного анализа, которые бы учитывали специфику нашей действительности. Более того, эти функции должны тестироваться каждый год на новых выборках с целью уточнения их дискриминантной силы.

Конкурсное производство)

 

Хозяйственный суд, принявший заявление о признании организации банкротом, в своем определении по этому вопросу указывает ввести в организации процедуру наблюдения и назначить лицо, которому будет поручено наблюдение, — временного управляющего

Последствия введения наблюдения

1. Введение наблюдения не является основанием для обязательного отстранения руководителя и иных органов управления должника. Они могут продолжать выполнять свои полномочия, но с ограничениями, указанными ниже.

2. Органы управления должника с согласия временного управляющего могут совершать только такие сделки, которые связаны с:

- передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением названного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом;

-  распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% активов должника;

-  получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника.

3. Органы управления должника не вправе принимать решения о: его реорганизации и ликвидации; создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников должника — юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

4. Хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, в случае если тот не принимает необходимых мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

5. С момента введения наблюдения арест имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий назначается хозяйственным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистрированных в хозяйственном суде в качестве хозяйственных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.

Временный управляющий имеет право:

- предъявлять в хозяйственный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;

- обращаться в хозяйственный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;

- обращаться в хозяйственный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

- получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Временный управляющий обязан:

- принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;

- анализировать финансовое состояние должника;

- определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства должника;

- устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,

- уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

-  созвать первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.

Окончание наблюдения

1. Хозяйственный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

2. Если первое собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в хозяйственный суд в установленный срок, то хозяйственный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.

3. Даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо если ни одно решение собрания не представлено в хозяйственный суд, то последний вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях: когда имеются основания полагать, что решение собрания принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника; когда после проведения собрания появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; в иных случаях, предусмотренных Законом.

4. Наблюдение прекращается с момента признания хозяйственным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

Решение хозяйственного суда о признании должника банкротом означает решение открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок конкурсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, хозяйственный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.

С момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- • срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

- • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

- • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к сведениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;

- • снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ограничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;

- • все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).

Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, хозяйственный суд может назначить несколько таких управляющих.

Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.

Если решение о признании должника банкротом принято по окончании наблюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.

Конкурсный управляющий, в частности:

- принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;

- анализирует финансовое состояние должника;

- предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании;

- уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;

- заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

- отказывается от исполнения договоров должника;

- принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

- передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное после его начала, составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное имущество, предусмотренное Законом.

Конкурсный управляющий обязан использовать в своей деятельности только 1 счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки средств с них должны быть перечислены на основной счет должника. На этот счет зачисляются и деньги, поступающие в ходе конкурсного производства.

С основного счета должника ведутся выплаты кредиторам и оплачиваются расходы в следующей очередности.

1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения хозяйственным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

2. Требования кредиторов удовлетворяются в такой очередности:„

- 1-я очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

- 2-я очередь — оплата труда и выплата выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), выплата вознаграждений по авторским договорам;

- 3-я очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

- 4-я очередь — обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;

- 5-я очередь — требования других кредиторов. С данного счета:

- выплачивается вознаграждение конкурсному управляющему;

- оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

- оплачиваются публикации-сообщения о признании должника банкротом, а также уведомление кредиторов должника;

- производятся иные расходы на ведение конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в любое время представляет собранию и комитету кредиторов по их требованию отчет об использовании средств должника.

Хозяйственный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган государственной регистрации юридических лиц. Данное определение является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

Также существуют другие методы реорганизации предприятий, такие как, слияние и присоединение.

Слияние двух или более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Это будет означать появление нового предприятия вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новая организация должна пройти государственную регистрацию и лицензирование.

В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения – переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; аннулирование лицензии присоединяемого предприятия и его ликвидация как самостоятельного юридического лица и одновременно сохранение присоединившего предприятия с его перерегистрацией ( в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

 

Предприятий

 

Решение об отзыве или аннулировании лицензии — лишь начало ликвидации предприятия. В Республике Беларусь превосходно освоена техника лишения предприятий лицензий, однако все, что должно следовать вслед за этим, либо вовсе не следует, либо ведется настолько медленно, что ликвидация каждой организации, если указанный процесс вообще удается довести до конца, занимает много лет и сопряжена с большими издержками.

Начало ликвидационных процедур затягивается по многим причинам:

- отсутствие у кредиторов заинтересованности подавать в хозяйственный суд иски о несостоятельности организаций, а у самих участников организаций — желания заниматься ликвидацией;

- отсутствие у судебных органов практики ведения подобных дел при общей их перегруженности;

- затягивание судебных процедур в связи с отсутствием четких методик определения несостоятельности организаций;

- отсутствие средств для поддержания функционирования предприятия с момента отзыва лицензии до создания ликвидационной комиссии.

По-прежнему остро стоит проблема с документацией. Она зачастую отсутствует полностью или частично, а то, что удается обнаружить, находится в бессистемном виде. Затрудняет обработку имеющейся информации и отсутствие в организации на начало работы ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего) программы «операционный день» на электронных носителях. При подобном положении дел восстановить более или менее ясную картину работы предприятия практически невозможно.

Немало проблем преподносят ликвидаторам правоохранительные органы, на общение с которыми уходит много времени (подборка документов по запросам органов, подчас не имеющих никакого отношения ни к конкурсному производству, ни к самому данному банку, и др.).

Одна из важнейших задач ликвидаторов — прием и учет требований кредиторов. Оказалось, сделать это совсем не просто. Например, при составлении промежуточного баланса первое, с чем повсеместно сталкиваются, полная или частичная утрата архива первичных документов и отсутствие работающего «операционного дня». Даже там, где архив первичных документов сохранился, он обычно представляет собой нечто такое, что разобрать в разумный срок невозможно. Тем не менее, законы и комитеты кредиторов устанавливают жесткие сроки окончания ликвидационных процедур.

В настоящее время в Республике Беларусь хозяйственным судом принимается большое количество решение о банкротстве с ликвидацией должника. На рисунке 1 и в Приложении А представлены данные за 3 месяца 2007 года. Так по городу Минску суд признал банкротами около 115 организаций с ликвидацией должника.

Как видно из рисунка 1 наибольший удельный вес обанкротившихся предприятий по Республике Беларусь в городе Минске – 46%, наименьший удельный вес занимает Могилёвская область – 5%.

 

Рисунок 1. Удельный вес обанкротившихся предприятий с ликвидацией должника по Республике Беларусь за 3 месяца 2007 г.

П р и м е ч а н и е. Источник: Собственная разработка.

 

По сути процедура ликвидации предприятий в Республике Беларусь превратилась в своеобразную форму «предпринимательской» деятельности. Оказалось, дело это достаточно прибыльное, особенно когда ликвидируется организация с реальными активами.

Главным показателем работы ликвидатора можно, видимо, считать его умение прирастить конкурсную массу, подлежащую распределению между кредиторами и вкладчиками. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев все ограничивается средствами фондов и суммами на корреспондентских счетах, а этого хватает в лучшем случае на платежи 1-й и 2-й очередности. До 5-й очереди непосредственной кредиторской задолженности организации перед юридическими лицами — дело доходит в исключительных случаях. Ликвидаторам пока очень редко удается увеличить конкурсную массу; совсем немного специалистов, способных реально добиться возврата дебиторской задолженности.

4 Диагностика экономической несостоятельности (банкротства) ООО «Камертон»

Общие положения о банкротстве

 

В Соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [1].

Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).

Как вытекает из определения, а также как показывает анализ законодательства о банкротстве, под процедуру банкротства подпадают только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.

Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных юридических лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании того, что оно занимается своей деятельностью без лицензии или занимается деятельностью, запрещенной законодательством Республики Беларусь, а также к учреждениям и другим, некоммерческим и другим некоммерческим организациям.

Но в принципе, если говорить о практической стороне дела, то в законе есть положение, когда в отношении платежеспособного хозяйствующего субъекта, с удовлетворительным состоянием активов, но несвоевременно осуществляющего платежи по своим обязательствам, по заявлению кредитора может быть возбуждена процедура банкротства.

Неплатежеспособность субъекта устанавливается судом или собранием кредиторов, в зависимости от того, кем осуществляется процедура банкротства - судом или без участия суда [1].

Согласно Закону устанавливаются следующие критерии неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:

-если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других обязательств(за товары, услуги и т.д.) в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить такие требования в полном объеме;

-если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить такие требования в полном объеме;

-если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так, что структура баланса должника является неудовлетворительной.

Как было указано выше, способность должника оплатить свои долги не имеет значения.

 

Условия, критерии и причины банкротства

 

За всю историю банкротства (с момента его появления в XI-XII вв. в итальянских вольных городах) было выработано два критерия банкротства:

1) Принцип неоплатности. В соответствии с этим принципом должник может быть признан банкротом, если сумма общей кредиторской задолженности должника превышает сумму принадлежащего ему имущества. Критерий неоплатности применялся в старом законе о банкротстве 1992 года. В то же время в западных странах отказались от использования этого принципа еще в конце XIX века;

2) Принцип неплатежеспособности. В конце XIX века практически все законодательства о банкротстве перешли на использование принципа неплатежеспособности. В российском законодательстве этот принцип стал применяться с 1998 года. Согласно этому принципу, нужно выявить конкретные признаки презумпции, что должник не в состоянии отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.

В Республике Беларусь используются два признака банкротства:

1. Сумма долга.

2. Просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца.

Указанных признаков достаточно для общего случая банкротства. Для отдельных категорий должников эти критерии могут быть более жесткими или, наоборот, более мягкими.

Виды банкротства:

Фиктивное банкротство (Fictitious bankruptcy) - Заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов.

Если это деяние причинило крупный ущерб - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Если заявление должника подано должником в суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.

Преднамеренное банкротство (Premeditated bankruptcy) - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб.

К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как-то:

сокрытие части имущества должника или его обязательств;

сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;

уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;

уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.

К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действий отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.

К субъективным причинам банкротства следует отнести ошибочные, исходящие из неправильной оценки ситуации действия менеджмента компании. Если рассматривать людей, их группы и организации (в том числе и государство) как субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам несостоятельности отдельных компаний можно отнести и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного блага, но могут стать причиной банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности.

Под общими причинами банкротства следует понимать те из них, которые действуют в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности в рыночной экономике, имманентны ей, обусловлены самой природой рынка, его стихийностью и риском предпринимательства.

В то же время, кроме рыночной, преимущественно открытой может функционировать нерыночная, преимущественно закрытая социально-экономическая система, которая в течение длительного времени господствовала и на территории. Основными характеристиками такой системы стали: огосударствление экономики; высокая степень концентрации производства, милитаризация и монополизация экономики; всеобщий дефицит; подавленная инфляция; скрытая безработица; формирование общинной, патерналистской психологии человека. Эти черты, а также некоторые другие специфические явления, возникающие при трансформации такой системы, обусловливают объективное существование особенных причин, которые могут вызывать банкротство субъектов предпринимательской деятельности. К таким причинам банкротства белорусских предприятий можно отнести: их крупные размеры, сложившиеся в условиях специализации и разделения труда в рамках СССР и СЭВ; технологическая и техническая отсталость и законсервированность многих предприятий страны; значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и творца, а наемного работника на службе у государства.

Выделяют также внешние и внутренние по отношению к субъекту предпринимательской деятельности факторы, оказывающие влияние на его деятельность.

Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия на них минимальны, а последствия их реализации могут быть разрушительными. К основным из них относят:

­ экономические факторы (темпы инфляции, ставки налогов и банковских кредитов, курсы валют, уровень доходов населения и др.);

­ политические факторы, обусловленные действиями и намерениями центральных и местных властей, их отношением к различным секторам экономики, регионам страны и формам собственности, наличием различных групп влияния в органах государственного и хозяйственного управления;

­ рыночные факторы (тенденции изменения демографической ситуации, жизненные циклы изделий, уровень конкуренции и др.);

­ технологические факторы, обусловленные воздействием на экономику научно-технологического прогресса;

­ социокультурные факторы, охватывающие такие явления и процессы, как преобладающие в обществе нравы и традиции, отношение людей к работе и уровню благосостояния, уровень образования населения, отношение к частному бизнесу и возможности самостоятельной предпринимательской деятельности;

­ международные факторы, связанные с глобализацией экономики, деятельностью транснациональных компаний, экономических и военно-политических объединений.

Внутренние факторы риска наступления банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80 процентов случаев экономической несостоятельности компаний. К основным внутренним факторами относят организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности; чрезмерно быстрое расширение бизнеса; самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития; низкую квалификация управленческого персонала; недостаток собственного капитала; неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность; низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства; неэффективное использование ресурсов; нерациональное распределение прибыли.

Как правило, одна или даже несколько причин не приводят субъект предпринимательской деятельности к банкротству спонтанно. Обычно экономическая несостоятельность наступает вследствие постепенного, достаточно длительного процесса их взаимодействия в условиях отсутствия или недостаточности уделяемого высшим менеджментом внимания угрозам внешней среды и слабым сторонам деятельности компании.

Таким образом, основными причинами банкротства являются: низкая эффективность механизмов адаптации субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, системы и методов управления финансово-хозяйственной деятельностью; шоки внешней среды и специфические условия хозяйствования в трансформируемой экономике.

 

1.3 Методические основы определения вероятности банкротства

Субъектов хозяйствования

 

Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении:

а) трендового анализа обширной системы критериев и признаков;

б) ограниченного круга показателей;

в) Камертоньных показателей;

г) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.;

д) факторных регрессивных и дискриминативных моделей.

Признаки банкротства можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем [3]:

— повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

— низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция к их снижению;

— наличие хронической просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

— увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

— дефицит собственного оборотного капитала;

— систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

— наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

— использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

— неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

— падение рыночной стоимости акций предприятия;

— снижение производственного потенциала.

Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при неприятии действенных мер. К ним относятся:

— чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

— потеря ключевых контрагентов;

— недооценка обновления техники и технологии;

 — потеря опытных сотрудников аппарата управления;

— вынужденные простои, неритмичная работа;

— неэффективные долгосрочные соглашения;

— недостаточность капитальных вложений и т.д.

К достоинствам этот системы индикаторов возможного банкротства можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам — более высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективность прогнозного решения.

В соответствии с действующим законодательством о банкротстве предприятий для диагностики их несостоятельности применяется ограниченный круг показателей: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственным оборотным капиталом и восстановления (утраты) платежеспособности) [3].

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:

а) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного;

б) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле (1):

 

Клик= (Та— Рб) / (Та— Дб),                           (1)

 

где Та - текущие активы;

Рб - расходы будущих периодов;

Дб - доходы будущих периодов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется следующим образом (формула 2):

 

Косс= (Та — Тп) / (Та),                                    (2)

 

где Тп - текущие пассивы.

Если коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного, а доля собственного оборотного капитала в формировании текущих активов меньше норматива, но наметилась тенденция роста этих показателей, то определяется коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный шести месяцам по формуле (3):

,                                 (3)

 

где Клик1 и Клик0 — соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода;

Клик(норм) — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;

Т — отчетный период, мес.

Если Кв.п>1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, и наоборот, если Кв.п<1 — у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

Если фактический уровень Клик и Косс равен или выше нормативных значений на конец периода, но наметилась тенденция их снижения, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности (Ку.п) за период, равный трем месяцам по формуле (4):

 

                             (4)

 

Если Ку.п>1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.

Выводы о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным делаются при отрицательной структуре баланса и отсутствии у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

При неудовлетворительной структуре баланса но при наличии реальной возможности восстановить свою платежеспособность в установленные сроки может быть принято решение об отсрочке признания предприятия неплатежеспособным в течение шести месяцев.

При отсутствии оснований признания структуры баланса неудовлетворительной (Клик и Косс выше нормативных), но при значении Ку.п<1 решение о признании предприятия неплатежеспособным не принимается, но ввиду реальной угрозы утраты предприятием платежеспособности оно становится на соответствующий учет в специальных подразделениях Мингосимущества по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Если предприятие признается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной, то прежде чем передать экспертное заключение в суд, у него запрашивается дополнительна информация и проводится углубленный анализ его производственно-финансовой деятельности с целью выбора одного из двух вариантов решений:

— проведение реорганизационных мероприятий для восстановления его платежеспособности;

— проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

В первую очередь проводится анализ зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним по оплате госзаказа, размещенного на предприятии.

Скорректированный коэффициент ликвидности с учетом государственного долга определяется по формуле (5):

 

Клик*= (Та — Рб — ΣРі) / (Та — Дб —Z— ΣРі)                    (5)

 

где Z — сумма платежей по долгу перед государством;

Рі — объем задолженности.

Если Клик* ниже нормативного, зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается неустановленной и выносится решение о передаче документов в суд о возбуждении производства по делу о банкротстве или о приватизации предприятия.

Если неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним (Клик* выше нормативного), это свидетельствует об отсутствии оснований для признания его банкротом.

Однако следует отметить, что данная система критериев диагностики банкротства субъектов хозяйствования является несовершенной. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств. Кроме того, нормативное значение принятых критериев не может быть одинаковым для разных отраслей экономики в виду различной структуры капитала. Они должны быть разработаны для каждой отрасли и подотрасли.

Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют производить Камертоньную балльную оценку финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. В частности, в работе Л.В. Донцовой и Н.А Никифоровой предложена следующая система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах [2].

I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;

II класс — предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;

III класс — проблемные предприятия. Здесь вряд ли существует риск потери средств, но полное получение процентов представляется сомнительным;

IV класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять все свои средства и проценты;

V класс — предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния.

Показатель

Границы классов согласно критериям

I класс, балл II класс, балл III класс, балл IV класс, балл V класс, балл
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 и выше — 20   0,2 — 16   0,15 — 12   0,1 — 8   0,05 — 4
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 и выше — 18   0,9 — 15   0,8 — 12   0,7 — 9   0,6 — 6
Коэффициент текущей ликвидности 2,0 и выше — 16,5 1,9÷1,7 — 15÷12 1,6÷1,4 — 10,5÷7,5 1,3÷1,1 — 6÷3   1,0 — 1,5
Коэффициент финансовой независимости 0,6 и выше — 17 0,59÷0,54 — 15÷12 0,53÷0,43 — 11,4÷7,4 0,42÷0,41 — 6,6÷1,8   0,4 — 0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами   0,5 и выше — 15   0,4 — 12   0,3 — 9   0,2 — 6   0,1 — 3
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом   1,0 и выше — 15   0,9 — 12   0,8 — 9,0   0,7 — 6   0,6 — 3
Минимальное значение границы   100   85 — 64   63,9 — 56,9   41,6—28,3   18

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используются дискриминантные факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Впервые в 1968 г. Профессор Нью-Йоркского университета Альтман исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал из них 5 для включения в окончательную модель определения кредитоспособности субъектов хозяйствования (формула 6):

 

Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + 1,0X5,             (6)

 

где X1 — собственный оборотный капитал / сумма активов;

X2 — нераспределенная (реинвестированная) прибыль / сумма активов;

X3 — прибыль до уплаты процентов / сумма активов;

X4 — рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;

X5 — объем продаж (выручка) / сумма активов.

Если значение Z<1,181, то это признак высокой вероятности банкротства, тогда как значение Z>2,7 свидетельствует о его малой вероятности.

Позднее в 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже (формула 6):

 

Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107X3 + 0,42X4 + 0,995X5,         (6)

где X4 — балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал.

«Пограничное» значение здесь равно 1,23.

В 1972 г. Лис разработал следующую формулу для Великобритании (формула 7):

 

Z = 0,063X1 + 0,092X2 + 0,057X3 + 0,001X4,                   (7)

 

где X1 —оборотный капитал / сумма активов;

X2 — прибыль от реализации / сумма активов;

X3 — нераспределенная прибыль / сумма активов;

X4 —собственный капитал / заемный капитал.

Здесь предельно значение равняется 0,037.

В 1997 г. Таффлер предложил следующую формулу (8):

 

Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18X3 + 0,16X4,                          (8)

 

где X1 — прибыль от реализации / краткосрочные обязательства;

X2 — оборотные активы / сумма обязательств;

X3 — краткосрочные обязательства / сумма активов;

X4 — выручка / сумма активов.

Если величина Z-счета больше 0,3, то это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

Однако следует отметить, что использование таких моделей требует больших предосторожностей. Тестирование других предприятий по данным моделям показало, что они не совсем подходят для оценки риска банкротства наших субъектов хозяйствования, так как не учитывают специфику структуры капитала в различных отраслях.

По модели Альтмана несостоятельные предприятия, имеющие высокий уровень четвертого показателя (собственный капитал / заемный капитал), получают очень высокую оценку, что не соответствует действительности. В связи с несовершенством действующей методики переоценки основных ыондов, когда старым изношенным фондам придается такое же значение, как и новым, необоснованно увеличивается для собственного капитала за счет фонда переоценки. В итоге сложилась нереальное соотношение собственного и заемного капитала. Поэтому модели, в которых присутствует данный показатель, могут исказить реальную картину. Выход и создавшегося положения может быть в разработке собственных украинских моделей для каждой отрасли по методике дискриминантного анализа, которые бы учитывали специфику нашей действительности. Более того, эти функции должны тестироваться каждый год на новых выборках с целью уточнения их дискриминантной силы.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 223.