Теперь хотелось бы поговорить о более обобщенных мерах, касающиеся всей Курской губернии, с её уездами и волостями. Проследив всю деятельность власти, мы не сможем в полной мере оглашенные и проходившие меры назвать, например глубокими, дальновидными или хотя бы разносторонними. Нет, они скорее точечные, довольно суженые и в большинстве своем за редким исключением представляют собой «заплатки». Меры, которые предпринимались, не отличались изощренностью и продуманностью, конечно, то, что надо было действовать быстро, оправдывает эти меры, но всё же я считаю, должных усилий приложено не было. На множестве собраний, как уездных, так и губернских неоднократно ставился вопрос о продовольствии, его же и неоднократно обсуждали. Причем этот вопрос поднимался и до собственно голода, он был и ранее. Просто голод был обострением этой наболевшей «болезни» сельского хозяйства. Можно лишь отметить, что собственно сами собрания проходили, чуть ли не каждый день, а по причине голода даже приходилось собирать экстренное собрание, но привело ли это к каким либо результатам. Ответим что да, но также обратим внимание на то, каким длительным был процесс выхода из этого тяжелого бедствия. По всей же видимости должного и возможного количества не было приложено, но то, что сделали власти, всё же помогло выйти на тот момент из состояния голода.
Теперь же стоит представить основные меры и поговорить о каждой в отдельности. И, конечно же, мы постараемся к каждой обозначенной нами мере привести ряд примеров и по возможности последствий.
Для начала хотелось бы отметить основные направления действий земства по борьбе с голодом. Без данных сведений представленная нами информация не будет нести необходимого смысла.
Стоит отметить, что за всё то время когда был голод в Курской губернии, меры по его устранению имели двойственный характер. Это косвенный то есть такой, что меры осуществлялись по заявлению собственно пострадавших от этого голода и нуждающихся в помощи жителей того или другого уезда. С другой стороны меры имели прямой характер, то есть они осуществлялись непосредственно в связи с проявлением активности земства к данной проблеме, а также местными органами самоуправления, и уездными собраниями.
Данные меры, как косвенные, так и прямые по сути своего исполнения не имеют сильных различий, можно даже сказать, что структура их исполнения одинакова, однако свойства их проведения различны.
Косвенные меры:
· Точечные. Поскольку зачастую они проводились по запросам отдельных граждан или же семей и касались исключительно их земель.
· Ограниченные. Поскольку они распространялись только на данную семью, и решение подобных вопросов касающихся соседних хозяйств не касалось. Т.е. они не приводили к рассмотрению и отслеживанию этой проблемы в других хозяйствах.
· Жесткие. Поскольку проводимые меры (относительно выдачи ссуд) опирались на точные данные, не требующие дополнительной проверки. Для решения вопроса о выдаче ссуды достаточно было посмотреть на достаток и условия жизни просящего. Кроме того они были достаточно жесткими, не учитывая эти же условия жизни для отдачи ссуды.
· Быстрые. Поскольку рассмотрение вопроса об одном семействе зачастую не составляло труда, и проверка их нуждаемости обычно не заставляла долго ждать.
Прямые меры:
· Повсеместные. Поскольку решались вопросы по благоустройству целых волостей, а зачастую и уездов.
· Обширные. Поскольку если вопрос обозначался, в каком либо одном уезде или волости, запрашивались также данные относительно данной проблемы по всем уездам данной губернии. И этот вопрос рассматривался в масштабе последней.
· Гибкие (в отношении ссуд). Поскольку устанавливалось усреднённое значение суммы при выдаче ссуды или же более облегченные условия возврата этой ссуды.
· Медленная. Поскольку зачастую вопросы о нескольких уездах требовали собрания точных данных, их проверке и анализу, после чего они сравнивались, и только после этого выносилось какое-либо постановление.
· Доступные. Поскольку они рассчитывались на всё население в целом.
Важно указать, что к косвенным мерам в основном относятся лишь ходатайства граждан или же семей, которые обращаются за помощью. А к прямым мерам могут также относиться ходатайства, но которые поступают от уездов к Губернскому органу самоуправления. А также это меры, которые собственно предпринимались самими органами самоуправления на местах и во главе губернии.Итак, самое время перейти к освящению самих мер.
1. Хотелось бы отметить несколько примеров относительно ссуд выдаваемых на различные нужды населения в связи с голодом, которые в той или иной мере помогают избежать совсем удручающих последствий. Здесь же коснёмся вопроса продовольствия и всё что с ним связано.
Прежде всего, надо напомнить, что причины плохого состояния озимых хлебов следующие: посев в 1890г., вследствие бездождия, был сделан поздно и во многих местах уезда всходов этих хлебов осенью вовсе не было. Весна того года началась слишком рано и озимые посевы дали рост, но затем наступили, при бездождии, холода с сильными северо-восточными ветрами, продолжавшимися беспрерывно не менее месяца, от которых означенные посевы считались почти погибшими и во многих местах перепаханы под яровые посевы. Т е же, которые остались не перепаханными, в настоящее время оказываются очень редкими и малорослыми, потому что с начала апреля до половины мая почти не было в уезде дождей, а затем, хотя начали выпадать тучковые дожди, но они были не повсеместно, а лишь в нескольких уездов.
Отчеты уездных Управ об израсходовании кредитов, отпущенных на обсеменение озимых полей: «Климатические условия осени прошлого 1891г., зимы и особенно весны нынешнего 1892г. вредно отразились на росте хлебов и трав. Из полученных в мае сведений о состоянии озимых и яровых посевов становилось несомненным, что предстоящий неурожай вызовет необходимость в помощи со стороны земства по обсеменению озимых полей в губернии. Сведения эти были предоставлены экстренному губернскому Собранию, которое в заседании 6 июня постановило: ассигновать из губернского продовольственного капитала на Обсеменение озимых полей в губернии 150 тысяч рублей, по 10 тысяч рублей на уезд, предоставить губернской Управе право выдачи особенно нуждающимся уездам до 20 тысяч рублей. А также собрать экстренное Собрание в том случае, если какой-либо уезд не будет удовлетворен и этой последней суммой, предоставить земским собраниям, если они пожелают, уполномочить земские собрания на известный кредит, сообщая об этом губернской Управе немедленно. Сама выдача должна проводиться на общем основании, то есть без процентов только на 2 года».
Также важно отметить, что Собрание определяло действительный размер нужды в ссуде на продовольствие в пудах на каждого отдельно для каждого уезда. Цену, за которую можно было приобрести пуд ржи, принимая во внимание, местные условия то есть стоимость гужевой доставки от ближайшей железнодорожной станции, тарифные расходы, цену хлеба в урожайных районах и прочее. Из получения, таким образом, данных определялся размер необходимой ссуды в рублях.
Также было заседание по вопросу о желательной организации продовольственного дела в будущем. Губернское Собрание, признавая неудовлетворенность постановки этого дела в настоящее время (1891), решило ходатайствовать перед правительством об организации продовольственного и дела о запасе6 хлеба на страховых началах , при том условии, чтобы образованные таким образом капиталы хранились преимущественно в зерне.
Такая организация даст возможность не обременять пораженное голодом население неоплатным долгом, оно создаёт постоянно возрастающий продовольственный капитал, между тем как теперешние продовольственные запасы, не только не увеличиваются, но с каждым годом уменьшаются, переходя в разряд недоимок. Организация сохранит миллионы, которые переплачиваются вследствие покупки в неурожайные годы хлеба по наиболее высоким ценам и возвращения этих денег усиленной продажей хлеба по наиболее низким ценам. Эта организация даст, наконец, возможность в годы неурожая урегулировать до известной степени цены на хлеб.
Земское собрание: «Собранием постановлено перемалывать покупаемую рожь на муку только в том случае, если кто - либо предложит это бесплатно, за деньги не молоть, а выдавать ссуду зерном. Покупаемый Управою хлеб ссыпать у господ гласных, изъявивших готовность предоставить для этого свои амбары, под их ответственность за целость хлеба, с тем, чтобы Управа страховала его. Раздача хлеба должна производиться Управою не ранее 1 декабря совместно с гласными – хранителями хлеба. Покупка должна производиться Управою через приглашенного ею комиссионера на местах, где она найдет удобным. Управа обязана собирать раз в месяц комиссиюиз господ гласных, избранных для проверки списков голодающих для совместного обсуждения явившихся недоразумений по продовольственному делу».
Также приведу пример относительно вопроса благотворительности, который также внес свой вклад в проблему обеспечения продовольствием населения губернии».
«Так в 1892г. в распоряжение уездного комитета на указанные нужды поступило пожертвований:
а) деньгами на приобретение продуктов:
Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.