Введение
Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку с затратами на производство, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
Целью данной работы является изучение основ теории прибыли, а также анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК СПК «Заря».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике;
- произвести анализ хозяйственной деятельности СПК «Заря»;
-сформулировать предложения по оптимизации финансовых результатов деятельности указанного предприятия.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из 2 глав, последовательно раскрывающих тему работы.
Объектом исследования выступило СПК «Заря» Алнашского района.
Теоретической и методологической основой работы явились научные труды и учебные пособия по экономике, экономической теории, анализу хозяйственной деятельности, а также материалы периодической печати. Информационной базой исследования явилась форма отчетности предприятия – бухгалтерский баланс за период 2008-2009 гг.
Глава 2. Экономический анализ деятельности СПК «Заря» Алнашского района
2.1 Анализ специализации предприятия
Структура товарной продукции СКП «Заря».
Продукция
Год
Год
Год
В среднем за три года
Анализ структуры товарной продукции СПК «Заря» показал, что это хозяйство, имеющее широкую линейку товаров растениеводства и животноводства. Основной объем выручки идет от реализации продукции животноводства. Доходы хозяйства от реализации цельного молока ежегодно в среднем составляют 61% от общего объема выручки предприятия за период 2007-2009 гг., доходы от реализации КРС – 36%. Среди продукции растениеводства основную прибыль приносит реализация пшеницы, ее удельный вес в структуре продукции – 1,36%. Однако за периоды 2007-2009гг. наблюдается сокращение выручки по данному продукту, как в принципе и по остальным продуктам растениеводства, динамика роста выручки по которым также отрицательная, что может свидетельствовать либо о том, что продукция нерентабельна, либо предприятие сокращает долю данных товаров в своей линейке. Здесь исключением является производство овса, выручка от реализации которого росла каждый год.
Динамика прироста выручки по продукции животноводства также либо нестабильная, либо отрицательная, что позволяет сделать аналогичные выводы. Исключение в данной отрасли составляет реализация молока, выручка от которого растет каждый год.
Достаточно среднее значение коэффициента специализации предприятия, который составляет 0,49, позволяет предположить, что предприятию целесообразнее сконцентрировать свое внимание на виде продукции, приносящем максимальную прибыль и минимизировать внимание и затраты на вспомогательные направления деятельности хозяйства.
2.2 Анализ ресурсов
Показатель
Год
Год
Год
Площадь, га
Структура, %
Площадь, га
Структура, %
Площадь, га
Структура, %
Данные показывают, что структура земельных ресурсов за трехлетний период не изменилась. Наибольший удельный вес в структуре имеют сельскохозяйственные угодия, а именно пашни, доля которых составляет 60%. Более 28% в структуре земельных ресурсов – земли, не приспособленные под возделывание (болота, дороги, лесные массивы).
Показатель
Год
2009 год к 2007 году, в %
Показатель
По растениеводству
По животноводству
Анализ натуральных показателей позволяет сделать выводы об эффективности использования земельных ресурсов касательно производства зерна, прироста КРС и молока. Необходимо отметить, что животноводство (производство молока, прирост КРС) в данном хозяйстве имеет относительно высокие показатели по сравнению с соседними хозяйствами показатели продукции из расчета на 100 га, кроме того, за трехлетний период данные направления показали положительный прирост продукции из расчета на ту же площадь. Однако, уровень производства зерна низок по сравнению с соседями, показывает отрицательный прирост в течение анализируемого периода.
2.3 Анализ состава и эффективности использования основных средств
Показатель |
Год | |||||
Г. |
Г. |
Г. | ||||
Тыс.руб | в % к итогу |
Тыс.руб | в % к итогу |
Тыс.руб | в % к итогу | |
Здание | 6334 | 22,2 | 6334 | 18,90 | 6334 | 16,61 |
Машины и оборудование | 9836,5 | 34,5 | 13235,5 | 39,49 | 16686 | 43,74 |
Транспортные средства | 894 | 3,1 | 1039,5 | 3,10 | 1109,5 | 2,91 |
Рабочий скот | 179 | 0,6 | 150,5 | 0,45 | 177,5 | 0,47 |
Продуктивный скот | 5871,5 | 20,6 | 7457 | 22,25 | 8693 | 22,79 |
Многолетние насаждения | - | - | - | - | - | - |
Из них виноградники | - | - | - | - | - | - |
Итого |
28550 |
100,0 |
33514,5 |
100,00 |
38145 |
100,00 |
1. структура фондов разнообразна, во многих случаях фонды в 2009 году незначительно сокращены по отношению к аналогичным показателям за 2007 и 2008 гг.
2. среди наиболее развитых фондов можно выделить фонд "машины и оборудование" и фонд "продуктивный скот", они показали положительную динамику роста за период 2007-2009 гг., что связано с вводом новых единиц этих фондов в эксплуатацию.
Показатель
Год
Год
Год
Фондооснащенность, тыс.руб.
На 100 га с/х угодий
597,9
701,9
798,8
На 100 га пашни
714,5
838,7
954,6
На 100 га посевов
822,5
978,2
1136,6
Фондоотдача, тыс.руб.
0,39
0,41
0,43
Фондоемкость, тыс.руб.
2,13
2,4
2,31
Коэффициент обновления
0,16
0,27
0,13
Коэффициент выбытия
0,09
0,09
0,09
Данные таблицы показывают, что компания имеет хорошую фондовооруженность и продолжает наращивать ее с каждым годом, что свидетельствует об эффективном использовании фондов предприятия. Фондоотдача является основным показателем эффективности использования основных фондов. В течение анализируемого периода данный показатель незначительно вырос. Этот показатель показывает, сколько продукции получено в расчете на единицу основных средств. Следовательно, нужно отметить, что в хозяйстве заметен рост валовой продукции, что является благоприятным фактором. Обратным показателем фондоотдачи является показатель фондоемкости. Данный показатель нестабилен.
Хозяйству можно порекомендовать следующие мероприятия: - сокращение количества неиспользуемого оборудования; - улучшение работы вспомогательных и обслуживающих производств; - совершенствование системы поощрения обслуживающих оборудование работников; - совершенствование технологических процессов; - техническое перевооружение отдельных участков; - повышение уровня технического обслуживания.
2.4 Анализ состава и эффективности использования оборотных средств
Показатель |
Год | |||||
Г. |
Г. |
Г. | ||||
Тыс.руб | в % к итогу |
Тыс.руб | в % к итогу |
Тыс.руб | в % к итогу | |
I. Оборотные фонды, всего |
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
Сырье, материалы, и другие аналогичные ценности | 5782 | 48,96 | 6688 | 48,13 | 7145 | 43,78 |
животные на выращивании и откорме | 4920 | 41,66 | 6038 | 43,45 | 7884 | 48,31 |
затраты в незавершенном производстве | 1108 | 9,38 | 1141 | 8,21 | 1292 | 7,92 |
расходы будущих периодов | - |
| 29 | 0,21 | - |
|
прочие |
|
|
|
|
|
|
Сумма оборотных фондов |
11810 |
100,00 |
13896 |
100,00 |
16321 |
100,00 |
|
|
|
|
|
|
|
Фонды обращения |
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
готовая продукция и товары для перепродажи |
|
| 3 |
| 16 |
|
товары отгруженные | - |
| - |
| - |
|
дебиторская задолженность | 86 | 46,74 | 274 | 71,72774869 | 146 | 49,49152542 |
краткосрочные финансовые вложения | - |
| - |
| - |
|
денежные средства | 98 | 53,26 | 105 | 27,48691099 | 133 | 45,08474576 |
прочие | - |
| - |
| - |
|
Всего |
184 |
100,00 |
382 |
99,21465969 |
295 |
94,57627119 |
|
|
|
|
|
|
|
Оборотные средства, всего, тыс.руб. |
11994 |
|
14278 |
|
16703 |
|
В стоимостной оценке, количество оборотных средств за рассматриваемый период 2008-2010 гг., имеет тенденцию к росту. Важным фактором является увеличение доли стоимости животных на выращивании почти в два раза в 2009 году против показателя 2007 года.
Сокращается дебиторская задолженность, что позволяет ускорить оборачиваемость капитала и увеличить прибыль хозяйства.
Увеличилась стоимость незавершенного производства, что также к замедлению оборачиваемости капитала и сказывается на финансовых результатах. Из таблицы видно, что доля денежных средств постоянно изменяется, хотя по нормативу они должны составлять около 10 % всех оборотных средств.
Показатель |
Год |
Год |
Год |
Коэффициент оборачиваемости |
1,16 |
1,085 | 1 |
Коэффициент загрузки |
0,86 |
0,92 |
0,99 |
Материалоотдача |
4,22 |
4,27 |
4,28 |
Материалоемкость |
0,23 |
0,23 |
0,23 |
314,6 |
336,4 |
365 | |
Ускорение оборачиваемости | - |
21,8 |
28,6 |
926 |
1320 | ||
Привлечение, тыс.руб. |
Данные таблицы свидетельствуют об увеличении периода оборачиваемости капитала, а также о сокращении коэффициента оборачиваемости, что является одной из причин низких финансовых показателей хозяйства.
2.5 Анализ кадрового состава и эффективность его использования.
Категория работников |
Год |
Год |
Год | ||||||
Средняя численность | з/п, тыс.руб. | В среднем на 1 работника, тыс.руб | Средняя численность | з/п, тыс.руб. | В среднем на 1 работника, тыс.руб | Средняя численность | з/п, тыс.руб. | В среднем на 1 работника, тыс.руб | |
Рабочие: | |||||||||
Трактористы-машинисты | 33 | 516 | 15,63 | 32 | 725 | 22,65 | 30 | 803 | 26,76 |
Операторы доения | 30 | 434 | 14,46 | 27 | 525 | 19,44 | 29 | 755 | 26,03 |
Скотники КРС | 12 | 129 | 10,75 | 12 | 197 | 16,41 | 12 | 198 | 16,5 |
Служащие: | |||||||||
Руководи-тели | 7 | 223 | 31,8 | 7 | 330 | 47,14 | 7 | 419 | 59,85 |
Специалис-ты | 15 | 258 | 17,2 | 11 | 279 | 25,36 | 14 | 421 | 30,07 |
Работники, занятые в подсобных пром.пред.-ях | 15 | 148 | 9,86 | 16 | 200 | 12,5 | 14 | 223 | 15,928 |
Неоднородность кадрового состава обусловлена задачами хозяйства – основную долю штата составляют рабочие (более 60%), остальную часть – руководство и офисные работники. Временной срез по кадровому составу не показал серьезных тенденций, как массовые увольнения, сокращения, оптимизацию персонала и т.д. Важно отметить, что уровень зарплат в отрасли на примере данного предприятия является рыночным, полагаю, заработная плата позволяет удерживать работников на производстве.
Показатель
Год
Год
Год
Произведено валовой продукции на 1 среднегодового работника, тыс.руб., всего:
103,96
127,12
140,5
В том числе растениеводство
201,9
254,265
254,87
Животноводство
225,24
276,064
287,94
Темпы роста производительности труда, % всего:
100
122,2
135,14
В т.ч. растениеводство
100
125,93
126,23
Животноводство
100
122,56
127,836
12,608
17,204
21,394
В т.ч. растениеводство
12,4
17,2
22,04
Животноводство
12,62
17,28
21,6
Темпы роста оплаты труда %, всего:
100
136,45
169,68
В т.ч. растениеводство
-
138
128
Животноводство
-
137
125
Стоимость товарной продукции животноводства превышает стоимость товарной продукции растениеводства. Темпы роста производительности труда увеличиваются с каждым годом, в 2009 году рост составил 135,14%. Темпы роста производительности по животноводству и растениеводству примерно одинаковы. По оплате труда темпы роста отрасли растениеводства превосходят темпы роста отрасли животноводства. С экономической точки зрения необходимо, чтобы темпы роста производительности труда преобладали над темпами роста оплаты труда. Отметим, что данное хозяйство выдерживает данную стратегию оплаты труда.
Продукция
Год
Год
Год
В среднем за три года
Влияние факторов
Растениеводство:
Зерно
2,021
2,005
2,35
Многолетние травы, в том числе:
Сено
0,158
0,137
0,086
Семена
10,52
20
14,28
Зеленая масса
0,020
0,047
0,048
Выпас
Нет данных
Животноводство:
Молоко
8,04
7,30
6,64
Прирост
52,35
47,23
53,37
Наиболее трудоемким направлением деятельности предприятия является прирост КРС – более 50 чел.-час на 1 ц.
2.6 Анализ финансовой деятельности предприятия
Вид продукции |
Результат, тыс.руб. | Уровень рентабельности, % | |||
прибыль | убыток | ||||
Год | |||||
Растениеводство, всего | 405 | 505 | 100 | - | |
Пшеница | 227 | 277 | 50 | - | |
Рожь | 12 | 10 | 2 | 20 | |
Ячмень | 84 | 91 | 7 | - | |
Овес | 81 | 126 | 45 | - | |
Прочая продукция растениеводства | 1 | 1 | 0 | - | |
Животноводство, всего | 12873 | 11669 | 1204 | 10 | |
КРС | 4804 | 4258 | 546 | 13 | |
Лошади | 56 | 38 | 18 | 47 | |
Прочие виды животных | 144 | 153 | 9 | - | |
Молоко цельное | 7859 | 7214 | 645 | 8 | |
Прочая продукция | 10 | 6 | 4 | 66 | |
2008 год | |||||
Растениеводство, всего | 412 | 697 | 285 | - | |
Пшеница | 218 | 451 | 223 | - | |
Рожь | 30 | 27 | 3 | 11 | |
Ячмень | - | - | - | - | - |
Овес | 102 | 163 | 61 | - | |
Прочая продукция растениеводства | 62 | 56 | 8 | 14 | |
Животноводство, всего | 14645 | 12860 | 1785 | 14 | |
КРС | 5918 | 4946 | 972 | 20 | |
Лошади | 106 | 161 | 55 | - | |
Прочие виды животных | - | - | - | - | - |
Молоко цельное | 8614 | 7745 | 869 | 1 | |
Прочая продукция | 8 | 8 | 0 | 0 | - |
2009 год | |||||
Растениеводство, всего | 594 | 702 | 108 | - | |
Пшеница | 163 | 199 | 36 | - | |
Рожь | - | - | - | - | - |
Ячмень | 1 | 1 | - | - | - |
Овес | 244 | 353 | 109 | - | |
Прочая продукция растениеводства | 186 | 149 | 37 | 25 | |
Животноводство, всего | 15779 | 14058 | 1721 | 12 | |
КРС | 5230 | 5289 | 59 | - | |
Лошади | 81 | 49 | 32 | 32 | |
Прочие виды животных | - | - | - | - | - |
Молоко цельное | 10460 | 8714 | 1746 | 20 | |
Прочая продукция | 8 | 6 | 2 | 33 |
Анализ данных таблицы показал, что продукция растениеводства прибыли не приносит, т.к. в течение всего рассматриваемого периода по всей продукции производственная себестоимость превышает цену реализации (исключение составляют рожь, которая первые два года показывала незначительную прибыль, но в последний год, вероятно, была изъята из производства; и прочая продукция растениеводства, которая показала неплохую прибыль, но ее доля настолько мала в структуре продукции предприятия, что на фин. результатах это не отражается). Ситуация по животноводству внушает надежду, здесь практически все направления показывают прибыль, наибольший удельный вес в структуре прибыли по животноводству имеет производство лошадей и КРС.
Заключение
Обобщая информацию, приведенную в практической части настоящей работы, предлагаем следующие варианты оптимизации хозяйственной деятельности предприятия:
1. В структуре земельных ресурсов неоправданно высока доля пашен, соотношение пашни к пастбищам составляет 6:1, кроме того, более 30% от земельных ресурсов никак не используются под нужды хозяйства. В данном случае можно предложить либо экстенсивный путь развития компании за счет вырубки лесов и адаптации земель под с/х угодия, либо интенсивный путь, предполагающий значительное снижение затрат на производство продукции в долгосрочной перспективе.
2. сконцентрировать усилия на продукте, дающем макс.прибыль, а именно выращивания КРС .
3. искать пути снижения себестоимости производства КРС.
4. автоматизировать труд, что позволит значительно снизить издержки хозяйства на зарплату рабочим
Список использованной литературы
1. Глазунов В.Н. Управление доходом фирмы. // Финансы. 2001 №8, с.20.
2. Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия. // Финансы. 2001 №4, с.15
3. Корсаков М.Н. Экономика предприятия. Таганрог: ТРТУ, 1995.
4. Кушлин В. Задачи экономического роста. //Экономист. 2001 №1, с.3.
5. Литовских А.М. Финансовый менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1999.
6. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Таганрог: ТРТУ, 1997.
7. Омаров А.М. Экономика производственного объединения (предприятия). М.: Экономика, 1985.
8. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М.: изд-во 1992.
9. Попов Г.Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985.
10. Экономика машиностроительного производства. Учебник для вузов / Под ред. И.Э.Верзина и В. Калинина. М.: Высшая школа, 1988.
11. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: учебник для вузов. 3е издание СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999.-544с.: ил.
12. Экономическая теория: учебник для вузов/Н.В.Сумцова, Л.Г.Орлова.; Под ред. Н.В.Сумцовой, Л.Г.Орловой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-665с.
13. Буряковский В.В. Финансы предприятий http://books.efaculty.kiev.ua/finpd/1/
Введение
Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку с затратами на производство, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
Целью данной работы является изучение основ теории прибыли, а также анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК СПК «Заря».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике;
- произвести анализ хозяйственной деятельности СПК «Заря»;
-сформулировать предложения по оптимизации финансовых результатов деятельности указанного предприятия.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из 2 глав, последовательно раскрывающих тему работы.
Объектом исследования выступило СПК «Заря» Алнашского района.
Теоретической и методологической основой работы явились научные труды и учебные пособия по экономике, экономической теории, анализу хозяйственной деятельности, а также материалы периодической печати. Информационной базой исследования явилась форма отчетности предприятия – бухгалтерский баланс за период 2008-2009 гг.
Глава 1. Прибыль предприятия: сущность явления, виды прибыли, порядок расчетов и факторы роста прибыли
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия
Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов [3, С.13].
Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения - междуваловыми доходами и издержками обращения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности [12, С. 43].
По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения - как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места прибыли в доходе страны. Так или иначе, суть прибыли заключается в получении выгоды хозяйствующего субъекта. Если предприятие (фирма) работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.
Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала [11, С. 45].
В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия (фирмы), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива [12, С. 75].
1.2 Виды прибыли и их расчет
В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими понятиями (видами) прибыли:
Прибыль от реализации продукции (продаж) Пр — это разность между выручкой от продаж Вр и издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимости) Зпр, суммой налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов АКЦ:
Пр = Вр - Зпр - НДС - АКЦ.
Прибыль от прочей реализации (Ппр) — это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Определяется как разница между выручкой от реализации (Впр) и затрат на эту реализацию (Зр):
Ппр = Впр - Зр [13].
В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) [5, С.78].
Прибыль от внереализационных операций — это разница между доходами от внереализационных операций (Двн) и расходами по внереализационным операциям (Рвн):
Пвн = Двн - Рвн.
Доходы от внереализационных операций — это доходы от долевого участия в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией.
Расходы по внереализационным операциям — это затраты на производство, которое не дало продукции.
Балансовая прибыль: Пб = Пр + Ппр + Пвн.
Чистая прибыль: Пч = Пб – отчсл [6, С. 47].
Для оценки эффективности работы коммерческого предприятия не-достаточного использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие коммерческие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности [13].
1.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия [7, С. 46].
Далее более подробно остановимся на внутренних основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.
В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности [9, С.41].
Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая, при прочих равных условиях, находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.
Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов, а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции [10, С. 78].
Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен. Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли [10, С. 80].
Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Либерализация цен в России привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства [9, С.86].
Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов.
Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.
Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях [1, С. 89].
В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
· Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
· Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.
· Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.
· Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.
· Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.
· Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.) [5, С. 67].
1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии
Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, на сколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствует объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.
Распределение прибыли является составной неразрывной части общей системы распределительных отношений и, пожалуй, на ровне с распределением дохода физических лиц самой главной.
Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятие по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.
По сути распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях[6,25]:
Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.
Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли(убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Далее прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), суммы списанных на убытки недостач, суммовые разницы и др. Таким образом, прибыль, подлежащая налогообложению, заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли.
Следовательно, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью оборотные средства
Было бы рационально, если бы размер налоговых платежей из прибыли не превышал трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.
Оставшиеся две трети могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.
Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.
В современных условиях в результате приватизации общегосударственной собственности в России сложился класс собственников, принципиально отличающийся от среднего класса в экономически развитых и других развивающихся странах. В большинстве своем это члены трудового коллектива, бесплатно или за небольшую плату получившие акции своего предприятия. Из-за отсутствии собственных накоплений они не в состоянии осуществить вложение в свое предприятие, необходимые ему для выхода из финансового и производственного кризиса. По законам рыночной экономики никто, кроме собственников, не обязан предоставлять денежные средства для финансового оздоровления. Из создавшейся ситуации есть два выхода:
1. Признание предприятия банкротом и погашение долгов за счет реализации имущества;
2. Покрытие убытков и задолжности за счет средств собственников.
В первом случае может не хватить имущества на покрытие долгов, или же оно будет состоять из трудно реализуемых или неликвидных активов. Тогда признание предприятия банкротом не доставит удовольствия никому из заинтересованных сторон: ни кредиторам, ни работникам предприятия, ни собственникам, ни государству. Видимо, поэтому практика признания предприятия банкротом в России пока не получила широкого распространения.
Во втором случае собственники либо должны добровольно отказаться от своей собственности и передать акции своему предприятию для последующей их реализации за деньги, либо внести средства на покрытие убытков и задолжности.
На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.
Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования производственного и социального развития.
В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.
Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов производственного назначения, проведение оздоровительных культурно – массовых мероприятий и т.п.
На практике возможно применение различных методик планирования прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:
1) Традиционные методы.
2) Методы маржинального анализа.
3) Экономико-математические методы.[7,18]
Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередный характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, открытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.