Оглавление
Задачи и итоги эксперимента
Анализ применяемых дистанционных технологий
Оснащение телекоммуникациями
Профессорско-преподавательский состав
5. Информационное обеспечение образовательной деятельности вузов
6. Структура образовательного контента
Контроль за усвоением знаний
8. Качество обучения студентов
Выводы и предложения
ОБОБЩЕНИЕ И КРАТКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Задачи и итоги эксперимента
Необходимость в проведении широкомасштабного эксперимента по внедрению дистанционного образования возникла после проведения в 2006г. в Москве Конгресса ЮНЕСКО, ясно показавшего, что многие страны видят дальнейшее развитие национальных образовательных систем с нарастающим использованием дистанционных технологий. Россия сразу же заявила о себе как об одном из лидеров данного прогрессивного направления, представив Конгрессу ЮНЕСКО развернутую программу развития дистанционного образования. С целью апробации первоначального этапа реализации этой программы в июле 2007 года был начат эксперимент в области дистанционного образования. Первоначально в эксперименте участвовали вузы с различной формой собственности: государственной – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и негосударственной – Современный гуманитарный университет (институт), Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП), Международный институт гостиничного менеджмента и туризма (МИГМТ), Международный университет бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). Далее к эксперименту присоединялись Международный институт менеджмента «Линк», Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Российский университет дружбы народов (РУДН) и другие вузы-участники.
В ходе эксперимента предполагалось решить следующие задачи:
· развить и апробировать разнообразные дистанционные технологии обучения, в том числе информационные технологии, опирающиеся на быстро прогрессирующие средства вычислительной техники и телекоммуникации;
· создать и апробировать специфические учебные материалы, продукты, методику и дидактику их применения в дистанционном учебном процессе;
· показать, что доступность образования, получаемого с использованием дистанционных технологий обучения не является следствием снижения качества образования;
· показать, что высокое качество образования складывается из актуального, логически непротиворечивого, предметно – ориентированного контента и прогрессивных образовательных технологий, опирающихся на мировые достижения в области информационных систем и телекоммуникаций;
· убедить консервативно настроенные слои социума и академического сообщества в полезности и необходимости применения прогрессивных дистанционных средств и методов обучения при реализации предусмотренных законом форм получения образования;
· определить необходимые параметры технического и информационного оснащения дистанционного образовательного процесса, которые могут быть применены как лицензионные нормативы и аттестационные требования;
· определить те изменения и дополнения, которые необходимо внести в действующие законы и подзаконные акты, чтобы легализовать широкое применение методов дистанционного обучения.
За годы проведения эксперимента основная часть задач была решена.
Получили развитие кейс-технологии, Интернет (сетевые) и телевизионные методы дистанционного обучения. В настоящее время во многом благодаря эксперименту по уровню развития современных электронных средств обучения ряд экономических и гуманитарных вузов России находится в одном ряду с ведущими университетами индустриально развитых стран Запада. Задача расширения масштабов применения современных электронных и телекоммуникационных средств и информационных технологий в образовании может быть решена с помощью увеличения инвестиций и совершенствования экономических механизмов финансирования в образовательной сфере.
Вузами развернуто создание специального учебно-методического обеспечения, ориентированного на применение дистанционных технологий: электронных и мультимедийных учебников, обучающих компьютерных программ, электронных тестов, учебных видеофильмов, видеолекций, модульных рабочих учебников (построенных на интеграции нескольких учебных курсов), а также новых педагогических приемов и методик их использования. Следует специально отметить создание интегрированных сетевых обучающих курсов, которые можно реализовать в режиме off и on-line обучения в интегрированной региональной образовательной среде, либо в форме распределенного обучения, распределенных интернет-тренингов при реализации образовательных программ в сферах среднего и высшего образования, а также дополнительного профессионального образования. В рамках интегрированных сетевых обучающих курсов Интернет используется не только как средство доставки информации, но и как образовательная среда. Нарастание количества подобных курсов на основе все более широкой апробации в учебном процессе сопровождается улучшением качества обучения.
Показано достаточно высокое качество дистанционного образования. Десятки тысяч выпускников успешно прошли итоговую аттестацию в государственных аттестационных комиссиях, десятки филиалов вузов-участников прошли полные процедуры аттестации и получили государственную аккредитацию. Выпускники, получившие дистанционное образование, охотно принимаются предприятиями на работу, как российскими предприятиями, так и зарубежными фирмами; их практически нет среди безработных, зарегистрированных службами занятости.
Общество в целом и академическое сообщество практически преодолело известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Многие вузы России в настоящее время в том или ином масштабе и в той или иной форме разрабатывают и применяют средства и методы дистанционного образования. В большинстве регионов проводятся соответствующие конференции, семинары, выпускаются научно-технические журналы и монографии.
Необходимо отметить, что в ходе эксперимента проблемы развития дистанционного образования стали рассматриваться гораздо шире, чем первоначально в 2007 г. Если сначала речь шла о ДО как о возможной форме получения образования, то уже сам ход эксперимента показал, что те или иные элементы дистанционного образования достаточно широко применяются в российских вузах и в традиционных формах получения образования. С учетом интенсивного развития информационных технологий в мире меняется и сам образовательный рынок и образовательная среда, в рамках которой реализуется процесс обучения. Мировые тенденции все ярче показывают, что будущее за гибкими, электронными моделями образовательного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии, в том числе и дистанционные.
С постоянной периодичностью на базе вузов-участников эксперимента, таких как Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Современный гуманитарный университет (институт), ММИЭИФП, Международный институт менеджмента «Линк», Московский государственный индустриальный университет, РУДН и других проводятся конференции и семинары по тематике, отражающей как системные проблемы, так и отдельные вопросы в области практического применения дистанционных образовательных технологий.
Сложились представления о минимально необходимых требованиях к техническому и информационному оснащению дистанционного процесса. Многократно обсуждались проекты соответствующих нормативов.
Вошли в действие новые нормативные документы, в значительной мере легализующие методы дистанционного обучения и переносящие большую долю ответственности за качество подготовки специалистов с филиалов и представительств на головной вуз – «Типовое положение о филиале государственного высшего учебного заведения федерального подчинения», введенное в действие 16 марта 2009г., «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ», введенное в действие 5 апреля 2001г. и «Примерное положение о представительстве высшего учебного заведения», введенное в действие 2 июля 2001г.
Эксперимент по дистанционному образованию и само направление развития дистанционных методов обучения на основе информационных технологий и телекоммуникаций получили безусловную положительную оценку на Парламентских слушаниях, состоявшихся в Совете Федерации 20 апреля 2001г.. Было рекомендовано разработать законопроект, легализующий применение дистанционного обучения в широких масштабах. Такой законопроект был разработан и внесен депутатами ГД Грачевым В.А., Мельниковым И.И., Смолиным О.Н., членами СФ Сударенковым В.В., Мироновым В.А. До вступления в силу внесенного законопроекта и соответствующих нормативных актов необходимо, чтобы все условия эксперимента были сохранены для всех вузов-участников.
Вузами-участниками эксперимента было создано 588 учебных центров, проходили обучение более 206 тысяч студентов и слушателей, получили дипломы более 44,5 тысяч выпускников. В сфере дистанционного образования трудятся более 13 тысяч преподавателей, тьюторов и педагогов-технологов.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2001 № 595 за разработку научно-методических и организационно-технологических основ федеральной университетской сети дистанционного обучения для учебных заведений высшего профессионального образования ряду руководителей вузов-участников эксперимента была присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования за 2001 год.
Можно считать, что цель, поставленная перед экспериментом, достигнута, однако, существует необходимость для проведения новых экспериментальных исследований в сфере дистанционного образования, с целью создания необходимых условий для его поступательного развития при непременном обеспечении высокого качества обучения – важнейшей и безальтернативной стратегии развития всего современного образовательного процесса во всем мире.
Выводы и предложения
Основные задачи эксперимента в области дистанционного образования, проведенного по приказу Министерства образования Российской Федерации выполнены. В ходе эксперимента достигнуты следующие основные результаты:
1. Доказано, что при доступности образования, получаемого с помощью дистанционных технологий обучения обеспечивается достаточно высокое качество образования, которое обеспечивается:
актуальностью, полнотой и систематичностью мультимедийного образовательного контента, поставляемого обучаемым с помощью самых передовых технологий, опирающихся на мировые достижения в области информационных технологий и телекоммуникаций;
качеством подготовки профессорско-преподавательского состава, систематически повышающего свою квалификацию и проходящего аттестацию;
высокой квалификацией специально развиваемого и периодически аттестуемого административного и учебного персонала и эффективностью электронных информационных систем администрирования, обеспечивающих дистанционный учебный процесс;
высокими характеристиками средств обучения и коммуникаций, соответствующих современному мировому уровню развития образовательных технологий;
систематическим контролем качества обучения в региональных учебных центрах всех форм организации.
2. Развиты и апробированы разнообразные дистанционные технологии, существенно отличающиеся как по применяемым образовательным моделям, так и по составу и способам доставки обучаемым образовательного контента. В ходе эксперимента в наибольшей степени исследованы следующие группы дистанционных технологий:
- Интернет-технология в сочетании с использованием обучающих программ и кейс-технологии (МЭСИ, ММИЭИФП и другие),
- информационно-спутниковая сетевая технология (в основном СГИ),
- кейс-технология в сочетании с очными формами занятий специально подготовленных тьюторов со студентами и мультимедийной поддержкой процесса обучения (включающей компьютерно-сетевые элементы) (МИМ ЛИНК, МГИУ, МИЭП, МЭСИ, ВЗФЭИ и другие).
3. В процессе эксперимента созданы (адаптированы) и апробированы специфические учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики и дидактические приемы дистанционного обучения. В ходе исследования выделенных выше групп технологий был определен примерный состав предоставляемого каждому дистанционному студенту учебно-методического комплекта (по сути, содержимого «кейса» обучаемого), включающий в себя:
· руководство по изучению дисциплины,
· специальный учебник (комплект учебников), содержащий теоретический материал для самостоятельного изучения дисциплины,
· набор профессиональных задач и индивидуализированных заданий, позволяющих осуществить их отработку с использованием знаний, полученных в ходе изучения дисциплины,
· практикум для выполнения практических и(или) сборник контрольных заданий,
· хрестоматия,
· набор мультимедийных учебных материалов (CDROM, аудио- и видеоматериалы).
· аналоговые «кейс-лаборатории» коллективного пользования.
Эти материалы дополняются учебной информацией, получаемой через специальные учебные порталы интернет-библиотек и других организованных учебно-информационных массивов, доступных через интернет.
4. Для более полного исследования различных подходов к дистанционному образованию и особенностей применяемых технологий были созданы рабочие группы из представителей разных вузов, на основании данных которых (а также данных, представленных в отчетах вузов-участников) определены некоторые важные характеристики технического и информационного обеспечения дистанционного образовательного процесса.
5. Определены наиболее важные области деятельности вузов, работающих в области дистанционного образования, требующие разработки (изменения) законов и нормативных актов и выработаны соответствующие предложения.
6. В целом доказана необходимость и государственная важность развития дистанционного образования в России (полностью соответствующего главной тенденции общемирового образовательного процесса) при непременном обеспечении его высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам.
Вместе с тем эксперимент позволил выявить следующие важные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее развитие дистанционного образования в России:
1. Достаточно влиятельные слои академического сообщества еще остаются на позициях предубежденности и консервативности по отношению к реалиям общемирового образовательного процесса и роли дистанционного образования, позиционируясь по отношению к нему в диапазоне от «то, что дистанционно – фикция, или это нечто заведомо некачественное» до «дистанционная технология – это технический вопрос, частное дело занимающихся этим вузов». Проблемы дистанционного образования в прямой постановке и с достаточной полнотой не представлены в Программе информатизации российской системы образования и других плановых документах государственного уровня. Сам Всероссийский эксперимент проводился по инициативе и на средства вузов-участников. Важнейшая проблема стандартизации и создания интегрирующих основ в области дистанционного образования в России не отражена в планах НИР до 2005 года и часто становится предметом узковедомственного рассмотрения отдельными вузами без надлежащего обсуждения, экспертизы и учета особенностей, применяемых вузами дистанционных технологий. Это позволяет сделать вывод о недостаточности государственной поддержки процесса развития дистанционного образования в России.
2. Исторически вузы, осуществляющие дистанционный образовательный процесс, действовали автономно и к настоящему времени создали достаточно эффективные системы дистанционного образования, сильно отличающиеся по используемым моделям, технологиям и формам организации и использования образовательных контентов. Это значительно затрудняет (а часто и делает невозможным) обмен положительными результатами и достижениями и эффективный информационный обмен вообще. По причине отсутствия интерфейса на основе единых стандартов возникают трудности интегрирования в общемировой дистанционный процесс, уже организованный на основе международных стандартов. Практически полное отсутствие этой проблемы в перспективных программах исследований до 2005 года означает, что дистанционное образование в России будет развиваться спонтанно по принципу «кристаллизации» вокруг вузов-разработчиков эффективных, но не комплиментарных (не совместимых) дистанционных технологий и интеграция возможна лишь на уровне этих образовательных сетей вузов.
3. Совокупность трех основных факторов: бурного развития глобальных электронно-сетевых технологий (Интернет, спутниковые коммуникации (и особенно спутниковое телевидение), глобализация образовательного рынка и значительное превосходство зарубежных дистанционных образовательных продуктов и технологий, в отличие от российских, приведенных к единым стандартам качества (IMS и другие стандарты семейства ISO), является источником возникновения качественно новой и сложной проблемы – международной конкуренции образовательных организаций. То есть «не за горами» та неприятная ситуация, когда российский потенциальный студент выбирает дистанционное образование, предлагаемое ему по глобальным сетям, зарубежными вузами.
4. Начав исследования в рамках эксперимента, вузы- участники фактически действовали в условиях «правового вакуума» - то есть при полном отсутствии соответствующей законодательной и нормативной базы. Принятые в ходе эксперимента правовые и нормативные акты легализовали некоторые специфические реалии дистанционного образовательного процесса. Вместе с тем еще остаются нерешенными ряд принципиальных юридических и других проблем, подробнее освещенных в отдельном подразделе Б, требующих разработки соответствующих законов (внесения изменений в существующие законы) и нормативных актов. При этом следует подчеркнуть, что все развитие нормативно-правовой базы дистанционного образования должно быть направлено на две цели: широкое и многовариантное развитие дистанционного образования и непременного обеспечения требуемого качества этого образования. Разработка законопроектов и нормативных актов требует широкого обсуждения и экспертизы с участием вузов, представляющих существенно различные образовательные модели и технологии, а сами нормативные акты должны содержать процедуры классификации технологий конкретных вузов, предваряющей собственно проверку на соответствие нормам.
Для решения этих и ряда других проблем вузами-участниками эксперимента подготовлены следующие предложения:
1. Продолжить эксперимент в области дистанционного образования с целью исследования факторов, определяющих интенсификацию многовариантного развития дистанционного образования в России при обеспечении его высокого качества, а также его интеграцию в рамках как национального, так и общемирового образовательного процесса в условиях глобализации рынка и международной конкуренции в этой области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
· проведение дальнейших исследований образовательных моделей, научно-методических и дидактических наработок вузов в области дистанционного образования с целью выявления его принципиальных и качественных отличий от традиционных форм обучения,
· формирование необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей полную легитимность использования технологий дистанционного образования, осуществляемого в различных организационных формах,
· стандартизация качественных параметров образовательного процесса, соответствующую международным стандартам в этой области, а также позволяющей развивать различные подходы и технологии дистанционного образования,
· формирование основ унификации средств коммуникаций и формирования образовательного пространства, позволяющей осуществлять взаимовыгодный обмен передовыми достижениями в области дистанционного образования,
· исследования и апробация различных видов дистанционных технологиий, отработки новых форм взаимодействия вузов, осуществляющих широкомасштабное развитие дистанционных технологий, и отработка вопросов управления исследованиями и соответствующих технологий информационного обмена,
· продолжение изучения характеристик информационного и технического обеспечения дистанционного образовательного процесса,
· исследование параметров и проблем развития дистанционного образования в России в контексте общемирового образовательного процесса.
Для решения этих задач вузы- участники эксперимента считают необходимым:
а). В рамках Программы информатизации российской системы образования создать отдельное направление по проблематике «Образовательные технологии, управление качеством и нормативно-правовое обеспечение дистанционного образования».
б). Усилить в планах НИР и обеспечить соответствующую поддержку этих и других исследований в области дистанционного образования.
в). В целях обеспечения управляемости исследованиями, проводимыми в различных вузах, образовать консорциум вузов - активных участников эксперимента, основанный на принципах приоритета указанной выше общесистемной цели эксперимента, открытости и равноправия участников, толерантности к различным подходам в области дистанционного образования, необходимости активного и конструктивного участия в работе консорциума.
В рамках эксперимента его участниками было осознана недостаточность нормативно-правового обеспечения отношений в системе дистанционного образования. Таким образом, участникам эксперимента приходилось действовать в «правовом вакууме». Вместе с тем положения образовательного законодательства, определяющие правовой статус образовательных учреждений, пределы свободы образовательного учреждения в определении своей структуры, процедуры регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений и их обособленных структурных подразделений, препятствует развитию системы дистанционного образования.
Юридический анализ хода проведения и результатов эксперимента обнаруживает недостатки в существующем образовательном законодательстве, создающие проблемы развития отношений в системе дистанционного образования:
Проблемы, связанные с разделением системы образования на формы, уровни и ступени образования, противоречащие принципу непрерывности образования.
В рамках разработки образовательных программ, реализуемых в системе дистанционного образования, было обнаружено, что вследствие несогласованности государственных образовательных стандартов различных уровней образовательные программы разных уровней образования зачастую содержат одни и те же курсы образовательных дисциплин (дублирование учебного материала). Таким образом, традиционная система образования не всегда может обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса. В законе нет механизма согласования образовательных программ разных уровней разных образовательных учреждений.
Проблемы координации деятельности образовательного учреждения вне места его нахождения.
Следствием свойства экстерриториальности дистанционного обучения является возможность образовательного учреждения реализовать образовательную программу учащимся в независимости от места нахождения образовательного учреждения и учащегося. Однако, действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действий образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять обучение, но могут проводить консультационную деятельность, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и оказывать помощь студентам-заочникам в освоении образовательных программ за счет привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, например, преподавателей экстерриториальных кафедр вуза, проживающих в местах компактного сосредоточения дистанционных студентов. Поэтому, логичным было бы распространение «статуса экстерриториальности» на лицензии образовательных учреждений, реализующих учебные программы с использованием дистанционного обучения.
Проблема несоответствия существующих лицензионных нормативов, разработанных для традиционных технологий получения образования особенностям обучения с использованием дистанционных технологий.
Это несоответствие проявляется в части:
а) требований к наличию и оснащенности арендуемых площадей (при дистанционном обучении аудиторные занятия проводятся в значительно меньшем объеме);
б) количеству штатных преподавателей, имеющих ученую степень (при дистанционном обучении значительная часть нагрузки выполняется преподавателями, имеющими специальную методическую подготовку, а также опыт практической работы по профилю обучения, но не имеющими ученую степень);
с) требований к обеспечению литературой в традиционной библиотеке (при дистанционном обучении обучаемые получают индивидуальный комплект учебно-методических материалов, который часто не может быть отражен на балансе базового вуза, а также имеют доступ в электронные библиотеки вузов) и др.
Проблемы отдельных процедур лицензирования, аттестации и аккредитации филиалов ВУЗов.
Согласно Закону «Об образовании» филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование и аттестацию отдельно от головного ВУЗа. И только аккредитацию – в составе головного вуза. Это противоречит положениям Гражданского Кодекса, согласно которым филиал (также как и представительство) не является юридическим лицом, а лишь обособленным подразделением юридического лица.
Проблема взаимодействия с региональными Советами ректоров на предмет открытия филиала или представительства образовательного учреждения в соответствующем регионе.
Региональный совет ректоров не всегда может объективно оценить ВУЗ, стремящийся выйти на региональные рынки образовательных услуг, так как региональные ВУЗы прямо конкурируют с филиалами московских ВУЗов на своем региональном рынке.
Советы ректоров наделены весьма широкими полномочиями, в том числе административно-контрольными, что в совокупности с полным отсутствием нормативно-правовых актов, разъясняющих данные функции советов ректоров, а также ограничивающих или определяющих их компетенцию, приводит к достаточно опасным проявлениям.
Согласно письму Минобразования РФ от 29.04.99 г. № 15-20ин/15-11 «О филиале ВУЗа» при рассмотрении вопросов создания филиала может учитываться мнение соответствующего совета ректоров высших учебных заведений Российской Федерации», т.е. совет ректоров может прямо влиять на возможность создания филиала в конкретном регионе, и, при желании, избавиться от потенциального конкурента. Региональный совет ректоров может дать негативную оценку на предложение о создании филиала, мотивируя свое решение любыми причинами или никак не мотивируя, а также любыми способами затягивать процесс принятия решения.
На сегодняшний день назрела острая необходимость четко определить функции и компетенцию советов ректоров, цели их деятельности, роль в системе образования Российской Федерации, перспективы их функционирования и дальнейшего развития, как для всей образовательной системы России, так и для отдельных ее частей.
Деятельность советов ректоров должна быть нацелена на решение межвузовских проблем, обмен опытом осуществления образовательной деятельности, а также координацию работы ВУЗов региона, а не на организацию региональных монополий, основанных на интересах местных ВУЗов.
Проблема статуса учащегося в системе обучения с использованием дистанционных технологий.
Права и обязанности обучающихся по образовательным программам, реализуемым в рамках дистанционного образования не определены. Сегодня правовой статус такого обучающегося практически приравнивается к статусу экстерна или заочника. Однако в системе дистанционного образования не существует правового обоснования такого отождествления.
Проблема организации труда преподавателей и работников ВУЗа в системе обучения с использованием дистанционных технологий.
В рамках проведения эксперимента обозначилась проблема нормирования труда преподавателей и работников, участвующих в реализации образовательной программы в рамках дистанционного образования.
Проблемы заполнения дипломов в части обязательного названия формы обучения и образовательного подразделения.
Инструкция по заполнению документов об образовании предписывают в приложении к диплому указывать форму получения образования и филиал, в котором проходил обучение выпускник. Данное положение является дискриминационным по отношению к таким учащимся, так как предполагает, что сведения о форме получения образования и месте прохождения образовательной программы могут иметь значение для потенциального работодателя при определении уровня подготовки специалиста. При этом в инструкциях не описывается ситуация, предусмотренная Законом «Об образовании», когда гражданин получает образование в условиях сочетания различных форм обучения.
ТИПЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАСШТАБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Таб. 1
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА-УЧАСТНИКА
Первая группа
применение преимущественно спутниковых информационных технологий в сочетании с другими технологиями
Вторая группа
применение преимущественно сетевых технологий в сочетании с другими технологиями
Третья группа
применение преимущественно кейсовых технологий в сочетании с другими технологиями
Четвертая группа
Применение традиционных технологий с добавлением телевизионных, сетевых, кейсовых дистанционных методов
К вузам, применяющим дистанционные технологии в крупных масштабах относятся:
Таб. 3
НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА | Количество учебных центров | Количество дистанцион. студентов | Количество дипломирован-ных дистанционных выпускников |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики | 150 | 54000 | 10000* |
Современный гуманитарный университет (г.Москва) | 146 | 110000 | 31000 |
Международный институт менеджмента «ЛИНК» центры-филиалы (центры-партнеры) | 5(80) | 257(5000) | 30(1303) |
Московский государственный индустриальный университет; центры-филиалы и представительства (центры-партнеры) | 7(46) | 17000 | 2041 |
Международный институт экономики и права (г.Москва) | 14 | 10500 | 1575 |
К вузам, применяющим дистанционные технологии в средних масштабах относятся: | |||
Таб. 4 | |||
НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА | Количество учебных центров | Количество студентов | Количество дипломирован-ных дистанцион-ных выпускников |
Московская финансово-юридическая академия | 46 | 1500 | нет |
Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва) | 41 | 2073 | нет |
Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва) | 26 | 1500 | нет |
| |||
К вузам, применяющим дистанционные технологии в малых масштабах относятся: | |||
Таб.5 | |||
НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА | Количество учебных центров | Количество студентов | Количество дипломирован-ных дистанционных выпускников |
Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП) | 7 | 800 | 70 |
Воронежский экономико-правовой институт | 6 | 600 | нет* |
Российский университет дружбы народов | 5 | 1400 | 250 |
Казанский государственный технический университет | 5 | 150 | нет* |
Владимирский государственный университет | 4 | 400 | нет* |
Международный университет бизнеса и новых технологий (Институт) г.Ярославль | 2 | 1684 | 228 |
Московский государственный институт электронной техники (технический университет) | 2 | 200 | нет* |
Международный институт гостиничного менеджмента и туризма | 1 | 349 | 88 |
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ Таб. 7
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА-УЧАСТНИКА | Количество образовательных программ | Количество ППС в т.ч. обучающих дистанционных студентов | Количество тьюторов | Количество ППС на одну образовательную программу | Кол-во дистанционных студентов на 1 тьютора | ||||
Общее кол-во ППС | Из них с уч. степ. | В т.ч. докторов наук | Общее кол-во ППС | Из них с уч. степ. | В т.ч. докторов наук | |||||
1 | Владимирский государственный университет | 2 | нет данных | нет данных | нет данных | 40 * | 20 * | 10 * | 4 * | 10 |
40 * | 20 * | 8 * | ||||||||
2 | Воронежский экономико-правовой институт | 4 | 610 | 390 | 30 | 60 * | 20 * | 10 * | 4 * | 10 |
80 * | 40 * | 15 * | ||||||||
3 | Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва) | 2 | 695 | 477 | 75 | 173 | 87 | 52 | 4 * | 11 |
173 | 103 | 7 * | ||||||||
4 | Казанский государственный технический университет | 1 * | нет данных | нет данных | нет данных | 10 * | 20 * | 10 * | 2 * | 15 |
20 * | 10 * | 2 * | ||||||||
5 | Международный институт менеджмента ЛИНК (г. Жуковский) | 2 | нет данных | нет данных | нет данных | 120 * | 70 | 18 | 5 | 13 |
56 | 35 | 9 | ||||||||
6 | Международный институт экономики и права (г. Москва) | 5 | нет данных | нет данных | нет данных | 900 * | 134 | 102 | 20 | 12 |
667 | 507 | 98 | ||||||||
7 | Московский государственный институт электронной техники (технический университет) | 3 | 800 * | 550 * | 120 * | 20 * | 12 | 7 | 3 | 10 |
36 | 21 | 9 | ||||||||
8 | Московский государственный индустриальный университет | 10 | 1015 | 296 | 60 | 150 * | 32 * | 15 * | 4 * | 31 |
320 * | 150 * | 40 * | ||||||||
9 | Московский государственный униерситет экономики, статистики и информатики | 5 | 900 * | 380 * | 75 * | 3500 * | 90 | 40 | 9 | 16 |
446 | 197 | 45 | ||||||||
10 | Московская финансово-юридическая академия | 5 * | 600 | 360 | 65 * | 80 * | 20 * | 9 * | 4 * | 19 |
100 * | 45 * | 20 * | ||||||||
11 | Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва) | 1 | 1151 | 720 | 170 | 120 * | 151 * | 72 * | 17 * | 13 |
151 * | 72 * | 17 * | ||||||||
12 | Российский университет дружбы народов | 4 * | нет данных | нет данных | нет данных |
|
|
|
|
|
нет данных | нет данных | нет данных | ||||||||
13 | Современный гуманитарный университет (институт), г. Москва | 10 | - | - | - | 5837 | 103 | 58 | 39 | 19 |
1206 | 579 | 386 | ||||||||
14 | Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП) | 3 | 350 | 210 | 36 | 290* | 75* | 38* | 5* | 15 |
70 | 50 | 16 | ||||||||
15 | Международный университет бизнеса и новых технологий (Институт) г. Ярославль | 7 | 141 | 79 | 12 | - | 20 | 11 | 2 | - |
16 | Международный институт гостиничного менеджмента и туризма | 1 | 60 | 38 | 6 | 15 | 15 | 6 | - | 23 |
НАИМЕНОВАНИЕ
ВУЗА-УЧАСТНИКА
ПРИМЕЧАНИЕ
Web -сайты вузов
Разработчик ИС ОРОКС
Соавтор разработки WebCT
Начато внедрение WebCT
Соавтор разработки WebCT
Наиболее продвинутые вузы представлены в следующей таблице.
Таб. 9
Университеты | Год введения в эксплуатацию WEB CT | Кол-во студентов | Кол-во учебных курсов |
Colorado State University | 2008 | 23 тыс. | 1.100 |
Coventry University | 2008 | 17 тыс. | 2.774 |
Georgia State University | 2008 | 50 тыс. | 1.857 |
Ohio State University | 2008 | 45 тыс. | 1.500 |
Utah State University | 2008 | 21 тыс. | 250 |
University of Maryland | 2008 | 33 тыс. | 281 |
University of Turku | 2007 | 11,5 тыс. | 220 |
Utrecht University | 2008 | 22 тыс. | 412 |
California State University | 2008 | 16 тыс. | 552 |
Литература
1. Безарашвили Г.С., Планирование эксперимента: (Крат. курс лекций для спец). 2003
2. "Катализ и техн. химия") – Тбил. гос. ун-т, Каф. хим. кинетики, ил., Тбилиси Изд-во Тбил. ун-та, 2006, 108 с.
3. Прохоров В.Т., Планирование эксперимента: Учеб. пособие по дисциплине "Основы науч. исслед." – Моск. технол. ин-т, М. МТИ 2001, 64 с.,
4. Джонсон Н., Лион Ф., Статистика и планирование эксперимента в технике и науке: Методы планирования эксперимента. – М.: Мир, 1999, 520 с.
5. Красовский Г.И., Филаретов Г.Ф., Планирование эксперимента. – Мн.: Изд-во БГУ, 2002, 302 с.
Оглавление
Задачи и итоги эксперимента
Анализ применяемых дистанционных технологий
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.