Содержание
Введение
1. Принцип добровольности труда
2. Комплекс форм и способов системы защиты безработных граждан
2.1 Экономические формы и способы защиты безработных граждан
2.2 Организационные меры социальной защиты безработных
2.3 Правовые формы защиты безработных граждан
3. Социальные выплаты
3.1 Пособие по безработице. Условия и сроки выплаты
3.2 Материальная помощь
4. Социальная защита детей безработных
Заключение
Библиографический список
Введение
Проблема социальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди других социальных проблем. Начну данную работу с того, что социальная защита — не безадресная всеобщая благотворительность. Необходимы строгие критерии и методы оценки, статистические исследования, правовые обоснования, предваряющие конкретные действия, направленные на социальную поддержку бедных слоев населения. Социальная защита как сфера деятельности государства предполагает систему направлений и отраслей своей реализации.
Система социальной защиты безработного является элементом государственного управления рынком рабочей силы и представляет коррекционно-регулятивную систему, направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическом статусе людей в связи с безработицей.
Именно эффективная занятость является свидетельством процветания экономики и предпосылкой благосостояния населения. Только эффективная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. Поэтому повышение экономической эффективности, продуктивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не только политики занятости, но и экономической политики в целом.
В данной работе постараюсь раскрыть сущность социальной защиты в сфере занятости населения и кратко, пользуясь необходимой литературой, показать пути преодоления проблемы, связанной с занятостью населения.
Комплекс форм и способов системы защиты безработицы граждан
Безработными являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе. По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.
Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия). Система защиты безработных граждан представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых форм и способов.
Социальные выплаты
Материальная помощь
Преимущественное право на получение материальной помощи должно предоставляться членам семьи, находящимся на иждивении следующих категорий безработных: инвалидов; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; вынужденных переселенцев; женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством) с предприятий по причине сокращения численности или штата работников. По собственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва — в период отпуска по беременности и родам; граждан, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва — в период' временной нетрудоспособности, длящейся более 30 дней.
В исключительных случаях материальная помощь в виде разовых денежных выплат может оказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно проживавшего с ним, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. При необходимости органы СЗН могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
Материальная помощь может оказываться при обязательном и одновременном соблюдении нижеперечисленных условий: если средний совокупный доход (с учетом получаемого пособия по безработице и доплат на иждивенцев) на каждого члена семьи, совместно проживающего с безработным, не превышает двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленного законодательством; обязательной перерегистрации в качестве безработного (в сроки, установленные СЗН), утратившего право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты; обязательной перерегистрации в течение первоначального (12-месячного) периода безработицы (за исключением лиц в период временной нетрудоспособности, в том числе находящихся на излечении в стационарах лечебных учреждений), если членам семьи в этот период оказывается материальная помощь; и последнее условие — это готовность приступить к работе по истечении первоначального (12-месячного) периода безработицы, включая работу временного характера.
Кроме того, материальная помощь безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении, при соблюдении вышеизложенных требований может оказываться в виде следующих дотаций: за пользование жильем и коммунальными услугами — если размеры занимаемой безработными и членами их семей жилой площади не превышают (в расчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной Жилищным кодексом РФ (12 кв. м на человека); за проезд на общественном транспорте — если время нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН превышает величину норматива транспортной доступности, установленного местным органом власти на данной территории; за пользование услугами здравоохранения — если эти услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования; за пользование услугами общественного питания — если они не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.
Заключение
В заключении можно сказать, что социальная защита - одно из ключевых направлений социальной политики в современном мире, поскольку именно с бедностью и ее последствиями связаны многие причины нарушения социальной стабильности. Политические и социально-экономические процессы последнего десятилетия XX в. в постсоциалистических государствах сопровождались ростом масштабов негативных социальных явлений. В отдельных странах, в том числе и в России, выросла численность населения, нуждающегося в социальной поддержке.
Первоочередные задачи социальной защиты связаны с преодолением материальной нуждаемости, недостаточности удовлетворения потребностей, связанных с перспективами самого существования человека. Всеобщая социальная защита от снижения уровня жизни невозможна. Правильнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Сегодня существуют многочисленные социальные программы, отличающиеся и по направлениям социальной защиты, и по регионам, и по источникам финансирования, и по иным факторам. Все они направлены на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и решение наиболее острых социальных проблем, которые имеются в нем.
Социальные программы представляют собой вид правительственных программ для защиты граждан от различных экономических и социальных рисков и возможного ухудшения уровня и условий жизни. Они отражают степень активности вмешательства государства в жизнь общества и служат методом достижения определенного социального результата. В числе социальных программ существуют и программы для безработных, пособия по которым обычно предусматриваются на уровне 50—75% от базовой заработной платы.
Все виды социальных программ могут выполнять следующие функции, которые на практике пересекаются, но обычно доминирует одна из них: развитие различных социальных общностей, семей и индивидов; обеспечение социальной защищенности определенных социально-экономических, социально-демографических или социально-доходных групп населения; оптимизация условий для благоприятного функционирования каких-либо социумов и, следовательно, общества в целом.
Здесь необходимо добавить, что отечественные и зарубежные эксперты отмечают технологическую непроработанностъ многих социальных программ в Российской Федерации и их декларативный характер в отличие от технологий западных социальных программ, имеющих опережающий характер.
Библиографический список
1 Юрьева Т.В. Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001. — 352 с. ISBN 5—7107—4289—9
2 Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
3 Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальной сферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
4 Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192 с.: ил.
5 Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с
Содержание
Введение
1. Принцип добровольности труда
2. Комплекс форм и способов системы защиты безработных граждан
2.1 Экономические формы и способы защиты безработных граждан
2.2 Организационные меры социальной защиты безработных
2.3 Правовые формы защиты безработных граждан
3. Социальные выплаты
3.1 Пособие по безработице. Условия и сроки выплаты
3.2 Материальная помощь
4. Социальная защита детей безработных
Заключение
Библиографический список
Введение
Проблема социальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди других социальных проблем. Начну данную работу с того, что социальная защита — не безадресная всеобщая благотворительность. Необходимы строгие критерии и методы оценки, статистические исследования, правовые обоснования, предваряющие конкретные действия, направленные на социальную поддержку бедных слоев населения. Социальная защита как сфера деятельности государства предполагает систему направлений и отраслей своей реализации.
Система социальной защиты безработного является элементом государственного управления рынком рабочей силы и представляет коррекционно-регулятивную систему, направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическом статусе людей в связи с безработицей.
Именно эффективная занятость является свидетельством процветания экономики и предпосылкой благосостояния населения. Только эффективная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. Поэтому повышение экономической эффективности, продуктивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не только политики занятости, но и экономической политики в целом.
В данной работе постараюсь раскрыть сущность социальной защиты в сфере занятости населения и кратко, пользуясь необходимой литературой, показать пути преодоления проблемы, связанной с занятостью населения.
Принцип добровольности труда
В настоящее время, говоря о вопросах государственного регулирования занятости, о социальной защите от безработицы, нужно учитывать принцип добровольности труда, в основе которого лежат и некоторые другие гражданские права, расширяющие свободу распоряжения работником своей рабочей силой: свобода самостоятельного выбора гражданином участия или неучастия в общественном труде. При этом добровольная незанятость исключает какие-либо репрессивные меры со стороны государства против данного вида свободы; неограниченное право выбора гражданином сферы приложения своего труда, т. е. его профессионального приложения; право выбора форм собственности при приложении своего труда, включая право на индивидуальный труд; самостоятельный выбор работником наиболее благоприятного для него режима занятости. Здесь может быть как полная занятость, так и частичная или временная занятость, совместительство, гибкие графики работы, надомный труд и т.п.; добровольность выбора географического места приложения труда. В настоящее время это наиболее сложный вопрос, поскольку он связан с институтом прописки, улучшением жилищной обеспеченности граждан, контрастом в уровне жизни по территориям страны, в городе и деревне.
Международной организацией труда (МОТ) в «Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы» № 168 разработаны и сформулированы принципиальные основы системы социальной защиты от безработицы. Основная цель этой системы состоит в том, чтобы предоставление пособий по безработице содействовало полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имело бы такой характер, чтобы предприниматели были заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся — искать такую занятость.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.