Курсовая работа
На тему: Социологические исследования в системе социальных исследований
Выполнил: Авдеев В.А.
Проверила: Анальчук Н.Н.
Рязань 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Модели их виды и сущность моделирования
1.1 Сущность и виды моделей
1.2 Функции моделей и моделирования
1.3 Особенности моделирования
Глава 2. Построение моделей и моделирование
2.1 Построение модели и разработка
2.2 Моделирование демографических процессов
2.3 Примерная модель социальной адаптации
Список используемых источников
Приложения
Введение
Одно из существенных направлений социального прогнозирования связано с задачей изучения соответствия между личными стремлениями молодежи из разных социальных групп и интересами общества. При анализе социальных проблем ,связанных с возможностями и личными планами молодежи, в условиях социализма выявляются два весьма существенных аспекта: с одной стороны, стремление человека реализовать свои личные планы в отношении альтернатив, имеющихся в обществе, и с другой — учет интересов общества(определенные рабочие места должны своевременно заполняться, чтобы производство могло функционировать успешно). Эти аспекты могут быть сформулированы в виде следующих вопросов: «Как обеспечить человеку наибольшие возможности в соответствии с его устремлениями?» и «Как наиболее эффективно решить проблемы, связанные с использованием трудовых ресурсов?» Сюда же добавляются и вопросы, связанные с тем, что выбор профессии должен осуществляться в соответствии не только с личными планами индивида, но и с его способностями; в противном случае и индивид, и народное хозяйство будут нести потери. В условиях социализма все эти вопросы неразделимы и решаются одновременно. Эти задачи приобретают все большее значение в современных условиях, соответствии с целями развития социалистического общества, формирующегося как«ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Успешное решение этих задач дает не только социальный, но и прямой экономический эффект. С одной стороны, появляется возможность уменьшить вероятность ошибок, неудовлетворенности. С другой стороны, улучшаются условия для сокращения текучести, избыточной миграции, для более быстрого и эффективного включения молодежи в трудовой процесс, что прямо связано с решением важнейших экономических задач, ростом производительности труда и т. п.Сюда примыкает и проблема максимального использования интеллектуального изменения. Общество заинтересовано в том, чтобы выявить и в полной мере развить и использовать способности всех людей. Это приобретает огромное значение в эпоху мощного научно-технического прогресса.
Глава 1. Модели их виды и сущность моделирования
Сущность и виды моделей
В широком смысле моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу, неограниченны. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.
Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции.
Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны. К тому же следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда — объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются: углубление познания действующих систем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования; проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик. Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические; модели будущего — прогностические; модели желаемого, заданного состояния. Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.
Цели моделирования. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели. С одной стороны —
отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий; с другой стороны —
определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Каким требованиям должна отвечать модель. Целесообразно выделить две группы требований. Во-первых, модель должна: быть более простой, более удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта. Во-вторых, модель должна способствовать: определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению или познанию объекта.
Следовательно, правомерно при разработке модели говорить об ее подобии объекту-оригиналу, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой — обеспечивается достаточная «свобода» модели, для того чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Особенности моделирования
Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.
Модель социальной системы
Именно это волнует миллионы людей. А особенно теперь, когда слишком многие ценности в мире подвергнуты сомнению.
Многие ученые полагают, что построить модель социальной системы невозможно. В качестве аргументов выдвигают — ее сложность, многофакторность, высокую динамичность протекающих в ней процессов и многое другое. В этих возражениях против моделирования социальной системы есть рациональные посылки. Конечно, любая модель в определенной мере есть упрощение. Но если рассматривать практическую деятельность человека, связанную с управлением, строительством и созданием городов, с организацией государственной деятельности, то ведь она есть не что иное, как моделирование и модель. Тогда почему не допускать мысль о моделировании социальной жизни в отдельных регионах, городах, странах, расчленяя, естественно, эту проблему на множество задач-моделей и выстраивая на их основе — более сложные, аккумулирующие в себе новые качества и характеристики, отвечающие требованиям системного подхода? Или наоборот, возможен путь от общего видения, комплексной модели — к частным моделям, объединенным между собой логической конструктивной связью, взаимодействием и взаимо-полняемостью. Да, они не аксиомы, они будут иметь относительный характер. Но они будут способствовать более объективному анализу настоящего, ростков будущего в нем, развитию способностей к обобщениям, творческому осмыслению имеющегося и возможного, а следовательно, активизировать деятельностную сущность человека по преодолению возникающих противоречий.
Ведь, в принципе, общественные теории — не что иное, как своеобразные модели. И моделирование социальной системы можно рассматривать как попытку разрешения глобальной проблемы. Но естественно, что подобные модели возможны лишь в результате интеллектуальных, творческих поисков наиболее выдающихся представителей науки.
Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и социальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, которые отличаются многоплановостью, охватывающей, по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование и в таких случаях выступает как многомодульное построение. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании более «низких» проблем социальной сферы, в том числе демографической ситуации в условиях рыночных отношений (в отдельных конкретных регионах), сложных процессов миграции, появления безработных и других процессов. Необходимыми будут многоуровневые модели различных социальных срезов (образование, здравоохранение, сфера услуг, жилье). Они, в сущности своей, — сложные социальные компоненты. В качестве проблемных моделей могут быть:
уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5 — 10 лет);
оценка состояния вузовского образования и его тенденции;
женщина и семья в условиях социальных реформ;
духовно-нравственное поведение личности в условиях рыночных отношений;
здоровье населения в условиях экологической опасности;
переквалификация работников из различных социальных групп в условиях рыночных отношений;
экономика здоровья человека (когда экономический эффект будет рассматриваться во взаимосвязи с влиянием на здоровье человека);
профессиональная модель социального работника;
нравственная модель социального работника;
моделирование экологии человека.
Модель проблемной ситуации, как видим, строится при возникновении противоречия. Так, например, моделирование типа социального работника — гуманного, идущего на защиту человека, с любовью к нему, содержит в себе противоречие, потому что сам он социально не защищен, общественный статус его низок, не имеет он и должной правовой защиты. Или моделирование проблемы «женщина и семья»: с одной стороны — необходимо укрепление семьи, формирование уважения общества к женщине, проявление заботы о детях, с другой — высокий уровень безработицы среди женщин (до 70% от общего числа), отсутствие социальных условий для рождения и воспитания детей и т.д.
Проблемная модель находится в органическом единстве с прогнозом. В качестве иллюстративного материала можно рассмотреть прогностическое системное моделирование различных аспектов жизнедеятельности общества, отдельных социальных групп, проблем экологии, миграции и т.д.
Виды социальных показателей
Единичные и групповые
Единичные – всякий показатель, индикатум которого мыслится как единичный предмет; среди них бывают:
а) абсолютные – отражают такие характеристики субъектов., которые конструируются без использования информации как о группе в целом, так и о взаимоотношениях в ней (возраст, семейное положение);
б) относительные – выводятся на основе информации об отношениях между членами группы (широко используются в социометрии);
в) сравнительные – характеризуют субъект посредством сравнения значения, которое приобретается на некотором континууме, со значениями других членов группы;
г) контекстуальные – описывают члена группы свойством группы в целом (работник торговли, дошкольник).
Групповые показатели бывают трех типов:
а) аналитические – формируются посредством статистического обобщения данных о каждом единичном объекте; имеют дополнительные различия:
– один и тот же индикатор может быть использован для описания как всей группы в целом, так и ее каждого отдельного члена;
– сами показатели могут быть выражены мерами изменчивости статистического распределения: стандартным отклонением, дисперсией, параметрами кривизны и т.п. Будучи рассчитанными на основе единичных, экстраполироваться на них эти показатели не могут;
б) структурные – основываются на данных об отношениях членов группы;
в) глобальные – описывают только группы в целом и не сводятся к свойствам индивидов. Возможно соединение нескольких типов в одном показателе, одновременная характеристика одних и тех же объектов как групп и как индивидов. Сами по себе социальные показатели опосредуют переход от теории к методологии исследования социального явления или процесса к сбору эмпирической информации и обратно через анализ и интерпретацию данных к концептуальной модели объекта.
Разработка исходной модели
Процесс построения исходной модели социального объекта, представленной как система показателей, включает следующие этапы:
1) разработку концептуальной модели объекта;
2) построение тезауруса показателей;
3) экспертные оценки значимости показателей;
4) математико-статистические оценки значимости показателей.
Примерная модель социальной адаптации
Примерная модель социальной реабилитации граждан, подвергшихся воздействию радиации
Цель – организация социальной помощи пострадавших на базе существующих социальных учреждений
Задачи – консультирование и решение социально-экономических правовых проблем оказание медико-социальной социально психологической поддержки оздоровление и реабилитация Представляется возможным создание специальных служб отделений социальной поддержки пострадавших без привлечения дополнительных средств – на базе центров социального обслуживания за счет пересмотра штатного расписания. Анализ показывает что, несмотря на общие тенденции, социальная реабилитация населении на радиоактивно загрязненных территориях должна проводиться с учетом внешних и внутренних факторов. Для этого необходимо разделить всех граждан на несколько групп по степени риска и возрасту – переселенцы ликвидаторы дети молодежь население трудоспособного возраста пенсионеры.
В особую группу выделить семьи переселенцев и ликвидаторов последствий радиационных аварий. Целесообразность этого образования обусловлена тем, что переселенцы ликвидаторы относятся к группе риска и по закону имеют особый статус. В отдельную группу так же следует выделить детей подвергшихся радиационному воздействию в дошкольном возрасте . специалисты считают эту группу кризисной по критическим медицинским показаниям. Технологии социальной работы с пострадавшими могут основываться и на работе с семьями. в этом случае объектом наблюдения помощи и реабилитации должны стать семьи ликвидаторов переселенцев и проживающего на данной территории населения со времени аварии. Как подтверждают исследования эти категории населения пережили стресс и находятся в кризисной психологической ситуации длительное время. Следовательно, особо нуждаются в социально-социально психологической поддержке и реабилитации. Понимание этого обстоятельства позволяет социальным работникам искать альтернативные пути реабилитации пострадавши. Основой методики социальной работы должны стать как преемственность и интегративность всех видов помощи клиентам, так и иновационость. Кроме социальной работы по общепринятым направлениям потребуется консультации и помощь психолога психотерапевта юриста знакомых, со спецификой обслуживания населения подвергшегося воздействию радиации. Помощь может оказаться непосредственно в центре и выездными профилактическими бригадами на производстве в учреждениях школах. Результативными является организация работы телефона доверия консультаций по письму. Внедрение различных форм патронажа кризисных семей. Таким образом, в центре создаются все условия для социальной защиты и осуществления мер по реабилитации пострадавших. Для создания информационного банка данных социального паспорта для дальнейших исследований и анализа ситуации сложившейся в среде пострадавших потребуется организация работы специальных отделений анализа и прогноза. В их функции будут входить следующие обязанности: регулярное наблюдение за ситуацией создание банка данных (медицинские социальные регистры) организация приемов население по месту проживания профессиональными психологами юристами социальными работниками проведение ликбеза по радиоэкологии обеспечение постоянно действующей курсовой подготовки для социальных работников, разработка специальных программ по социальной реабилитации населения прогноз ситуации на базе мониторинговых исследований. После апробации и внедрения модели социальной зашиты и реабилитации пострадавших следует ее транспортировать для оказания адресной семейной помощи населению, проживающему на загрязненных территориях и ликвидаторам.
Приложения
Приложение к 1.3
Особенности моделирования ВВП и денежные доходы населения
Показатели | 2005г. отчет | 2006г. отчет | 2007 г. оценка | 2008г. прогноз | 2009 г. прогноз | 2010 г. прогноз | |||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Денежные доходы населения, млрд руб. | 2811,1 | 3742,3 | 4800 | 5695 | 5778 | 6666 | 6798 | 7772 | 7929 |
Рост по сравнению с предыдущим годом, % | 162.4 | 133,1 | 128,3 | 118,6 | 120,4 | 117 | 117,7 | 116,6 | 116,6 |
Доля денежных доходов в ВВП, % | 59,1 | 53,0 | 55,8 | 56,3 | 56,3 | 56,8 | 56,7 | 57,7 | 57,5 |
Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц | 1595 | 2148 | 2768 | 3303 | 3351 | 3884 | 3962 | 4555 | 4647 |
Рост по сравнению с предыдущим годом, % | 159,6 | 134,7 | 128,9 | 119,3 | 121,1 | 117,6 | 118,2 | 117,3 | 117,3 |
Реально денежные доходы, в % к предыдущему году | 85,2 | 109,1 | 105,5 | 105,0 | 107,0 | 104,5 | 106,0 | 106,0 | 107,0 |
Соотношение среднего денежного дохода с прожиточным*минимумом в среднем надушу населения | 1,76 | 1,78 | 1,89 | 2,03 | 2,07 | 2,1 | 2,16 | 2,23 | 2,31 |
Соотношение средней зарплаты с прожиточным минимумом трудоспособного населения | 1,52 | 1,7 | 1,8 | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,2 | 2,4 |
ВВП на душу населения, в сопоставимых пенах, в % к предыдущему году | 105,8 | 108,8 | 104,5 | 104,1 | 104,9 | 103,1 | 104,5 | 104,6 | 105,3 |
Приложение к 2.2
Моделирование демографических процессов. Соотношение численностей полов по возрастным группам (число мужчин на 100 женщин в данной возрастной группе)
Возраст | 2007г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
0-4 | 104,0 | 103,6 | 102,9 | 103,7 |
5-9 | 103,5 | 103,9 | 102,9 | 103,1 |
10-15 | 103,7 | 103,9 | 103,1 | 102,8 |
16-19 | 100,2 | 104,2 | 105,5 | 105,8 |
26-24 | 97,8 | 101.8 | 101,8 | 101,8 |
26-29 | 96,2 | 97,9 | 100,6 | 100,8 |
36-34 | 82,9 | 96,9 | 99,1 | 99,7 |
36-39 | 64,1 | 96,3 | 94,4 | 97,9 |
46-44 | 62,4 | 85,5 | 98,8 | 95,7 |
46-59 | 62,3 | 63,1 | 90,8 | 90,4 |
56-54 | 62,3 | 60,7 | 75,6 | 87,7 |
56-59 | 50,2 | 55,2 | 54,8 | 81.0 |
66-69 | 53,7 | 50,7 | 50,0 | 58,4 |
76-79 | 48,7 | 45,4 | 40,7 | 38,8 |
86-89 | 41,7 | 37,8 | 35,0 | 30,3 |
90 и старше | 32,7 | 31,4 | 29,1 | 24,5 |
В среднем | 81,9 | 85,5 | 86,9 | 89,2 |
Источник: Демографический ежегодник России.
Вес половозрастные модели не учитывают миграции населения. Миграция населения напрямую зависит от уровня и экономических темпов развития всей страны и се отдельных регионов. Учет миграции предполагает расширение демографической модели до демоэкономической. Для этого в экономические модели вводятся дополнительные демографические переменные, коэффициенты и индексы.
Курсовая работа
На тему: Социологические исследования в системе социальных исследований
Выполнил: Авдеев В.А.
Проверила: Анальчук Н.Н.
Рязань 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Модели их виды и сущность моделирования
1.1 Сущность и виды моделей
1.2 Функции моделей и моделирования
1.3 Особенности моделирования
Глава 2. Построение моделей и моделирование
2.1 Построение модели и разработка
2.2 Моделирование демографических процессов
2.3 Примерная модель социальной адаптации
Список используемых источников
Приложения
Введение
Одно из существенных направлений социального прогнозирования связано с задачей изучения соответствия между личными стремлениями молодежи из разных социальных групп и интересами общества. При анализе социальных проблем ,связанных с возможностями и личными планами молодежи, в условиях социализма выявляются два весьма существенных аспекта: с одной стороны, стремление человека реализовать свои личные планы в отношении альтернатив, имеющихся в обществе, и с другой — учет интересов общества(определенные рабочие места должны своевременно заполняться, чтобы производство могло функционировать успешно). Эти аспекты могут быть сформулированы в виде следующих вопросов: «Как обеспечить человеку наибольшие возможности в соответствии с его устремлениями?» и «Как наиболее эффективно решить проблемы, связанные с использованием трудовых ресурсов?» Сюда же добавляются и вопросы, связанные с тем, что выбор профессии должен осуществляться в соответствии не только с личными планами индивида, но и с его способностями; в противном случае и индивид, и народное хозяйство будут нести потери. В условиях социализма все эти вопросы неразделимы и решаются одновременно. Эти задачи приобретают все большее значение в современных условиях, соответствии с целями развития социалистического общества, формирующегося как«ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Успешное решение этих задач дает не только социальный, но и прямой экономический эффект. С одной стороны, появляется возможность уменьшить вероятность ошибок, неудовлетворенности. С другой стороны, улучшаются условия для сокращения текучести, избыточной миграции, для более быстрого и эффективного включения молодежи в трудовой процесс, что прямо связано с решением важнейших экономических задач, ростом производительности труда и т. п.Сюда примыкает и проблема максимального использования интеллектуального изменения. Общество заинтересовано в том, чтобы выявить и в полной мере развить и использовать способности всех людей. Это приобретает огромное значение в эпоху мощного научно-технического прогресса.
Глава 1. Модели их виды и сущность моделирования
Сущность и виды моделей
В широком смысле моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. А это значит, что сферы применения моделирования, по существу, неограниченны. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.
Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции.
Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны. К тому же следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда — объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые различные модели, функциями которых являются: углубление познания действующих систем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования; проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик. Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические; модели будущего — прогностические; модели желаемого, заданного состояния. Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.
Цели моделирования. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели. С одной стороны —
отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий; с другой стороны —
определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Каким требованиям должна отвечать модель. Целесообразно выделить две группы требований. Во-первых, модель должна: быть более простой, более удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта. Во-вторых, модель должна способствовать: определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению или познанию объекта.
Следовательно, правомерно при разработке модели говорить об ее подобии объекту-оригиналу, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой — обеспечивается достаточная «свобода» модели, для того чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 283.