ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с ПБУ 9/99 (14) «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

• сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

• в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

• авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

• задатка;

• в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

• в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие поступления.

Доходы от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; отражаются на счете 90 «Продажи». К прочим поступлениям относятся доходы:

• операционные;

• внереализационные;

• чрезвычайные доходы.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.[3]

 



ПРИЗНАНИЕ ДОХОДОВ

В соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в увеличении экономических выгод в результате конкретной операции;

г) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Для признания выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов и от участия в уставных капиталах других организаций должны быть одновременно соблюдены условия подпунктов «а», «б» и «в» п. 12 ПБУ 9/99.

Выручка от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления может признаваться по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Если сумма выручки от продажи продукции (работ, услуг) не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных в учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые будут впоследствии возмещены организации.

Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

• штрафы, пени, неустойки – в отчетном периоде, в котором судом
вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой
истек срок исковой давности,- в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности;

• суммы дооценки активов - в отчетном периоде к которому относится дата переоценки;

• иные поступления - по мере образования (выявления).[4]

 





УЧЕТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), СВЯЗАННЫХ С ОБЫЧНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Финансовый результат (прибыль или убыток) является самым главным показателем хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Кроме того, от точности определения финансовых результатов зависит правильность исчисления налога на прибыль, который, наряду с налогом на добавленную стоимость, составляет для многих организаций самую значительную часть платежей в бюджет. Налогообложение прибыли предприятий и организаций является важнейшим элементом налоговой политики государства. Одновременно с этим налог на прибыль является и основным регулирующим налогом. В нормативные документы, определяющие порядок исчисления и уплаты этого налога, достаточно часто вносятся изменения и дополнения, многие из которых затрагивают вопросы формирования финансовых результатов.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) представляет собой сумму:

· доходы и расходы от обычных видов деятельности,

· операционные доходы и расходы,

· внереализационные доходы и расходы

· чрезвычайных доходов и расходов.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Согласно ПБУ 9/99, выручка отражается в бухгалтерском учете в сумме поступивших денежных средств и иного имущества или в размере дебиторской задолженности. Если поступившие денежные средства меньше суммы дебиторской задолженности, выручка отражается в размере поступивших денежных средств и неоплаченной части дебиторской задолженности. Это означает, что, даже если отгруженная продукция (работы, услуги) оплачена не полностью, выручка отражается на всю сумму отгруженной продукции.

Исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности, ПБУ 9/99 утвердило правила, по которым определяется, является поступление доходом или нет, и устанавливается, когда эти доходы отражать в бухгалтерском учете.

Согласно пункту 12 ПБУ 9/99, выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

1. Организация имеет право получить эту выручку. Такое право должно быть подтверждено конкретным договором или иным соответствующим образом.

2. Сумма выручки может быть определена.

3. Есть уверенность в том, что та или иная хозяйственная операция послужит улучшению финансово-экономического состояния организации. Эта уверенность налицо, когда нет неопределенности, будет или не будет получена оплата, либо когда организация уже получила оплату (например, денежными средствами или товарно-материальными ценностями).

Неверно предполагать, что если в результате продажи продукции (работ, услуг) организация получает убыток, то поступления за эту продукцию нельзя считать выручкой, то есть признавать доходом. Необходимо квалифицировать как выручку любое поступление независимо от окончательного финансового результата.

4. Право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком. Если условиями договора определен особый момент перехода права собственности на отгруженную продукцию, например, после оплаты покупателем, то отгруженная, но неоплаченная продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные».

Выручка отражается в учете только после поступления оплаты.

5. Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если вышеуказанные условия не выполняются, выручка в учете не отражается. Денежные средства или товарно-материальные ценности, поступившие от покупателя в оплату продукции (работ, услуг), учитываются в этом случае как кредиторская задолженность.

Нововведением является положение пункта 14 ПБУ 9/99. Согласно этому пункту, если сумма выручки от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуги) не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере расходов по изготовлению этой продукции, которые впоследствии будут возмещены организации. Размер расходов определяется по данным бухгалтерского учета организации, которая производила эту продукцию (выполняла работы, оказывала услуги).

В Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 определено, что доходами организации не являются следующие поступления:

· суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала;

· в порядке предварительной оплаты продукции (работ, услуг);

· авансы в счет оплаты продукции (работ, услуг);

· задаток;

· в залог, если договором предусмотрено, что заложенное имущество будет передано залогодержателю;

· в погашение кредита или займа.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизированных активов, осуществляемыми в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров, и иных материально-производственных запасов;

· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

К доходам и расходам от обычных видов деятельности относятся, согласно рассматриваемым Положениям по бухгалтерскому учету, также поступления и расходы, связанные:

· с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации по договору аренды;

· с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов за изобретение, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

· с участием в уставных капиталах других организаций.

При этом указанные поступления и расходы должны быть связаны с предметом деятельности организации.

До сих пор основной вид деятельности организации определялся по её уставу. Но из устава организации не всегда можно четко определить, какой вид деятельности является основным, а какой нет. Поэтому, по нашему мнению, было бы целесообразно закрепить в своей учетной политике, какие из указанных в уставе видов деятельности являются основными, а какие – второстепенными. Изменения, вносимые в учетную политику утверждаются приказами руководителя предприятия.

Метод определения выручки от продажи продукции (работ, услуг) устанавливается организацией в положении об учетной политике на длительный срок (несколько лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. При этом не допускается изменение метода определения выручки от продажи в течение отчетного финансового года. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с выбранным организацией методом учета производится и отнесение выручки от продажи к тому или иному отчетному периоду.

Счет 90 «Продажи)» предназначен для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг). На этом счете отражаются и себестоимость и выручка (доходы).[5]

В большинстве организаций, коей является ОАО НМЗ, по кредиту счета 90 «Продажи)» отражается стоимость законченных работ, выполненных по договорам подряда и субподряда, определяемая по документам, служащим основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками или субподрядчиками (в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»), а по дебету – фактическая себестоимость сданных работ (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство»).

Рассмотрим некоторые примеры решения задач.

Пример. В организации «NNN» для учета реализации продукции (выполнение работ, оказание услуг) ведется счет 90 «Продажи». Сделать проводки методом «по оплате».

За 2007 год в учете были отражены следующие операции:[6]

Фактическая себестоимость отгруженной покупателем продукции:

Дебет 45

Кредит 43

Зачислена выручка на расчетный счет от покупателей:

Дебет 51

Кредит 90

В том числе НДС (18%):

Дебет 90

Кредит 68

Фактическая себестоимость реализованной продукции:

Дебет 90

Кредит 45

Списываются коммерческие расходы:

Дебет 90

Кредит 44

Финансовый результат от реализации продукции:

Прибыль:

Дебет 90

Кредит 99

Убыток:

Дебет 99

Кредит 90

Пример. В организации «NNN» для учета реализации продукции (выполнение работ, оказание услуг) ведется счет 90 «Продажи». Сделать проводки методом «по отгрузке».

За 2007 год в учете были отражены следующие операции:[7]

Фактическая себестоимость продукции:

Дебет 90/1

Кредит 43

Списываются коммерческие расходы:

Дебет 90/2

Кредит 44

Предъявлен покупателю счет за отгруженную продукцию:

Дебет 62

Кредит 90/1

В том числе НДС (18%):

Дебет 90/3

Кредит 68

Зачислена выручка на расчетный счет от покупателя:

Дебет 51

Кредит 62

Финансовый результат от реализованной продукции:

Прибыль:

Дебет 90/9

Кредит 99

Убыток:

Дебет 99

Кредит 90/9

Пример. Отразить бухгалтерские проводки на определение финансового результата от списания оборудования.

За 2007 год были произведены следующие операции:

Первоначальная стоимость объекта:

Дебет 01/2

Кредит 01

Списана сумма ранее начисленного износа:

Дебет 02

Кредит 01/2

Списана остаточная сумма:

Дебет 91

Кредит 01/2

Сумма, начисленная подрядчикам за демонтаж:

Дебет 91

Кредит 60 (70)

Начислен ЕСН:

Дебет 91

Кредит 69

Оприходованы запасные части:

Дебет 10

Кредит 91

Финансовый результат от списания (в большинстве случаев – убыток):

Дебет 99

Кредит 91

Доходы и расходы организаций в иностранной валюте учитываются в валюте, действующей на территории Российской Федерации (рублях), в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операции. [8]

Многопрофильные организации, осуществляющие несколько видов деятельности, прибыль от которых по действующему законодательству подлежит налогообложению по разным ставкам, обязаны обеспечить раздельный учет доходов и расходов по каждому из этих видов деятельности. При этом общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от данного вида деятельности, в общей сумме выручки. Исчисление налога на прибыль производится отдельно по каждому виду деятельности независимо от других и финансового результата деятельности организации в целом.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности (ПБУ 4/99), доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся. К этой категории доходов могут быть отнесены: арендная или квартирная плата, плата за коммунальные услуги, выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам, абонементная плата за пользование средствами связи и другие.

Разница между учетной стоимостью переданного в обмен имущества (себестоимостью работ, услуг), расходов по договору и суммой оценки полученного имущества отражается в учете как прибыль или убыток от данной операции.

Если организация обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию, то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент исполнения обязательств по сделке, но не ниже её фактической себестоимости.

В себестоимость приобретенной продукции включается стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы.

Во всех случаях определения налогооблагаемой базы по ценам, отличным от цен фактической реализации, сумма выручки определяется организацией на основании расчета, который представляется в налоговую инспекцию одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

В последнее время широкое распространение получило коммерческое кредитование покупателя. По договору коммерческого кредита покупателю предоставляется отсрочка или рассрочка платежа за полученные товары.

Коммерческий кредит может быть представлен и в вексельной форме. В этом случае за приобретенные товары покупатель выдает продавцу простой вексель. По согласованию стороны могут предусмотреть, что по векселю будет выплачено вознаграждение. Вознаграждение может быть указано в векселе либо в определенной сумме, либо в процентах от суммы векселя. При указании в векселе вознаграждения в учете организации возникает разница между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары.[9]

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 246.