РЕЦЕНЗИЯ
(оценка-отзыв)
1. Главные вопросы рецензируемой работы:
_____________________________________________________________
2. Соответствие содержания работы обозначенной теме:
_____________________________________________________________
3. Полнота и логичность изложения:
_____________________________________________________________
4. Степень самостоятельности:
_____________________________________________________________
5. Использование источников:
_____________________________________________________________
6. Обоснование выводов и предложений:
_____________________________________________________________
7. Уровень научной грамотности:
_____________________________________________________________
8. Другие достоинства и недостатки:
_____________________________________________________________
9. Общие выводы (предполагаемая оценка)
_____________________________________________________________
Рецензент к.ю.н., доц. Кузнецов И.А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Конституционно-правовой статус общественных объединений
1.1. История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации
1.2. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
ГЛАВА II. Правовое регулирование общественных объединений в Российской Федерации
2.1. Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений
2.2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений
2.3. Права, обязанности и ответственность общественных объединений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.
Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.
На сегодня в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане, выражают и осуществляют свои законные интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.
Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).
Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О политических партиях РФ» от 11 июля 2001г. и другие.
Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.
Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.
Данная тема очень широко и разносторонне освещена в научной правовой литературе. Многие известные авторы: Авакьян С.А., Калинин Н.И., Лапаева В.В. и другие, - посвятили свои научные работы исследованию положения и развития общественных объединений в России, потому что интерес к данному правовому институту на протяжении еще многих лет будет возрастать и оставаться наиболее значимым.
Целью данной курсовой работы является извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе необходимо тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ.
Без исследования судебной практике невозможно полностью и достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ.
Соблюдение и применение основополагающих конституционных норм в жизни имеет исключительное значение в становлении демократии, правового государства и гражданского общества в нашем государстве.
Стремление глубже и полнее разобраться в развивающихся процессах нашего общества, предопределило выбор темы моей курсовой работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной задачей настоящей работы - показать важность выбранной мной темы – правового статуса общественных объединений в условиях становления демократического государства.
Практика последнего десятилетия показала насколько необходима развитая система общественных объединений. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
В представляемой работе были разработаны две главы, раскрывающие сущность и основные проблемы выбранной темы.
Обобщив ее содержание, можно отметить следующее: в главе первой весьма подробно раскрывается конституционно - правовой статус общественных объединений, а также история и трудности развития общественных объединений как особого института российского права.
Рассматривая общественные объединения как один из фундаментальных конституционно- правовых институтов, необходимо подчеркнуть, что нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4,5 ст.13, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российского права. Более развернутая характеристика общественных объединений содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях», являющимся базовым законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений, а также существуют несколько специальных федеральных законов, регламентирующих отдельные виды общественных объединений: политических партий, религиозных организаций, профсоюзов и др.
Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя Российской Федерации;
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
5) требовать по суду или через ины0е органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность – п.3 ст. 13.
Равенство общественных объединений перед законом согласно п.4 ст. 13 Конституции РФ проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.
Глава вторая раскрывает особенности правового регулирования общественных объединений в Российской Федерации, а именно: организационно-правовые формы, виды общественных объединений, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений, их права, обязанности, ответственность.
По мнению А.Б. Агапова, новое законодательство РФ об общественных объединениях нуждается в более четком разграничении функций объединений и органов государства[32].
Следует отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный характер, что подтверждает отсутствие, каких бы то ни было указаний о статусе структурных подразделений. Хотя законом предусмотрены четыре вида таких подразделений, он не определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала и представительства. Решение этой проблемы имеет важнейшее практическое значение, поскольку от наличия подразделений на территории России зависит факт государственной регистрации объединения в органах юстиции.
Во второй главе проведен анализ современной правоприменительной практики, который показывает, что суды общей юрисдикции, рассматривая споры, связанные с защитой прав общественных объединений и их членов нередко обращаются в Конституционный суд РФ с запросом о проверке на конституционность некоторых законоположений федерального законодательства.
Что свидетельствует о некоторых недочетах в законодательстве об общественных объединениях, которые требуют пересмотра и необходимости скорейшей выработки законодателем четкой позиции и регламентации относительно данных проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. - М., 2001 г.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. –М., 1997г.
3. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – М., 2002 г.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930
6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950
7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. №3 ст. 148.
8. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г, №33, ст. 3334.
9. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ
"О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г., №27, ст.2503.
10. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
11. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I
"О статусе судей в Российской Федерации"
(с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1792.
12. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г., N 22, ст. 2331.
13. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г.// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465; от 3 апреля 2000 г. №14. Ст.1430.
14. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145.
15. Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях»// Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №42. Ст.839.
16. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 06.10.1997 N 19-01-122-97 «О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 21, 1997 г.
17. Приказ Минюста Российской Федерации от 12 июля 2002 N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации Торгово-Промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица»// "Российская газета". N 140. от 31.07.2002 г.
18. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 08.08.2001 N 237 «Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения»// "Российская газета".N 153-154. 10.08.2001 г.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П. // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 51 ст. 5260, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2005 г., N 1.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998г. №4. // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 апреля 1998 г. N 15 ст. 1794, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1998г., N 4.
Литература:
21. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №2.
22. Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.
24. Конституции зарубежных государств. М., 1999. С. 161.
25. Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. N 10. С. 11.
26. Мельник. Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования. // "Журнал российского права". N 4. 2003.
27. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.
28. Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4,с.36
Курсовая работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
«___» ____________ 2006г.
___________ / _________________________________________/
(подпись) (Ф. И. О.)
[1]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. - М., 2001 г.
[2] Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.
[3] Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4,с.36
[4] Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №42. Ст.839
[5] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.
[6] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.
[7] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.
[8] Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
[9] Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. – М., 1997 г.
[10] Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
[11] СЗ РФ. 1995. № 21. ст. 1930
[12] СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503
[13] СЗ РФ. 1995. № 33. ст. 3334.
[14] СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 148.
[15] СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 145.
[16] ВВС Республики Башкортостан. 1994. № 10. ст. 479.
[17] Ведомости Московской Думы. 1995. № 7. с. 9-27.
[18] "Российская газета". N 140. от 31.07.2002 г.
[19] "Российская газета". N 153-154. от 10.08.2001 г.
[20] "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". N 21. 1997 г.
[21] ВКС РФ, 1998, №4 с.3-7.
[22] ВВС. 1993. N 6. Ст. 188.
[23] Российская юстиция. 1995. №11; СЗ РФ от 19 июля 1997 г. Ст. 3690; СЗ РФ от 26 июня 2000 г. № 26. Ст. 2736; СЗ РФ от 17 декабря 2001 г. № 51. Ст. 4834.
[24] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., №8, ст. 366.
[25] Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 51 ст. 5260, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2005 г., N 1.
[26] Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П// Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 51 ст. 5260, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2005 г., N 1.
[27] СЗ РФ. 1995. № 21. ст. 1930.
[28] СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 145.
[29] Мельник. Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования. // "Журнал российского права". N 4. 2003. с. 28.
[30] Конституции зарубежных государств. М., 1999. С. 161.
[31] Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. N 10. С. 11.
[32] Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право, 2004, №2, с. 100
РЕЦЕНЗИЯ
(оценка-отзыв)
1. Главные вопросы рецензируемой работы:
_____________________________________________________________
2. Соответствие содержания работы обозначенной теме:
_____________________________________________________________
3. Полнота и логичность изложения:
_____________________________________________________________
4. Степень самостоятельности:
_____________________________________________________________
5. Использование источников:
_____________________________________________________________
6. Обоснование выводов и предложений:
_____________________________________________________________
7. Уровень научной грамотности:
_____________________________________________________________
8. Другие достоинства и недостатки:
_____________________________________________________________
9. Общие выводы (предполагаемая оценка)
_____________________________________________________________
Рецензент к.ю.н., доц. Кузнецов И.А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Конституционно-правовой статус общественных объединений
1.1. История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации
1.2. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
ГЛАВА II. Правовое регулирование общественных объединений в Российской Федерации
2.1. Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений
2.2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений
2.3. Права, обязанности и ответственность общественных объединений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.
Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.
На сегодня в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане, выражают и осуществляют свои законные интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.
Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).
Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О политических партиях РФ» от 11 июля 2001г. и другие.
Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.
Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.
Данная тема очень широко и разносторонне освещена в научной правовой литературе. Многие известные авторы: Авакьян С.А., Калинин Н.И., Лапаева В.В. и другие, - посвятили свои научные работы исследованию положения и развития общественных объединений в России, потому что интерес к данному правовому институту на протяжении еще многих лет будет возрастать и оставаться наиболее значимым.
Целью данной курсовой работы является извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе необходимо тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ.
Без исследования судебной практике невозможно полностью и достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ.
Соблюдение и применение основополагающих конституционных норм в жизни имеет исключительное значение в становлении демократии, правового государства и гражданского общества в нашем государстве.
Стремление глубже и полнее разобраться в развивающихся процессах нашего общества, предопределило выбор темы моей курсовой работы.
ГЛАВА 1. Конституционно-правовой статус общественных объединений
Дата: 2019-07-30, просмотров: 223.