Кафедра практической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра практической психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ЛИКВИДАЦИИ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА

 

Исполнитель:

студент 35 группы заочного отделения

специальности

«практическая психология»

М.П. Чижова

Руководитель:

канд. психол. наук, доцент

Марковец Л.Н.

 

 

Мелитополь - 2004 г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Стресс в жизни ребёнка. Основные причины детского стресса

1.1 Общая характеристика стресса

1.2 Симптоматика стресса у детей

1.3 Основные стрессоры в жизни ребёнка

1.3.1 Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса

1.3.2 Образование стресса в результате расхождения образов «Я»

1.3.3 Разделение учащихся на потоки как причина возникновения стресса

1.3.4 Стиль преподавания учителя как причина проявления стресса

1.3.5 Стресс, причиной которого является школьная система

1.3.6 Значение оценки в возникновении стресса у школьников

1.3.7 Цели и установки школы в возникновении стресса

1.3.8 Реакции учителя как причина возникновения стресса

1.3.9 Значение ожиданий учителя в возникновении стресса

2. НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА У ДЕТЕЙ

2.1 Исследование значения ожиданий учителя как возникновение стресса

2.2 Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса

2.3 Исследование Я-концепции успеваемости в возникновении стресса

2.4 Исследование достижения и неудачи как причины стресса

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Лаборатория психологии воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН, начиная с 1945 г., приступила к исследованию психологических особенностей отношения школьников к учению, труду, коллективу и того, как это отношение формируется под влиянием условий жизни ребенка и его воспитания.

В исследованиях лаборатории, проводившихся еще в 1945 г., было показано, например, что знания, приобретаемые в школе, по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Наличие учебных интересов и стремление овладеть основами наук, как средством познания действительности, а также отношение к учению, как к деятельности общественно значимой, за качество выполнения которой ученик чувствует себя ответственным перед школой и родителями, создают те условия, при которых знания, приобретаемые в школе, становятся убеждениями школьника, основой для формирования его мировоззрения. Наоборот, если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию.



Стресс в жизни ребёнка. Основные причины детского стресса

 

Симптоматика стресса у детей

 

Выделяется ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом:

1. Плохое настроение.

2. Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, сюсюканье и т.п.

3. Плохой сон.

4. Раздражённость, апатия.

5. Отчуждённость от других членов семьи.

6. Отыгрывание на братьях и сестрах.

7. Частые простуды и другие лёгкие недомогания.

8. Головные боли.

9. Боли в животе, проблемы с пищеварением.

10. Рассеянность при выполнении элементарных работ.

11. Обострение астмы или бронхита.

12. Отказ идти в садик (или в школу).

13. Мышечная напряжённость в области шеи или головы.

14. Сухость во рту.

15. Липкие руки.

16. Чрезмерный или пропавший аппетит.

17. Неспособность сосредоточиться.

18. Повышенная плаксивость.

19. Повышенная сонливость.

20. Неугомонность.

Основные стрессоры в жизни ребёнка

 

Таблица 1. Основные стрессоры в жизни ребёнка

Образование стресса в результате расхождения образов «Я»

Кац и Зиглер пытались также выяснить, существует ли зависимость между сильным расхождением в образах Я и психическими нарушениями. Они провели сопоставительное исследование в школах с раздельным обучением нормальных детей и детей с эмоциональными нарушениями и пришли к выводу, что у последних идеальное Я меньше отличается от реального. Особенно это проявилось у детей с ярко выраженными внешними симптомами в поведении — драчливостью, склонностью к воровству, неумением сосредоточиться на уроках. Можно предположить, что выработка высокого стандарта идеального Я связана с развитием у ребенка контроля над своими эмоциональными импульсами. У детей с внутренними эмоциональными нарушениями — склонностью к тревожности, депрессивностью, сознательной самоизоляцией — разрыв между идеальным и реальным Я оказался меньшим, чем у нормальных детей, по все же большим, чем у детей с внешне выраженной поведенческой симптоматикой.

В развитии реалистической Я-концепции важную роль играет освоение ролевого поведения, то есть умения смотреть на окружающий мир глазами других людей

Итак, представления детей о том, какими они хотели бы быть, складываются приблизительно к концу начальной школы. У нормальных детей этот образ является в подлинном смысле идеалом, то есть предполагает большой перевес положительных качеств над отрицательными, которые содержатся в их реальном Я по собственной оценке. Нельзя с полной определенностью сказать, какова функция идеального Я в становлении личности. Вероятно, дети действительно пытаются строить свое поведение, ориентируясь на этот идеал. Не исключено также, что наличие идеального Я помогает детям контролировать свои спонтанные импульсы. Дети, у которых не формируется идеальный образ Я, так или иначе более зрелый и совершенный по сравнению с их реальным Я, дольше сохраняют импульсивность и тем самым отстают в развитии, поскольку у них отсутствует скрытый в идеальном образе Я механизм контроля. Он обеспечивает социально одобряемое поведение, даже если это происходит за счет появления чувства вины или неспокойной совести и явного повышения уровня тревожности, как это имеет место у детей с внутренней симптоматикой эмоциональных нарушений.

ВЫВОДЫ

 

Можно сделать такие выводы:

· Основные различия между эмоционально положительными и отрицательными реакциями ребёнка на стресс могут быть сформулированы следующим образом:

1. Возможность выбора. Если ситуация выбрана самим ребёнком, то его чувства можно назвать скорее "стимуляцией", нежели стрессом. Стресс возникает в том случае, когда задача поставлена не им, а ситуация навязана извне.

2. Степень контроля. Стресс может возникнуть и в том случае, когда ребёнок не в состоянии контролировать ситуацию и вынужден оставаться в роли пассивного наблюдателя. А если приходится контролировать ситуацию, которая ему не по душе, которая навязана внешней силой, то стресс увеличивается во много раз.

3. Способность предвидеть или предупредить последствия. Очень трудно приспособиться к новой ситуации и найти из неё выход, даже если последствия заранее известны. Но гораздо труднее адаптироваться к новым условиям, если последующие события предвидеть нельзя.

4. Выполнение обязательств. Осуществляя это, дети полностью поглощены своей работой, заботятся о своих близких и окружены мирными друзьями. У них устойчивая система ценностей, они знают значение и цель всех своих поступков.

5. Вызов. Проблема рассматривается не как причина для конфликта, а как повод для повышения собственной активности.

· Формируя у детей адекватные способы реакции на различные стрессовые ситуации, следует первоначально изложить детям следующие рекомендации, которым они должны неукоснительно следовать в своей повседневной жизни:

1. Научитесь уважать себя. Поставьте во главу угла своё физическое и психическое здоровье. Перестаньте относится к себе как к каторжнику, который должен "умереть, но выполнить задуманное дело".

2. Познайте себя. Практически все из нас представляют, кем они должны были бы быть, некоторые - какими бы им хотелось быть, и совсем немногие чётко знают, какими способностями - физическими, душевными и умственными они обладают на самом деле.

3. Осознавайте свои эмоции. Основные негативные человеческие эмоции - нетерпение, раздражение и злость - можно свести к минимуму, если ребёнок осознает реальные причины своих успехов:

- способность к творческому созиданию;

- способность к выполнению поставленной задачи;

- организованность;

- способность быть лидером;

- способность увидеть перспективы.

4. Позвольте себе поиграть. Не ждите, пока кто-то предоставит вам возможность получить положительные эмоции - организуйте их сами. Помните, что расслабление и восстановление сил - не синонимы. Помогите себе сами.

5. Сфокусируйте своё внимание на концентрации, а не на самовлечении.

6. В модификации своего характера вам поможет только практика.

· Эффективность работы школьного учителя по защите психического здоровья детей определяется прежде всего тем, насколько он может обеспечить следующие психологические условия, способствующие полноценному развитию учащихся:

- учёт возрастных особенностей детей при воспитательной работе с ними;

- развитие индивидуальных особенностей учащихся;

- создание в школе благоприятного для детей психологического климата.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Р.С. Немов. Психология. – М., 1980 г.

2. Л.И. Божович. Проблемы формирования личности. – М., 1987 г.

3. Л.И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.

4. Л.И. Божович. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1974 г.

5. Р.С. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986 г.

6. Возрастная и психологическая психология. / Под ред. А.В. Петровского – М., 1979 г.

7. Р.С. Немов. Психология образования. – М., 1995 г.

8. Практикум по возрастной и психологической психологии. – М., 1987 г.

9. В.С. Мухина. Детская психология. – М., 1985 г.

10. Возрастная и психологическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984 г.

 

МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра практической психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.