Структура органов государственного управления в области социальной защиты населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государственное регулирование системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируются законами Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (2000 г.), «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.) и др.

В систему государственных минимальных социальных стандартов в нашей республике включаются государственные минимальные стандарты в области:

ü оплаты труда;

ü пенсионного обеспечения;

ü образования;

ü здравоохранения;

ü культуры;

ü жилищно-коммунального обслуживания;

ü социальной поддержки и социального обслуживания.

Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:

• центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

• социальные приюты;

• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

• геронтологические центры;

• организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);

• реабилитационно-трудовые мастерские;

• юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, у нас действует также Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд), который является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

· организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

· осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее – взносы);

· финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

· организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

· финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

· размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

· осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

· разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

· назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

· осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

· контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

· осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

· сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;

· в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

· осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

· создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

· в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;

· в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;

· проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;

· в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

· подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

· дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;

· осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

· рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

· обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;

· осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Демографические и социально-экономические процессы, динамика здоровья населения страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для Республики Беларусь, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов. Если в 1959 г. у нас насчитывалось менее 1,1 млн лиц пенсионного возраста (13,5 % общей численности жите-

лей), в 1989 г. их численность составила почти 2,0 млн (19,5 %), то в 2003 г. достигла 2,1 млн (21,2 %). Всего в Беларуси проживает 2,6 млн пенсионеров, что составляет более 25 % всего населения. Прогнозируется дальнейший рост доли населения в пенсионном возрасте — к 2020 г. она может увеличиться до 28 %.

Одновременно увеличивается количество инвалидов: ежегодно на инвалидность переводится около 55 тыс. граждан. За период 1991—2008 гг. численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, возросла с 348,0 до 477,3 тыс. человек, или на 37,1 %. Особую озабоченность общества и государства вызывает рост численности детей-инвалидов (они раньше учитывались в возрасте до 16 лет, с 2000 г. — в возрасте до 18 лет). Таких детей-инвалидов, получающих пенсию в органах социальной защиты, в 1990 г. было 9,7 тыс. человек, а в 2007 г. — 39,5 тыс. человек; на 10 тыс. жителей в 1990 г. приходилось 39 детей-инвалидов, в 2008 г. — более 200 [7-9].

Основу современной системы социального обслуживания составляют формирующиеся территориальные центры социального обслуживания населения. На начало 2004 г. в Беларуси функционировало 138 таких центров, к началу 2009 г. планируется создать их в каждом сельском и городском районе (социальный норматив — один центр на административный район). Сеть новых нестационарных учреждений развивается на базе отделений социальной помощи на дому, созданных в структурах социального обеспечения в начале 1990-х годов (в 1990 г. их было 388, затем их число сократилось более чем в 2 раза). На учете в центрах социального обслуживания находится почти 700 тыс. граждан, в 2008 г. социальные работники навестили почти 165,0 тыс. граждан, а общее количество обращений с учетом повторных достигло 6,9 млн.

Главным направлением работы территориальных центров является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов — на это приходится более 80 % общего объема услуг. Доля информационных услуг, предоставляемых населению, составляет 5,6 % общего объема; консультационных — 4,5; реабилитационных — 3,5; гуманитарной помощи — 2,5; социально-психологической — 1,6; адресной социальной помощи — 1,1; медицинских услуг — 0,5; других видов услуг — 0,6 %.

В 2001—2002 гг. введение оплаты за социальные услуги вызвало сокращение количества граждан, получающих услуги на дому, примерно на одну треть, однако позже показатели обслуживания стали возрастать, и на начало 2008 г. почти 165,0 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов пользовались социальными услугами. Из них основная часть граждан (51,2 %), как и ранее, получают услуги на условиях частичной оплаты, т.е. со скидкой на половину, или бесплатно (46,6 %). На условиях полной оплаты социальные работники навещают только 1,4 тыс. человек (2,2 %).

За счет средств от платного обслуживания создаются более благоприятные условия для расширения перечня услуг: открываются помещения дневного пребывания; налаживается работа с детьми, имеющими особенности психофизического развития; проводится реабилитация инвалидов. Часть средств используется для материальной помощи и премирования социальных работников. Вместе с тем проблемы развития материально-технической базы и обеспечения кадрами остаются самыми сложными. Центры социального обслуживания обеспечены работниками, имеющими специальное образование, лишь на 3— 5 % , а заработная плата работников социальных учреждений остается одной из самых низких среди других отраслей экономики.

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов проводится в стационарных учреждениях. В 2007 г. функционировал 61 дом-интернат для престарелых и инвалидов, в них проживало 14,4 тыс. человек. На постоянном постельном режиме находилось 38,7 % общего числа проживающих в домах-интернатах. Для инвалидов Великой Отечественной войны в системе Министерства здравоохранения функционируют 4 госпиталя на 1860 коек.

Важным приоритетом государственной социальной политики страны является социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства, создание сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Государственными учреждениями социального обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

В последние годы в стране получил развитие программно-целевой метод решения конкретных проблем по улучшению положения детей, использование которого позволяет обеспечить более эффективное межведомственное взаимодействие, целевую направленность выделяемых ресурсов, привлечение дополнительных источников финансирования. Наиболее продуктивно этот подход используется в реализации крупномасштабной Президентской программы «Дети Беларуси», основной целью которой является решение проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. В состав программы «Дети Беларуси» входят подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания». Проводится целенаправленная работа по улучшению условий жизни и благосостояния семей и детей, обеспечению их социальной и правовой защитой, стабилизации положения семей и детей, находящихся в особо трудных жизненных ситуациях [9].

Задачи на 2009 год

совершенствование системы государственной адресной социальной помощи, совершенствование механизма ее предоставления;

развитие государственного социального стандарта в области социального обслуживания;

обеспечение мониторинга и контроля за реализацией государственных социальных программ;

подготовка и проведение мероприятий по усилению социальной поддержки ветеранов и одиноких пожилых людей в рамках реализации плана подготовки и проведения празднования 65-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков;

реализация совместно с ООН/ПРООН в Республике Беларусь проекта международной технической помощи «Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и её осуществлению».

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.