Государственное регулирование системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируются законами Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (2000 г.), «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.) и др.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в нашей республике включаются государственные минимальные стандарты в области:
ü оплаты труда;
ü пенсионного обеспечения;
ü образования;
ü здравоохранения;
ü культуры;
ü жилищно-коммунального обслуживания;
ü социальной поддержки и социального обслуживания.
Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.
Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:
• центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);
• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
• социальные приюты;
• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
• геронтологические центры;
• организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);
• реабилитационно-трудовые мастерские;
• юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.
Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, у нас действует также Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд), который является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.
Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.
Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:
· организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;
· осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее – взносы);
· финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
· организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;
· финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
· размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;
· осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;
· разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;
· назначает и выплачивает профессиональные пенсии;
· осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;
· контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;
· осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;
· сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;
· в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;
· осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;
· создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;
· в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;
· в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;
· проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;
· в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;
· подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;
· дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;
· осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
· рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
· обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;
· осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
Демографические и социально-экономические процессы, динамика здоровья населения страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для Республики Беларусь, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов. Если в 1959 г. у нас насчитывалось менее 1,1 млн лиц пенсионного возраста (13,5 % общей численности жите-
лей), в 1989 г. их численность составила почти 2,0 млн (19,5 %), то в 2003 г. достигла 2,1 млн (21,2 %). Всего в Беларуси проживает 2,6 млн пенсионеров, что составляет более 25 % всего населения. Прогнозируется дальнейший рост доли населения в пенсионном возрасте — к 2020 г. она может увеличиться до 28 %.
Одновременно увеличивается количество инвалидов: ежегодно на инвалидность переводится около 55 тыс. граждан. За период 1991—2008 гг. численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, возросла с 348,0 до 477,3 тыс. человек, или на 37,1 %. Особую озабоченность общества и государства вызывает рост численности детей-инвалидов (они раньше учитывались в возрасте до 16 лет, с 2000 г. — в возрасте до 18 лет). Таких детей-инвалидов, получающих пенсию в органах социальной защиты, в 1990 г. было 9,7 тыс. человек, а в 2007 г. — 39,5 тыс. человек; на 10 тыс. жителей в 1990 г. приходилось 39 детей-инвалидов, в 2008 г. — более 200 [7-9].
Основу современной системы социального обслуживания составляют формирующиеся территориальные центры социального обслуживания населения. На начало 2004 г. в Беларуси функционировало 138 таких центров, к началу 2009 г. планируется создать их в каждом сельском и городском районе (социальный норматив — один центр на административный район). Сеть новых нестационарных учреждений развивается на базе отделений социальной помощи на дому, созданных в структурах социального обеспечения в начале 1990-х годов (в 1990 г. их было 388, затем их число сократилось более чем в 2 раза). На учете в центрах социального обслуживания находится почти 700 тыс. граждан, в 2008 г. социальные работники навестили почти 165,0 тыс. граждан, а общее количество обращений с учетом повторных достигло 6,9 млн.
Главным направлением работы территориальных центров является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов — на это приходится более 80 % общего объема услуг. Доля информационных услуг, предоставляемых населению, составляет 5,6 % общего объема; консультационных — 4,5; реабилитационных — 3,5; гуманитарной помощи — 2,5; социально-психологической — 1,6; адресной социальной помощи — 1,1; медицинских услуг — 0,5; других видов услуг — 0,6 %.
В 2001—2002 гг. введение оплаты за социальные услуги вызвало сокращение количества граждан, получающих услуги на дому, примерно на одну треть, однако позже показатели обслуживания стали возрастать, и на начало 2008 г. почти 165,0 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов пользовались социальными услугами. Из них основная часть граждан (51,2 %), как и ранее, получают услуги на условиях частичной оплаты, т.е. со скидкой на половину, или бесплатно (46,6 %). На условиях полной оплаты социальные работники навещают только 1,4 тыс. человек (2,2 %).
За счет средств от платного обслуживания создаются более благоприятные условия для расширения перечня услуг: открываются помещения дневного пребывания; налаживается работа с детьми, имеющими особенности психофизического развития; проводится реабилитация инвалидов. Часть средств используется для материальной помощи и премирования социальных работников. Вместе с тем проблемы развития материально-технической базы и обеспечения кадрами остаются самыми сложными. Центры социального обслуживания обеспечены работниками, имеющими специальное образование, лишь на 3— 5 % , а заработная плата работников социальных учреждений остается одной из самых низких среди других отраслей экономики.
Социальное обслуживание престарелых и инвалидов проводится в стационарных учреждениях. В 2007 г. функционировал 61 дом-интернат для престарелых и инвалидов, в них проживало 14,4 тыс. человек. На постоянном постельном режиме находилось 38,7 % общего числа проживающих в домах-интернатах. Для инвалидов Великой Отечественной войны в системе Министерства здравоохранения функционируют 4 госпиталя на 1860 коек.
Важным приоритетом государственной социальной политики страны является социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства, создание сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Государственными учреждениями социального обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.
В последние годы в стране получил развитие программно-целевой метод решения конкретных проблем по улучшению положения детей, использование которого позволяет обеспечить более эффективное межведомственное взаимодействие, целевую направленность выделяемых ресурсов, привлечение дополнительных источников финансирования. Наиболее продуктивно этот подход используется в реализации крупномасштабной Президентской программы «Дети Беларуси», основной целью которой является решение проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. В состав программы «Дети Беларуси» входят подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания». Проводится целенаправленная работа по улучшению условий жизни и благосостояния семей и детей, обеспечению их социальной и правовой защитой, стабилизации положения семей и детей, находящихся в особо трудных жизненных ситуациях [9].
Задачи на 2009 год
совершенствование системы государственной адресной социальной помощи, совершенствование механизма ее предоставления;
развитие государственного социального стандарта в области социального обслуживания;
обеспечение мониторинга и контроля за реализацией государственных социальных программ;
подготовка и проведение мероприятий по усилению социальной поддержки ветеранов и одиноких пожилых людей в рамках реализации плана подготовки и проведения празднования 65-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков;
реализация совместно с ООН/ПРООН в Республике Беларусь проекта международной технической помощи «Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и её осуществлению».
Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.