Процесс реформ в России привел к существенным изменениям структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере социального обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка либо повышенных расходов при изменении своего материального или социального положения. Основным из форм защиты граждан от социальных рисков выступает государственное социальное обеспечение.
Право на социальное обеспечение – одно из основных конституционных прав граждан. Предоставление социального обеспечения – это назначение вида социального обеспечения, изменение его размера, перевод с одного вида на другой. Существуют некоторые требования к предоставлению социального обеспечения: оно должно предоставляться нуждающимся; во-вторых, оно должно осуществляться по заявлению гражданина; в-третьих, при наличие у гражданина права на несколько видов социального обеспечения по различным основаниям ему должен предоставляться каждый вид социального обеспечения по имеющимся основаниям, одинаковые виды должны предоставляться по одному из оснований. [14]
Сложившееся централизованное социальное обеспечение финансируется за счет различных источников (рис.2.2). Созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Для этих фондов установлен страховой принцип их формирования, признана самостоятельность и независимость от федерального, регионального и местного бюджетов. Размеры страховых отчислений и годовой бюджет каждого фонда утверждается законодателем.
Пенсионный фонд РФ – это организация, источниками формирования которого являются: страховые взносы работодателей и граждан, ассигнования из бюджета. Средства предназначены для выплаты государственных пенсий и пособий.[4]
Фонд социального страхования является финансово-кредитным учреждением. Источниками образования Фонда являются: страховые взносы работодателей и граждан, доходы от инвестирования части свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги, ассигнования из бюджета, взносы физических и юридических лиц. Он создан для финансовых выплат различных видов пособий.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для организации медицинской помощи в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Основными источниками образования фонда являются: страховые взносы физических и юридических лиц, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств.
С середины 90-х годов в РФ стала формироваться система негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время она охватывает 5,202 млн.чел., число получателей негосударственных пенсий 428тыс.чел. В 2004 году действовали 283 негосударственных пенсионных фонда, которые осуществляли выплаты па сумму 3317,6млн.руб. Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:
1) фонды, пенсионные взносы которых формируются преимущественно предприятиями и организациями работодателями;
2) фонды с преимущественными взносами физических лиц;
3) пенсионные фонды с совместным участием юридических и физических лиц.
К основным методам технологии социального обеспечения относятся:
1) метод ответственного реагирования,
2) методы государственного регулирования (планирование, контроль),
3) метод конструирования и проектирования развития различных направлений деятельности,
4) метод реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций,
5) метод социальной экспертизы нормативных решений,
6) метод анализа информации,
7) метод оценки состояния различных объектов.
|
|
|
|
|
Рис. 2.2. Технология финансирования и распределения средств на социальное обеспечение.
Технология социального обеспечения – это комплексное образование, состоящее из нескольких технологий (рис.2.3). Наиболее общая технология социального обеспечения представлена на рис.2.4.
Рис.2.3. Основные элементы технологии социального обеспечения.
|
Рис.2.4. Общая технология социального обеспечения
Одной из основных технологий социального обеспечения является технология пенсионного обеспечения. Технология обеспечения граждан пенсиями по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ» представлена на рис.2.5. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Они могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления непосредственно. При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда проверяет правильность оформления заявления, сличает подлинники, регистрирует заявление, требует документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой. После проверки документов пенсия назначается со дня обращения за ней. Перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера, а в сторону увеличения – на основании письменного заявления гражданина.
Рис.2.5. Технология обеспечения граждан пенсиями по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ».
Преобразования пенсионной системы страны носят структурный и институциональный характер. С 1 января 2002 г. происходит формирование новых пенсионных институтов: базовых пенсий, страховых пенсий и накопительных пенсий. Пенсионная модель — как сочетание данных институтов — основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединение личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии).[33]
При рассмотрении структуры новой пенсионной системы России обращает на себя внимание доминирование в ней института базовых пенсий, на долю которого приходится половина направляемых на пенсионное обеспечение финансовых ресурсов. Базовая пенсия устанавливается в одинаковом для всех пенсионеров размере. По- своему социально-экономическому содержанию она представляет собой социальную помощь (в виде социальной пенсии — как по размеру, так и по функции социальной защиты), а ее финансовый механизм представляет форму государственного перераспределения (в неоправданно больших размерах) финансовых средств, принадлежащих населению.[25]
Институту страховых пенсий в новой пенсионной системе уделено второстепенное место. Кроме того, его роль в будущем будет снижаться: с 40% в финансовых ресурсах сейчас до 20% через пять лет. В подавляющем большинстве развитых стран этот пенсионный институт играет главную и определяющую роль в пенсионном обеспечении населения. Его сильные стороны (высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств, наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения, приемлемый и высокий уровень замещения заработков) позволяют Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения рекомендовать его в качестве основного института пенсионного обеспечения.[35]
Важное место в новой пенсионной системе призван занять институт накопительных пенсий, основанный на долгосрочных инвестициях. Сегодня на его долю приходится 10% финансовых ресурсов, а через пять лет — уже 30 — 35%.[25]
Состояние пенсионной системы зависит от многих слагаемых: уровня заработной платы, положения на рынке труда, страховой и социальной политики государства. Данная система сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них – низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП, явно недостаточный для достойной жизни размер пенсии, необходимость выработать оптимальный пакет законов о профессиональных пенсионных системах, а также надёжную законодательную базу, гарантирующую сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Следующей технологией социального обеспечения является технология обеспечения граждан пособиями. Выделяют множество видов пособий. Технология обеспечения граждан пособиями почти одинакова. Мне бы хотелось рассмотреть технологии обеспечения граждан пособием по безработице и ежемесячным пособием на ребенка. Технология обеспечения граждан пособием по безработице представлена на рис.2.6.
|
Рис.2.6. Технология обеспечения граждан пособием по безработице.
Порядок регистрации безработного гражданина определяется Правительством РФ. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предъявления документов. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными.
С 1 января 2005 года на рынке труда изменились правила игры. Законом о «монетизации льгот» (№122-ФЗ) подвергся радикальным изменениям Закон «О занятости населения в РФ». Предлагаемые изменения направлены на экономию затрат федерального бюджета по обеспечению содействия занятости населения и, самое главное, значительное снижение социальной защищенности работников на рынке труда. Внесены предложения по изменению всей системы финансовой поддержки безработных граждан. Если до принятия закона размер пособия по безработице устанавливался законом о занятости (минимальный-30% от прожиточного минимума, максимальное - не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ), то предлагается ежегодное определение минимального и максимального размера пособия.[5]
Таким образом, социальная поддержка безработных будет полностью зависеть от располагаемых финансовых ресурсов государства.
В настоящее время все большее внимание привлекает вопрос выплаты ежемесячных пособий на детей. Граждане, имеющие детей, при обращении в органы социальной защиты населения по месту жительства за назначением пособия на ребенка предоставляют сведения о доходах семьи, которые указываются в заявлении. Органами социальной защиты проводится проверка сведений, которые им представлены, и если сведения достоверны, назначается пособие не позднее 10 дней после обращения.
Федеральное финансирование пособий предполагает усиление ответственности органов социальной защиты населения за целевое расходование средств, в частности за строжайшее следование установленным законодательным нормам при назначении и выплате пособий, положениям постановлений Правительства, определяющих порядок назначения и выплаты пособий и порядок учета доходов для определения права на пособие. Еще одна проблема — полнота учета доходов для определения права на пособие. Здесь выделяется несколько аспектов: во-первых, далеко не везде учитываются доходы от личного подсобного хозяйства, что занижает доходы претендентов на получение пособия, и предоставление пособия в этом случае не оправдано, во-вторых, полнота учета доходов при получении алиментов, ведении индивидуальной трудовой деятельности и прочих аналогичных доходов. С другой стороны, федеральные органы исполнительной власти совместно с аналогичными структурами субъектов Российской Федерации должны искать эффективные пути проверки правильности заявленных гражданами доходов, в том числе в случае, когда проблематично получение подтверждающих документов. Сегодня пособие выплачивается почти на 18 млн. детей, по сути, это пока единственный опыт крупномасштабного предоставления социальных выплат на адресной основе.[22]
По словам заместителя председателя Комитета СФ по социальной политике И.Каменского, нельзя ставить знак равенства между механизмом выплаты пенсий и пособий, ведь у детей есть родители, которые обязаны их содержать. Но чтобы снять напряжение с самой проблемы, связанной с размером детских пособий, надо увеличить заработную плату родителей, которая бы соответствовала стоимости потребительской корзины на семью, включая детей. При этом условии роль детских пособий в бюджете семьи снизится.[8]
В технологии обеспечения граждан пособиями виден недостаток – несовершенство механизма финансирования выплат из бюджета.
С 1 января 2005 года технология предоставления государством социальных льгот была заменена денежными компенсациями. Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными компенсациями находятся в центре внимания специалистов.
Реформа технологии льгот проводится в соответствии с концептуальными подходами к разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В этой связи в законодательной базе предусматриваются технологические изменения1:
- изменение порядка финансирования и условий реализации мер социальной защиты,
- разграничение полномочий в социальной сфере между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень,
- изменение существующего порядка финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы и правовой базы, регулирующей прожиточный минимум.
Технология взаимодействия федеральных органов государственной власти и региональных не отработана до конца . Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам переданы на региональный уровень. Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. B силу неодинаковой бюджетной обеспеченности регионов положение льготников в них будет резко различаться. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно. В соответствии с Федеральным законом граждане, которым социальная поддержка будет оказываться за счет средств федерального бюджета, будут учитываться в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ведение которого осуществляет Пенсионный фонд РФ.[7]
К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:
- денежное обеспечение действующих льгот,
- улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
К отрицательным:
- отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;
- понижение уровня социальной защиты ряда категорий населения,
- понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Переход от натуральных форм оказания помощи к денежной в большей степени отвечает требованиям социальной справедливости. Во-первых, устранив или хотя бы уменьшив региональные различия в размере помощи, можно, если не ликвидировать, то по крайней мере снизить степень дискриминации ее получателей, характерной для действующей системы. Во-вторых, такой переход способствует выравниванию условий доступа к получению льгот. В-третьих, общество получает четкое представление об объеме своих социальных обязательств, что приводит к пристальному рассмотрению проблем социальной справедливости, выравниванию уровня доходов различных групп населения.
Важнейшим звеном технологии социального обеспечения является технология социального обслуживания (рис.2.7).
Рис.2.7. Технология социального обслуживания населения.
Основанием для получения государственного социального обслуживания служит трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, преодолеть которую самостоятельно он не может. Данная ситуация является основанием для бесплатного государственного социального обслуживания.
Таким образом, государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законодательством. Несмотря на постепенное развитие структуры государственных учреждений социальной защиты, уровень социального обеспечения в РФ остается недостаточным. Развитие технологии социального обслуживания тормозят многие факторы: недостаточно развитая правовая база системы социального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для развития системы; недостаточное использование дополнительных финансовых источников, в том числе неправительственного общественного сектора; слаборазвитая инфраструктура всей социальной помощи; недостаточное применение целевого комплексного планирования развития социального обслуживания в РФ с учетом научных исследований, инноваций и международной практики; недостаточная профессиональная подготовка социальных работников.[38]
Серьезной проблемой является несовершенство методов государственного регулирования формирования финансово-экономической базы учреждений социальной защиты на региональном уровне. Так, планирование базируется только на количественных показателях без учета принципа экономической, социальной целесообразности, обстановки на территории, необходимости оказания услуг социально-незащищенному населению, бюджетные ассигнования учреждения социального обслуживания зависят сегодня от его размеров, что не способствует эффективному использованию денежных средств. Целесообразнее было бы при финансировании учреждений исходить из расчета на одного жителя территории с учетом поправочных коэффициентов. Экономические источники функционирования государственных (муниципальных) унитарных предприятий социального обслуживания весьма ограничены, так как формируются из местных бюджетов и внебюджетных средств, полученных от оказания платных услуг, сбора пожертвовании и т.п. В то же время они должны обеспечить гарантируемое государством право гражданина на социальное обслуживание. [38]
Таким образом, технология социального обеспечения – это сложное образование, включающее следующие элементы: технологию пенсионного обеспечения граждан, технологию обеспечения граждан пособиями и денежными компенсациями, технологию социального обслуживания. Анализ технологии социального обеспечения позволил выявить следующие недостатки: финансирование социального обеспечения не соответствует необходимым нормам для развития социального обслуживания и увеличения предоставляемых социальных выплат; социальное обеспечение не учитывает принципа адресности при ее оказании; несоответствие величины предоставляемых по системе социального обеспечения социальных выплат величине прожиточного минимума установленного для различных категорий населения; отсутствует достаточная информированность граждан о своих правах на социальное обеспечение.
Необходимо усовершенствовать механизм распределения и формирования денежных средств, предназначенных на социальное обеспечение. Исходя из того, что известно несколько моделей построения механизма формирования и распределения ГФСН: 1) солидарно-распределительный механизм; 2) накопительно-страховой механизм; 3) солидарно-страховой механизм.[10].Необходимо создать банк данных граждан, которые пользуются правом на социальное обеспечение. Возникает необходимость разработки национальной системы стандартизации социального обслуживания. В эту сферу следует привлекать негосударственный сектор к оказанию услуг населению. поддержки необходимо передать на региональный и муниципальный уровень.
Необходимость совершенствования технологии организации социальной помощи населению определена:
- наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, нуждающихся в социальной поддержке,
- предоставление социальной помощи в виде различных выплат без учета реальной нуждаемости,
- разобщенность данных о видах социального обеспечения.[26]
Следовательно, технология социального обеспечения требует совершенствования, поскольку реальное положение с гарантированностью тех прав на социальное обеспечение, которые закреплены законодательно, носят в большей степени декларативный характер.
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения в Российской Федерации.
Решение накопившихся социальных проблем с начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее нуждающихся групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, направленных в пользу обеспеченных граждан.
Российское государство не только не стало «социальным», как провозглашает Конституция РФ, но во многом предстает «виртуальным государством», в котором из-за отсутствия финансовых средств ни одна из социальных функций не реализуется в том виде, в котором предусмотрена законом.[11]
Объем ресурсов, направляемых на социальное обеспечение, явно недостаточен, поскольку размеры некоторых социальных выплат не соответствуют величине прожиточного минимума. Развитие систему социального обслуживания как одного из элементов социального обеспечения тормозится, прежде всего, нехваткой финансовых ресурсов.
Основой системы социального обеспечения любой страны является механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения.
Анализ состояния отечественной системы социального обеспечения показывает, что существующий в России солидарно-распределительный механизм не полностью выполняет функции по социальной защите населения. Создание системы социального обеспечения, основанной на накопительно-страховом механизме финансирования, в ближайшей перспективе невозможно, поэтому необходимо адаптировать систему социального обеспечения к новым условиям и следует использовать солидарно–страховой механизм формирования и распределения ГФСН.[10]
Проблема формирования ГФСН связана с продолжающимся экономическим кризисом в нашей стране, а, следовательно, и с низким уровнем оплаты труда. В такой ситуации накопительно-страховой механизм функционировать не будет. Кроме того, если введение личных накопительных счетов не будет сопровождаться повышением заработной платы, социальная эффективность таких мероприятий будет низкая.
Создание системы накопительных счетов призвано обеспечить повышение пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе расходов на лечение. Поэтому необходимо переходить к солидарно-страховой модели.
Рис.2.8. Технология солидарно-страхового механизма распределения и формирования средств, предназначенных на социальное обеспечение.
Мировой опыт показывает, что оптимальное финансирование социального обеспечения рационально на трехсторонней основе: предприниматель, работник, государство. На сегодняшний день в России применяется в основном принцип двупартизма, то есть плательщиками взносов являются государство и предприниматели. Применение двухстороннего принципа финансирования социального обеспечения обусловлено кризисными явлениями в российской экономике и соответственно тяжелым материальным положением населения.
Мировой опыт социального обеспечения свидетельствует, что надежным методом его финансирования являются трехсторонние платежи в ГФСН. Причем наиболее оправданным представляется механизм, когда большая нагрузка приходится на работодателя (от 40 до 60%), а меньшая распределяется между работниками (от 10 до 30%) и государством (от 20 до 40%), которое призвано, прежде всего, заботиться о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех субъектов социального обеспечения выражают идею солидарной ответственности. Часть средств идет на выплату пенсий , пособий, денежных компенсаций и оказание социальных услуг, а часть в фонд капитализации. Капитализация является процессом финансового вложения временно свободных денежных средств системы социального обеспечения. Это дорогостоящий процесс, который сложно реализовать в рамках каждого фонда в отдельности, поэтому необходимо образовать страховой фонд (капитализации) системы социального обеспечения.
Технология социального обеспечения, основанная на солидарно-страховом механизме, будет социально эффективна по нескольким причинам:
1) более адаптирована к российским социальным, экономическим и политическим условиям;
2) солидарно-страховой механизм финансирования системы социального обеспечения используется во многих зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а следовательно, доказал свою эффективность в условиях рынка;
3) сочетание административных и рыночных основ делают систему социального обеспечения, основанную на солидарно-страховом механизме, более устойчивой.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должна быть положена программа мер, направленных на предоставление социальных выплат и услуг на принципах адресности. Реальное введение адресности повлечет за собой значительные ограничения как на размеры выплат, так и на состав получателей социальных выплат и услуг. Подобные походы могут существенно варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры населения, уровня жизни. Полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной поддержки необходимо передать на региональный и муниципальный уровень.
Для обработки больших объемов информации требуется создать новые информационные технологии. Информационная технология адресной социальной помощи является неотъемлемой частью организационной структуры, реализующей новый подход. Этот подход позволит:
- обеспечить доступ к информации для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи,
- обеспечить контроль над деятельностью системы адресной социальной помощи,
- распределять и контролировать финансовые средства,
- организовывать взаимодействие различных ведомств.
Основным результатом внедрения системы станет повышение открытости, адресности и эффективности социальной поддержки населения, что позволит иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных размерах в соответствии с положением гражданина.
Существование огромного количества законодательных актов ставит вопрос о доступности информации для граждан, то есть возможности изучения своих прав. Требуется создание открытой Интернет-системы, которая позволит расширить доступность информации по социальному обеспечению. Данная Интернет-система должна будет работать по следующей технологии, изображенной на рис.2.9.
Рис.2.9. Технология работы открытой Интернет-системы.
Возникает необходимость совершенствования технологии социального обслуживания населения, которое сможет адекватно обеспечить права граждан в этой сфере. Оно должно осуществляться в следующих направлениях:
- совершенствование нормативно-правовой базы организации и функционирования учреждений социального обслуживания,
- развитие научно-методических основ деятельности. Новые технологии, инновации, международное сотрудничество,
- укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания. Переход от сметного финансирования организации к финансированию установленного государством заказа,
- улучшение межведомственной координации деятельности учреждений социального обслуживания,
- достижение уровня социальных услуг, по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, обеспечивающий гарантированный государством уровень социальной защиты,
- введение дифференцированных подходов к реализации права на социальное обслуживание в зависимости от потребностей и материальной обеспеченности граждан. Расширение спектра платных услуг,
- продвижение от централизованной системы социального обслуживания, в которой главенствует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными структурами. Создавать институциональные условия для формирования и развития негосударственных субъектов социального обслуживания. Обеспечить соревновательность, конкуренцию между ними за получение государственного заказа - финансирования на оказание социальных услуг.
Не менее важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация. Разработка стандартов качества социального обслуживания представляет собой продолжительный процесс. Это определяется тем, что стандарты призваны отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания – с другой.
В 2002году было отменено лицензирование деятельности в области социального обслуживания населения, а при иных механизмов контроля над деятельностью социальных служб, а также стандартов и сертификации это совершенно нелогичное и неоправданное решение. Лицензирование – это один из возможных инструментов регулирования доступности и качества социальных услуг, и самое главное, оно позволяет привлечь на рынок социальных услуг негосударственные учреждения и организации, желающие оказывать социальные услуги населению, а делать это они могли бы в соответствии с государственными социальными стандартами социального обслуживания.[17]
Таким образом, только создание нормативно-правовой и научно-методической базы для системы социального обслуживания по схеме «лицензирование-стандартизация-сертификация» позволит обеспечить качественное и эффективное социальное обслуживание граждан.
Совершенно очевидна потребность и необходимость привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг населению. Это предполагает, в частности, такие меры: равноправный доступ к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют определенные предпосылки; расширение свободы выбора гражданам, пользующими бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами.
Учитывая низкий размер нынешних пенсий (по нормам МОТ, минимальная пенсия должна составлять 40% заработной платы квалифицированного работника, у нас – 12-13%), прекратить снижение ставки ЕСН, восстановить систему страховых тарифов. Предусмотреть систему перераспределения страховых взносов по типу систем, действующих в развитых странах. В связи с этим надо повысить заработную плату, регулируемую государством, а для остальных субъектов провести повышение и перераспределение денежных средств.
Следует провести с учетом роста цен индексацию материнских и детских пособий.
Пособии и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.
Целесообразно воспользоваться мировым опытом и ввести обязательное страхование детей. Из сформированных на его основе фондов можно либо доплачивать к начисленному заработку тем работникам, у кого она ниже прожиточного минимума, либо просто предоставлять соответствующее страховое пособие. Тем самым решается комплекс задач – вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников, увеличение помощи семьям с детьми.
Однако в бюджете следует сохранить «чистые расходы» на семейные пособии, а именно – на пособие для детей безработных. Отменив страхование по безработице, правительство тем самым взяло на себя заботу об этих людям. А поскольку уменьшились и ресурсы, выделяемые на помощь безработным (в 2004г. сумма страховых взносов составила бы 60млрд.руб., теперь же через федеральный бюджет на эти цели расходуется всего 20-25млрд.руб.), бюджет вполне способен в пределах полученной экономии выплачивать пособия безработным матерям. Тем более что расходы будут на два порядка меньше суммы, сэкономленной государством в результате ликвидации фонда занятости.[23]
Технология социального обеспечения закреплена в законодательных актах. Усовершенствование технологии социального обеспечения невозможно без законодательного закрепления механизма финансирования социального обеспечения, оказания адресной социальной помощи, соответствующих социальных выплат и услуг. Для того, чтобы государство могло наиболее полно удовлетворять потребности населения в социальном обеспечении следует принять Кодекс социального обеспечения Российской Федерации – базовый законодательный акт, который закрепил бы основы правового регулирования отношений по социальному обеспечению и придал бы импульс к реформированию системы социального обеспечения. Действующее законодательство характеризуется крайней нестабильностью. Не во всех законах предусматриваются источники финансирования и механизмы реализации прав, что превращает их в декларации. К другим недостаткам правового регулирования отношений по социальному обеспечению относится бессистемность, противоречивость. Исходящей категорий для теоретического обоснования концепции Кодекса социального обеспечения РФ и разработки его примерной структуры должно служить установленное Конституцией РФ право на социальное обеспечение как основное право человека, которое естественно и принадлежит каждому от рождения.
Кодификация законодательства в сфере социального обеспечения должна быть направлена на решение следующих основных задач:
1) перевод максимально возможного числа норм права социального обеспечения из подзаконных в законодательные акты;
2) упорядочение существующих видов социального обеспечения;
3) закрепление финансирования социального обеспечения за тем уровнем бюджетной системы, на котором было принято решение об его установлении;
4) обеспечение взаимосвязи с актами иных отраслей законодательства (гражданским, трудовым, бюджетным и др.);
5) устранение противоречий между различными законодательными актами в сфере социального обеспечения;
6) достижение максимальной прозрачности в предоставлении социального обеспечения;
7) наполнение социального законодательства новыми содержательными нормами, необходимость которых назрела в правоприменительной практике.
Основная цель кодекса - это создать условия, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ и услуг высокого качества, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества. Причем кодекс должен урегулировать предоставление социального обеспечения только тем категориям граждан, которые в любом обществе являются социально уязвимыми (т.е. нуждающимся гражданам). Остальным категориям граждан государство создает лишь условия, при которых они самостоятельно могут обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие, путем закрепления указанных условий в актах иных отраслей законодательства.
Руководящими началами в регулировании социального обеспечения должны быть принципы всеобщности, доступности, добровольности и равенства прав граждан на социальное обеспечение, а также гарантированности, многообразия, дифференцированности видов и размеров социального обеспечения.
Кроме того, Кодекс определит полномочия федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации; круг лиц, имеющих право на социальное обеспечение; порядок предоставления социального обеспечения.
Таким образом, усовершенствование технологии социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако, представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Безусловно, технология социального обеспечения должна строиться на принципах адресности, всеобщности, доступности и гарантированности социального обеспечения. Это позволит изменить существующее положение различных категорий граждан посредством оказания социальных выплат и услуг, которые позволят обеспечить достойную жизнь граждан и повысить уровень и качество социального обслуживания. Именно в этом случае все заложенные в Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение будут соответствовать действительности, а статья 7 Конституции РФ, которая гласит, что «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», будет иметь не только ярко выраженный декларативный, но и реализуемый в действительности характер.
Заключение
Технология социального обеспечения занимает особое место среди технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие. Приоритетный характер социального обеспечения в технологии социальной работы определяется и тем, что она является важнейшим условием реализации общегражданских прав россиян. Главной целью социального обеспечения является предоставление гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов. Сформированная технология социального обеспечения имеет недостатки, решение которых необходимо, поскольку социальное обеспечение выполняет множество функций. Социальные выплаты, предоставляемые по системе социального обеспечения, предоставляются в низких размерах, что не позволяет решить ни одних социальных задач. Предоставление социального обслуживания также несовершенно. Поэтому возникает необходимость совершенствования технологии социального обеспечения. Целью курсовой работы является разработка предложений по усовершенствованию технологии социального обеспечения. Решение поставленной цели осуществлялось по нескольким направлениям.
Наличие достаточных финансовых средств для реализации социального обеспечения является необходимым условием ее функционированию. В данном направлении следует:
- адаптировать солидарно-страховой механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения к развитию российского общества,
- ввести трехсторонний принцип финансирования государственных фондов социального назначения, поскольку он используется во многих развитых в социальном плане странах. Оправданным представляется механизм, при котором большая нагрузка приходится на работодателя (40-60%), меньшая распределяется между работником (10-30%) и государством (20-40%).
Предоставлять социальное обеспечение надо, основываясь на принципе адресности. Для этого необходимо:
- совершенствовать технологию организации социальной помощи населению,
- создать информационные технологии, позволяющие обеспечить доступ гражданам к различной информации. Кроме того, это позволит систематизировать категории получателей по принципу нуждаемости.
Совершенствования требует технология социального обслуживания, которая предоставляется гражданам на платной и бесплатной основе. Для этого следует: совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности учреждений социального обслуживания, укреплять материально-техническую базу и кадровое обеспечение, ввести систему стандартизации социального обслуживания, оказание социальных услуг должно осуществляться не только государственными, но и частными социальными учреждениями.
Касаясь величины пенсий, пособий и денежных компенсаций, надо сказать о том, что их необходимо повысить до величины прожиточного минимума. Повышение величины пособий на детей возможно при использовании опыта зарубежных стран, который сводится к следующему: необходимо ввести обязательное страхование детей, а из сформированных на его основе фондов предоставлять страховое пособие.
В Российской Федерации существует множество законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению. Одной из первейших задач в этой области является кодификация законодательства в сфере социального обеспечения. Кодекс позволит определить:
- полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в области регулирования социального обеспечения,
- условия установления социального обеспечения,
- порядок предоставления социального обеспечения,
- финансирование социального обеспечения,
- технологию начислений, включающую различные виды пенсий, пособий, компенсаций,
- цели, виды, сроки и механизм социального обслуживания.
Кодекс социального обеспечения должен создать реальный правовой механизм, направленный на реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, в противовес декларативности многих действующих законов.
Практическая реализация данных положений, по-моему мнению, позволит изменить технологию социального обеспечения в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социального обеспечения, что отразится на тех категориях граждан, которые получают социальные выплаты и услуги по системе социального обеспечения. Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни граждан России, именно это заложено в Конституции РФ. Необходимо совершенствовать технологию социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан, а как следствие этого – возрастет стабильность в обществе.
Список литературы
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст. 4831.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ 2001№52(1). Ст. 4920.
1. Александров Ю. Бегство от социализма.//Pro et Contra лето2001№3.с.23-45.
2. Байгереев М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты – в стимулировании трудовой активности.//Человек и труд 2004№1. с.41-46.
3. Большая Российская энциклопедия: в 30т./отв. Ред. С.Л.Кравец т.1, «Россия». – М.: БРЭ, 2004.- 1007с.
4. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.//Вопросы экономики 2004№7. с.106-122.
5. Власов В. Безработные без пособия.//Социальная защита 2005№1. с.19-22.
6. Галаганов П. Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения.//Право и политика 2003№6. с.81-87.
7. Делягин Н. Момент истины.//Социальная защита 2004№10. с.4-7.
8. Жуковская Н. Детские пособия составляют три процента прожиточного минимума.// Социальная защита 2004№5. с.3-5.
9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004.-608с.
10. Казбан А.В. Краткий обзор мирового и отечественного опыта реформирования социального обеспечения населения.//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2003№13. с.27-34.
11. Калмыков В.В. Результаты социальной политики 1990-х и ее реформирование в начале2000-х гг.//История государства и права 2004№6. с.6-9.
12. Комарова Н. Первые итоги реализации пенсионной реформы.//Финансы 2003№5. с.58-61.
13. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие.//Российский экономический журнал 2004№11-12. с.15-50.
14. Лисица В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения.//Трудовое право 2003№10. с.16-23.
15. Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии.//Проблемы теории и практики управления 1997№4. с.93-97.
16. Немова Л.А. Канада: реформы в социальной сфере.//США. Канада. Экономика – Политика – Культура 2003№4. с.3-21.
17. Новикова М., Сидоренко С. Какие стандарты нам нужны.//Социономия 2004№10. с.10-14.
18. Осадчая Г.И. Социальное государство и социальная политика.//Социальная политика и социология 2003№4. с.24-29.
19. Право социального обеспечения России: Учебник/под ред. М.О.Буяновой, К.Н.Гусова.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект,2004. – 488с.
20. Реформа государства в зарубежных странах и развитие человеческого потенциала.//Человек и труд 2003№12. с.32-34.
21. Ржаницына Л. Экономический рост должен сопровождаться повышением уровня жизни населения.//Человек и труд 2004№1. с.47-51.
22. Ржаницына Л. Еще раз о детских пособиях.//Человек и труд 2004№5. с.25-27.
23. Роик В. Ключ к улучшению жизни.//Пенсионное обеспечение 2004№1. с.18-23.
24. Роик В. Реформа льгот не снимает с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения.//Человек и труд 2004№9. с.53-57.
25. Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспективы.//Страховое дело 2003№7. с.26-31.
26. Светкина Г.Д., Гриценко Е.А. Социальная помощь: на пути к адресности.//Социальная работа 2004№2. с.5-7.
27. Система социальной защиты населения во Франции.//Социальное обеспечение 2005№1. с.22-24.
28. Система социальной защиты населения во Франции.//Социальное обеспечение 2005№2. с.22-24 (продолжение).
29. Система социальной защиты в Финляндии.//Социальное обеспечение 2005№5. с.31-33.
30. Система социальной защиты в Финляндии.//Социальное обеспечение 2005№6. с.34-36 (продолжение).
31. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. – М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. – 288с.
32. Социальное положение и уровень жизни населения России 2004.: Стат. сб./Росстат. – М.,2004.- 509с.
33. Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования.//Финансы 2004№2. с.51-53.
34. Тарануха Ю. Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость.//Человек и труд 2005№2. с.18-22.
35. Ткаченко А. Россия и развитые страны на пути пенсионных реформ.//Власть 2004№6. с.62-68.
36. Уланов С. Анализ положений Федерального закона №122 в части «Монетизации льгот».//Социальное обеспечение 2005№5. с.12-15.
37. Челнокова Г.Б. Минимальные социальные стандарты, направленные на защиту от бедности.//Гражданин и право 2003№2. с.53-56.
38. Шарин В. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития.//Социальное обеспечение 2003№1. с.12-15.
39. Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития.//Человек и труд 2003№5. с.19.
40. Шарин В. «Социальное обеспечение» - понятие, требующее уточнения.//Социальное обеспечение 2005№6. с.36-39.
41. Янова С. Организация социальной защиты населения как системы управления социальными рисками.//Страховое дело 2001№8. с.26-31.
[1] В.Шарин. «Социальное обеспечение» - понятие, требующее уточнения.// Социальное обеспечение 2005№ 6. с.37.
[2] Право социального обеспечения России:Учебник./М.О.Буянова, К.Н.Гусов. – М.:ТК Велби, Издательство
Проспект, 2004. – с.11
3 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ/ / Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831
4 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ/ /Собрание законодательства РФ 2001№52(1). Ст.4920
5 Социальная политика, уровень и качество жизни. Словерь. - М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. - с.250
6 Роик В. Ключ к улучшению жизни.// Пенсионное обеспечение 2004№1. с.22
1Роик В. Реформа льгот не снимает с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения.//Человек и труд 2004№9. с.54
Дата: 2019-07-30, просмотров: 220.