Обзор экономической литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Обзор экономической литературы

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.1 Нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов

1.2 Задачи аудита финансовых результатов

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1 Организация проведения аудита финансовых результатов

2.2 Аудит доходов и расходов от основного вида деятельности

2.3 Аудит доходов и расходов от прочих видов деятельности

2.4 Аудит нераспределенной прибыли

3. ВЫЯВЛЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

3.1 Выявленные ошибки в ходе проверки

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 



Введение

Аудиторская деятельность является органическим элементом инфраструктуры рыночной экономики. В современной России она официально признана с 1993 года, когда Указом Президента РФ от 22 декабря1993 года за № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 07 августа 2001 года за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», заменивший Временные правила аудиторской деятельности, положил начало новому этапу в развитии российского аудита.

Большое влияние на становление российского аудита оказали Международные стандарты аудита бухгалтерской финансовой отчетности.

«Аудит» от латинского глагола «audire», означает «слушать, выслушивать, слышать». Аудит – это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Аудитом занимается аудитор — частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, — и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования полномочий.

Предметом аудита является совокупность аудиторских доказательств, необходимых для формирования профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Объектом аудита могут быть качество продукции, финансовое состояние организации, бухгалтерская отчетность организации, надежность системы внутреннего контроля организации.

Целью аудита является высказывание профессионального мнения относительно состояния выбранного объекта наблюдения. Профессиональное мнение высказывается в аудиторском заключении – документе, завершающем работу аудитора с информацией о данном объекте.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. Такую оценку он может дать в качестве услуги, сопутствующей аудиту.

В настоящее время все больше компаний нуждаются не только в организации бухгалтерского и налогового учета, но и в его постоянном контроле. Нужно отметить, что даже самый опытный бухгалтер может ошибаться, и эти ошибки могут обернуться колоссальными убытками и нанести непоправимый вред компании. Избежать многих неприятностей помогает аудит.

Большое значение в настоящее время приобретает аудит финансовых результатов.

Финансовый результат организации определяется в сумме нераспределенной прибыли (чистой прибыли), которая подлежит распределению между акционерами (участниками) организации. Нераспределенная прибыль определяется как результат от продаж по обычным видам деятельности организации, от прочих доходов и расходов, а также чрезвычайных доходов и расходов организации, уменьшенных на причитающиеся платежи в бюджет по налогу на прибыль.

Целью аудита финансовых результатов является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов, нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах

Основными задачами данного вида аудита являются следующие:

· Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.

· Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.

· Проверка правильности формирования и отражения доходов и расходов от основного вида деятельности.

· Проверка правильности формирования и отражения доходов и расходов от прочих видов деятельности.

· Проверка правильности формирования и использования нераспределенной прибыли.

Цель курсовой работы является исследование методики проведения аудита финансовых результатов в разрезе таких статей как, аудит доходов и расходов от основного вида деятельности, аудит доходов и расходов от прочих видов деятельности, аудит нераспределенной прибыли.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические аспекты аудита учета финансовых результатов;

2. исследовать методику проведения аудита учета финансовых результатов.

3. привести пример аудита учета финансовых результатов, выявить ошибки и дать рекомендации по устранению данных ошибок.

Рис. 1 Система экономического контроля и взаимосвязь ее подсистем


При осуществлении контроля, в том числе аудита финансовых результатов необходимо: определить цель и задачи аудита; обосновать принципы и требования, предъявляемые к нему; в полном объеме использовать законодательную и нормативную базу контроля; разработать организационные аспекты, методику и технику проведения контроля и аудита. В этой связи определены и систематизированы цели, задачи, функции, принципы аудита финансовых результатов и требования, предъявляемые к нему в современных условиях (табл. 1).

 

Таблица 1 Принципы, функции, цели, задачи и требования аудита финансовых результатов организации

Принципы Функции Требования
1 2 5
1. Принцип доступности – доступность аудитора ко всем объектам контроля и носителям информации. 2. Принцип конкретности аудита – конкретным должна быть не только цель аудита, но и его результат. 3.Принцип объективности – аудит должен быть непредвзятым, ориентированным на объективную оценку достоверности финансовых результатов. 4. Принцип своевременности – систематическое, своевременное проведение аудита финансовых результатов. 5. Принцип действенности - направленность аудита финансовых результатов на выработку конкретных мер по устранению недостатков. 1. Информационная функция – информация о финансовых результатах является предметом аудита и содержанием управленческой деятельности. 2. Контрольная функция - обеспечивает соблюдение нормативной и законодательной базы при формировании финансовых результатов, а также способствует повышению эффективности управленческих решений. 3.Функция обратной связи – способствует осуществлению аудита по выявлению резервов улучшения финансовых результатов. 4. Аналитическая функция – реализуется в использовании информации при анализе финансовых результатов. 5. Консультационная функция – консультирование аппарата управления предприятием по формированию финансовых результатов. 1. Гибкость. 2. Экономичность. 3.Простота. 4. Независимость. 5.Адекватность данных аудита пользователям информации. 6. Соблюдение законности при аудите. 7. Создание среды доверия. 8. Выполнение процедур аудита. 9. Соблюдение конфиденциальности при аудите.

Из выше приведенной таб.1 можно сделать вывод, что общность принципов аудиторской деятельности не исключает существенных различий содержания внешнего и внутреннего аудита финансовых результатов. Именно эти различия и обуславливают их взаимное дополнение. Технология взаимодействия внешнего и внутреннего аудита строится на политике максимального содействия независимому аудитору, со стороны последнего – на концепции беспристрастного подхода к оценке степени доверия, которое целесообразно

оказать внутреннему аудитору. Поэтому, исходя из поставленных целей аудита финансовых результатов, должны определяться его задачи, организационно – методические аспекты, процедуры процесса аудита, алгоритмы обработки данных, технические средства, интеллектуальные ресурсы, формы обобщения и представления информации о финансовых результатах, а также порядок документирования результатов аудита.

Аудит проводиться на основе Федеральных стандартов аудиторской деятельности, в том числе стандарт № 20 «Аналитические процедуры», № 21 «Аудит оценочных значений». Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие оценочные значения. Оценочными значениями являются приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения.

Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.

При проверке правильности формирования финансовых результатов проверяются следующие составляющие:

1. Доходы и расходы от основного вида деятельности.

2. Доходы и расходы от прочих видов деятельности.

3. Чрезвычайные доходы и расходы.

Основной информационной базой аудита финансовых результатов является бухгалтерский финансовый учет. Поэтому от правильности постановки учета финансовых результатов зависит достоверность полученных данных и объективность решений аудиторов при проведении внутреннего и внешнего аудита.

Таким образом источниками информации для сбора аудиторских доказательств являются:

· учредительные документы

· приказ по учетной политике

· рабочий план счетов

· состав доходов и расходов будущих периодов

· договоры

· документы, свидетельствующие о правомочности признания чрезвычайных доходов и расходов

· регистры бухгалтерского учета

· амортизационные ведомости, инвентаризационные описи

· счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

· бухгалтерская и налоговая отчетность

· выписки банков

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации выручка и расходы по обычным видам деятельности отражается на счете 90 «Продажи», внереализационные и операционные доходы и расходы – на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а чрезвычайные доходы и расходы – непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

В приказе по учетной политике в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) должны быть детально описаны виды деятельности и организация учета по их осуще6ствлению, а также состав и структура операционных и внереализационных доходов и расходов.

 





Заключение

 

Планируя проверку, руководитель аудиторской группы не вправе настолько полагаться на эффективность системы учета и внутреннего контроля проверяемой организации, чтобы сократить объем собираемых данных или не проводить в полном объеме требуемых аудиторских процедур. Аудиторская проверка может считаться проведенной должным образом, если компоненты аудиторского риска получают приемлемый размер, низка вероятность необнаружения аудиторами ошибок в отчетности, информация о предприятии представлена в полном объеме. Составление плана и программы аудита позволяет эффективно организовать работу аудиторской организации и координировать работу между ее членами. В ходе работы аудита общий план и программа по мере необходимости уточняются и пересматриваются.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета.

Знакомство с ней включило изучение, анализ и оценку о следующих сторонах хозяйственной деятельности:

а) учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

б) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности;

в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;

г) организация подготовки, оборота и хранения документов;

д) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

е) порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности;

ж) роль вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

Аудиторская организация в ходе проверки обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета нормативным актам и отразить в рабочей документации аудитора случаи нарушений.

В ходе проверки необходимо определить, в какой мере реальное состояние соответствует положениям учредительных документов, учетной политики, организации хозяйственной деятельности предприятия. Итогом проверки будет являться заключение об итогах аудиторской проверки на данном предприятии.

Для улучшения системы бухгалтерского учета и аудита на предприятии желательно передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной аудиторской организации, а также автоматизировать и стандартизировать деятельность аудиторов на всех этапах аудиторской проверки.

 



Список использованной литературы

 

1. Налоговой кодекс РФ, 1 и 2 главы

2. Гражданский кодекс РФ

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ).

4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.-717 с. – (Высшее образование).

6. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 368 с. – (Высшее образование).

7. План счетов бухгалтерского учета: комментарии к последним изменениям. – М.: ИД «Аргумент», 2008. – 104 с.

8. Кириллова Н.А., Богаченко В.М. Сборник задач по бухгалтерскому учету. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 346 с.

9. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 448 с. - (Высшее образование).

10. Негашев Е.В., Шеремет А.Д. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА-М, 1999.

11. Полисюк Г.Б. Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Учебное пособие - М.: Экзамен, 2001.

12. Подольский В.И. Аудит. – М.: «Юнити», 2001.

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской фирмы

Состав аудиторской фирмы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

 

ООО «Молот»
15.12.2008 – 25.12.2008
160
Иванов И.И.
Петрова В.И., Кузнецова В.П.
4%
1%

 

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
1. Аудит порядка формирования финансовых результатов   Петрова В.И. Кузнецова В.П.

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

2 Аудит правильности учета прочих доходов и расходов Иванов И.И.
3 Аудит правильности налогообложения прибыли Иванов И.И.
4 Проверка текущего использования прибыли, ее распределения и проверка прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов и резервов. Иванов И.И. Петрова В.И.
5 Проверка и подтверждение отчетности о финансовых результатах Петрова В.И. Кузнецова В.П.

 

Руководитель аудиторской организации Иванов И.И.

Руководитель аудиторской группы Петрова В.И.

 


Приложение 2

Приложение 3

Рабочий документ

Проверяемая организация

Отдел

Исполнитель

Телефон организации

Аудитор

Дата начала проверки

Дата окончания проверки

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Корреспонденция аудируемого лица

Корреспонденция аудитора

Заключение аудитора

       
1 2 3 4 5 6 7 8
               
               
               
               
               
               
               

 

 

Рабочий документ использовании (не использован) при составлении аудиторского отчета (ненужное зачеркнуть)

Аудитор _____ _ Иванов И.И.

(подпись)

«__» _______________г.

Рабочий документ принят

ФИО _________________

 



Приложение 4

Задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация понесла следующие расходы:

 

 

 

 

1. Начислена заработная плата основным рабочим 300 т.руб.

 

 

В учете отразили:

 

 

 

 

 

 

 

 

Дт 25

Кт 70

300 000 руб.

 

 

 

 

 

 

Дт 25

Кт 70

185 000 руб.

 

 

 

 

2. Списали МЦ на производство продукции:

 

 

 

 

 

Дт 20

Кт 10

720 000 руб.

 

 

 

 

 

3. Начислены проценты по кредиту взятому на приобретение ОС:

 

Дт 20

Кт 66

300 000 руб.

 

 

 

 

 

4. Начислена амортизация по ОС используемых при производстве продукции:

 

 

 

Дт 20

Кт 02

500 000 руб.

 

 

 

 

 

5. Утвержден авансовый отчет подотчетного лица управленческого персонала:

 

 

Дт 20

Кт 71

10 200 руб.

 

 

 

 

 

6. Принят к учету расход по ремонту оборудования:

 

 

 

 

Дт 20

Кт 76

100 000 руб.

 

 

 

 

 

 

Дт 19

Кт 76

18 000 руб.

 

 

 

 

7. Готовая продукция сдана на склад:

 

 

 

 

 

 

Дт 40

Кт 20

1 480 000 руб.

 

 

 

 

 

 

Дт 43

Кт 40

1 480 000 руб.

 

 

 

 

8. 50% продукции сдано на склад реализованной с наценкой 5%:

 

 

 

Дт 62

Кт 90

540 000 руб.

 

 

 

 

 

 

Дт 90

Кт 68

125 000 руб.

 

 

 

 

 

Дт 90

Кт 43

720 000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывести финансовый результат, начислить налог на прибыль, сделать реформацию баланса.

 

1. Дт 20 Кт 70 - 300 000 руб. – начислена заработная плата рабочим

Дт 70 Кт 68 - 39 000 руб. – начислен НДФЛ с заработной платы

Дт 20 Кт 69 – 78 600 руб. – начислены отчисления на социальные нужды

2. Дт 20 Кт 10 – 720 000 руб. – списаны материальные ценности на производство продукции

3. Дт 91.2 Кт 66 – 300 000 руб. – начислены проценты за кредит на приобретение ОС

4. Дт 20 Кт 02 – 500 000 руб. – начислена амортизация по ОС используемых при производстве продукции

5. Дт 26 Кт 71 – 10 200 руб. – утвержден авансовый отчет подотчетного лица управленческого персонала

Дт 20 Кт 26 – 10 200 руб. – списаны общепроизводственные расходы

6. Дт 20 Кт 76.5 – 100 000 руб. –расходы на ремонт оборудования

Дт 19 Кт 76.5 – 18 000 руб. - начислен НДС по ремонту оборудования

Дт 68 Кт 19 - 18 000 руб. – удержан НДС

7. Дт 43 Кт 20 - 1 480 000 руб. списана готовая продукция по фактической себестоимости

8. Дт 90.2.1. Кт 43 – 740 000 руб. – сдано на склад 50% продукции с наценкой 5%

Дт 62 Кт 90.1.1. – 916 860 руб. – выручка от реализации в т.ч. НДС

Дт 90.3 Кт 68 – 139 860 руб. – выделен НДС

Дт 91.9 Кт 91.2. – 300 000 руб. – списаны расходы

Дт 99 Кт 91.9 – 300 000 руб. - списан убыток прочих расходов

Дт 90.1.1 Кт 90.9 – 916 860 руб. - списана выручка от реализации в т.ч. НДС

Дт 90.9 Кт 90.2.1 – 740 000 руб. - списана продукция, сданная на склад

Дт 90.9. Кт 90.3 – 139 860 руб. – списан НДС

Дт 90.9 Кт 99 – 37 000 руб. – прибыль от продаж

Дт 84 Кт 99 – 263 000 руб. отражен финансовый результат. Организация понесла убытки.


[1] Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации. «Экономический анализ: теория и практика» № 7, 2007 г. д.э.н. Н.В.Липчиу, профессор Ю.С.Шевченко.


Содержание

Введение

Обзор экономической литературы

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.1 Нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов

1.2 Задачи аудита финансовых результатов

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1 Организация проведения аудита финансовых результатов

2.2 Аудит доходов и расходов от основного вида деятельности

2.3 Аудит доходов и расходов от прочих видов деятельности

2.4 Аудит нераспределенной прибыли

3. ВЫЯВЛЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

3.1 Выявленные ошибки в ходе проверки

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 



Введение

Аудиторская деятельность является органическим элементом инфраструктуры рыночной экономики. В современной России она официально признана с 1993 года, когда Указом Президента РФ от 22 декабря1993 года за № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 07 августа 2001 года за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», заменивший Временные правила аудиторской деятельности, положил начало новому этапу в развитии российского аудита.

Большое влияние на становление российского аудита оказали Международные стандарты аудита бухгалтерской финансовой отчетности.

«Аудит» от латинского глагола «audire», означает «слушать, выслушивать, слышать». Аудит – это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Аудитом занимается аудитор — частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, — и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования полномочий.

Предметом аудита является совокупность аудиторских доказательств, необходимых для формирования профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Объектом аудита могут быть качество продукции, финансовое состояние организации, бухгалтерская отчетность организации, надежность системы внутреннего контроля организации.

Целью аудита является высказывание профессионального мнения относительно состояния выбранного объекта наблюдения. Профессиональное мнение высказывается в аудиторском заключении – документе, завершающем работу аудитора с информацией о данном объекте.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. Такую оценку он может дать в качестве услуги, сопутствующей аудиту.

В настоящее время все больше компаний нуждаются не только в организации бухгалтерского и налогового учета, но и в его постоянном контроле. Нужно отметить, что даже самый опытный бухгалтер может ошибаться, и эти ошибки могут обернуться колоссальными убытками и нанести непоправимый вред компании. Избежать многих неприятностей помогает аудит.

Большое значение в настоящее время приобретает аудит финансовых результатов.

Финансовый результат организации определяется в сумме нераспределенной прибыли (чистой прибыли), которая подлежит распределению между акционерами (участниками) организации. Нераспределенная прибыль определяется как результат от продаж по обычным видам деятельности организации, от прочих доходов и расходов, а также чрезвычайных доходов и расходов организации, уменьшенных на причитающиеся платежи в бюджет по налогу на прибыль.

Целью аудита финансовых результатов является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов, нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах

Основными задачами данного вида аудита являются следующие:

· Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.

· Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.

· Проверка правильности формирования и отражения доходов и расходов от основного вида деятельности.

· Проверка правильности формирования и отражения доходов и расходов от прочих видов деятельности.

· Проверка правильности формирования и использования нераспределенной прибыли.

Цель курсовой работы является исследование методики проведения аудита финансовых результатов в разрезе таких статей как, аудит доходов и расходов от основного вида деятельности, аудит доходов и расходов от прочих видов деятельности, аудит нераспределенной прибыли.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические аспекты аудита учета финансовых результатов;

2. исследовать методику проведения аудита учета финансовых результатов.

3. привести пример аудита учета финансовых результатов, выявить ошибки и дать рекомендации по устранению данных ошибок.

Обзор экономической литературы

При составлении данной курсовой работы были изучены материалы экономической литературы и экономической периодики связанные с бухгалтерским учетом финансовых результатов в организациях.

В статье[1] доцента экономических наук Н.В.Липчиу и профессора Ю.С.Шевченко сказано, что всякая деятельность любого хозяйствующего субъекта определяется конечным финансовым показателем. Финансовым результатом деятельности организации является прибыль, которая обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом, или убыток.

Существует несколько трактовок прибыли в зависимости от методов исчисления: бухгалтерская, экономическая и налоговая.

Бухгалтерская прибыль - прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды.

Экономическая прибыль - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.

Несоответствие бухгалтерской и экономической прибыли выражается в том, что первая не отражает экономического содержания прибыли, а следовательно, реальный результат деятельности организации за отчетный период. Экономический характер прибыли раскрывает то, что будет получено в будущем.

Представление в отчетности данных об экономической прибыли организации будет способствовать получению пользователями полезной деловой информации.

Бухгалтерский, или учетный, метод измерения конечных результатов основывается на исчислении прибыли или убытка по учетным документам. По нашему мнению, действующая на данный момент бухгалтерская отчетность не позволяет получить объективную оценку деятельности организаций, поскольку является в некоторой степени выражением субъективного мнения экономистов, ее формирующих, которое проявляется в выборе того или иного варианта учетной политики.

В настоящее время нет четкой трактовки элементов отчетности и критериев их признания. Несоответствие бухгалтерского и налогового учета еще более усложняет формирование прибыли. Имеются серьезные различия в определении доходов, расходов и прибыли.

В настоящее время можно говорить о трех видах учета на предприятиях: бухгалтерском, налоговом и управленческом. При этом различия между результатами бухгалтерского и налогового учета увеличиваются.

Управленческий учет, который постепенно внедряется на российских предприятиях, дает реальное представление предприятию о его затратах и результатах на основе анализа, позволяет избавляться от необоснованных затрат, создавать стимулирующие системы оплаты труда, выбирать оптимальный вариант управленческого решения на стадиях планирования.

Информация о видах доходов является достаточно важной для пользователей отчетности. В настоящее время подобная информация пользователям отчетности в том виде, в котором она могла быть полезной для них, недоступна.

Конечный результат финансово-хозяйственной деятельности характеризует доход от обычных видов деятельности, порядок формирования которого регламентируется соответствующими законодательными актами. В настоящее время его формирование происходит в соответствии со статьями гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ и некоторыми Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность предприятия", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации").

По сумме доходов от обычных видов деятельности сложно оценить уровень организации производства, эффективности использования производственных факторов (основных и оборотных фондов, трудовых факторов и т.д.). Поэтому мы считаем, что в качестве показателя, характеризующего степень участия непосредственных и наиболее существенных элементов производства, выступает прибыль от реализации продукции - прибыль от продаж.

В формировании прибыли от продаж участвуют следующие составляющие основной деятельности - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. По величине прибыли от основной деятельности можно характеризовать всю производственную коммерческую деятельность, и только этот результат может либо удовлетворить, либо "расстроить" товаропроизводителя. Следовательно, прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг считаем наиболее значимой и важной для ее производителя.

В состав доходов организации включаются не только доходы от основных видов деятельности, но и прочие доходы. Сформированная таким образом прибыль выступает в качестве основного источника расширенного воспроизводства, решения вопросов социального характера и стимулирования коллектива.

Таким образом, эта прибыль становится основным показателем оценки не только производственной, но и финансовой деятельности предприятий.

Предусмотренное ПБУ 9/99 деление доходов организации на доходы от обычных видов деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные не обеспечивает представление в отчетности информации о типологии видов деятельности, а также получаемых от них выгод, т.е. не соответствует финансовой идее, которая способствует удовлетворению интересов пользователей.

Наши исследования показали, что для определения конечного финансового результата деятельности организаций является группировка доходов и расходов, которая представлена в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В МСФО группировка осуществляется в зависимости от трех видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Это позволяет обеспечить контроль, во-первых, за степенью риска вложений капитала, во-вторых, за эффективностью операций. Кроме того, подобная классификация позволит определить рентабельность активов по каждому из видов деятельности.

Указанная группировка доходов и расходов имеет экономический смысл, поскольку происходит разграничение долгосрочного и краткосрочного периодов. Так, инвестиционная деятельность предполагает передачу ресурсов третьим лицам в целях извлечения доходов в течение долгосрочного периода; финансовая - размещение средств организации на краткосрочной основе; операционная деятельность связана с производством и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

В результате проведенного сравнительного анализа отечественной и зарубежной практики учета и отчетности установлено, что в странах с развитой рыночной экономикой деятельность организации делится на операционную, инвестиционную и финансовую.

Мы считаем, что в отечественном учете и отчетности необходимо выделять деятельность организации по текущей, инвестиционной и финансовой. Для этого внести соответствующие изменения и дополнения в ПБУ 9/99 и в ПБУ 10/99.

В отличие от классификации, принятой в бухгалтерском учете, доходы в целях налогообложения делятся на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Аналогичная классификация предусмотрена и в отношении расходов, которые в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Таким образом, проблема классификации доходов и расходов усложняется тем, что в налоговом учете имеется иная группировка.

Расхождение бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли выражается во временных ризницах и расчетах признания доходов в целях бухгалтерского и налогового учета.

Существующее до сих пор несовершенство бухгалтерской отчетности приводит к осознанной манипуляции показателем выручки от реализации продукции. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует статистика о применяемых способах искажения отчетных данных по организациям. Причина манипулирования показателем выручки свидетельствует о том, что бухгалтерские стандарты в части признания выручки отстают от усложняющегося характера коммерческих отношений.

Применяемые в настоящее время положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) предполагают использование классического подхода к признанию выручки, который состоит в определении момента получения выручки. Выручка признается после того, как организация может подтвердить следующие факты:

- реальность сделки;

- фактический переход рисков и выгод от владельца товаров к покупателю;

- возможность точно определить величину экономических выгод, получаемую предприятием от выполнения условий сделки;

- вероятность получения экономических выгод от сделки;

- возможность точно определить расходы, связанные с получением выручки.

Итак, при наличии надлежащего документального оформления и творческого подхода к осмыслению положений бухгалтерских стандартов выручка может быть признана практически в любой момент времени. Такое разнообразие в подходах к зачислению выручки ведет к искажению конечных финансовых результатов, завышению или занижению прибыли организации.

Работа над совершенствованием международных стандартов была начата в 2003 г. В результате совместной работы Федерального совета по стандартам финансовой отчетности США (FASB) и Международного совета по стандартам финансовой отчетности (IASB) была установлена необходимость признания выручки в зависимости от влияния результата сделки на величину активов и обязательств. Определение выручки будет сформулировано на основе "концепции прекращения обязательств", "концепции общих результатов деятельности" или комбинации обеих концепций.

Данные концепции признания выручки более совершенны и отвечают требованиям принципов подготовки и составления финансовой отчетности как в соответствии с МСФО, так и в соответствии с ГААП США. В соответствии с достигнутыми договоренностями выручка будет признаваться в следующем случае: если произошло изменение величины активов; изменение величины активов можно точно измерить; договорные обязательства были исполнены.

Однако до сих пор данные договоренности не нашли отражения в стандартах финансовой отчетности, хотя в ближайшее время планируется выпустить новые стандарты МСФО и ГААП, освещающие вопросы признания выручки.

Учитывая повышенное внимание инвесторов к информации, предоставляемой организациями по соответствию фактических финансовых результатов деятельности прогнозным оценкам, организации применяют некоторые способы искажения информации в финансовой отчетности. Поэтому необходимо своевременно обратиться к опыту США, к применению международной финансовой отчетности в отечественном бухгалтерском учете.

Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определенных положений законодательных документов, а также противоречия между отдельными нормативными актами и непосредственно внутри них между отдельными пунктами порождают проблемные ситуации, которые усугубляются разделением законодательных и нормативных актов на акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета, и акты, которыми следует руководствоваться для целей налогообложения.

Таким образом, проведенные нами исследования показали необходимость признания и применения в бухгалтерском учете принципов Международной финансовой отчетности, что даст возможность определить реальный финансовый результат и обеспечить единство подхода к учету конечного финансового результата деятельности организации.

Что же касается темы моей курсовой работы, то отмечу, что аудит учета финансовых результатов будет проведен только для целей бухгалтерского учета, с использованием Федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые являются обязательными для применения.

 




Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.