Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.
Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где наблюдается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время характерно выдвижение женщины на ведущую роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство.
Как складываются и от чего зависят брачно-семейные представления?
На первой же стадии, когда идет выбор, складывается только интерес, девочкам и мальчикам свойственно менять свою ориентацию, испытывать симпатию сразу к нескольким людям. Вряд ли нужно раньше времени, в школьные годы обосабливаться в пару, добиваться объяснения, уточнять свои отношения. Объяснение требует ответа, а ответ не всегда может быть удовлетворительным. Вот почему так важно не торопиться со словами о любви, в особенности в школьные годы. Все еще может перемениться.
На уроке в школе можно привести множество прекрасных высказываний о любви, в которых поэты и прозаики пытались ответить на вопрос, что такое любовь, описать это бесконечно глубокое и сильное чувство, раскрыть и понять сущность его. О любви написаны сотни страниц, но от этого сама любовь не перестала быть загадкой.
Любовь действительно остается тайной и откровением для отдельного человека, и каждое поколение вновь и вновь, как и миллионы лет тому назад, будет ставить и решать проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, откликаясь на призывный голос любви.
Первая любовь остается в сердце навсегда. Если первая любовь стала единственной, такому человеку можно позавидовать. Он, безусловно, счастлив, счастлив настолько, что готов безоговорочно осуждать другого, если у него не заладилась личная жизнь. Неудачная первая любовь непременно оставит след, рану, вызовет разочарование. Ну а если к тому же над вами надругались, жестоко обидели, вы уже этого никогда не забудете. Скорее всего, вы попытаетесь отплатить, но уже другим, за жестокость и предательство первого чувства.
Только нужно помнить, что это опасный путь, в особенности для девушки. Ничто так пагубно не отражается на характере, внешности, здоровье девушки, как беспорядочные связи, безудержные увлечения, случайные контакты.
Сегодня все чаще стали говорить об искусстве любви. Искусство любви - это постоянная корректировка своего поведения в связи с развитием отношений мужчины и женщины, которые требуют от партнера большого такта, деликатности, внимания и чуткости.
Зависимость создания семьи от любовного чувства понятна каждому старшекласснику.
§ Любовь - семья,
§ семья - здоровье,
§ здоровье - труд,
§ труд - благополучие - эту схему построил десятиклассник. При всей ее наивности и бесхитростности в ней ухвачены основные закономерности в жизни человека и его семьи.
Есть целый ряд вопросов, которые нельзя оставлять без ответа, говоря о поведении в группе мальчиков и девочек.
Прежде всего, это изменение отношения основной массы девочек к той девочке, которая всегда дружила с мальчиками и была популярна в мальчишеской среде (такие встречаются в каждом классе). Раньше ее пытались изолировать: «Не будем с ней дружить, она за пацанов». Теперь все изменилось. Интерес к девочке возрос, потому что возле нее есть мальчики и она в их кругу своя.
Мальчики начинают искать контактов с девочками, начинаются первые заигрывания, иногда даже в виде хулиганских выходок. Время идет, интерес развивается, выходит за пределы класса, и кому-то из мальчиковой группы поручается (идеально, если у него есть сестра, а у той, соответственно, подруги) привести в компанию несколько хороших девушек («подходящих»).
Понятие «подходящих» очень подвижно. Иногда нужны девушки на один вечер - это один вариант. Иногда - сговорчивые, покладистые. Иногда - поющие, танцующие и т.д. Но всегда желательно красивые, милые, обаятельные.
Девичьих компаний в подростковом возрасте как таковых почти не существует. Дружат 2-3 подруги, близкие, преданные, но поиск мужской компании, интерес к ней, желание приблизиться и общаться именно с ребятами никогда не оставляют девушек. При этом мальчики своего класса кажутся «малолетками». Девочки-десятиклассницы начинают посещать места, где можно познакомиться с юношами более старшего возраста. Потребность эта естественная, знать о ней взрослым необходимо. Их задача - помочь ребятам сформировать более широкий круг социального общения, кроме школы и семьи. Иначе жизнь все чаще сталкивает нас с парадоксальным явлением: самые скромные, умные, образованные девушки, готовые к браку и способные осуществить воспитание детей на должном уровне, остаются не замужем. И все же молодым (в первом юношеском возрасте) очень важно обеспечить в определенной мере устойчивое для себя положение, прежде всего в своей среде. Здесь они общаются, группируются по симпатиям, получают новую информацию. Цель общения - кроме приятного времяпрепровождения - поиск партнера для общения из числа представителей другого пола. Следовательно, в подростковой среде общение нельзя заменить ничем другим.
В выборе пары отражается гармоническое сочетание социальной и природной сущности человека. И чем выше интеллект, тем обязательнее выявление этой гармонии. В выборе происходит объединение идеала и чувства. Социальная определенность идеала оказывается основополагающим условием выбора.
Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие - нет. Отношение к человеку в первом приближении в решающей степени зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения, удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о человеке по первому впечатлению никак нельзя.
Оно может быть обманчиво. Бывает так, что за внешней привлекательностью и обаянием скрывается эгоизм, черствость, и это рано или поздно проявится. Бывает и другое, когда глубокая, содержательная личность остается незамеченной, скромность не позволяет нарочито демонстрировать свои достоинства.
Очень многие молодые люди недовольны своей внешностью. Девушка об этом говорит открыто, юноша - более сдержанно, его более всего беспокоит рост, если он недостаточно велик.
Девушек можно утешить тем, что нет женщин некрасивых, есть женщины ленивые, которые не хотят регулярно следить за собой, не воспитывают вкус, слепо подражают моде.
Юношей маленького роста можно приободрить тем, что сам по себе рост ничего не значит и достоинства мужчины никогда не измеряются только лишь ростом. В истории немало было великих людей, которые обладали малым ростом. Несомненно более важными являются такие качества, как твердый характер, ум, интеллект, и все это поддается формированию с помощью воли и личных усилий. Да и рост можно увеличить с помощью специальных упражнений.
Поиск, который вообще свойствен юности, распространяется и на внешность - молодые люди пробуют на себе новые фасоны, расцветки, прически. Девушке хочется распустить волосы, остричься, побывать в юбках любой длины - от «мини» до «макси», юноше гладко выбрить лицо, а потом отпустить усы или наоборот, все это вполне оправданно, так как в этом проявляется стремление найти свой стиль.
По мере созревания, в ходе социализации, под влиянием взрослых, учителей, родителей, чтения художественной литературы, фильмов и общения со сверстниками юноши и девушки постепенно усваивают определенные эталоны поведения, вырабатывают свой идеал противоположного пола. Все большее значение начинают приобретать внутренние качества человека, а не только внешность. Молодые люди, в особенности девушки, любят поговорить со старшими (разумеется, с теми, кому они абсолютно доверяют) о своем идеале противоположного пола, показывают свои сочинения, стихи и даже дневники с личными переживаниями.
Именно в молодости складывается определенный образ противоположного пола, к которому человек стремится в своем выборе. Отсюда понятны выражения: «Я ждала тебя всю жизнь» или «Я тебя выбрал, и теперь ты единственная» [11, с. 69].
В настоящее время нет недостатка в сложнейших, порой трагических ситуациях личностного характера, когда подростку приходится совершать моральный выбор. Отец и мать, школа и общественность прилагают немало усилий, чтобы помочь молодому человеку сделать тот единственный выбор линии поведения, который возвышал бы его, оправдывал бы его поступки. Одной из разновидностей морального выбора является выбор супруга (супруги). Рано или поздно всем приходится делать этот выбор.
Думается, сегодня вполне правомочно ставить вопрос о праве супругов на продолжение рода человеческого. Ведь совершенно очевидно, что ни наркоман, ни алкоголик, ни страдающий психическими заболеваниями, ни больной СПИДом не должны иметь этого права. Люди в своем развитии дойдут до необходимости социального регулирования рождаемости, ну а пока девушки и юноши еще на пороге семейной жизни сами должны повнимательнее присмотреться до свадьбы, вернуться к забытой традиции изучения родословной - не только своей, но и будущего партнера по браку.
Подготовка к браку - это и забота о своем здоровье, и о здоровье полюбившегося человека.
Разумеется, это не значит, что прежде чем познакомиться и пожать руку человеку, следует требовать от него справку от врача о состоянии здоровья. Но вступать в интимные отношения с первым встречным все-таки неразумно. О любимом человеке нужно знать все! А для этого нужно время.
Современная молодежь стала очень самостоятельна не только в суждениях, но и в поступках, динамична, образованна. Юноши и девушки не нуждаются больше в свахах, знакомятся самостоятельно, легко, свободно - на улице, в трамвае, автобусе, метро, кино, театре, общественных учреждениях. Современный этикет общения девушки и юноши очень демократичен. Знакомство может начать девушка, и это никого не удивляет и ни у кого не вызывает осуждения. Через пять минут молодые люди обмениваются телефонами, адресами. Сегодня можно встретить идущих в обнимку по улице или целующихся в городском транспорте девушку и юношу. Но эта свобода, легкость в общении имеют и негативную сторону. Вседозволенность, своего рода доступность женщины вычеркнула из мужской программы необходимость добиваться ее расположения и свела на нет такой прекрасно-романтический период во взаимоотношениях будущих супругов, как ухаживание, помолвка, переход в состояние жениха и невесты, торжественное объявление об этом окружающим. Помолвка подразумевала начало испытательного срока для влюбленных, в ходе которого повышалась требовательность к поведению как юноши, так и девушки.
В этот период они многое обсуждали, планировали, выясняли из того, что должно войти в их совместную жизнь. В состоянии невесты девушка психологически готовила себя к роли хозяйки дома, жених - к роли хозяина. Вместе с помолвкой утверждалась новая мораль, на основе которой пребывание невесты без жениха или жениха без невесты в общественных местах становилось нежелательным. Менялось отношение окружающих, прежде всего сверстников, к помолвленным.
Сегодня из этой давней традиции почти ничего не осталось.
Сегодня главную задачу - поближе присмотреться друг к другу, научиться общаться с окружающими, корректируя свое поведение с учетом всего комплекса интересов партнера в браке, - преследует установление определенного срока между подачей заявления в загс и днем регистрации брака. Этот современный вариант помолвки дает время молодым еще раз взвесить свой выбор, окончательно уточнить решение. Кстати, бывают случаи, когда молодые люди, подавшие заявление о вступлении в брак, ко дню регистрации не являются [11, с. 71].
Основная сфера контактов молодых людей - это школа, вуз, где учатся люди примерно одного возраста, следовательно, нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников. Именно в старших классах школы складываются первые привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь, которая и ведет молодых людей к браку.
Согласно современному законодательству, брак в России разрешен с 18 лет. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни: либо поступила в вуз, ПТУ, техникум, либо устроилась на работу.
Но в 18 лет девушке едва ли стоит торопиться выходить замуж. К 22-23 годам женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, девушка определилась как социально зрелая личность. Такая женщина полностью готова не только к продолжению рода, но и к сознательной, продуманной воспитательной деятельности, что очень важно для выполнения семьей одной из своих главных функций.
Мужчина также имеет право на женитьбу с 18 лет, но должен ли он пользоваться этим правом? Мужской организм созревает позднее женского. И если в 18 лет девушка уже сформировалась как женщина, то юноша в 18 лет еще не может быть назван мужчиной. У него до 25 лет будут расти кости, мышцы, еще будет формироваться характер, темперамент, ему еще много нужно поработать над собой, чтобы обрести необходимое мужество, стать мужчиной. Кроме того, следует помнить, что вступление в брак означает начало регулярной половой жизни. Для 18-летнего мужского организма это большая, часто непосильная нагрузка, и он преждевременно изнашивается. Если к тому же прибавляются материальные проблемы, сложности быта, непосильные для 18-19-летнего мужа, может наступить глубокое разочарование в браке. Ранний брак по плечу не каждому. Но если встретились и горячо полюбили друг друга хотя, и молодые, но уже социально определившиеся люди, им не следует надолго откладывать заключение брака.
Большую роль в межличностных отношениях старшеклассников играет эрудиция, общий интеллектуальный уровень человека. Доминирующие направления личностного выбора находятся в прямой зависимости от общих ценностных ориентации.
На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причем любопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны не учитывать. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы в своих семейных отношениях повторить опыт своих родителей?»- большинство отвечают отрицательно. Это вовсе не значит, что большинство молодых людей - выходцы из неблагополучных семей. Скорее это свидетельствует о возрастном максимализме и великой силе преобразования, заложенной в молодежной среде, с ее страстным стремлением к усовершенствованию, красоте отношений между мужчиной и женщиной, пересмотру установок прошлого.
В настоящее время наблюдаются возрастающие требования к своему партнеру в браке. Любопытно, что у девушек эти требования более высокие, чем у юношей. Из анкетного опроса выясняется, что муж в идеальном представлении современной девушки должен быть, прежде всего, интересным человеком, тонким, душевным, немного романтичным. Он также должен обладать чувством собственного достоинства и чувством юмора, быть честным, умным, обаятельным, умеющим понимать жену, помогать ей как на работе, так и дома, быть справедливым, отзывчивым; он не должен пить, курить, ревновать, и, конечно, он должен обязательно любить жену и детей [11, с. 73].
Юноши видят в идеале свою избранницу, обладающую следующими качествами: нежностью, чуткостью, жизнерадостностью, добротой, живостью, пониманием, эрудицией, спортивностью. Вот наиболее общие, повторяющиеся ответы современных юношей относительно желаемых качеств своей подруги жизни.
На формирование идеала огромную роль оказывает общая культура.
Большое значение в процессе формирования межличностных отношений нового типа имеет система воспитания и образования. Но при этом нельзя недооценивать волевой компонент, усилия самой личности в организации личного счастья, мобилизацию духовных и физических усилий для становления своих способностей, реализации себя в социальной практике.
Итак, устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества.
На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причем любопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны не учитывать.
Большое значение в процессе выработки представлений об идеале семьи имеет система воспитания и образования.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 225.