Анализ текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия.
Эффективность деятельности транспортного предприятия определяется эффективностью транспортного процесса при выполнении автоперевозки грузов и доходностью данного вида деятельности. Оценка эффективности транспортного процесса является ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта автоперевозок грузов. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи.
Основные технико-экономические показатели работы ЧУПТП «Универсал» приведены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1 – Технико-экономические показатели ЧУПТП «Универсал»
Наименование показателя | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Изменение 2007 к 2006 | Изменение 2008 к 2007 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб. (без налогов) | 234586 | 367811 | 596579 | 133225 | 228768 |
Затраты на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб. | 226900 | 346853 | 566644 | 119953 | 219791 |
Выручка за 1 перевозку, тыс. руб. | 1503,8 | 1571,8 | 5142,9 | 68 | 3571,1 |
Затраты на 1 перевозку, тыс. руб. | 1454,5 | 1482,3 | 4884,9 | 27,8 | 3402,6 |
Прибыль за 1 перевозку, тыс. руб. | 49,3 | 89,5 | 258 | 40,2 | 168,5 |
Количество перевозок | 156 | 234 | 116 | 78 | -118 |
Подвижной состав предприятия в среднем за год | 7 | 10 | 6 | 3 | -4 |
Среднее расстояние перевозки, км. | 2438 | 1894 | 3834 | -544 | 1940 |
Порожний пробег,% | 38 | 29 | 24 | -9 | -5 |
Суммарная грузоподъёмность автомобилей, т. | 134 | 186 | 112 | 52 | -74 |
Средний коэффициент использования грузоподъёмности | 0,89 | 0,76 | 0,90 | -0,13 | 0,14 |
Коэффициент использования пробега | 0,62 | 0,71 | 0,76 | 0,09 | 0,05 |
Расход топлива, л/100км | 31,9 | 32,6 | 35,8 | 0,7 | 3,2 |
Простои под погрузкой и разгрузкой в% от продолжительности перевозки | 28,6 | 36,4 | 16,7 | 7,8 | -19,7 |
Средняя продолжительность 1 перевозки, дн. | 14 | 11 | 18 | -3 | 7 |
В деятельности ЧУПТП «Универсал» наблюдается устойчивая тенденция к увеличению выручки в динамике, положительным моментов здесь является то, что выручка растёт более высокими темпами по сравнению с затратами, что приводит к увеличению прибыли от перевозки. Так прибыль от 1 перевозки в 2006 году составляла 49,3 тыс. руб., а в 2007 году уже 89,5 тыс. руб., т.е. увеличилась практически вдвое. В 2008 году прибыль от 1 перевозки увеличилась в 2,8 раза по сравнению с 2007 годом.
Изменения такого показателя, как количество перевозок в год обусловлено изменениями в подвижном составе предприятия и среднего расстояния перевозки Подвижной состав предприятия постоянно увеличивался до 2008 года. В 2008 году предприятие было вынуждено продать часть автомобилей из-за нехватки российских разрешений, т.к. 99% перевозимых грузов доставляются в РФ и излишний подвижной состав простаивал, не принося дохода. В связи с этим предприятие вынуждено было искать альтернативные направления перевозок, что привело к увеличению продолжительности перевозок и, следовательно, к сокращению их количества, а также к снижению рентабельности оказываемых услуг.
Увеличение коэффициента использования пробега говорит о более эффективной организации перевозок и уменьшении порожнего пробега. В динамике – устойчивая тенденция к увеличению. Также положительным фактором в деятельности организации является увеличении коэффициента использования грузоподъёмности.
Отрицательным явлением является увеличение расхода топлива, так как это приводит к увеличению затрат на перевозки и уменьшению прибыли.
Предприятию следует стремиться к снижению затрат на перевозки путём:
- сокращения затрат на топливо путём определения оптимальных мест заправки с учётом различной стоимости топлива в странах, а также разрешённого ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;
- сокращения затрат на «суточные» и «квартирные» путём нормирования времени выполнения рейса и выплаты «суточных» и «квартирных» в соответствии с этим временем;
- сокращения расходов на дорожные сборы за счёт выбора альтернативного маршрута во избежание пробега по данной территории.
Существует еще один показатель, который часто используется для анализа — производительность труда, которая представляет собой отношение выручки без НДС к количеству работников предприятия (или фонду заработной платы). Важность этого показателя заключается в том, что стимулирование работников и привлечение новых трудовых ресурсов является одним из эффективных средств увеличения выручки и прибыли предприятия; но нельзя этим увлекаться, т. к. фонд объемов выплат сотрудникам должен находиться в зависимости от того, какой объем дополнительной прибыли эти работники смогут сгенерировать для предприятия.
ПТ 2006 = 234586 / 12 = 19549 тыс. руб.
ПТ 2007 = 367811 / 19 = 19358 тыс. руб.
ПТ 2008 = 596579 / 13 = 45891 тыс. руб.
Наблюдается увеличение производительности труда в 2008 году по сравнению с 2007 годом, что положительно влияет на экономическую эффективность работы предприятия.
Организационная структура ЧУПТП «Универсал» изменялась на протяжении изучаемого периода, что связано с изменениями подвижного состава и количества персонала организации (рисунок 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
Управлением предприятия в целом занимается управляющий. В его ведении находятся вопросы стратегического характера, также он выполняет обязанности финансового директора и фактически управляет деятельностью предприятия на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.
Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью, оформление и обработка рейсовых документов.
Рисунок 1.2.1 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2006 г.
Рисунок 1.2.2 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2007 г.
В транспортном отделе работают водители, в обязанности которых помимо выполнения перевозок входит обслуживание автомобиля, мелкий ремонт, подготовка к ТО и т.п.
Заместитель управляющего по транспорту следит за техническим состоянием транспортных средств, своевременностью прохождения ТО и получения лицензионных карточек и т.п., своевременностью проведения ремонтов и занимается их организацией; снабжает транспортный отдел смазочными материалами и запчастями, необходимыми для мелкого ремонта; заключает договора на обслуживание и ремонт транспортных средств; занимается страхованием автомобилей.
Рисунок 1.2.3 – Организационная структура ЧУПТП «Универсал» в 2008 г.
В 2007 году организационная структура ЧУПТП «Универсал» была нерациональной, о чём свидетельствует снижение производительности труда.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 226.