Средства и формы дистанционного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение.. 3

1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические аспекты. 4

1.2. Основные понятия системы дистанционного образования. 4

1.2. Принципы дистанционного образования. 6

1.3. Особенности дистанционного образования. 7

1.4. Средства и формы дистанционного обучения. 9

2. Общие положения системы дистанционного образования.. 11

2.1. Цели и задачи системы дистанционного образования. 11

2.2. Задачами системы дистанционного образования. 11

2.3. Виды передаваемой информации в процессе дистанционного обучения. 11

2.4. Организация учебного процесса. 12

3. Требования к каналам связи при организации системы дистанционного образования.. 14

3.1. Общие требования к сетевым ресурсам системы дистанционного образования. 14

3.2. Требования к каналам связи при организации видеоконференцсвязи. 15

3.3. Выбор систем видеоконференций. 17

3.3.1. Классификация систем видеоконференций. 17

3.3.2. Персональные видеоконференции. 17

3.3.3. Групповые видеоконференции. 21

3.3.4. Студийные видеоконференции. 22

3.4. Стандарты видеоконференций. 22

3.5. Совместная работа с данными. 24

3.6. Многоточечные видеоконференции. 24

3.7. Системы видеоконференцсвязи для дистанционного образования. 25

3.8. Использование сети ISDN в системе дистанционного образования. 27

3.8.1. Доступ к сети Internet 27

3.8.2. Видеоконференции в сети ISDN.. 28

3.8.3. Объединение удаленных ЛВС.. 29

Заключение.. 30

Литература.. 30

 



Введение

Использование информационно-коммуникационных технологий представляет собой новый уровень мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную и обучающую. В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Из психологии известно, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, при этом рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная(обмен информации), интерактивная(взаимодействие) и перцептивная (факт установления взаимопонимания).

Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Пути решения проблем, обусловленных тем, что:

· информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

· вербальное общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;

· органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения, таких, как жесты, мимика, качество голоса, его диапазон, тональность

· визуальное общение (контакт глазами);

· интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;

· в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.

Что побуждает применять системы телекоммуникаций в дистанционном образовании?

Привлекает не только возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети, средств предоставления знаний, но и постоянная актуализация учебного материала с наименьшими затратами. В связи с идеями индивидуального и развивающего обучения, особый интерес представляют функциональные возможности использования средств информационных технологий в обучении.

Целью данного реферата является рассмотрение системы дистанционного образования, его принципов, особенностей и средств. Одним из существующих и перспективных его инструментов являются видеоконференции. В работе рассматриваются типы видеоконференций, технические средства и программное обеспечение, особенности и требования к каналам связи, типы передаваемой информации по этим каналам.

1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические аспекты.

 

1.2. Основные понятия системы дистанционного образования

 

Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, а образование - это результат обучения личности.

Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные системы, связанные через каналы связи. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционное образование - тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учебный центр), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

С дистанционным обучением связана новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующих функции:

· доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;

· интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

· предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;

· оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.

 

Создание системы дистанционного образования сводится к организации специфической педагогической системы, элементами которой являются подсистемы:

· целей обучения;

· содержания обучения;

· методов обучения;

· средств обучения;

· организационных форм обучения;

· идентификационно-контрольная;

· учебно-материальная;

· финансово-экономическая;

· нормативно-правовая;

· маркетинговая.

 

Необходимость и возможность организации СДО обусловлена следующими факторами:

· Ограничения по получению профессионального образования (в частности, ограниченная доступность в отдаленных регионах, высокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);

· Ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов;

· Увеличение количества желающих получить профессиональное образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки специалистов;

· Появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационных технологий;

 

1.2. Принципы дистанционного образования

1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО.

Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.

Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

3. Принцип выбора содержания образования.

Содержание учебных курсов и дисциплин системы дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.

4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.

Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

5. Принцип стартового уровня образования.

Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

6. Принцип соответствия технологий обучения.

Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного образования. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях могут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

7. Принцип мобильности обучения.

Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода к другим направлениям образования.

8. Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующим формам образования.

Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе профессионального образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

 

1.3. Особенности дистанционного образования

1. Гибкость.

Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

2. Модульность.

В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность.

Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. Дальнодействие.

Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Асинхронность.

Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

6. Охват.

Эту особенность иногда называют "массовостью". Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий.

7. Рентабельность.

Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств информационных технологий, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий СДО на большое количество обучающихся и других факторов.

8. Новые информационные технологии.

В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

 

Требования к каналам связи при организации видеоконференцсвязи

Независимо от типа системы, необходимым условием для проведения видеоконференции, естественно, является наличие канала связи и соответствующей полосы пропускания в нем. Как правило, такие каналы обеспечивают сети ISDN, ЛВ.[4] Новые инные телефонные линии. Последние привлекают своей доступностью и дешевизной, однако при скорости передачи 28,8 Кбит/с и небольшом размере видеоокна практически невозможно получить частоту смены кадров выше 10 кадров/с, что неизбежно влияет на качество изображения (хотя качество звука может вполне устраивать участников видеоконференции).

Наиболее распространенная сетевая инфраструктура для систем видеоконференцсвязи - цифровые сети с интеграцией услуг. При скорости передачи 128-512 Кбит/с они позволяют добиться частоты развертки 30 кадров/с. Как показывают исследования, именно такая частота смены кадров обеспечивает наиболее комфортное для пользователя видеоизображение. Рекомендуется использовать для проведения видеоконференций корпоративного уровня полосу пропускания 384 Кбит/с, т. е. три канала ISDN BRI, каждый из которых обеспечивает скорость передачи 128 Кбит/с.

Системы персональных видеоконференций, работающие в пределах одного здания, могут использовать ресурсы локальной вычислительной сети. Локальная сеть способна обеспечить высокую пропускную способность, а следовательно, высокое качество изображения и звука. Однако широкая полоса пропускания используется и для передачи других потоков данных, а соответственно, возможны задержки передачи, к которым видеопотоки крайне чувствительны, поэтому нельзя гарантировать полноценные сеансы видеоконференции на базе ЛВС.

Необходимо учитывать, что видеоконференция - приложение с высокими требованиями к пропускной способности, создающее значительную нагрузку на локальную сеть. Ряд компаний, в том числе Intel и PictureTel, предлагают специальные средства управления трафиком в локальной сети для поддержки видеоконференций. Система Intel LANDesk Conferencing Manager R3.0, например, разрешает проведение видеоконференции лишь в том случае, если необходимая для этого пропускная способность не превышает определенного предела. Администратор локальной сети устанавливает и изменяет значения данных пределов, а также контролирует распределение полосы пропускания в реальном времени и при необходимости прекращает работу всех систем видеоконференций.

Новые сетевые технологии, такие как ATM и frame relay, стимулируют проведение видеоконференций. Сеть АТМ, как и ISDN, интегрирует данные различных типов - текстовые, графические, аудио и видео. Реализация в АТМ принципа коммутации ячеек обеспечивает высокую пропускную способность с возможностью масштабирования, практически снимает проблему задержек и гарантирует качество предоставляемых услуг. Поэтому ATM-технологию можно считать почти идеальной для мультимедийных приложений, в частности видеоконференций. Однако это достаточно дорогая и еще не вполне устоявшаяся технология, что сдерживает применение данной технологии на практике.

Технология frame relay разрабатывалась, прежде всего, как средство эффективной передачи пакетов данных и уступает АТМ с точки зрения оптимизации сетевого трафика и предоставления гарантированного сервиса. Тем не менее, сети frame relay все больше используются как экономичное средство передачи аудио- и видеоинформации в масштабах крупных корпораций.[5]

Следует отметить, что в качестве передающей среды для видеоконференций может использоваться и сеть Internet. Конечно, непосредственное общение по сети Internet выглядит очень заманчиво и в принципе, это возможно с помощью протокола передачи в реальном времени (Real-Time Transport Protocol, RTP, RFC 1889). Однако из-за существующих на сегодняшний день ограничений пропускной способности сеть Internet не может обеспечить высокую частоту смены кадров и отсутствие задержек передачи, а соответственно, не гарантирует от потерь отдельных кадров или частей слов. Поэтому в настоящее время качественную видеоконференцию на базе ресурсов Internet получить не представляется возможным.

 

Групповые видеоконференции

§ Доступная аудитория и вариант общения: группа с группой.

§ Качественная характеристика канала связи: необходима большая производительность (ширина полосы пропускания).

§ Стиль общения: практически формальный, основанный на регламенте.

§ Необходимые затраты: приобретение программного и аппаратного обеспечения, а также затраты на специализированные средства и помещения.

§ Необходимое оборудование: дисплей (обязательно с диагональю 29 или 37 дюймов и возможностью масштабирования изображения), Switched 56, ISDN-соединение, специализированное оборудование.

§ Оптимальное применение: для совместной интерактивной выработки решений, организации группового взаимодействия между удаленными группами.

§ Характерные продукты: PictureTel (Concorde 4500).

 

Групповые видеоконференции подходят для организации эффективного взаимодействия больших и средних групп пользователей, причем благодаря значительно более высокому качеству видеоизображения можно осуществлять обмен и просмотр документов, отображение которых в персональных видеоконференциях не представляется возможным. С этой точки зрения групповые видеоконференции наиболее эффективны для проведения групповых занятий (лекций, семинаров, групповых консультаций и др.) в системе дистанционного образования. Кроме того, групповые видеоконференции идеально подходят для проведения дискуссий и выступлений, то есть там, где участник не может присутствовать лично.

Во время дистанционного обучения в режиме удаленного доступа требуются высокое качество звука и изображения на экране. Для этих целей больше подойдут групповые видеоконференции, где используются высококачественные видеокамеры и устройства аудиосвязи, обеспечивающие Hi-Fi-качество звука и полноэкранное видео. Соответственно, для их проведения необходимы более качественные, чем дисплей персонального компьютера, мониторы. Многие системы этого уровня включают такие мониторы в свой стандартный комплект.

Групповая видеоконференция позволяет членам разных групп видеть друг друга и обсуждать конкретные проблемы. Когда у экрана сидят несколько участников, возможности разделения данных могут оказаться не столь актуальными, как в случае диалога двух пользователей, однако ведущие системы этого уровня включают в себя подобные средства.

 

Студийные видеоконференции

§ Доступная аудитория и вариант общения: обычно один выступающий и аудитория слушателей.

§ Качественная характеристика канала связи: необходима максимальная производительность.

§ Стиль общения: формальный, жестко регламентированный, устанавливаемый ведущим.

§ Необходимые затраты: приобретение студийного и специализированного оборудования.

§ Необходимое оборудование: студийная камера (их может быть несколько), соответствующее звуковое оборудование, контрольное оборудование и мониторы, доступ к каналам спутниковой связи или оптоволоконной линии связи.

§ Оптимальное применение: для решения задач, требующих максимума возможностей с точки зрения организации обработки информации большим числом людей.

§ Характерные продукты: специализированное телеоборудование.

 

Применение студийных видеоконференций в системе дистанционного образования не целесообразно ввиду их сложности и дороговизны.

Стандарты видеоконференций

Для обеспечения совместимости продуктов разных производителей призваны стандарты видеоконференций, разработанные Международным союзом электросвязи (МСЭ). Это позволяет создавать в корпорации единую среду видеосвязи, способную к расширению и обновлению при сохранении прежних инвестиций.

Основной стандарт, точнее серия стандартов видеоконференций Н.320 определяет базовые параметры аудио- и видеосвязи по каналам с гарантированной полосой пропускания, в частности по ISDN-линиям. На рынке представлено значительное число систем, удовлетворяющих спецификациям Н.320.

Cтандарт Н.323 регламентирует проведение видеоконференций в локальных и глобальных сетях с помощью линий связи с негарантированным сервисом. Стандарт Н.324 предназчен и для систем на базе аналоговых телефонных линий.

В семейство Н.320 входят стандарты, определяющие основные требования к аудио- и видеохарактеристикам систем видеоконференций. Качество передаваемого изображения определяется двумя базовыми параметрами - разрешающей способностью изображения и частотой передачи кадров. Н.320 задает два формата разрешения - CIF (Common Intermediate Format; 352х288, где первое число означает количество пикселов в строке, а второе - количество строк в кадре) и QCIF (Quarter Common Intermediate Format; 176х144). Для достижения интероперабельности система, поддерживающая CIF, должна снизить свою разрешающую способность при соединении с системой с разрешением QCIF. Допустимая частота кадров в системах, соответствующих Н.320, составляет 7,5, 10, 15 или 30 кадров/с.

В Н.320 входят три стандарта, регламентирующих уровень качества аудиопередачи:

G.711 (ИКМ) - передача звука со скоростью 64 Кбит/с в полосе стандартного тких как SUNканала (до 3,4 кГц);

G.722 (АДИКМ) - передача звука со скоростью 48 Кбит/с в полосе до 7 кГц. Обеспечивается самое высокое качество звука, в том числе стереозвучание;

G.728 (CELP) - довольно качественная передача звука со скоростью 16 Кбит/с в полосе до 3,4 кГц.

Кроме того, системы высокого класса обычно оснащены средствами эхоподавления.

Существует целый ряд стандартов, прямо и косвенно базирующихся на Н.320, например Н.310 (для АТМ и широкополосной ISDN), Н.322 (iso-Ethernet), Н.323 (Ethernet) и Н.324 (для аналоговых линий). В стандарте Н.321 добавлены спецификации MPEG-2, позволяющие получить полноэкранное видеоизображение телевизионного качества.[6]

Если поддержка стандартов ряда Н.320, Н.323, Н.324 декларирована большим числом поставщиков, то наибольшее число проблем возникло со стандартом Т.120, который регламентирует разделение документов, приложени тоиспользование доски объявлений и пересылку файлов. Всего 6 продуктов из более чем 60 изделий ведущих поставщиков оборудования для настольных видеоконференций поддерживают указанный стандарт.

 

Совместная работа с данными

Система видеоконференции - прежде всего, средство коллективной работы, что особенно важно для системы дистанционного образования. Поэтому помимо обеспечиваемых ей качества звука и видеоизображения необходимо оценивать уровень предоставляемых возможностей совместной работы с данными. Последние включают в себя передачу файлов, "белую доску" (whiteboard), совместный доступ к документам и приложениям.

Многие системы видеоконференций поддерживают совместный доступ к приложениям, ориентированным на работу с документами, например к текстовым процессорам или электронным таблицам, а также совместную работу с приложениями, не связанными напрямую с созданием документов. Благодаря возможности совместного доступа к данным во время видеоконференции создаются условия для эффективного сотрудничества участников проекта в процессе работы над той или иной задачей; а их физическая удаленность друг от друга уже не препятствует этой работе.

Учитывая, насколько важна совместная работа с документами, МСЭ-Т разработал стандарт Т.120, поддержка которого обеспечивает совместимость оборудования различных производителей. Многие системы видеоконференций включают в себя собственное программное обеспечение, совместимое с Т.120, либо опираются на чисто прикладную систему видеоконференций Microsoft Net-Meeting, удовлетворяющую данному стандарту. Фирма Microsoft поставляет программное обеспечение NetMeeting вместе со своим Web-браузером Internet Explorer и планирует сделать его базовым компонентом будущих версий ОС Windows.

 

Доступ к сети Internet

Сети ISDN способны во многом решить проблемы доступа в сеть Internet. Можно выделить три варианта подключения отдельных компьютеров и ЛВС к Internet. Для доступа в Internet одиночных пользователей можно применять ISDN BRI-адаптеры, которые устанавливаются в стандартное гнездо шины персонального компьютера (ISA, PCI или PC-Card). Для связи с провайдером обычно используется Point-to-Point Protocol (PPP), а для аутентификации пользователей, входящих в сеть, - протоколы PAP и CHAP. Кроме того, многие производители поддерживают многоканальный PPP (MultiLink PPP), который позволяет в процессе работы объединять в один логический канал два B-канала.

Кроме внутренних адаптеров, существуют внешние терминальные адаптеры (TA) или внешний ISDN-модем, которые предназначены для конвертации последовательного интерфейса ПК, обычного моста/маршрутизатора или другого не ISDN-устройства в формат ISDN BRI. Некоторые ТА имеют еще и аналоговый порт для поддержки телефона/факса. В этом случае к асинхронному порту ТА подключается компьютер, чем обеспечивается доступ в Internet, а через аналоговый порт к другому B-каналу подключается обычный телефон или факс.[8]

Для подключения ЛВС к Internet обычно используется маршрутизатор, позволяющий разделять внутреннюю и внешнюю IP-сети и осуществляющий функции брандмауэра. Сами маршрутизаторы могут быть реализованы программным путем на серверах NetWare (IntranetWare), Windows NT или Unix. Необходимо также применение активных или пассивных адаптеров. Активный адаптер построен на основе процессора со своей оперативной памятью и ориентирован на выполнение коммуникационного ПО. Он позволяет значительно меньше использовать ресурсы ЦП файлового сервера. Пассивный адаптер ISDN аналогичен обычному сетевому адаптеру и использует ресурсы ЦП сервера. Обычно активные адаптеры дороже пассивных, но и более производительны. Другим вариантом является использование аппаратного маршрутизатора, который выполнен в виде отдельного устройства и имеет один или несколько портов для подключения ЛВС и один или несколько WAN-портов.[9]

Объединение удаленных ЛВС

В системе дистанционного образования каналы связи, обеспечивающие взаимодействие удаленных элементов системы, должны быть не постоянными, а коммутируемыми при наличии информации для передачи. В этом случае оптимальным решением - как по функциональным возможностям, так и по стоимости - может стать использование сетей ISDN. Они обеспечивают такие функции, как связь по требованию, пропускная способность по требованию (объединение нескольких B-каналов в один логический канал), компрессия данных в канале, защита информации, и позволяют реализовывать самые разнообразные решения проблем организации связи в системе дистанционного образования.

Для объединения ЛВС и рабочих мест на основе сети ISDN в качестве устройств доступа обычно применяются активные или пассивные адаптеры ISDN, которые устанавливаются в файловый сервер, выделенный маршрутизатор или обычную рабочую станцию. Необходимо также ПО типа NetWare Multiprotocol Router for ISDN, либо аналогичное для Windows NT или Unix.

Другим вариантом решения является применение аппаратных мостов или маршрутизаторов, выполненных в виде автономных устройств, которые подключаются к ЛВС. Они бывают различной производительности - от самых простых до мощных модульных с поддержкой разнообразных протоколов (вплоть до ATM).

При организации связи между несколькими удаленными ЛВС часто требуется обеспечить повышенную надежность соединения. Возможно использование каналов ISDN в качестве резервных для линий связи, например frame relay или выделенных физических линий. В некоторых мостах и маршрутизаторах с несколькими портами имеется встроенная поддержка автоматического переключения с основной линии на резервную в случае выхода из строя первой. Можно использовать в качестве резервных линий коммутируемые каналы телефонной сети общего пользования, но это приведет к существенной потере в скорости работы.

 

 



Заключение

 

Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения - дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения - очного, заочного, экстерната, и хорошо с ними интегрируется. Можно обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются в перспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современного дистанционного обучения. Использование в качестве инструментов видеотелеконференции, интернет и другие системы передачи данных «сблизит» преподавателя и студента находящих далеко друг от друга, приблизит дистанционное образование к традиционному, к непосредственному общению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века.

В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения. Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическая работа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитие систем телекоммуникаций.

 

 

Литература

 

1. Пуговкин, А.В. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей .Часть. 1 : Системы передачи. -Томск: ТМЦДО. -2002.- 107 с. :

2. Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы : Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001.-668,

3. ISDN - НОВЫЕ УСЛУГИ. Материалы ОАО "Томсктелеком" (http://www.telecom.tomsk.su/isdn/main.shtml)

 


[1] Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы : Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001.C. 530.

[2] Там же. С. 564.

[3] ISDN - НОВЫЕ УСЛУГИ. Материалы ОАО "Томсктелеком" (http://www.telecom.tomsk.su/isdn/main.shtml)

[4] Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы : Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001. С. 507.

 

[5] Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы : Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001. С. 539.

[6] Пуговкин, А.В. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей .Часть. 1 : Системы передачи. -Томск: ТМЦДО. –2002. С. 90.

[7] Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы : Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001. С. 516.

[8] Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы : Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001. С. 507.

[9] ISDN - НОВЫЕ УСЛУГИ. Материалы ОАО "Томсктелеком" (http://www.telecom.tomsk.su/isdn/main.shtml)

[10] Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы : Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001. С. 516.

 


Содержание

Введение.. 3

1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические аспекты. 4

1.2. Основные понятия системы дистанционного образования. 4

1.2. Принципы дистанционного образования. 6

1.3. Особенности дистанционного образования. 7

1.4. Средства и формы дистанционного обучения. 9

2. Общие положения системы дистанционного образования.. 11

2.1. Цели и задачи системы дистанционного образования. 11

2.2. Задачами системы дистанционного образования. 11

2.3. Виды передаваемой информации в процессе дистанционного обучения. 11

2.4. Организация учебного процесса. 12

3. Требования к каналам связи при организации системы дистанционного образования.. 14

3.1. Общие требования к сетевым ресурсам системы дистанционного образования. 14

3.2. Требования к каналам связи при организации видеоконференцсвязи. 15

3.3. Выбор систем видеоконференций. 17

3.3.1. Классификация систем видеоконференций. 17

3.3.2. Персональные видеоконференции. 17

3.3.3. Групповые видеоконференции. 21

3.3.4. Студийные видеоконференции. 22

3.4. Стандарты видеоконференций. 22

3.5. Совместная работа с данными. 24

3.6. Многоточечные видеоконференции. 24

3.7. Системы видеоконференцсвязи для дистанционного образования. 25

3.8. Использование сети ISDN в системе дистанционного образования. 27

3.8.1. Доступ к сети Internet 27

3.8.2. Видеоконференции в сети ISDN.. 28

3.8.3. Объединение удаленных ЛВС.. 29

Заключение.. 30

Литература.. 30

 



Введение

Использование информационно-коммуникационных технологий представляет собой новый уровень мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную и обучающую. В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Из психологии известно, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, при этом рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная(обмен информации), интерактивная(взаимодействие) и перцептивная (факт установления взаимопонимания).

Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Пути решения проблем, обусловленных тем, что:

· информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

· вербальное общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;

· органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения, таких, как жесты, мимика, качество голоса, его диапазон, тональность

· визуальное общение (контакт глазами);

· интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;

· в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.

Что побуждает применять системы телекоммуникаций в дистанционном образовании?

Привлекает не только возможность обеспечения оперативной обратной связи между обучаемым и обучающим на расстоянии по сети, средств предоставления знаний, но и постоянная актуализация учебного материала с наименьшими затратами. В связи с идеями индивидуального и развивающего обучения, особый интерес представляют функциональные возможности использования средств информационных технологий в обучении.

Целью данного реферата является рассмотрение системы дистанционного образования, его принципов, особенностей и средств. Одним из существующих и перспективных его инструментов являются видеоконференции. В работе рассматриваются типы видеоконференций, технические средства и программное обеспечение, особенности и требования к каналам связи, типы передаваемой информации по этим каналам.

1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические аспекты.

 

1.2. Основные понятия системы дистанционного образования

 

Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, а образование - это результат обучения личности.

Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные системы, связанные через каналы связи. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционное образование - тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учебный центр), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

С дистанционным обучением связана новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующих функции:

· доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;

· интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

· предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;

· оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.

 

Создание системы дистанционного образования сводится к организации специфической педагогической системы, элементами которой являются подсистемы:

· целей обучения;

· содержания обучения;

· методов обучения;

· средств обучения;

· организационных форм обучения;

· идентификационно-контрольная;

· учебно-материальная;

· финансово-экономическая;

· нормативно-правовая;

· маркетинговая.

 

Необходимость и возможность организации СДО обусловлена следующими факторами:

· Ограничения по получению профессионального образования (в частности, ограниченная доступность в отдаленных регионах, высокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);

· Ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов;

· Увеличение количества желающих получить профессиональное образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки специалистов;

· Появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационных технологий;

 

1.2. Принципы дистанционного образования

1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО.

Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.

Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

3. Принцип выбора содержания образования.

Содержание учебных курсов и дисциплин системы дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.

4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.

Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

5. Принцип стартового уровня образования.

Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

6. Принцип соответствия технологий обучения.

Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного образования. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях могут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

7. Принцип мобильности обучения.

Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода к другим направлениям образования.

8. Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующим формам образования.

Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе профессионального образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

 

1.3. Особенности дистанционного образования

1. Гибкость.

Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

2. Модульность.

В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность.

Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. Дальнодействие.

Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Асинхронность.

Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

6. Охват.

Эту особенность иногда называют "массовостью". Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий.

7. Рентабельность.

Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств информационных технологий, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий СДО на большое количество обучающихся и других факторов.

8. Новые информационные технологии.

В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

 

Средства и формы дистанционного обучения

В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения:

· печатные издания;

· электронные издания;

· компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

· учебно-информационные аудиоматериалы;

· учебно-информационные видеоматериалы;

· лабораторные дистанционные практикумы;

· тренажеры;

· базы данных и знаний с удаленным доступом;

· электронные библиотеки с удаленным доступом;

· дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;

· дидактические материалы на основе геоинформационных систем;

· компьютерные сети.

По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

· рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);

· рассылка аудио- и видео- кассет;

· средствами аудиографики;

· через интерактивное ТВ и видеоконференции;

· через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);

· через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Internet);

· через WWW (Internet)

В последнее время технология Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:

1. техническое развитие Internet - технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

2. простота подключения к сети Internet;

3. низкая стоимость подключения.

 

По способу получения учебной информации различают:

1. Синхронные учебные системы

2. Асинхронные учебные системы.

 

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное телевидение, видеоконференции, аудиографика, компьютерные телеконференции, IRC, MUD, MOO.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.

Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.


2. Общие положения системы дистанционного образования

2.1. Цели и задачи системы дистанционного образования

 

Целью системы дистанционного образования является получение общетеоретических и профессиональных знаний по выбранному учебному курсу посредством технических средств, обеспечивающих передачу учебной информации при дистанционном удалении обучаемых от преподавателя.

 

2.2. Задачами системы дистанционного образования.

· обеспечение доступа к знаниям по учебной дисциплине вне персонального общения с преподавателем;

· организация учебного процесса с использованием обратной связи для оперативного контроля степени усвоения знаний обучаемыми;

· возможность широкого распространения учебной и иной информации в реальном масштабе времени для любой заинтересованной аудитории;

· экономия финансовых и временных затрат на повышение квалификации работников различных предприятий;

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 534.