Содержание
Введение
Глава 1 Ситуация на рынке труда ЕС
1.1 Общий уровень безработицы
1.2 Динамика оплаты труда и стоимости рабочей силы
1.3 Продолжительность рабочего дня по странам ЕС
Глава 2 Политика в области решения проблемы безработицы
2.1 Меры по стабилизации рынка труда ЕС
2.2 Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг
Заключение
Источники и литература
Введение
ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией.
Европейский Союз объединяет 25 европейских стран (см.: Приложение А) с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. В ЕС входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.
Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).1
Утверждалось: евро - это значит больше рабочих мест. Не сбылось. Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в 2004 году 9,0%. Безработица растет.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 2002 года, когда в странах ЕС особенно обострилась проблема безработицы по 2004 год. Конечные временные рамки выбраны из расчета доступности последних фактических материалов и статистических данных Европейского союза. При этом проблема безработицы в странах ЕС не исчерпывается установленным периодом, эта проблема имеет продолжительный характер и требует дальнейших исследований.
Проблемы рынка рабочей силы в странах Европейского союза становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры общеевропейского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной курсовой работы.
Переметом данного исследования является проблема безработицы в странах ЕС и политика ЕС в области решения данной проблемы.
Цели данной работы следующие:
1) Проанализировать ситуацию на рынке труда стран Европейского союза;
2) определить меры, которые принимаются по стабилизации рынка труда Европейского союза;
3) рассмотреть Европейскую Социальную Программу на период 2005-2010 гг.
При написании работы были использованы источники нескольких видов. Первый включает в себя важнейшие документы: Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года, Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года и Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза.
Основным источником можно назвать Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года. Соглашения подобного рода обеспечивают налаживание политических контактов между странами-участницами ЕС, способствуют укреплению межправительственных отношений в различных сферах.
Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года содержит определенные сведения о Европейских советах по труду и государствах Европейского союза, которые включили данную директиву в национальное законодательство.
В Европейской Социальной Программе на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза разработаны программы обеспечения рабочих мест и равных возможностей для всех на фоне главной цели Европейского союза -продвижения преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и эффективной экономики. Динамическая экономика – это средства, чтобы обеспечить высокий жизненный уровень, полную занятость по всему Европейскому Союзу, и высокий уровень социальной защиты, включая жизнеспособные системы пенсии.1
Другой тип источников – интернет-сайты с официальной информацией о политике ЕС и его стран-участниц в сфере безработицы и политики ЕС в области решения этой проблемы: Европейский союз в Интернете- www.europa.eu.int; EU for journalists (Европейский союз для журналистов)- www.eu4journalists.com; EUpolitix - www.eupolitix.com; EUobserver- www.euobserver.com; EurActiv– www.euractiv.com; Eurostat (Евростат) - epp.eurostat.cec.eu.int.
Официальные интернет-сайты ЕС представляют различного рода информацию о Европейском союзе. На них размещены международные документы, разнообразный статистический материал, включающий материал по безработице в странах Европейского союза и комментарии экспертов.
Для выполнения анализа статистических показателей, отражающих проблему безработицы странах ЕС использовались следующие сборники: Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002 и Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate Countries, Theme 3 -20/2002, а также сведения сайта Eurostat (Евростат).
Для проведения исследования использовались публикации в газетах и журналах «Вестник Европы», «Директор», «Молдавские новости», «Ведомости» и «Экономика и жизнь».
В научной литературе исследованию проблемы безработицы в странах ЕС и политики в области решения этой проблемы уделялось мало внимания. Большая часть научных работ отечественных и зарубежных авторов повещена мониторингу экономической ситуации в Европейском союзе (где также уделяется внимание проблеме безработицы), а также исследованию расширения Европейского союза и его правовых и экономических последствий.
В работе «Мониторинг экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004)» рассмотрена экономическая ситуация в Европейском союзе, включая проблему безработицы.
В книге «Расширение Европейского союза: экономические и правовые последствия», также как и в «Мониторинге экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004)» подробно раскрывает тенденции развития Европейского союза, но делается уклон на то, что все это последствия расширения Европейского союза. Но данные работы, как и вышеперечисленные, не содержат анализа проблемы безработицы в странах Европейского союза, а также политики в области решения этой проблемы, что предоставляет возможность для дальнейших исследований.
Общий уровень безработицы
Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в мае 2004 года 9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы в еврозоне составил 8,9%, а в 25 странах ЕС – 9,1%.
Самый низкий уровень безработицы в мае 2004 года отмечен на Кипре, в Люксембурге и Австрии (везде 4,2%), Ирландии (4,5%), Великобритании (данные за март – 4,7%) и Нидерландах (данные за апрель - 4,9%). Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Польше (18,9%), Словакии (16,4%), Литве (11,5%) и Испании (11,1%).
Двенадцать стран Европы сообщили об увеличении уровня безработицы в течение года, одиннадцать – об уменьшении, ситуация с безработицей в двух странах осталась без изменений.
Самый большой рост безработицы в ежегодном исчислении отмечен в Нидерландах (3,6% в апреле 2003 и 4,9% в апреле 2004 года), Швеции (5,4% и 6,7%), Люксембурге (3,6% и 4,2%) и Дании (5,4% в апреле 2003 года и 6,0% в апреле 2004 года).
Самое же значительное снижение безработицы в ежегодном исчислении было отмечено в Эстонии (10,4% и 9,1%), Литве (13,0% и 11,5%) и Кипре (4,5% и 4,2%).
При этом уровень мужской безработицы вырос за период с мая 2003 года по май 2004 года в еврозоне с 7,9% до 8,0%, а в 25 странах ЕС, наоборот, уменьшился с 8,4% до 8,3%. Уровень женской безработицы в мае в еврозоне и ЕС не изменился и остался прежним – 10,2% и 10,0% соответственно.
Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет в еврозоне составил в мае 2004 года 17,4%, а в 25 странах ЕС – 18,2%. Самый низкий уровень безработицы среди молодежи до 25 лет отмечен в Австрии (6,9%), Ирландии (8,1%) и Нидерландах (9,5%, согласно данным за апрель 2004 года). Самый высокий – в Польше (39,6%), Словакии (28,3%), Италии (27,1% в январе 2004 года) и Греции (27,1% в декабре 2003 года).
Уровень безработицы в странах, вступивших в Европейский Союз в мае 2004 году, в среднем заметно превышает уровень «старых» стран ЕС - это особенно видно на примере Польши и Словакии, где уровень безработицы в 2004 году превысил 18 %. В то же время, если в 15 «старых» странах ЕС имеется тенденция к увеличению уровня безработицы, то в «новых» странах ЕС отмечается обратная ситуация – в Латвии, Литве и Словакии уровень безработицы снизился на 2 % в течение двух последних лет. В некоторых «новых» странах ЕС уровень безработицы оказался ниже среднего по ЕС – на Кипре, в Чешской Республике, Венгрии и Словении.1
По данным Евростата, общее количество безработных составило в мае 2004 года в ерозоне 12,7 млн. человек, а в 25 странах ЕС – 19,3 млн. человек (см.: Приложение В).
К примеру, уровень безработицы в мае 2004 года составил в США 5,6%, а в Японии – 4,6%.2 Но поскольку средний уровень безработицы в «новых» странах ЕС выше, чем в ЕС-15, то средние показатели уровня безработицы ЕС-25 заметно повысились и превышают уровень безработицы в США и Японии.
Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах, от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).
Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная статистика не считает их безработными.
Выступая на митинге ПАМЕ в Афинах Д. Теодору - Председатель отраслевой федерации трудящихся текстильной и кожевенной промышленности, отметил, что «причина безработицы, связанна с проводимым курсом, который служит интересам плутократии». Он также подчеркнул, что «маастрихтское соглашение, которое в Греции поддержали социал-демократы (ПАСОК), консерваторы (НД) и ново-левые (СИН), было на руку только капиталистам. Для ПАМЕ, для классового профсоюзного движения Греции борьба за право на труд, против увольнений и безработицы, за завоевания отвечающие современных нуждам трудящихся, связана с радикальными политическими и социальными изменениями в стране. Эта борьба за создание совместного Фронта рабочего класса с другими народными слоями, за свержение власти капитала, за курс народных социальных сил».
В тоже время в заявлении Политбюро ЦК Компартии Греции (ККЕ) по проблеме безработицы отмечается, что проблема безработицы в рамках ЕС будет еще более обостряться. ККЕ предлагает 10 конкретных мер по поддержке безработных и их семьей и в тоже время подчеркивает, что эту проблему, как и другие основные проблемы трудящихся невозможно разрешить в условиях капитализма. ККЕ выступает за создание антиимпериалистического антимонополистического Фронта, который будет бороться против мер транснациональных монополий до установления в Греции народного хозяйства, где основные средства производства будет обобществлены и будет государственное всенациональное планирование. ККЕ отмечает, что для установления такой модели экономики в пользу рабочего класса, бедного крестьянства и других народных слоев необходимо создание мощного народного большинства, которое будет бороться за переход власти в народные руки. В нынешних условиях укрепление Компартии Греции будет способствовать такому направлению событий.1
Таким образом, проблема безработицы в странах Европейского союза более чем очевидна.
Заключение
В ЕС входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.
В настоящее время для Европейского союза большой проблемой становится безработица.
Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в мае 2004 года 9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы в еврозоне составил 8,9%, а в 25 странах ЕС – 9,1%.
Самый низкий уровень безработицы в мае 2004 года отмечен на Кипре, в Люксембурге и Австрии (везде 4,2%), Ирландии (4,5%), Великобритании (данные за март – 4,7%) и Нидерландах (данные за апрель - 4,9%). Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Польше (18,9%), Словакии (16,4%), Литве (11,5%) и Испании (11,1%).
Самый большой рост безработицы в ежегодном исчислении отмечен в Нидерландах (3,6% в апреле 2003 и 4,9% в апреле 2004 года), Швеции (5,4% и 6,7%), Люксембурге (3,6% и 4,2%) и Дании (5,4% в апреле 2003 года и 6,0% в апреле 2004 года).
Уровень безработицы в ЕС в целом превышает уровни США и Японии.
Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах, от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).
Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная статистика не считает их безработными.
В 2004 году Европейский центробанк выпустил доклад о проблемах сокращений в европейских компаниях. В нем сообщалось о новой волне увольнений, но вместе с тем отмечалось, что работодатели стали вести более гибкую политику в отношении персонала. Вместо увольнений они сокращают оплачиваемые часы работы.
Введение более гибкой политики в области продолжительности рабочего дня лишь первый шаг на пути стабилизации рынка труда. Надо принять еще много мер, чтобы Европа смогла более успешно конкурировать в этом вопросе с другими регионами мира.
На сессии Совета Европейского Союза, открывшейся в Брюсселе 4 марта 2005 года, обсуждались обсуждали проблемы безработицы, социальной политики, здравоохранения.
Участники семинара надеются, что достигнутое в ходе структурных реформ повышение уровня занятости позволило бы предотвратить надвигающийся на Европу кризис системы пенсионного обеспечения. В соответствии с существующим порядком, отношение числа пенсионеров к занятому населению в ЕС, составлявшее в 2000 году 0.7, к 2030 году должно увеличиться до 1.1. В результате реформ доля занятого населения в общей массе трудоспособного населения Европы могла бы вырасти с сегодняшних 60% до 75%, т.е. до уровня США. В результате отношение числа пенсионеров к занятому населению росло бы гораздо медленнее, составив в 2030 году лишь 0.9. Таким образом, в сочетании с незначительным увеличением возраста выхода на пенсию этих мер оказалось бы достаточно для того, чтобы сохранить указанный показатель практически неизменным.
Также в настоящее время аналитиками много говорится о том, что для борьбы с безработицей Европе надо ускорить темпы роста экономики. Эта тема обсуждалась в ходе визита в Париж главы Международного валютного фонда Родриго Рато. Рато призвал страны Европейского союза быстрее проводить структурные реформы, потому что только так можно стимулировать экономический роста и решить проблему низкой занятости.
Следует сказать, что существует Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг., которая сводится к обеспечению рабочих мест и равных возможностей для всех на главной цели ЕС - продвижения преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и эффективной экономики.
Борьба с безработицей не должна быть самоцелью, она должна быть вписана в общий контекст социально экономических преобразований, происходящих в странах ЕС. Политика занятости должна включать в себя не только меры, направленные на сокращение уровня безработных, но и на создание более благоприятных условий для работающих граждан, обеспечивающих стабильность, безопасность работы, возможности более гармоничного совмещения профессиональной деятельности и семейной жизни, повышения уровня образования и профессиональной компетенции трудящихся, реформы в области трудового законодательства (Employment Protection Legislation, EPL). Именно эти цели провозглашены в качестве основных направлений реформы Стратегии в области труда и политики занятости ЕС, необходимость проведения которой подчеркивается Директоратом по труду, занятости и социальным вопросам ЕС.
Источники и литература
1. Документы
Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года
Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза
Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года
2. Статистика
Статистика Европейского союза (Евростат) - http://epp.eurostat.cec.eu.int/
Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002
Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate Countries, Theme 3 -20/2002
3. Газетная пресса
Дейтон А. Единая Европа как предмет политики.// Вестник Европы. - № 4, 2002
Евросоюз: сочетание интеграции и противоречий.// Директор. – 2005, июль
Международные новости: Сколько будут работать европейцы.// Молдавские новости. – № 34 (732), 2005, 11 мая
Семенова И. Работа и отдых. Статистика.// Экономика и жизнь. – 2004, 20 октября
Томас Симс. Гибкое увольнение.// Ведомости. - № 191, 2004
Список литературы
Борко Ю. Быть ли «единой Европе» единой в XXI веке? – «Европа: смена вех? Актуальные проблемы Европы».// ИНИОН РАН. - № 1, 2002, с. 5-33
Буторина О.В. Европейский союз. Справочник для ВУЗов. 2-е изд. доп. – М.: Деловая литература, 2005. - 288с.
Дайненко А.Е., Забавский Г.В. Расширение Европейского союза: экономические и правовые последствия. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004. – 336с.
Дейтон А. Единая Европа как предмет политики.// Вестник Европы. - № 4, 2002
Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития./ Под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 200с.
Европейский союз. Справочник. – М.: деловая литература, 2003. – 288с.
Европейское право./ Отв. ред. Л.М. Энтин. - М.: Норма, 2000. – 312с.
Евросоюз: сочетание интеграции и противоречий.// Директор. – 2005, июль
Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. Трудовое и социальное право Европейского Союза: документы и материалы. – М.: Права человека, 2005. – 98с.
Международные новости: Сколько будут работать европейцы.// Молдавские новости. – № 34 (732), 2005, 11 мая
Мониторинг экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004) – Алматы: Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2004. – 28с.
Семенова И. Работа и отдых. Статистика.// Экономика и жизнь. – 2004, 20 октября
Томас Симс. Гибкое увольнение.// Ведомости. - № 191, 2004
The European Employment Strategy (June 2005). - http://europa.eu.int/
Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002
Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate Countries, Theme 3 -20/2002
1 Европейский союз – член мирового сообщества.// Центр Европейской документации и информации Белгосуниверситета. - http://www.ced.bsu.by/eu/eu_todey.asp
1 Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза
1 Уровень безработицы в странах ЕС в мае 2004 года.// Евростат (Европейский союз). - http://epp.eurostat.cec.eu.int/portal/page?_pageid=1996,45323734&.
2 Уровень безработицы в еврозоне и ЕС составил в мае 2004 года 9,0%.// ИА «Экопресс». - http://www.bit.zubr.com/index.php?id=121
1 Митинги против безработицы. - http:// www.communist.ru/
1 Страны ЕС лидируют в рейтингу по стоимости рабочей силы.//Вестник Евросоюза. – http:// www.euractiv.com
2 Евросоюз: сочетание интеграции и противоречий.// Директор. – 2005, июль
1 Данные сайта Eurostat (Евростат) - http://epp.eurostat.cec.eu.int/
1 Международные новости: Сколько будут работать европейцы.// Молдавские новости. – № 34 (732), 2005, 11 мая
1Очередная сессия Совета Европейского Союза открылась сегодня в Брюсселе.// ИА «Экопресс». - http://bit.zubr.com
2
1Безработица становится проблемой для ЕС. - http://www.euronews.net/create_html.php?page=detail_eco&lng=10&option=1,eco
1В Германии зарегистрировано рекордное за 70 лет число безработных. -http://accoona.ru/news/index.php?id=16302
1 Томас Симс. Гибкое увольнение.// Ведомости. - № 191, 2004
1 Великобритания об ускорении реформ в ЕС. - http://russian.cri.com.cn/russia/2002/Mar/44471.htm
1 The European Employment Strategy (June 2005). - http://europa.eu.int/pol/socio/overview_en.htm
Содержание
Введение
Глава 1 Ситуация на рынке труда ЕС
1.1 Общий уровень безработицы
1.2 Динамика оплаты труда и стоимости рабочей силы
1.3 Продолжительность рабочего дня по странам ЕС
Глава 2 Политика в области решения проблемы безработицы
2.1 Меры по стабилизации рынка труда ЕС
2.2 Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг
Заключение
Источники и литература
Введение
ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией.
Европейский Союз объединяет 25 европейских стран (см.: Приложение А) с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. В ЕС входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.
Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).1
Утверждалось: евро - это значит больше рабочих мест. Не сбылось. Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в 2004 году 9,0%. Безработица растет.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 2002 года, когда в странах ЕС особенно обострилась проблема безработицы по 2004 год. Конечные временные рамки выбраны из расчета доступности последних фактических материалов и статистических данных Европейского союза. При этом проблема безработицы в странах ЕС не исчерпывается установленным периодом, эта проблема имеет продолжительный характер и требует дальнейших исследований.
Проблемы рынка рабочей силы в странах Европейского союза становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры общеевропейского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной курсовой работы.
Переметом данного исследования является проблема безработицы в странах ЕС и политика ЕС в области решения данной проблемы.
Цели данной работы следующие:
1) Проанализировать ситуацию на рынке труда стран Европейского союза;
2) определить меры, которые принимаются по стабилизации рынка труда Европейского союза;
3) рассмотреть Европейскую Социальную Программу на период 2005-2010 гг.
При написании работы были использованы источники нескольких видов. Первый включает в себя важнейшие документы: Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года, Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года и Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза.
Основным источником можно назвать Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года. Соглашения подобного рода обеспечивают налаживание политических контактов между странами-участницами ЕС, способствуют укреплению межправительственных отношений в различных сферах.
Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года содержит определенные сведения о Европейских советах по труду и государствах Европейского союза, которые включили данную директиву в национальное законодательство.
В Европейской Социальной Программе на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза разработаны программы обеспечения рабочих мест и равных возможностей для всех на фоне главной цели Европейского союза -продвижения преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и эффективной экономики. Динамическая экономика – это средства, чтобы обеспечить высокий жизненный уровень, полную занятость по всему Европейскому Союзу, и высокий уровень социальной защиты, включая жизнеспособные системы пенсии.1
Другой тип источников – интернет-сайты с официальной информацией о политике ЕС и его стран-участниц в сфере безработицы и политики ЕС в области решения этой проблемы: Европейский союз в Интернете- www.europa.eu.int; EU for journalists (Европейский союз для журналистов)- www.eu4journalists.com; EUpolitix - www.eupolitix.com; EUobserver- www.euobserver.com; EurActiv– www.euractiv.com; Eurostat (Евростат) - epp.eurostat.cec.eu.int.
Официальные интернет-сайты ЕС представляют различного рода информацию о Европейском союзе. На них размещены международные документы, разнообразный статистический материал, включающий материал по безработице в странах Европейского союза и комментарии экспертов.
Для выполнения анализа статистических показателей, отражающих проблему безработицы странах ЕС использовались следующие сборники: Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002 и Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate Countries, Theme 3 -20/2002, а также сведения сайта Eurostat (Евростат).
Для проведения исследования использовались публикации в газетах и журналах «Вестник Европы», «Директор», «Молдавские новости», «Ведомости» и «Экономика и жизнь».
В научной литературе исследованию проблемы безработицы в странах ЕС и политики в области решения этой проблемы уделялось мало внимания. Большая часть научных работ отечественных и зарубежных авторов повещена мониторингу экономической ситуации в Европейском союзе (где также уделяется внимание проблеме безработицы), а также исследованию расширения Европейского союза и его правовых и экономических последствий.
В работе «Мониторинг экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004)» рассмотрена экономическая ситуация в Европейском союзе, включая проблему безработицы.
В книге «Расширение Европейского союза: экономические и правовые последствия», также как и в «Мониторинге экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004)» подробно раскрывает тенденции развития Европейского союза, но делается уклон на то, что все это последствия расширения Европейского союза. Но данные работы, как и вышеперечисленные, не содержат анализа проблемы безработицы в странах Европейского союза, а также политики в области решения этой проблемы, что предоставляет возможность для дальнейших исследований.
Глава 1 Ситуация на рынке труда ЕС
Общий уровень безработицы
Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в мае 2004 года 9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы в еврозоне составил 8,9%, а в 25 странах ЕС – 9,1%.
Самый низкий уровень безработицы в мае 2004 года отмечен на Кипре, в Люксембурге и Австрии (везде 4,2%), Ирландии (4,5%), Великобритании (данные за март – 4,7%) и Нидерландах (данные за апрель - 4,9%). Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Польше (18,9%), Словакии (16,4%), Литве (11,5%) и Испании (11,1%).
Двенадцать стран Европы сообщили об увеличении уровня безработицы в течение года, одиннадцать – об уменьшении, ситуация с безработицей в двух странах осталась без изменений.
Самый большой рост безработицы в ежегодном исчислении отмечен в Нидерландах (3,6% в апреле 2003 и 4,9% в апреле 2004 года), Швеции (5,4% и 6,7%), Люксембурге (3,6% и 4,2%) и Дании (5,4% в апреле 2003 года и 6,0% в апреле 2004 года).
Самое же значительное снижение безработицы в ежегодном исчислении было отмечено в Эстонии (10,4% и 9,1%), Литве (13,0% и 11,5%) и Кипре (4,5% и 4,2%).
При этом уровень мужской безработицы вырос за период с мая 2003 года по май 2004 года в еврозоне с 7,9% до 8,0%, а в 25 странах ЕС, наоборот, уменьшился с 8,4% до 8,3%. Уровень женской безработицы в мае в еврозоне и ЕС не изменился и остался прежним – 10,2% и 10,0% соответственно.
Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет в еврозоне составил в мае 2004 года 17,4%, а в 25 странах ЕС – 18,2%. Самый низкий уровень безработицы среди молодежи до 25 лет отмечен в Австрии (6,9%), Ирландии (8,1%) и Нидерландах (9,5%, согласно данным за апрель 2004 года). Самый высокий – в Польше (39,6%), Словакии (28,3%), Италии (27,1% в январе 2004 года) и Греции (27,1% в декабре 2003 года).
Уровень безработицы в странах, вступивших в Европейский Союз в мае 2004 году, в среднем заметно превышает уровень «старых» стран ЕС - это особенно видно на примере Польши и Словакии, где уровень безработицы в 2004 году превысил 18 %. В то же время, если в 15 «старых» странах ЕС имеется тенденция к увеличению уровня безработицы, то в «новых» странах ЕС отмечается обратная ситуация – в Латвии, Литве и Словакии уровень безработицы снизился на 2 % в течение двух последних лет. В некоторых «новых» странах ЕС уровень безработицы оказался ниже среднего по ЕС – на Кипре, в Чешской Республике, Венгрии и Словении.1
По данным Евростата, общее количество безработных составило в мае 2004 года в ерозоне 12,7 млн. человек, а в 25 странах ЕС – 19,3 млн. человек (см.: Приложение В).
К примеру, уровень безработицы в мае 2004 года составил в США 5,6%, а в Японии – 4,6%.2 Но поскольку средний уровень безработицы в «новых» странах ЕС выше, чем в ЕС-15, то средние показатели уровня безработицы ЕС-25 заметно повысились и превышают уровень безработицы в США и Японии.
Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах, от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).
Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная статистика не считает их безработными.
Выступая на митинге ПАМЕ в Афинах Д. Теодору - Председатель отраслевой федерации трудящихся текстильной и кожевенной промышленности, отметил, что «причина безработицы, связанна с проводимым курсом, который служит интересам плутократии». Он также подчеркнул, что «маастрихтское соглашение, которое в Греции поддержали социал-демократы (ПАСОК), консерваторы (НД) и ново-левые (СИН), было на руку только капиталистам. Для ПАМЕ, для классового профсоюзного движения Греции борьба за право на труд, против увольнений и безработицы, за завоевания отвечающие современных нуждам трудящихся, связана с радикальными политическими и социальными изменениями в стране. Эта борьба за создание совместного Фронта рабочего класса с другими народными слоями, за свержение власти капитала, за курс народных социальных сил».
В тоже время в заявлении Политбюро ЦК Компартии Греции (ККЕ) по проблеме безработицы отмечается, что проблема безработицы в рамках ЕС будет еще более обостряться. ККЕ предлагает 10 конкретных мер по поддержке безработных и их семьей и в тоже время подчеркивает, что эту проблему, как и другие основные проблемы трудящихся невозможно разрешить в условиях капитализма. ККЕ выступает за создание антиимпериалистического антимонополистического Фронта, который будет бороться против мер транснациональных монополий до установления в Греции народного хозяйства, где основные средства производства будет обобществлены и будет государственное всенациональное планирование. ККЕ отмечает, что для установления такой модели экономики в пользу рабочего класса, бедного крестьянства и других народных слоев необходимо создание мощного народного большинства, которое будет бороться за переход власти в народные руки. В нынешних условиях укрепление Компартии Греции будет способствовать такому направлению событий.1
Таким образом, проблема безработицы в странах Европейского союза более чем очевидна.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.