Философия как и культура в открытом обществе носит открытый характер, развиваясь вместе с необходимостью разрешать все более сложные проблемы. Когда-то Ф.Ницше осудил современную ему науку, что "она убила Я". Однако наука открыта и ускользает от жестких замкнутых определе- ний, от клеймящих ее ярлыков. Наука могла рассматривать- ся как анализ объекта внешнего и противоположного субъекту, человеку, личности. Но смысл науки не оставался неизменным. Развитие науки, выдвижение ее как новой, важ- нейшей формы культуры, возвело открытость в культурную ценность. Наука на этом этапе может быть осмыслена как воплощение и реализация потенций человека, его способно- сти преодолевать ограниченность культуры прошлого, ограниченность способности отслеживать новые опасности. Наука своей ориентацией на открытость обращена к опас- ностям и тем самым развивается как необходимая форма все более смелого и квалифицированного противостояния этим опасностям. Само включение в науку представления об опас- ности есть ее очеловечивание. Налицо качественный сдвиг в науке, делающий ее нарастающей по важности формой гуманизма, формой выживания, жизнеспособности человека в мире нарастающих опасносностей. Наука жертвует комфортными представлениями, превращающимися в опасные иллюзии в изменяющемся мире во имя жестокой истины. Наука тем самым как бы превращает прекрасный мир в минное поле. Точнее, она лишь указывает на эти мины, которые уже заложены нашей вселенной, людьми, чьи действия определены локальными ценностями, воплощение которых усиливает опасности. Наука, как и медицина, не создает болезни, но ищет опасности, чтобы давать людям все более глубокую основу противостояния им.
В мире, создающем науку и следующем ее открытой логике, должны жить храбрые, образованные, решительные люди, способные не только пассивно адаптироваться к нему, но и формировать открытый мир новых возможностей. Наука превратила человека в свой собственный объект, непосредственно выйдя на проблему рефлексии, способности человека не только идеально воспроизводить предметный мир, но воспроизводить себя, общество, культуру, отношения. Движущую силу формирования открытого общества следует искать в личности, точнее в массовом стремлении людей развивать свои способности, искать пути эффективного преодоления фундаментального противоречия между двумя описанными выше периодически или постоянно расходящими интерпретациями мира.
Изменяясь, человек изменяет общество. Но тем самым меняется смысл человеческого существования, представление о месте человека в этом мире, о значении мира для человека и человека для мира. На первый план выступает значение развития личности как высшей ценности, как самоцели, не обремененной представлениями о ценности человека как средства. Это как раз и означает, что развитие личности не подчинено заранее поставленной цели, но является открытым для формирования самих целей. Открытость общества основана на развитии способности личности формировать цели, участвовать в общественном диалоге по этому поводу, организовывать этот диалог. Совершенствование диалога, формирование соответствующих институтов, отношений возможно лишь как формирование открытого общества, где свободно изменяются формы самоизменения человека, его культуры и отношений.
Когда-то философия в качестве объяснительного принципа мироздания выдвигала идею субстанции. Ее модификации порождали из себя все многообразие реальности, что должно было объяснить существование этого многообразия и одновременно внутреннее единство мира. Но осознание проблемы развития потребовало перемещения объяснительного принципа от бесконечной безличной субстанции к субъекту, к человеческой личности, способной брать на себя ответственность за себя,за окружающий мир,за многообразие не только вещей, но и человеческих возможностей. При таком подходе сам человек выступает как субстанция, которая постоянно активно себя порождает, порождает своими интерпретациями все многообразие своего собственного мира. Центром такого мира, такого общества является личность, точнее способность личности решать все более сложные проблемы, а если еще точнее - способность повышать, углублять в себе эту способность. Понимание человеком самого себя принципиально меняется. Субстанция в истории мысли превращается из материальной реальности в человеческую возможность, в то, что, как писал французский философ Ж.Делез, еще должно стать [13]. Это движение мысли составляет аспект движения людей к открытому обществу. Существуют и другие тенденции и, следовательно, другие философии, черпающие свои представления в других стремлениях, в разных культурных традициях, в ценностях закрытого, полузакрытого общества. Проблема, однако, заключается не в том, какие из этих тенденций "лучше", а в том, какие способны стать основой программ обеспечения стабильности, выживаемости, жизнеспо- собности человечества. Движение к открытому обществу существует как тенденция, которая постоянно в зависимости от господствующих ценностей, от напряженности стремлений, их энергетических потенциалов, от способности или неспособности людей повернуть назад к древним архаичным программам воспроизводства. Более того, разные люди, разные части этого общества могут опираться на разные, прямо противоположные, разрушающие друг друга программы деятельности. Это различие может иметь место в каждом человеке, что порождает сложнейшие конфликтные, дезорганизующие ситуации, возможно чреватые катастрофами. Философия открытого общества - обобщенная форма сложнейших социокультурных процессов, самоизменения общества через личность, личности через общество, формирования диалога в каждой точке этого общества.
Стремление личности формировать открытое общество (или действовать в противоположном направлении) не сводится к личным вкусам, но всегда является особым ответом на вызов истории. Этот ответ лежит в диапазоне возможных ответов между двумя крайностями, то есть между следованием закрытым традиционным программам и открытому диалогу, направленному на поиск все более эффективных изме- нений в самом человеке, в его деятельности. Специфика философского ответа заключается в формировании открытой философии. Смысл открытости философии в том, что она постоянно противостоит собственной предвзятости, опирающейся на ограниченный опыт прошлого. Открытая философия нацелена на постоянную интерпретацию прошлого опыта в свете нового опыта, как, впрочем, и наоборот. Открытая философия заключается в том, что она должна быть направлена против предвзятости по отношению к новому опыту как единственной значимой реальности. В сущности это всего лишь философское обобщение сформулированного выше фундаментального противоречия между двумя постоянно возникающими интерпретациями мира: закрытого и открытого. Абсолютизация прошлого опыта получает свое выражение в абсолютизации прошлой культуры, которая, однако, с каждой последующей минутой делается все более абстрактной, отдаляющейся от нового опыта. Одновременно абсолютизация нового опыта получает свое выражение в форме нового знания, науки, которую, однако, каждая последующая минута делает все более абстрактной. Однако смысл этой абстрактности противоположный. Новое знание для человека, погруженного в ранее сложившуюся культуру, может оказаться чуждым для него. Разрыв между сложившейся культурой и движением науки с возрастающей остротой требует синтеза этих противоположностей. Иначе существование двух интерпретаций приведет к расколу общества в разных формах вплоть до гражданской войны. Этот синтез возможен как шаг в движении к открытому обществу. Его развитие возможно, если люди пойдут по пути рефлексии, то есть осознания своей роли как субъектов истории, по пути превращения роста своих способностей в предмет своей озабоченности.
Человек держит свою судьбу и судьбу мира на острие своих динамичных способностей, точнее способности их развивать. Поэтому людям некого винить в том, что мир недостаточно хорош. Но если этот мир как он есть нас не устраивает, то в этом следует видеть стимул для его улучшения. Еще Кант говорил, что "страдание - это побуждение к деятельности". Критерий этого улучшения может вырабатываться лишь через диалог, диалог разных форм комфортности, включая и попытки абсолютизации вариантов низведения человека до уровня средств. Диалог - всеобщая характеристика и содержание мышления. Но одновременно и организационный принцип построения общества, его саморазвития. Ди алог происходит между решениями, которые, если из взять изолировано друг от друга, могут быть разрушительными для природы, чему мы все свидетели, и противоположными решениями, разрушительными для общества, к чему ведут призывы отказаться от удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Задача состоит в необходимости неуклонно повышать способности людей решать все более сложные проблемы, максимально преодолевать отставание этой способности от роста сложности проблем, от вызова истории.
***
Специфика современного мира - развитие глобальных опасностей. Этому может противостоять единственная сила, то есть человек, наращивающий свой потенциал формирования и реализации эффективных решений. Потребность в наращивании этого потенциала до масштабов глобальных опасностей также является спецификой современности. Нет гарантий, что опасности человечеством всегда будут преодолимы. Но и нет нравственной возможности для апри- орной капитуляции перед нарастающей сложностью мира. Опасности взывают к глубинным человеческим потенциям. Достойный ответ на этот вызов заключается в напряженной нацеленности человека на формирование своих творческих потенций, на реализацию и формирование своей нравственности, нравственного долга. Тем самым человек перед лицом нарастающих угроз должен строить достойный открытый мир для себя, для своих детей, для всех ближних и дальних, без которых сама его жизнедеятельность не может быть реализована, и вообще не имеет смысла.
Список литературы
1. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975, с.267.
2. Григорьев О. Электромагнитное излучение в крупных городах достигло критической точки// Из- вестия, 1996, с.б.
3. Строкань С. Страна утренней свежести умыва- ется слезами н кровью // Итоги, N16,1996, с. 37.
4. Пугачевщина. М.-Л. 1926, т. 1, с 41.
5. Мечтав А.Н.,Ребрих С.Б. Восприятие риска // Психологический журнал 1990, т.11, N3, с.89.
6. Элладе М. Космос и история. М., 1987. с.55. 7. Элиаде М. Космос и история. М., 1987, с. 62-63.
8. Hungtington. Тhe Сlash of Civilizations? 1994.
9. Анисимов Е. "Шведская модель" с русской "осо- бостью" //Звезда, 1995,N1, с.136.
10. Чертихин В.Е. Этнический характер и истори- ческие судьбы России // Общественные науки и совре- менность. 1996, N4
11. Ахиезер А.С. Специфика современного фило- софствования (Взгляд из России) // Вопросы филосо- фии. 1996, N12.
12. Сорос Д. Советская система: к открытому обществу. М., 1991,с.111.
13. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.