Бухгалтерский учет продажи готовой продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отгрузка и отпуск продукции в порядке реализации производятся в соответствии с заключенными договорами. Договора заключаются с предприятиями – потребителями, как правило, на несколько лет. Если количество подлежащей поставке продукции отдельным потребителям ниже нормы отгрузки или требуется подсортировка, комплектация или иная форма складской обработки продукции, договор может быть заключен с посреднической организацией. Она осуществляет комплексное снабжение потребителей как со своих складов и баз, так и путем отгрузки продукции транзитом.

В договорах указываются наименование, количество, ассортимент и качество поставляемой продукции, цены, скидки, накладки, порядок расчетов, платежные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а при необходимости и другие условия.

В соответствии с пунктом 208 Методических указаний отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов - накладных. В качестве типовой формы накладной может использоваться форма N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" (утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а). (Приложение 3).

Кроме обязательных реквизитов накладная содержит дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в т.ч. код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.д., наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска. (Приложение 3)

Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе в ГУП «Таттехмедфарм», в отдельных случаях непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных грузов, а также грузов, требующих особые условия транспортировки, по другим причинам) является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

Накладная выписывается в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции. Для этой цели может быть использована (как один из вариантов) следующая схема:

− на складе готовой продукции выписывается 4 экземпляра накладной. Заметим, что упоминавшееся выше постановление Госкомстата Российской Федерации N 71а обязывает выписывать накладную в двух экземплярах. В ГУП «Таттехмедфарм» для осуществления действенного и эффективного контроля за правильностью отпуска готовой продукции, а также для оптимизации графика документооборота (повышения оперативности поступления первичных документов в бухгалтерию организации), наиболее целесообразным представляется оформление накладной в 4 экземплярах;

− 4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу ГУП «Таттехмедфарм» для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;

− бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (другое аналогичное подразделение организации), где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

− при вывозе готовой продукции через проходную один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) - у получателя в качестве сопроводительного документа на груз (готовую продукцию);

− служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;

− бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов ГУП «Таттехмедфарм» (как правило, отдел сбыта) выписывает счета-фактуры по форме установленной в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.

Таким образом, схематично процесс оформления и передачи накладных выглядит следующим образом схема 2.2.

Перечень реквизитов, обязательных к отражению в счете-фактуре, установлен статьей 169 Налогового Кодекса Российской Федерации. Поэтому здесь мы лишь ограничимся тем, что обратим внимание на то, что Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-Федерального Закона (с изменениями и дополнениями от 22.06.2005г.) в главу 21 Налогового Кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми следующие показатели отражаются только при возможности их указания:

1) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;

2) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения;

3) цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога.

┌──────────────┐

┌────────────┐ ┌┴─────────────┐│

│Отдел сбыта │ │ 4 экземпляра ││

│ или склад ├────────┤ накладной ├┘

└─────┬──────┘ └───────┬──────┘

│ │

│ │

┌─────┴──────┐ │

│Бухгалтерия ├_───────────────┘

└─────┬──────┘

┌──────────────┐

┌─────┴──────┐ ┌┴─────────────┐│

│Отдел сбыта │ │ 4 экземпляра ││

│ накладной ├────────┤ накладной ├┘

└────────────┘ └───────┬──────┘

┌───────────────────┬───┴─────────────┬────────────────────┐

1 2 3 │ 4

┌─────┴────────┐ ┌──────┴────────┐ ┌────┴─────┐ ┌────────┼──────┐

│ Материально- │ │В бухгалтерию│ │Покупателю│ │ │

│ответственному│ │или отдел сбыта│ │ │ ┌┴────────┴─────┐│

│ лицу │ │(для счет- фак-│ │ ├───_│ 4 экзeмпляр ││

│ │ │ туры) │ │ │ │в службу охраны││

└──────────────┘ └───────────────┘ └──────────┘ │(нa проходную)├┘

│ │

└───────────────┘

Схема 2.2.1. Процесс оформления и передачи накладных

 

При организации учета затрат на производство, расходы, связанные с работой собственного транспорта ГУП «Таттехмедфарм» (затраты транспортного цеха), учитываются на счете учета вспомогательных производств.

Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомогательных производств в дебет счета расходов на продажу.

Таким образом, стоимость работ и услуг вспомогательных производств (структурных подразделений) за февраль в ГУП «Таттехмедфарм» по транспортировке готовой продукции списываются проводкой:

дебет счета 44 кредит счета 23.- 4000 руб.

Впоследствии суммы, учтенные на счете 44, списываются на счет учета продаж:

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 44. –

4000 руб.

Подобная схема проводок в ГУП «Таттехмедфарм» применяется только в отношении транспортных услуг при условии, что стоимость этих услуг возмещается покупателем сверх цены отгруженной продукции. То есть речь может идти об услугах по доставке готовой продукции от склада до места фактической отгрузки.

Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж.

Бухгалтерская проводка по учету задолженности перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость оформляется одновременно с отгрузкой продукции.

Так 20 февраля 2006г. ГУП «Таттехмедфарм» отгружена продукция по договорной стоимости (франко-станция отправления) 20 тыс.руб., фактическая себестоимость - 15 тыс.руб. Стоимость услуг по доставке готовой продукции до станции отправления 5 тыс.руб. Согласно условиям договора купли-продажи указанные услуги оплачиваются сверх цены отгруженной продукции. Договорная стоимость услуг - 7 тыс.руб.

В бухгалтерском учете ГУП «Таттехмедфарм» оформлены проводки:

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 43 - 15 тыс.руб. - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции;

дебет счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68 – 2,7 тыс.руб. - на сумму налога на добавленную стоимость по стоимости отгруженной продукции;

дебет счета 44 кредит счета 23 - 5 тыс.руб. - на сумму услуг вспомогательных производств;

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 44 - 5 тыс.руб. - на сумму услуг вспомогательных производств;

дебет счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68 – 0,9 тыс.руб. - на сумму налога на добавленную стоимость по стоимости транспортных услуг;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" - 20 тыс.руб. - на сумму договорной стоимости отгруженной продукции;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" - 7 тыс.руб. - на сумму договорной стоимости транспортных услуг;

дебет счета 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж" кредит счета 99 "Прибыли и убытки" – 3,2 тыс.руб. (20 + 7 - 15 – 2,7 - 5 – 0,9) - на сумму прибыли от продажи готовой продукции.

Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебету счета "Расходы на продажу" с кредита счета учета вспомогательных производств.

То есть затраты на транспортировку списываются на счет 90 в составе себестоимости продаж, но отдельно налогом на добавленную стоимость не облагаются.

При отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ. Суммы, подлежащие оплате покупателем, бухгалтер ГУП «Таттехмедфарм» учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из:

- стоимости отгруженной (отпущенной) продукции по договорным (продажным) ценам (кредит счета продаж).

В бухгалтерском учете 20.02.2006г. ГУП «Таттехмедфарм» оформляется проводкой:

дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 90, субсчет "Выручка" – 27000 руб. на сумму стоимости отгруженной продукции по ценам, указанным в договоре купли-продажи (или ином аналогичном договоре); с учетом расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без налога на добавленную стоимость), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции; выполненные собственными силами и транспортом ГУП «Таттехмедфарм» (кредит счета учета продаж). В бухгалтерском учете стоимость транспортных расходов списывается проводками:

дебет счета 90 кредит счета 23 и

дебет счета 62 кредит счета 90 – 7000 руб. на сумму стоимости услуг транспортного подразделения ГУП «Таттехмедфарм»;

Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателями относятся в дебет счета учета продаж:

− фактическая производственная себестоимость отгруженной (отпущенной) готовой продукции (кредит счета "Готовая продукция"):

дебет счета 90 субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 43 - на сумму фактической производственной себестоимости отпущенной продукции;

− налог на добавленную стоимость, акциз и другие налоги, установленные действующим законодательством:

дебет счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму налога по стоимости отгруженной продукции;

− расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расходов на продажу (кредит счета "Расходы на продажу"):

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 44 - на сумму расходов на продажу.

− кредитовое или дебетовое сальдо по счету учета продаж относится на счета учета финансовых результатов. В бухгалтерском учете определение финансового результата отражается на отдельном субсчете, открываемом к счету 90 (субсчет "Прибыль/убыток от продаж"). То есть, закрывается сальдо по синтетическому счету 90, а сальдо по отдельным субсчетам ("Выручка", "Себестоимость продаж", "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы", "Прибыль/убыток от продаж") накапливается в течение отчетного года и списывается только при закрытии остатков на конец года.

ГУП «Таттехмедфарм» в январе 2007 г. реализована готовая продукция на общую сумму 120 тыс. руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 18300 тыс. руб., производственная себестоимость готовой продукции - 50 тыс. руб., общехозяйственные расходы - 125 тыс. руб. (в соответствии с учетной политикой общехозяйственные расходы списываются непосредственно на счет учета продаж) расходы на продажу - 10 тыс. руб., рекламные расходы, оплаченные наличными деньгами через подотчетных лиц - 10 тыс. руб.; в феврале месяце 2007 года реализована готовая продукция на общую сумму 90 тыс.руб., в том числе НДС - 13729 руб., производственная себестоимость готовой продукции - 40 тыс.руб., общехозяйственные расходы - 25 тыс.руб., расходы на продажу - 5 тыс.руб., в том числе оплата услуг транспортной организации - 4 тыс.руб., представительские расходы, оплаченные наличными деньгами через подотчетных лиц - 1 тыс. руб. В бухгалтерском учете ГУП «Таттехмедфарм» оформлены следующие проводки счету 90 : 90-1 - субсчет "Выручка", 90-2 - субсчет "Себестоимость продаж", 90-3 - субсчет "Налог на добавленную стоимость", 90-9 - субсчет "Прибыль/убыток от продаж":

в январе месяце:

дебет счета 43 кредит счета 20 - 50 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 43 - 50 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 26 - 25 тыс. руб.;

дебет счета 44 кредит счета 71 – 10 тыс. руб.;

дебет счета 71 кредит счета 50 - 10 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 44 - 10 тыс. руб.;

дебет счета 62 кредит субсчета 90-1 - 120 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-3 кредит счета 68 – 18,3 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-9 кредит счета 99 - 15 тыс. руб.

Последняя сумма получается, как сальдо по всем субсчетам счета 90 : 120 тыс. руб. - 50 тыс. руб. - 25 тыс. руб. - 10 тыс. руб. – 18,3 тыс. руб.

Таким образом, на 1 февраля 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:

Кт - 90-1 - 120 тыс. руб.;

Дт. - 90-2 - 85 тыс. руб.;

Дт. - 90-3 - 20 тыс. руб.;

Дт. - 90-9 - 15 тыс. руб..

Кт. сальдо по счету 99 (кредитовое) - 15 тыс. руб.;

в феврале месяце:

дебет счета 43 кредит счета 20 - 40 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 43 - 40 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 26 - 25 тыс. руб.;

дебет счета 44 кредит счета 76 - 4 тыс. руб.;

дебет счета 44 кредит счета 71 - 1 тыс. руб.;

дебет счета 76 кредит счета 51 - 4 тыс. руб.;

дебет счета 71 кредит счета 50 - 1 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 44 - 5 тыс. руб.;

дебет счета 62 кредит субсчета 90-1 - 90 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-3 кредит счета 68 - 15 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-9 кредит счета 99 - 5 тыс. руб. (90 тыс. руб. - 40 тыс. руб. - 25 тыс. руб. - 5 тыс. руб. - 15 тыс. руб.).

Таким образом, на 1 марта 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:

Кт. - 90-1 - 210 тыс. руб.;

Дт. - 90-2 - 155 тыс. руб.;

Дт. - 90-3 - 35 тыс. руб.;

Дт. - 90-9 - 20 тыс. руб.;

Кт. - Сальдо по счету 99 - 20 тыс. руб.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 232.