Аудирование как вид речевой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

1. Введение

2. Аудирование как вид речевой деятельности

3. Трудности аудирования и пути их преодоления

3.1 Трудности, связанные с языковой формой сообщения

3.2 Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения

3.3 Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения

3.4 Трудности, связанные с источником информации

4. Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию

4.1 Основные положения системы упражнений

4.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов

4.2.1 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 7 классе

4.2.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 8 классе

4.2.3 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 9 классе

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

Данная курсовая работа посвящена системе послетекстовых упражнений, используемых при обучении аудированию в УМК 7-9 классов.

Основные задачи работы состоят в следующем:

1)необходимо описать трудности, которые возникают в процессе аудирования;

2) необходимо представить классификацию послетекстовых упражнений и описать каждую группу данной классификации.

Курсовая работа включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

В первой главе приводятся общие сведения об аудировании как виде речевой деятельности. Вторая глава посвящена описанию трудностей, возникающих при аудировании у учащихся, и возможным путям их преодоления. В третьей главе представлены сведения об основных формах и видах работы при обучении аудированию.

Для написания курсовой работы использовались труды И.Л.Бим «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе», М.С.Вайсбурга «Обучение пониманию иноязычной речи на слух», а также статьи Н.В.Елухиной, посвящённые трудностям аудирования и путям их преодоления. Материалом исследования послужили УМК, составленные И.Л.Бим для 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ.

 



Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию

Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов

 

Все послетекстовые упражнения, используемые для обучения аудированию в УМК 7,8, 9 класса, можно разделить на три группы, согласно классификации послетекстовых упражнений, предложенной в пункте 4.1.

 

Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 7 классе

К первой группе относятся следующие типы упражнений:

Beantwortet, bitte, die Frage [Бим 2001, 2].

Findet, bitte, die Antwort auf die Frage : Wie nennt man Frankfurt [Бим 2001, 2].

Erganzt, bitte, die Satze [Бим 2001, 2].

Sagt eure Meinung uber den Text. Gafallt euch den Text oder nicht? [Бим 2001, 2]

Spielt die Szene: Alex und Nneka diskutieren uber ihre Heimatstadt. [Бим 2001, 2]

Какое предложение выражает основную мысль текста? [Бим 2001, 2]

Распределите предложения в правильной последовательности [Бим 2001, 2].

Ко второй группе упражнений, используемых при обучении аудированию в 7 классе относятся упражнения типа :

Was ist ein Triebhaus? [Бим 2001,2]

Wie heisst die Frau, die in einem Dorf lebt und im Feld arbeitet?[Бим 2001, 2]

Wer ist das ein Turnlehrer? Was macht er in der Schule? [Бим 2001, 2]

К третьей группе послетекстовых упражнений относятся:

Kreuzt in der Tabelle, was in Italien und in Deutschland anders ist [Бим 2001, 2].

Notiert euch, wo fur diese Menschen ihr Lieblingsplatz ist [Бим 2001, 2].

Markiert auf dem Plan den Weg jedes Kindes mit Buntstiften [Бим 2001, 2].

Kreuzt die passende Antworten auf die folgenden Fragen an [Бим 2001, 2].

Kreuzt, bitte, wessen Worte das ist [Бим 2001, 2].

Wahlt die richtige Antwort [Бим 2001, 2].

Ученики реагируют с помощью сигнальных карт или поднятием руки в ходе прослушивания на каждый новый абзац [Бим 2001, 2].

 

Заключение

 

На основе проведённой работы, направленной на анализ системы послетекстовых упражнений и описание каждой группы данной системы, можно сделать следующие выводы:

1. Аудирование – сложный специфический вид внутренней речевой деятельности, в которой задействованы все основные анализаторы человека: слуховой, зрительный и речедвигательный.

2. Аудирование связано с другими видами речевой деятельности, а именно с говорением и чтением, поэтому развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение аудированию.

3. Слушание иностранной речи – достаточно сложное занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Основная трудность заключается в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, её темп, особенности речи говорящего. Поэтому для успешного обучения аудированию необходима методическая система, учитывающая эти трудности и обеспечивающая их преодоление. Таким образом, полезной для совершенствования аудирования следует считать такую тренировку, при которой выполняются достаточно трудные упражнения, но при условии посильности этих трудностей.

4. В методике не существует единого мнения по вопросу о классификации упражнений, используемых при обучении аудированию. Традиционно выделяют подготовительные и речевые упражнения. И.Л.Бим полагает, что можно выделить не две, а три группы упражнений, а именно: условно коммуникативные, собственно коммуникативные упражнения и упражнения, используемые для контроля сформированности умений аудирования. При этом первая группа упражнений относится к предтекстовым упражнениям, а вторая и третья к послетекстовым.

5. Все послетекстовые упражнения, встречающиеся в УМК 7, 8, 9 классов можно разделить на:

1) послетекстовые упражнения на распознавание текста, построенного на полностью знакомом материале и предполагающие вербальную реакцию учащихся в ходе прослушивания текста и после него;

2) послетекстовые упражнения на распознавание текста, простроенного на полностью знакомом материале и предполагающие невербальную реакцию учащихся в ходе прослушивания и после него;

3) послетекстовые упражнения на распознавание текста, включающего незнакомые элементы, о значении которых надо догадаться по контексту или созвучию со словами родного языка.

6. В 7 классе послетекстовые упражнения по восприятию на слух и пониманию текста строятся либо на тексте с предварительно снятыми трудностями, либо предполагают их снятие в ходе прослушивания с помощью реплик типа: Entschuldigen Sie bitte, ich habe nicht verstanden/ wiederholen Sie bitte/ was bedeutet das? Большое внимание уделяется как вербальным, так и невербальным способам контроля, поэтому часто используются упражнения типа: ответьте на вопросы, выразите своё мнение, дополните предложения; отметьте крестиком правильный ответ, различные тестовые задания, а так же упражнения с использованием сигнальных карт, перфокарт.

7. В 8 классе начинается обучение двум видам аудирования: с полным пониманием воспринимаемого на слух текста и с общим охватом содержания, которое продолжается в 9 классе. В 8, 9 классах особое значение имеют упражнения, побуждающие учащихся добиваться понимания с помощью переспроса, побуждающие учащихся выражать своё мнение и оценку к прослушанному тексту.

 



Список использованной литературы

1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.

2. Бим И.Л. Учебник немецкого языка для 7 класса общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2001. – 272 с.

3. Бим И.Л. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2001. – 280 с.

4. Бим И.Л. Учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2001. – 285 с.

5. Вайсбург М.С. Обучение пониманию иностранной речи на слух. – М.: Просвещение, 1965. – 80 с.

6. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост.: Бим И.Л., Леонтьев А.А. и др. – М.: Русский язык, 1991. – 358 с.

Содержание

 

1. Введение

2. Аудирование как вид речевой деятельности

3. Трудности аудирования и пути их преодоления

3.1 Трудности, связанные с языковой формой сообщения

3.2 Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения

3.3 Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения

3.4 Трудности, связанные с источником информации

4. Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию

4.1 Основные положения системы упражнений

4.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов

4.2.1 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 7 классе

4.2.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 8 классе

4.2.3 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 9 классе

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

Данная курсовая работа посвящена системе послетекстовых упражнений, используемых при обучении аудированию в УМК 7-9 классов.

Основные задачи работы состоят в следующем:

1)необходимо описать трудности, которые возникают в процессе аудирования;

2) необходимо представить классификацию послетекстовых упражнений и описать каждую группу данной классификации.

Курсовая работа включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

В первой главе приводятся общие сведения об аудировании как виде речевой деятельности. Вторая глава посвящена описанию трудностей, возникающих при аудировании у учащихся, и возможным путям их преодоления. В третьей главе представлены сведения об основных формах и видах работы при обучении аудированию.

Для написания курсовой работы использовались труды И.Л.Бим «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе», М.С.Вайсбурга «Обучение пониманию иноязычной речи на слух», а также статьи Н.В.Елухиной, посвящённые трудностям аудирования и путям их преодоления. Материалом исследования послужили УМК, составленные И.Л.Бим для 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ.

 



Аудирование как вид речевой деятельности

 

Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массовой информации, как радио и телевидение. В условиях школы в сферу применения аудирования входят слушание и понимание речи учителя, сообщений одноклассников, текстов, начитанных на плёнку.

В процессе аудирования взаимодействуют все основные анализаторы человека: слуховой, речедвигательный, зрительный. Так в процессе восприятия речи на слух слушающий проговаривает воспринимаемую информацию, при этом зрительный анализатор может значительно облегчить восприятие речи. Помимо анализаторов большую роль при аудировании играет внутренняя речь, которая на начальном этапе обучения иностранному языку имеет форму внутреннего проговаривания.

Связь между анализаторами и наличие внутренней речи рассматриваются как показатели того, что аудирование связанно с другими видами речевой деятельности. Так, аудирование и чтение являются реактивными видами речевой деятельности, направленными на восприятие и смысловую переработку информации. Аудирование, как и говорение, реализует устное непосредственное общение. Аудирование связанно с письмом. Когда происходит письменная фиксация мыслей, они проговариваются.

Необходимо отметить, что существующая взаимосвязь аудирования с другими видами речевой деятельности привела к тому, что довольно долгое время аудированием не занимались, ошибочно считая его «побочным эффектом» обучения говорению и чтению.

Основная форма протекания аудирования – внутренняя. Основой внутреннего механизма данного типа речевой деятельности являются такие психические процессы, как восприятие на слух, внимание, узнавание языковых средств, их идентификация, осмысление, антиципация, группировка, обобщение, удержание в памяти, умозаключение, то есть воссоздание чужой мысли и адекватная на неё реакция.

Как всякая человеческая деятельность, аудирование имеет многоуровневую, иерархическую структуру, которая включает в себя три этапа:

1) мотивационно-побудительный

Данный этап исходит из потребностей слушающего и должен приводиться в действие коммуникативной задачей, создающей установку на слушание. Коммуникативная задача стимулирует интерес, который может быть направлен либо на извлекаемую информацию, либо на процесс решения задачи;

2) аналитико-синтетический

На этом этапе происходит смысловая обработка воспринятого на слух;

3) исполнительный

На данном этапе информация должна быть оценена как знакомая или незнакомая, как понятная или непонятная.

Таким образом, аудирование представляет собой сложный специфический вид внутренней речевой деятельности.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 139.