Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары /16, с. 56/.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров.
В данной работе для определения коэффициента устойчивости использовался метод опроса. Опрошен был продавец магазина «Амурснабсбыт». И в результате было выявлено, что 15 моделей электродрелей магазина «Амурснабсбыт» пользуются постоянным спросом.
Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:
Ку = (У : Шд) , (4)
где Ку – коэффициент устойчивости;
У (показатель устойчивости) – число моделей электродрелейв, пользующихся устойчивым спросом у потребителей;
Шд – действительная широта ассортимента.
Теперь рассчитаем данный показатель для исследуемой фирмы:
Ку = (15:43)=0,34
Полученное значение свидетельствует о том, что 34% всех представленных электродрелей пользуются устойчивым спросом у покупателей. Помимо основных моделей электродрелей, пользующихся устойчивым спросом потребителей, магазин «Амурснабсбыт» включает в структуру ассортимента электродрели новых моделей, формируя рациональный ассортимент, что позволяет не только получить прибыль, но и наиболее полно удовлетворить потребности потребителей разных социальных групп.
4.6 Коэффициент рациональности ассортимента
Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей /16, с. 56/.
Важно правильно и рационально сформировать ассортимент, чтобы он был:
1) в меру широким, чтобы потребителю было из чего выбрать, с другой стороны, чтобы огромное многообразие товаров не затрудняло выбор нужного товара;
2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;
3) новым, что связано с изменением вкусов потребителей;
4) устойчивым, что представляет определенные гарантии реализации части ассортимента, пользующейся устойчивым спросом, а для потребителя удовлетворение спроса на данный товар.
Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей и рассчитывается по следующей формуле:
Кр = (Вш хКш + Вп х Кп + Ву х Ку + Вн х Кн) , (5)
где Кр – коэффициент рациональности;
Вш – коэффициент весомости широты;
Вп – коэффициент весомости полноты;
Вн – коэффициент весомости новизны;
Ву – коэффициент весомости устойчивости;
Кш – коэффициент широты ассортимента;
Кп – коэффициент полноты ассортимента;
Кн – коэффициент новизны ассортимента;
Ку – коэффициент устойчивости ассортимента.
Данный коэффициент рациональности показывает насколько торговый ассортимент отдела, фирмы, любого магазина удовлетворяет реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
В результате проделанной работы по расчету основных показателей ассортимента были получены следующие данные:
Кш (коэффициент широты) = 0,62;
Кп (коэффициент полноты) = 0,83;
Кн (коэффициент новизны) = 0,23;
Ку (коэффициент устойчивости) = 0,34.
Для того, чтобы определить коэффициент рациональности необходимо рассчитать коэффициенты весомостей каждого показателя. Для их расчета используется экспертный метод. В качестве экспертов выступали пять покупателей, находившихся в исследуемом магазине в момент проведения исследования. Каждому из выбранных покупателей было предложено оценить ранг (степень важности) каждого из указанных показателей ассортимента (полноты, широты, устойчивости и новизны) при выборе нужной им электродрели. Данные исследования и расчет всех коэффициентов весомости приведены в приложении А.
В результате расчета коэффициентов весомости получены следующие данные:
Вш (весомость широты) = 0,26;
Вп (весомость полноты) = 0,244;
Вн (весомость новизны) = 0,266;
Ву (весомость устойчивости) = 0,23.
Произведем расчет коэффициента рациональности женских костюмов:
Кр = (0,26 x 0,62 + 0,244 x 0,83 + 0,266 x 0,23 + 0,23 х 0,34) = 0,5031.
В результате подсчетов был получен коэффициент рациональности, равный 0,5031. Учитывая тот факт, что максимальное значение данного показателя равно 1, ассортимент в магазине «Амурснабсбыт» вполне рационален. Поэтому для исследуемого магазина нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ассортимент электрических инструментов достаточно широк. Электрические дрели входят в группу электробытовых товаров, относятся к подгруппе «электрические инструменты», классу - бытовой и профессиональный , роду «ручные» - в зависимости от компактности.
Основная функция электродрели — сверлить отверстия, но со сменными насадками дрель может превратиться в шуруповерт, миксер и даже шлифовальный инструмент.
В зависимости от назначения электродрели делятся на угловые, дрели-миксеры, шуруповерты, аккумуляторные и сетевые дрелей, дрели с ударом и без удара, односкоростные и двухскоростные.
В ходе курсовой работы мы дали характеристику электродрелям, затем представили классификацию электродрелей с указанием признаков классификации. Далее проанализировав потребительские свойства, которые присущи электродрелям и дав им подробные объяснения, мы сделали расчет основных показателей, характеризующих ассортимент электродрелей. В результате анализа показателей свойств ассортимента был сделан вывод о том, что в исследуемом магазине «Амурснабсбыт» достаточно полный и широкий ассортимент электродрелей. Это значит, что нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров: учебник для товаровед. фак. торг. вузов. В 2-х т. Т.1. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 320с.
2 Артамонова Л.И. Организация торговли: Учебник /Л.И. Артамонова. - М.: Экономика, 2007. – 374 с
3 Барченкова И.М. Основы товароведения непродовольственных товаров /И.М. Барченкова. – М.: Экзамен, 2007.-345 с.
4 Бурова М. Товароведение непродовольственных товаров: Конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2001. – 160 с.
5 Гейлер Г. В. Ассортиментная политика на рынке товаров: Учеб. пособие / Г. В. Гейлер. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 367 с.
6 Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. — 2003. — № 2. — С. 56—64.
7 Егоров И.В. Курс лекций «Коммерческое товароведение непродовольственных товаров»/И.В. Егоров. – М.: Изд-во Московск.гос.ун-та потребительской кооперации, 1999. – 245 с.
8 Голубятникова А.Т. Исследование непродовольственных товаров / А.Т. Голубятникова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 451 с.
9 Иванова В.И. Управление ассортиментной политикой торгового предприятия: Учеб. пособие / В.И. Иванова. – СПб.: Питер, 2007. – 428 с.
10 Ильин А. И. Планирование торгового предприятия: Учебник /А. И. Ильин. - Минск: Новое знание, 2002.-381 с.
11 Крук Д. М. Организация, планирование и управление ассортиментом фирмы: Учебник / Д.М. Крук. - Москва: ИНФРА-М, 2006.- 261 с.
12 Мареев Ю.И. Товароведение металлохозяйственных и электробытовых товаров /Ю.И. Мареев. – М.: Проспект, 2006.- 489с.
13 Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Часть 1/ Н.С. Моисеенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.
14 Медузов В.С. Ассортимент и качество производимой продукции /В.С. Медузов. - Омск: Книголюб, 2002. – 220 с.
15 Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли //Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - № 4. – С.97-104
16 Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров учебник / Ф.А. Петрище. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ашков и Кº, 2007. – 510с.
17 Печенкин А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. – 2007. - №2. – С.23-26
18 Пигунова О. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли //Маркетинг. – 2001.- № 6 .- С.50-53.
19 Пономаренко И. Методика оценки эффективности системы управления ассортиментом на предприятиях // Маркетинг. — 2003. - № 5 . – С. 2-12..
20 Светличная Г.В. Как разглядеть ходовой товар, секреты формирования ассортиментного ряда // Маркетолог. – 2005. - №1. – С.19 - 21.
21 Симонова А.П. Ассортиментная политика фирмы: Учеб. пособие /А. П. Симонова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 401 с.
22 Спирин А.А. Экономико-математические методы и модели в торговле /А.А. Спирин, Г.П. Фомин. - М.: Экономика, 2008. – 301 с.
23 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
24 Торговое дело. Экономика и организация: Учебник / Л. А. Брагин, Т. П. Данько, Г. Г. Иванов и др. – М.: ИНФРА - М, 2007. – 256 с.
П РИЛОЖЕНИЕ
Определение коэффициентов весомости показателей ассортимента
Наименование показателей | Ранги, проставленные экспертами | Оценки, проставленные экспертами | Расчетные коэффициенты весомостей | Среднее значение коэффициента весомости | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Широта | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 9,5 | 9 | 10 | 10 | 9,5 | 0,26 | 0,24 | 0,27 | 0,27 | 0,26 | 0,26 |
Полнота | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 9 | 9,5 | 9 | 9 | 9 | 0,24 | 0,26 | 0,24 | 0,24 | 0,24 | 0,244 |
Новизна | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 | 10 | 9,5 | 9,5 | 10 | 0,27 | 0,27 | 0,26 | 0,26 | 0,27 | 0,266 |
Устойчивость | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 0,23 | 0,23 | 0,23 | 0,23 | 0,23 | 0,23 |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 201.